Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 37. Виды СЭЗ и мировой опыт их функционирования




Отечественные исследователи считают, что понятие «СЭЗ» объединяет сегодня широкий спектр институциональных образований, общая черта которых преференции.

По данным информационных источников ООН, в мире существует несколько десятков видов структур, где созданы различные льготы для иностранного и национального капитала:

- зоны беспошлинной торговли:

- экспортные беспошлинные зоны;

- зоны беспошлинного промышленного экспорта;

- экспортные промышленные зоны;

- внешнеторговые зоны;

- зоны свободной экономики;

- вольные гавани;

- зоны содействия инвестициям;

- зоны совместного предпринимательства;

- научно-технические зоны;

- свободные торговые зоны;

- банковские и страховые зоны;

- открытые города;

- зоны экономического благоприятствования.

Российские исследователи подразделяют СЭЗ в соответствии с хозяйственной специализацией на:

- зоны свободной торговли;

- торгово-производственные;

- технико-внедренческие;

- сервисные;

- комплексные;

- международные.

М. Фразье и Р. Рэн считают, что в своем развитии СЭЗ прошли три основных этапа: первый этап - складские и транзитные зоны. Это самый древний тип зон; второй этап – промышленные и экспортно-производственные зоны; третий этап – комплексные зоны свободного предпринимательства (свободные порты, зоны обработки информации и др.)

История возникновения СЭЗ уходит в далекое прошлое. В 166 г. до н.э. в целях содействия торговле власти греческого государства Делос провозгласили первую документально известную свободную зону, где приезжие купцы освобождались от налогов, пошлин и выполнения административных формальностей.

В средние века зоны свободной торговли, известные как «порто-франк», были созданы в портовых городах Гамбурге, Бремене, Марселе, Ливорно, Мессине и др. Территория «порто-франко» отделялась от остальной территории специальной таможенной границей, движение товаров между «порто-франко» и зарубежными государствами осуществлялась без таможенных формальностей и уплаты пошлин. В начале 20 в. «порто-франко» существовали в Гибралтаре, на Мальте, Сингапуре и других. странах и регионах.

Во второй половине 20 в. вновь отмечается бурное развитие СЭЗ в развитых, развивающихся странах, а затем, с известным опозданием в странах с переходной экономикой.

Из 100 стран, в которых функционируют СЭЗ, больше всего их в США – около 240. В США СЭЗ стали создаваться в 30-е гг. по Закону «О зонах внешней торговли» от 1934 г. с целью активизации ВЭД, а также снижения уровня безработицы. В конце 90-х гг. в зонах общего назначения и субзонах (специализированных зонах) внешней торговли, зарегистрированных в 48 штатах, действовали 3 тыс. компаний с числом занятых свыше 320 тыс. чел.

Одной из первых СЭЗ в Западной Европе стала созданная в 1957 г. зона благоприятствования в Ирландии вблизи международного аэропорта Шеннон. Территория зоны составляла всего 15 га. Цель создания была скромная – получить дополнительно 300 новых рабочих мест. Налоговые и таможенные льготы позволили не только получить эти рабочие места, но и создать в зоне предприятия экспортной направленности, а образование на базе местного университета технопарка дало возможность повысить технологический уровень этих производств, что способствовало экономическому подъему наиболее отсталой западной части страны и в итоге – экономическому подъему в стране в целом.

На рубеже веков СЭЗ действуют во многих странах Западной Европы. Наиболее распространены зоны свободной торговли различных видов, научно-промышленные парки и оффшорные центры. Больше всего насчитывается зон свободной торговли, которых около 150. В Германии, например, шесть крупнейших ЗСТ находятся в морских портах (Бремен, Бременхавен, Кухсхавен, Эмден, Гамбург, Киль. В Италии широко применяется такой вид ЗСТ, как бесполинные склады, которые расположены в Неаполе, Генуе, Барии, Ливорно, Палермо, Рим. Одной из разновидностей ЗСТ являются также специальные магазины «Дьюти Фри», расположенные в крупных аэропортах. С января 2000 г. в системе беспошлинной торговли в рамках ЕС происходят изменения в связи с ликвидацией торговых барьеров и осуществлением стандартизации правил таможенной процедуры на своей территории.

Большое развитие в Западной Европе получили оффшорные центры, которые привлекают иностранных предпринимателей благоприятным валютно-финансовым, фискальным режимом, высоким уровнем банковской и коммерческой секретности, лояльностью государственного регулирования. Среди стран и территорий, где функционируют оффшорные центры: Лихтенштейн, остров Мэн, острова Гернси и Джерси (Великобритания), Мадейра, Ирландия, Швейцария, Кипр, Мальта и др. Оффшорный бизнес концентрируется в банковском, страховом деле, операциях с недвижимостью, экспортно-импортных операциях, консалтинге. Капитал, действующий в сфере оффшорного бизнеса в Западной Европе, достигает 130 млрд. долл., в нем участвуют свыше 400 тыс. юридических и физических лиц, каждый год регистрируются несколько тысяч новых компаний.

Наибольший эффект развитие СЭЗ принесло НИС (азиатским тиграм, Бразилии, Мексике и др. странам), где создание зон является инструментом общей гибкой стратегии экономического роста. В других РС СЭЗ не стали важным механизмом их экономического развития, являясь изолированными анклавами производства товаров легкой промышленности, бытовой электроники, а иногда и тяжелой промышленности на основе переработки местного сырья, способствуя, однако, их экономическому росту и интеграции их экономик в МХ. Поэтому число СЭЗ в РС быстро растет и в конце 90-х гг. их число превысило 450, число занятых в них – более 3 млн чел., совокупный объем их экспорта превысил 25 млрд долл.

В Китае СЭЗ учреждены в 1980 г. и располагаются они на южном побережье страны. Крупнейшая из них заняла всю провинцию на острое Хайнань. Интенсивно развиваются также СЭЗ в городах Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу и Сямынь. Китайские СЭЗ прежде всего основываются на привлечении зарубежного китайского и иностранного капиталов, использовании многочисленной и дешевой рабочей силы, финансовой поддержке правительства страны и местных органов власти. Большие льготы предоставляются иностранному капиталу в экспортоориентированных и технологически емких проектах с помощью дополнительных налоговых скидок, ускоренной амортизации основных фондов, государственных субсидий на оплату земельных участков и рабочей силы, предоставления дополнительных прав в сбыте продукции на внутреннем рынке Китая и др. Функционирование СЭЗ способствует переходу от закрытой административно-распределительной к открытой рыночной экономике, ее развитию (бурный рост инвестиций, рост числа промышленных предприятий, рост числа рабочих мест, резкое увеличение производительности труда на объектах с иностранным капиталом, прогрессивные сдвиги в отраслевой структуре промышленности, бурный рост объема экспорта из СЭЗ, диверсификация его структуры).

В России СЭЗ стали создаватьсяв начале90-х гг. Однако идея СЭЗ во многом стала инструментом борьбы за перераспределение власти и ресурсов в рамках суверенизации бывших союзных республик и крупных регионов. С июля 1990 г. по июнь 1991 г. Верховный Совет России официально закрепил статус СЭЗ за 11 регионами общей площадью более 1 млн. кв. км (7% территории), с населением 18,5 млн. чел. (13% населения). Тем самым оказались многократно перекрыты совокупные размеры всех имеющихся СЭЗ в мире, вместе взятых. При этом процесс характеризовался отсутствием четкого понимания целей и задач их создания, отсутствием нормативно-правовой базы для их создания и функционирования, массовой раздачей льгот без четких критериев. Принятие в 1991 г. Закона об иностранных инвестициях, где содержалась глава о СЭЗ, несколько упорядочило процесс их образования.

В 1992 г. в связи с осуществлением рыночных преобразований и либерализацией экономики отношение к СЭЗ изменилось. В июне 1992 г. был принят Указ Президента РФ «О некоторых мерах по развитию свободных ЭЗ на территории РФ».

Принятый в 1993 г. Таможенный кодекс РФ установил новые, ранее не существовавшие таможенные режимы: свободные таможенные зоны и склады, магазины беспошлинной торговли, переработку товара на таможенной территории.

В России ЗСТ существуют в форме:

- таможенных складов,

- свободных таможенных зон производственного и торгового типов,

- магазинов беспошлинной торговли.

 

 

Вопрос 41. Международные валютные отношения. Мировая валютная система. Этапы эволюции мировой валютной системы

Международные валютные отношения -совокупность общественных отношений, складывающихся при функционировании валюты в мировом хозяйстве и обслуживающих взаимный обмен результатами хозяйственной деятельности отдельных национальных экономик.

Развитие МВО обусловлено ростом производительных сил, созданием мирового рынка, углублением МРТ, формирование мировой системы хозяйства, интернационализацией хозяйственных связей.

Исторически сначала возникли национальные валютные системы, закрепленные национальным законодательством с учетом норм международного права. Национальная валютная система являются составной частью денежной системы страны, хотя она относительно самостоятельна и выходит на национальные границы. Ее особенности определяются степенью развития и состоянием экономики и внешнеэкономических связей страны.

Валютная система – форма организации денежных отношений, определяемая степенью развития товарного производства;

- внутреннее денежно-кредитное обращение;

- форма организации и регулирования валютных отношений, закрепленная национальным законодательством или межгосударственными соглашениями.

Национальная валютная система неразрывно связана с мировой валютной системой через национальные банки, обслуживающие ВЭД; эта связь проявляется в межгосударственном валютном регулировании и координации валютной политики ведущих стран.

Элементы валютной системы:

1. национальная валюта

2. валютный курс

3. валютный паритет – законодательно устанавливаемое соотношение между двумя валютами, являющееся основной валютного курса.

4. конвертируемость валюты Полная конвертируемость Ограниченная конвертируемость: внешняя и внутренняя.

Внешняя конвертируемость Внутренняя конвертируемость

5. наличие или отсутствие валютных ограничений (операций с национальной и иностранной валютой с помощью экономических, правовых, организационных мер);

6. международные кредитные средства обращения.

7. регулирование международной валютной ликвидности (МВЛ)

8. режим валютного рынка и рынка золота;

9. институциональный элемент – деятельность национальных органов управления и регулирования валютных отношений страны (ЦБ, министерства экономики и финансов, органы валютного контроля).

Мировая валютная система – форма организации МВО, закрепленная межгосударственными соглашениями; состоит из взаимодействующих национальных валютных систем и международных валютных институтов и организаций. Все эти звенья представляют собой относительно самостоятельные части, в то же время они тесно связаны и взаимопереплетены.

Основные задачи МВС:

- эффективное осуществление платежей за экспорт и импорт товаров, капитала и услуг, других видов деятельности в отношениях между отдельными странами;

- создание благоприятных условий для развития производства и международного разделения труда;

- обеспечение функционирования экономической и политической системы МРХ;

- содействие расширению или ограничению интенсивности международных экономических отношений.

Функции МВС:

· осуществление перелива факторов, промежуточных и конечных результатов производства из одной страны в другую или блокирование этого процесса;

· расширение или ограничение степени национальной экономической самостоятельности;

· использование как орудия экономического и политического нажима на отдельные страны.

МВС базируется на функциональных формах мировых (или международных) денег, выполняющих все функции денег подобно функциям денег в национальных хозяйствах.

Международные деньги выступают на двух уровнях:

- международная торговая валюта;

- международная резервная валюта.

Критерии деления: а) различие операций, обслуживаемых валютой; б) субъекты, осуществляющие эти операции. Но в обоих случаях речь идет об одинаковых по качеству деньгах.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 825; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.