Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Физическая культура в высшем учебном заведении

Значимость физической культуры

История физической культуры

1. Культура — исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. В широком смысле слова культу­ра играет важную роль в развитии человека, преобразует его биологиче­ские потребности, регулирует общественное поведение, выполняет роль социальной информации, переходящей от поколения к поколению.

Физическая культура представляет собой часть общей культуры, вид деятельности, направленный на познание и преобразование физиче­ской природы человека.

Законы РФ о физической культуре и спорте определяют физическую культуру как важную часть культуры народа, являющуюся совокупностью духовных и материаль­ных ценностей, создаваемых, развиваемых и используемых обществом в процессе физического воспитания в целях укрепления здоровья населе­ния Российской Федерации.

Физическое воспитание входит в понятие "физическая культура" и представляет собой процесс обучения двигательным действиям и вос­питание свойственных человеку физических качеств, гарантирующих направленное развитие базирующихся на них способностей. Через фи­зическое воспитание человек превращает достижения физической куль­туры в личное достояние (в виде улучшения здоровья, повышения уровня физического развития и т.д.).

Физическое развитие — это процесс становления и изменения биологических функций и форм организма человека, совер­шающийся под влиянием внутренних и внешних факторов, в особенно­сти социальных.

Физическое развитие управляемо. С помощью физических упражне­ний, рационального питания можно изменять морфологические и функ­циональные свойства организма человека

В процессе физического воспитания и физического развития дости­гается физическое совершенство человека — исторически обуслов­ленный уровень здоровья и всестороннего развития физических способ­ностей людей, адекватный требованиям трудовой деятельности и усло­виям производственного дела и других сфер общественной жизни, обеспечивающий высокую дееспособность и нормальное протекание жизненно важных функций.

Возникновение первых физических упражнений связано с: 1) трудовой и военной деятельностью. 2) с религиозными обря­дами (культовые танцы, пляски, игры). 3) физические упражнения создавались ис­кусственно на основе познания человеком возможностей своего тела.

Существенное значение в происхождении тех или иных видов физи­ческих упражнений и игр имеют географическая среда и климатические условия, в которых жили первобытные люди.

Большой вклад в развитие физической культуры внесли страны Древнего Востока (фехтование на мечах, конное поло, стрельба из лука, шахматы, йога, ушу, каратэ-до и др.) и Древней Греции (В Спарте до 7 лет дети воспитывались в се­мье. С 7 до 18 лет— в государственных воспитательных учреждениях, в которых занимались в основном физическими упражнениями (метание копья и диска, бег, борьба, прыжки, военные игры, охота). С 38—20 лет юноши зачислялись в отряды эфебов, где продолжали военную и физи­ческую подготовку, а затем несли военную службу до старости).

В Древней Греции большой популярностью пользовались различные состязания, проводимые в различных областях Греции. Однако наибольшее значение имели Олимпийские игры, которые проходили чрезвычайно торжественно один раз в четыре года. За месяц до игр по всей территории Греции объ­являлось священное перемирие. Олимпия превращалась в центр экономи­ческой, культурной и политической жизни Греции. Участники игр дава­ли клятву, что они честно готовились и будут достойно состязаться. Победители игр пользовались большой славой, уважением, почестями. На играх выступали Геродот, Сократ, Демосфен, Лукиан. Пифагор.

Первые известные истории Олимпийские игры отмечены 776 г. до н.э. Некоторые исследователи считают, это были уже 28-е игры. Первый известный в истории чемпион Олимпийских игр в беге на один стадий — повар Корэб из Элиды. Программа Олимпий­ских игр вначале состояла только из бега на один стадий (192 м 27 см), равный 600 стопам Геракла. Позже проявилось Олимпийское пятиборье - пентатлон (бег с оружием, кулачный бой, состя­зания колесниц, верховая езда, бег на длинные дистанции (от 7 до 24 стадий)). С 37-й Олимпиады в Играх стали принимать участие дети. Ра­бы, люди негреческого происхождения и женщины к Играм не допуска­лись. Именем атлета, выигрывавшего самый почетный вид состязаний — бег на один стадий, — называлась следующая Олимпиада. Самый знаменитый атлет Древней Греции Леонидас из Родо­са, одержавший 12 побед на различных беговых дистанциях.

Появление и распространение христианской религии, боровшейся против языческой веры, повлекло за собой прекращение Олимпийских игр древности. В 394 г. римский император Феодосии I издал эдикт о запрещении Олимпийских игр.

Эпоха Возрождения характеризовалась бурным развитием наук и от­крытием новых научных фактов. Леонардо да Винчи изучал пропорции тела и механику его движений, У. Гарвей открыл законы кровообраще­ния и положил начало изучению физиологии человека, А.Везалий ис­следовал анатомическое строение человеческого тела.

Наряду с этими исследованиями крупный вклад был сделан и в педагогику. Педагогические идеи физического воспитания гуманистов отражены в трудах И. Меркулиаса, Я. А. Коменского, Ф. Рабле, Т. Мора, Т. Кампанелла и др. Од­нако практика намного отставала от теории — мешали социально-экономические условия жизни, религия.

В XIX веке происходит развитие и становление гимнастических сис­тем (Шведской, Германской, Французской). Это было обусловлено осо­бенностями политического и военного развития стран в XIX веке. Понятие "гимнастика" в первый период новой истории объединяло не только упражнения на снарядах и без снарядов, но и другие виды упражнений (бег, прыжки, борьбу, катание на лыжах, коньках, приемы защиты и нападения и др.).

В 1860—1880 гг. начинаются широкие спортивные контакты, появ­ляются национальные и первые международные спортивные объедине­ния: 1863 г. — Английская футбольная лига; 1881 г. — Европейская ассоциация гимнастики; 1888 г. — Американский легкоатлетический союз и т.д.

В 1894 г. в Париже состоялся Учредительный конгресс сторонни­ков олимпизма. На нем было принято решение о проведении Олимпий­ских игр, создании Международного олимпийского комитета (МОК) и принятии Олимпийской хартии (сборника уставных документов по во­просам олимпийского движения). Местом проведения Игр I Олимпиады современности в 1886 г. были выбраны Афины — столица Греции. Большой вклад в возрождение Олимпийских игр сделал Пьер де Кубертен. Он же стал и первым президентом МОК.

Современные Олимпийские игры — крупнейшие соревнования, проводящиеся один раз в четыре года. Продол­жительность летних Олимпийских игр 16 дней, зимних — 14 дней.

Олимпийский символ — пять переплетенных колец, олицетворяющих единство пяти континентов и встречу спортсменов всего мира на Олим­пийских играх.

Олимпийский девиз — "Citius, Altius, Fortius!" (СИТИУС, АЛЬТИУС, ФОРТИУС), в переводе с латинского "быстрее, выше, сильнее!", выра­жает устремление олимпийского движения.

Олимпийский флаг — белое атласное полотнище размером 3x2 м. с изображением в центре олимпийского символа — пяти разноцветных переплетенных колец.

Олимпийский огонь рождается у развалин храма Зевса в Олимпии от солнечных лучей, собранных зеркалом. Доставляется олимпийский огонь факельной эстафетой на олимпийский стадион к моменту откры­тия Игр.

К ритуалам Олимпийских игр относятся Церемонии торжественно­го открытия и закрытия Игр, клятвы спортсменов и судей. В клятве говорится об уважении и соблюдении правил, участии в соревновании в истинно спортивном духе, во славу спорта и во имя чести своих команд.

Олимпийским движением руководит Международный олимпийский комитет (МОК). Штаб-квартира МОК расположена в швейцарском го­роде Лозанне.

История развития физической культуры в нашей стране уходит корнями в глубокую древность. Большая роль в физическом воспитании отводилась родителям, которые должны были научить ребенка стрельбе из лука, метаниям, плаванию. Славяне отличались смелостью, силой, выносливостью. Византийский император Маврикий (IV в.) высоко оценивал воинское умение, стойкость, физическую подготовленность славян, их превосходство перед всеми в переправах через реки. В вос­питательной системе большое место занимали игрища (культовые обря­ды матери-земле, Яриле, Перуну). В 13—14 вв. славяне участвовали более чем в 160 войнах с татарами, монголами, литовцами, немцами, шведами, поляками. В связи с этим различные формы физического вос­питания (борьба, верховая езда, стрельба, метание камней, игры, кулач­ные бои и др.) играли важную роль в подготовке княжих дружин.

При Петре I в 1701 г. физическая подготовка впервые была введена обязательным предметом в учебном заведении. Обучение включало фехтование, верховую ез­ду, греблю, парусное дело, стрельбу из пистолета, танцы, игры.

Впервые научная теория физического воспитания в нашей стране была создана П.Ф.Лесгафтом («Основы естественной гимнастики» — 1874 г.).

В 60—80-х годах XIX в. в России зарождаются первые клубы и спор­тивные общества ("Клуб любителей бега" и т.п.). В эти годы появляются спортсмены, заявившие о себе на международном уровне. А.Паншин — сильнейший скороход мира (1988/89 г.), Н.Струнников — неоднократный чемпион мира и Европы по конькобежному спорту, П.Заковорот — чемпион мира по фехтованию, победы в международных соревнованиях одерживали штангист С.Елисеев, гребец М.Свешников и многие другие.

Впервые представители России участвовали на Олимпийских играх в Лондоне в 1908 г. Первым русским чемпионом стал фигурист Н.Панин-Коломенкин. Впервые команда России официально принимала участие на Играх V Олимпиады в Стокгольме. Результаты оказались скромными — 15—16 места из 18 команд (2 серебряные и 2 бронзовые медали).

После 1917 г. физическая культура политизируется, превращается в средство и составную часть коммунистического воспитания, ориенти­руясь лишь на физическое здоровье, необходимое сферам труда и обо­роны.

В 1918 г. открыт первый институт физической культуры. В 1922—1924 гг. образуются спортивные организации "Ди­намо". "Спартак" и др. В 1931 году создан всесоюз­ный комплекс ГТО, в 1935—1937 гг. — Единая всесоюзная спортивная классификация (ЕВСК). В 1941 г. военно-физическая подготовка введена в школах. Несмотря на тяжелую и разрушительную войну, в 1944—45 гг. спортсмены Советского Союза установили более 170 рекордов страны, 31 из которых превышали мировые.

В послевоенный период, несмотря на большие проблемы, сущест­вующие в стране, появляется большое количество эффективных науч­ных разработок в области физической культуры и спорта. Физическая культура продолжает функционировать как массовое движение.

В 1952 г. впервые спортсмены нашей страны участвуют в Олимпий­ских играх (Хельсинки) и делят по итогам соревнований первое обще­командное место со сборной командой США. В 1956 г. на XVI Олим­пийских играх в Мельбурне с подавляющим преимуществом завоевано I общекомандное место (98 медалей, из них 37 — золотых). С этого го­да и до 1996 г. сборная команда Советского Союза, а затем России толь­ко один раз уступили первое общекомандное место на летних Олимпий­ских играх (1968 г., Мехико) и трижды — на зимних (1968 г. — Гре­нобль, 1980г.— Лейк-Плесид, 1992 г. — Альбервиль).

XXII Олимпийские игры состоялись в Москве в 1980 г. В них участ­вовали спортсмены из 80 стран (всего 5283 участника). Команда СССР завоевала 80 золотых, 69 серебряных, 46 бронзовых медалей.

Наиболее выдающимися отечественными спортсменами-олим­пийцами по праву считаются: Лариса Латынина (18 Олимпийских на­град, из которых 9 — золотые); Виктор Чукарин (7 золотых медалей), Лидия Скобликова и Любовь Егорова (6 золотых медалей); Николай Андрианов и Лариса Лазутина (5 золотых медалей) и многие другие. В списке 25-ти "Атлетов века" двое наших спортсменов — гимнастка Лариса Латынина и борец Александр Карелин.

 

2. Значимость физической культуры в жизни человека значительно по­высилась в последние десятилетия. Резко уменьшилась доля физическо­го труда на производстве и в быту и одновременно увеличилось воздей­ствие на организм неблагоприятных факторов. Еще в середине XIX века из всей энергии, производимой и потребляемой на планете, 96% прихо­дилось на мускульную силу человека и домашних животных. В наше время - 1%.

Помимо благотворного влияния на физические возможности организма, физическая культура оказывает положительное влияние и на умственную деятельность. Ряд ученых с мировым именем блестяще сочетали выдающиеся достижения в спорте и в науке. Э.Б. Чейн, биохимик, лауреат Нобелевской премии, был олимпийским чемпионом в парусном спорте. Б. Спок, ме­дик, лауреат Нобелевской премии, был олимпийским чемпионом 1924 г. в составе академической восьмерки. Ф. Ноэль-Бейкер, биолог, лауреат Нобелевской премии, был призером Олимпийских игр 1924 г. в беге на 1500 м. Ф. Нансен, лауреат Нобелевской премии мира, был чемпионом Норвегии в беге на коньках, лыжных гонках и прыжках с трамплина. Ф. Ж. Кюри, физик, лауреат Нобелевской пре­мии, играл нападающим за сборную г. Нанта по футболу. И.Е.Тамм, физик, лауреат Нобелевской премии, являлся обладателем редкого зва­ния — мастер советского альпинизма. Каждый 15-й заслуженный мас­тер спорта является доктором или кандидатом наук, профессором или доцентом.

Физическая культура имеет большое социальное значение. Потребности в физическом развитии и физической культуре носят не столько биологический, сколько социальный характер. Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, раз­влечении, в самовыражении личности через социально-активную полез­ную деятельность. Физическая культура должна всемерно содейство­вать повышению экономического и оборонного потенциала страны, удовлетворению духовных потребностей людей, быть действенным средством всестороннего гармоничного развития личности, формирова­ния активной жизненной позиции.

Физическая культура личности включает все то, что использовал и чего достиг человек сверх того, что ему дала природа в развитии физи­ческих способностей, двигательных качеств, состояния здоровья.

Физическая культура представлена совокупностью материальных и духовных ценностей: материальные - спортивные сооружения, спе­циальное оборудование, инвентарь, спортивная экипировка; духовные — различные виды спорта, физических упражнений и игр, произведения, этические нормы, регламентирующие физкультурно-спортивную деятельность.

Современное политическое, экономическое и социально-психическое переустройство общества требует особого внимания к уровню здоровья населения. В связи с этим главная социально значимая цельпроцесса формирования физического здоровья человека — не только высокие показатели функционирования всех систем организма, но и высокий уровень адаптивных способностей этих систем.

Недостаток двигательной активности (в отличие от недостатка ки­слорода или пиши) проходит, как правило, незаметно, даже сопровож­дается приятным ощущением комфорта. Но при внимательном отноше­нии к своему здоровью можно наблюдать, как бездействие расслабляет организм (снижается тонус мышц, ухудшается деятельность сердечно­сосудистой и дыхательной систем).

В процессе физического воспитания осуществляются морфологиче­ское и функциональное совершенствование организма человека, фор­мирование и улучшение его жизненно важных физических качеств, дви­гательных знаний, умений и навыков. Диапазон возможностей в совер­шенствовании физической природы человека безграничен — человек за сутки пробегает более 270 км, преодолевает на велосипеде 822 км, ин­дейцы племени тараумара за 5 суток пробегают 600 км. Еще до 1980 г. более 100 человек преодолели 100 м быстрее 10 сек, Дж. Хаурд развил на велосипеде скорость 243 км/час, Д.Динев вплавь преодолел 100 км за 38,5 часа, Р.Фостер в 1960 г. задержал дыхание на 13 мин 42 сек. В об­наженном состоянии человек способен выдерживать повышение темпе­ратуры стен термокамеры до 210°С, а в теплой зимней одежде — до 270°С. Снижение же физической активности ниже физиологической нормы (30—60 мин в день) приводит к значительному снижению по­тенциальных двигательных возможностей организма и ухудшению функционирования всех жизненно важных систем организма.

 

3. Физическая культура решает 3 группы задач:

1. Оздоровительные — развитие физических качеств и базирую­щихся на них способностей, укрепление здоровья, закаливание, совер­шенствование телосложения.

2. Образовательные — основные из них состоят в том, чтобы сде­лать достоянием каждого человека базовые знания, накопленные в об­ласти физической культуры; обеспечить рациональное формирование индивидуального фонда двигательных умений, навыков, необходимых в жизни, довести их до необходимой степени совершенства.

3. Общепедагогические (воспитательные) задачи предусматрива­ют нравственное, идейно-политическое, трудовое, умственное, эстети­ческое воспитание.

В учебный план всех высших учебных заведений России, как обяза­тельный предмет, физическое воспитание было введено с 1929/30 учеб­ного года. С тех пор оно стало неотъемлемой частью обучения и воспи­тания студентов.

Постановлением ГК РФ по высшему образованию в 1995 г. утверждается новая программа по физической культуре, вклю­чающая теоретический, методический и практические разделы. Физическое воспитание студентов осуществляется с использованием разнообразных форм учебных и внеучебных занятий на протяжении всего периода обучения в вузе.

Студент, завершивший обучение по дисциплине "Физическая куль­тура", должен:

• понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;

• знать основы физической культуры и здорового образа жизни;

• иметь мотивационно-ценностное отношение и самоопределить­ся в физической культуре с установкой на здоровый стиль жизни.

При итоговой аттестации (экзамене) в окончательной оценке помимо устного ответа учиты­вается уровень выполнения студентами практического раздела про­граммы.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Графическое представление статистических рядов | Теорема 2. Якщо скінчена множина А має потужність п, то потужність булеану визначається за формулою:
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 718; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.