КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вступление. Международные организации гражданской авиации
Лекция № 6
Теперь несколько слов о перспективах развитии гражданской авиации в Украине. Какой парк воздушных судов необходим Украине? Ясно, что самолетов нужно не только много, но и различных классов и типов по назначению, вместимости, дальности полета и другим эксплуатационным характеристикам. И эта потребность однозначно не может быть удовлетворена возможностями только отечественной авиационной промышленности ни по количеству, ни по функциональной номенклатуре. А это подразумевает дальнейшую тенденцию к ускорению динамики увеличения парка западных воздушных судов в структуре парка гражданской авиации Украины. И вот почему. Перспективы только отечественной авиационной промышленности, также как и во многом связанной с ней дружественной Украине Российской авиационной промышленности в увеличении производства относительно современных самолетов не внушают большого оптимизма. Как известно, зависла судьба российского самолета Ту-334, Ил-114, украинскогоАн-140, свернуто производство Ан-3Т, медленно реализуются программы модернизации ТУ-204 (ТУ-204СМ), ИЛ-96-300. Успешно начата реализация программы совместного выпуска российским и украинским авиапромом самолетов Ан-148. Уже в 2010 г. декларировались запланированные мощности по ежегодному выпуску 24 самолетов в Воронежском авиационном самолетостроительном объединении (г. Воронеж) и 12 самолетов в Киеве. На самом деле выпущено менее десяти самолетов, что совсем мало по сравнению с реальными потребностями в самолетах такого класса. Кроме того, эксплуатация первых самолетов показала необходимость их серьезных доработок, что не повышает их конкурентоспособности с западными типами ВС. История европейского авиационного законодательства впитала в себя все положительное в авиационном законодательстве ICAO, США (FAR), JAA (JAR) и стран-членов ЕС. Более 20 стран Евросоюза, в том числе, и с мощными экономиками и позициями в ГА (Германия, Великобритания, Франция и др.) перешли сначала с национальных на общие авиационные правила JAA, а потом и на современные европейские авиационные правила. Наоборот, они нашли в этом очень существенные преимущества, такие как: - признание сертификатов типов ВС; - взаимное признание ТО ВС в странах–членах;
- беспрепятственное обеспечение ВС запасными частями (компонентами); - беспрепятственный обмен кадрами летного и технического состава и др. Положительный эффект от этого налицо — статистика показателей по безопасности полетов в ГА за длительный период свидетельствует, что они наилучшие у США, далее с высокими показателями по безопасности полетов следует Евросоюз, за ним обобщенно страны-члены ICAO. Неоднозначное положение с безопасностью полетов в Украинеи России требует срочных адекватных, возможно, и кардинальных мер, к которым, вероятно, и следует отнести использование мирового опыта работы ГА в области авиационного законодательства. Здесь эффективными могут быть только системные меры, кардинально модифицирующие фундаментальные основы системы обеспечения и поддержания летной годности ВС и приемлемого уровня безопасности полетов. И эти системные меры, как раз, и заложены в авиационном законодательстве Евросоюза. Есть существенная разница в программах обучения по западным и советским стандартам. Например техник-механик, прошедший обучение по евростандартам, получает, в отличие от своего украинского коллеги, практически права инженера-механика, право ТО электрооборудования ВС и замены компонентов авионики, не требующих сложных тестовых проверок. Инженеру-механику, окончившему ранее, например, Киевский, Московский или Рижский институт ы инженеров ГА по самой полной программе обучения и имеющему практику ТО не одно го десятилетия, для получения лицензии PART-66 (В1.1), необходимо досдать 5 модулей PART-66 (немногим менее 50 %) полной программы теоретического обучения специалиста этой категории. Теперь о стандартах. В Евросоюзе, в области гражданской авиации, как в США, в Украине и России, высший статус имеют стандарты ICAO. Но очевидный сравнительный прогресс ГА США и Евросоюза позволяет их законодательным в области ГА органам, создавать свои стандарты, более жесткие, чем стандарты ICAO, при непременном условии неукоснительного соблюдения стандартов ICAO. Кстати, эти более жесткие стандарты принимаются исключительно в целях повышения основного качественного показателя работы ГА — безопасности полетов. В Европе право проектирования самолетов, как и право их производства, предоставляется исключительно организациям, утвержденным по единым европейским стандартам (PART-21). Утверждаются они государственными надзорными в области ГА органами Евросоюза. Сертификация ВС также производится по единым государственным стандартам. Положительная особенность европейского авиационного законодательства
состоит в его единстве (для работающих по нему стран), лаконичности и простоте изложения, доступности и постоянном оперативном реагировании на изменения условий эксплуатации АТ и, что не менее важно, постоянной нацеленности на поддержание высоких стандартов летной годности ВС и на обеспечение приемлемого уровня безопасности полетов. Это законодательство по номенклатуре не изменяется, начиная с даты ввода. Периодически на сайте EASA публикуются доступные для всех пользователей изменения и дополнения, которые вносятся в основной текст. Общее (единое) авиационное законодательство — это, образно говоря, единые правила игры на авиационном рынке стран-участниц. Теперь о социальной ответственности. Эксплуатация конкурентоспособных западных, также как украинских и российских типов ВС обеспечивает повышение безопасности полетов, прибыльности и рентабельности работы эксплуатантов, способствует росту объема перевозок, увеличению количества рабочих мест и, наконец, очень существенному повышению зарплат летного, технического и иного авиационного персонала. Оживляется экономика страны, увеличиваются налоговые сборы на социальные нужды государства. В этом и есть социальная ответственность. Принято считать, что транспорт, в том числе и авиационный — это, образно говоря, кровеносные артерии государства, а стало быть, само государство кровно заинтересовано в его развитии. Для роста экономики Украины есть необходимость существенного увеличения объема пассажирских и грузовых авиационных перевозок, соответствующего увеличения парка конкурентоспособных на мировом рынке ВС. В этой ситуации в интересах государства авиакомпании приобретают западные типы ВС. А государство обязано создавать для авиакомпаний и граждан своей страны все условия для успешной эксплуатации ВС. Не совсем нормально, что украинские авиакомпании гоняют далеко на Запад и втридорога свои самолеты на ТО в то время, когда свои заводы ГА, имеющие прекрасные базы и опытные кадры по ТО, из-за отсутствия АТ сокращают штат своих специалистов. Может, лучше оказать административную, методическую и финансовую помощь в утверждении на этих заводах организаций ТО по евростандартам (PART-145) и обеспечить ТО западных ВС украинских авиакомпаний? Налицо — потенциальный выигрыш государства, авиакомпаний, авиаремонтных заводов, (в том числе, и завода 410 ГА в Киеве) и, что не менее важно, решение социальных проблем создания рабочих мест и достойной оплаты труда авиационных специалистов. Конечно, потребуется решение и вопроса подготовки кадров авиационных специалистов по евростандартам. Однако, переход на европейские стандарты
(PART-66, PART-147) в подготовке кадров по ТО АТ не требует серьезных финансовых затрат по созданию соответствующей базы обучения специалистов. Кстати, средства на обучение специалистов ТО, в том числе, формируются (и в немалой степени) от налоговых поступлений частных авиакомпаний, эксплуатирующих западные типы ВС. И потом, разве плохо, если авиационные специалисты — выпускники авиационных учебных заведений Украины, при тех же затратах государства на их обучение, станут абсолютно адаптированными к эксплуатации и "советских", и западных типов ВС. Ведь первая проблема, с которой столкнулись эксплуатанты современного не западного типа самолета (Ан-148), была проблема авиационных кадров. Нехватка летных, в частности, кадров послужила сдерживающим фактором более интенсивной эксплуатации этого перспективного типа ВС. Развал СССР и последующие события в политической и экономической жизни страны затормозили и снизили научно-технический и производственный потенциал Украины в разработке и создании новых современных конкурентоспособных типов ВС, создав труднопреодолимый разрыв с ведущими в этой сфере западными разработчиками и производителями ВС. Но этот потенциал не утрачен, и Украина пытается восполнить упущенное. Это очень не просто с учетом того, что и западные конкуренты не дремлют в части дальнейшей модификации выпускаемых и в создании новых современных и перспективных типов ВС. В этой ситуации как раз не лишне, в порядке наверстывания упущенного, позаимствовать накопленный конкурентами опыт, хотя бы в области авиационного законодательства, способствующий их успехам в области ГА. Кстати, Украина, являющаяся дружественным и серьезным партнером России в развитии ГА, в лице ГП "Антонов", практически не утратила своего научно-технического потенциала в проектировании современных конкурентоспособных самолетов, и начала интенсивную работу по переходу ГА своей страны на европейское авиационное законодательство. Положительная особенность европейского авиационного законодательства заключается в его единстве для работающих по нему стран, лаконичности и простоты изложения, доступности и постоянном оперативном реагировании на изменения условий эксплуатации авиационной техники и постоянной нацеленности на поддержание высоких стандартов летной годности воздушных судов и на обеспечение приемлемого уровня безопасности полетов. Общее (единое) авиационное законодательство - это, единые правила по которым работают в области гражданской авиации все страны-участницы. Исходя из всего вышесказанного, возникает необходимость гармонизации авиационного законодательства Украины с законодательством Европейского Союза в области гражданской авиации.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 809; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |