КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Физическая культура в высшем учебном заведении
Значимость физической культуры История физической культуры 1. Культура — исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. В широком смысле слова культура играет важную роль в развитии человека, преобразует его биологические потребности, регулирует общественное поведение, выполняет роль социальной информации, переходящей от поколения к поколению. Физическая культура представляет собой часть общей культуры, вид деятельности, направленный на познание и преобразование физической природы человека. Законы РФ о физической культуре и спорте определяют физическую культуру как важную часть культуры народа, являющуюся совокупностью духовных и материальных ценностей, создаваемых, развиваемых и используемых обществом в процессе физического воспитания в целях укрепления здоровья населения Российской Федерации. Физическое воспитание входит в понятие "физическая культура" и представляет собой процесс обучения двигательным действиям и воспитание свойственных человеку физических качеств, гарантирующих направленное развитие базирующихся на них способностей. Через физическое воспитание человек превращает достижения физической культуры в личное достояние (в виде улучшения здоровья, повышения уровня физического развития и т.д.). Физическое развитие — это процесс становления и изменения биологических функций и форм организма человека, совершающийся под влиянием внутренних и внешних факторов, в особенности социальных. Физическое развитие управляемо. С помощью физических упражнений, рационального питания можно изменять морфологические и функциональные свойства организма человека В процессе физического воспитания и физического развития достигается физическое совершенство человека — исторически обусловленный уровень здоровья и всестороннего развития физических способностей людей, адекватный требованиям трудовой деятельности и условиям производственного дела и других сфер общественной жизни, обеспечивающий высокую дееспособность и нормальное протекание жизненно важных функций. Возникновение первых физических упражнений связано с: 1) трудовой и военной деятельностью. 2) с религиозными обрядами (культовые танцы, пляски, игры). 3) физические упражнения создавались искусственно на основе познания человеком возможностей своего тела. Существенное значение в происхождении тех или иных видов физических упражнений и игр имеют географическая среда и климатические условия, в которых жили первобытные люди. Большой вклад в развитие физической культуры внесли страны Древнего Востока (фехтование на мечах, конное поло, стрельба из лука, шахматы, йога, ушу, каратэ-до и др.) и Древней Греции (В Спарте до 7 лет дети воспитывались в семье. С 7 до 18 лет— в государственных воспитательных учреждениях, в которых занимались в основном физическими упражнениями (метание копья и диска, бег, борьба, прыжки, военные игры, охота). С 38—20 лет юноши зачислялись в отряды эфебов, где продолжали военную и физическую подготовку, а затем несли военную службу до старости). В Древней Греции большой популярностью пользовались различные состязания, проводимые в различных областях Греции. Однако наибольшее значение имели Олимпийские игры, которые проходили чрезвычайно торжественно один раз в четыре года. За месяц до игр по всей территории Греции объявлялось священное перемирие. Олимпия превращалась в центр экономической, культурной и политической жизни Греции. Участники игр давали клятву, что они честно готовились и будут достойно состязаться. Победители игр пользовались большой славой, уважением, почестями. На играх выступали Геродот, Сократ, Демосфен, Лукиан. Пифагор. Первые известные истории Олимпийские игры отмечены 776 г. до н.э. Некоторые исследователи считают, это были уже 28-е игры. Первый известный в истории чемпион Олимпийских игр в беге на один стадий — повар Корэб из Элиды. Программа Олимпийских игр вначале состояла только из бега на один стадий (192 м 27 см), равный 600 стопам Геракла. Позже проявилось Олимпийское пятиборье - пентатлон (бег с оружием, кулачный бой, состязания колесниц, верховая езда, бег на длинные дистанции (от 7 до 24 стадий)). С 37-й Олимпиады в Играх стали принимать участие дети. Рабы, люди негреческого происхождения и женщины к Играм не допускались. Именем атлета, выигрывавшего самый почетный вид состязаний — бег на один стадий, — называлась следующая Олимпиада. Самый знаменитый атлет Древней Греции Леонидас из Родоса, одержавший 12 побед на различных беговых дистанциях. Появление и распространение христианской религии, боровшейся против языческой веры, повлекло за собой прекращение Олимпийских игр древности. В 394 г. римский император Феодосии I издал эдикт о запрещении Олимпийских игр. Эпоха Возрождения характеризовалась бурным развитием наук и открытием новых научных фактов. Леонардо да Винчи изучал пропорции тела и механику его движений, У. Гарвей открыл законы кровообращения и положил начало изучению физиологии человека, А.Везалий исследовал анатомическое строение человеческого тела. Наряду с этими исследованиями крупный вклад был сделан и в педагогику. Педагогические идеи физического воспитания гуманистов отражены в трудах И. Меркулиаса, Я. А. Коменского, Ф. Рабле, Т. Мора, Т. Кампанелла и др. Однако практика намного отставала от теории — мешали социально-экономические условия жизни, религия. В XIX веке происходит развитие и становление гимнастических систем (Шведской, Германской, Французской). Это было обусловлено особенностями политического и военного развития стран в XIX веке. Понятие "гимнастика" в первый период новой истории объединяло не только упражнения на снарядах и без снарядов, но и другие виды упражнений (бег, прыжки, борьбу, катание на лыжах, коньках, приемы защиты и нападения и др.). В 1860—1880 гг. начинаются широкие спортивные контакты, появляются национальные и первые международные спортивные объединения: 1863 г. — Английская футбольная лига; 1881 г. — Европейская ассоциация гимнастики; 1888 г. — Американский легкоатлетический союз и т.д. В 1894 г. в Париже состоялся Учредительный конгресс сторонников олимпизма. На нем было принято решение о проведении Олимпийских игр, создании Международного олимпийского комитета (МОК) и принятии Олимпийской хартии (сборника уставных документов по вопросам олимпийского движения). Местом проведения Игр I Олимпиады современности в 1886 г. были выбраны Афины — столица Греции. Большой вклад в возрождение Олимпийских игр сделал Пьер де Кубертен. Он же стал и первым президентом МОК. Современные Олимпийские игры — крупнейшие соревнования, проводящиеся один раз в четыре года. Продолжительность летних Олимпийских игр 16 дней, зимних — 14 дней. Олимпийский символ — пять переплетенных колец, олицетворяющих единство пяти континентов и встречу спортсменов всего мира на Олимпийских играх. Олимпийский девиз — "Citius, Altius, Fortius!" (СИТИУС, АЛЬТИУС, ФОРТИУС), в переводе с латинского "быстрее, выше, сильнее!", выражает устремление олимпийского движения. Олимпийский флаг — белое атласное полотнище размером 3x2 м. с изображением в центре олимпийского символа — пяти разноцветных переплетенных колец. Олимпийский огонь рождается у развалин храма Зевса в Олимпии от солнечных лучей, собранных зеркалом. Доставляется олимпийский огонь факельной эстафетой на олимпийский стадион к моменту открытия Игр. К ритуалам Олимпийских игр относятся Церемонии торжественного открытия и закрытия Игр, клятвы спортсменов и судей. В клятве говорится об уважении и соблюдении правил, участии в соревновании в истинно спортивном духе, во славу спорта и во имя чести своих команд. Олимпийским движением руководит Международный олимпийский комитет (МОК). Штаб-квартира МОК расположена в швейцарском городе Лозанне. История развития физической культуры в нашей стране уходит корнями в глубокую древность. Большая роль в физическом воспитании отводилась родителям, которые должны были научить ребенка стрельбе из лука, метаниям, плаванию. Славяне отличались смелостью, силой, выносливостью. Византийский император Маврикий (IV в.) высоко оценивал воинское умение, стойкость, физическую подготовленность славян, их превосходство перед всеми в переправах через реки. В воспитательной системе большое место занимали игрища (культовые обряды матери-земле, Яриле, Перуну). В 13—14 вв. славяне участвовали более чем в 160 войнах с татарами, монголами, литовцами, немцами, шведами, поляками. В связи с этим различные формы физического воспитания (борьба, верховая езда, стрельба, метание камней, игры, кулачные бои и др.) играли важную роль в подготовке княжих дружин. При Петре I в 1701 г. физическая подготовка впервые была введена обязательным предметом в учебном заведении. Обучение включало фехтование, верховую езду, греблю, парусное дело, стрельбу из пистолета, танцы, игры. Впервые научная теория физического воспитания в нашей стране была создана П.Ф.Лесгафтом («Основы естественной гимнастики» — 1874 г.). В 60—80-х годах XIX в. в России зарождаются первые клубы и спортивные общества ("Клуб любителей бега" и т.п.). В эти годы появляются спортсмены, заявившие о себе на международном уровне. А.Паншин — сильнейший скороход мира (1988/89 г.), Н.Струнников — неоднократный чемпион мира и Европы по конькобежному спорту, П.Заковорот — чемпион мира по фехтованию, победы в международных соревнованиях одерживали штангист С.Елисеев, гребец М.Свешников и многие другие. Впервые представители России участвовали на Олимпийских играх в Лондоне в 1908 г. Первым русским чемпионом стал фигурист Н.Панин-Коломенкин. Впервые команда России официально принимала участие на Играх V Олимпиады в Стокгольме. Результаты оказались скромными — 15—16 места из 18 команд (2 серебряные и 2 бронзовые медали). После 1917 г. физическая культура политизируется, превращается в средство и составную часть коммунистического воспитания, ориентируясь лишь на физическое здоровье, необходимое сферам труда и обороны. В 1918 г. открыт первый институт физической культуры. В 1922—1924 гг. образуются спортивные организации "Динамо". "Спартак" и др. В 1931 году создан всесоюзный комплекс ГТО, в 1935—1937 гг. — Единая всесоюзная спортивная классификация (ЕВСК). В 1941 г. военно-физическая подготовка введена в школах. Несмотря на тяжелую и разрушительную войну, в 1944—45 гг. спортсмены Советского Союза установили более 170 рекордов страны, 31 из которых превышали мировые. В послевоенный период, несмотря на большие проблемы, существующие в стране, появляется большое количество эффективных научных разработок в области физической культуры и спорта. Физическая культура продолжает функционировать как массовое движение. В 1952 г. впервые спортсмены нашей страны участвуют в Олимпийских играх (Хельсинки) и делят по итогам соревнований первое общекомандное место со сборной командой США. В 1956 г. на XVI Олимпийских играх в Мельбурне с подавляющим преимуществом завоевано I общекомандное место (98 медалей, из них 37 — золотых). С этого года и до 1996 г. сборная команда Советского Союза, а затем России только один раз уступили первое общекомандное место на летних Олимпийских играх (1968 г., Мехико) и трижды — на зимних (1968 г. — Гренобль, 1980г.— Лейк-Плесид, 1992 г. — Альбервиль). XXII Олимпийские игры состоялись в Москве в 1980 г. В них участвовали спортсмены из 80 стран (всего 5283 участника). Команда СССР завоевала 80 золотых, 69 серебряных, 46 бронзовых медалей. Наиболее выдающимися отечественными спортсменами-олимпийцами по праву считаются: Лариса Латынина (18 Олимпийских наград, из которых 9 — золотые); Виктор Чукарин (7 золотых медалей), Лидия Скобликова и Любовь Егорова (6 золотых медалей); Николай Андрианов и Лариса Лазутина (5 золотых медалей) и многие другие. В списке 25-ти "Атлетов века" двое наших спортсменов — гимнастка Лариса Латынина и борец Александр Карелин.
2. Значимость физической культуры в жизни человека значительно повысилась в последние десятилетия. Резко уменьшилась доля физического труда на производстве и в быту и одновременно увеличилось воздействие на организм неблагоприятных факторов. Еще в середине XIX века из всей энергии, производимой и потребляемой на планете, 96% приходилось на мускульную силу человека и домашних животных. В наше время - 1%. Помимо благотворного влияния на физические возможности организма, физическая культура оказывает положительное влияние и на умственную деятельность. Ряд ученых с мировым именем блестяще сочетали выдающиеся достижения в спорте и в науке. Э.Б. Чейн, биохимик, лауреат Нобелевской премии, был олимпийским чемпионом в парусном спорте. Б. Спок, медик, лауреат Нобелевской премии, был олимпийским чемпионом 1924 г. в составе академической восьмерки. Ф. Ноэль-Бейкер, биолог, лауреат Нобелевской премии, был призером Олимпийских игр 1924 г. в беге на 1500 м. Ф. Нансен, лауреат Нобелевской премии мира, был чемпионом Норвегии в беге на коньках, лыжных гонках и прыжках с трамплина. Ф. Ж. Кюри, физик, лауреат Нобелевской премии, играл нападающим за сборную г. Нанта по футболу. И.Е.Тамм, физик, лауреат Нобелевской премии, являлся обладателем редкого звания — мастер советского альпинизма. Каждый 15-й заслуженный мастер спорта является доктором или кандидатом наук, профессором или доцентом. Физическая культура имеет большое социальное значение. Потребности в физическом развитии и физической культуре носят не столько биологический, сколько социальный характер. Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в самовыражении личности через социально-активную полезную деятельность. Физическая культура должна всемерно содействовать повышению экономического и оборонного потенциала страны, удовлетворению духовных потребностей людей, быть действенным средством всестороннего гармоничного развития личности, формирования активной жизненной позиции. Физическая культура личности включает все то, что использовал и чего достиг человек сверх того, что ему дала природа в развитии физических способностей, двигательных качеств, состояния здоровья. Физическая культура представлена совокупностью материальных и духовных ценностей: материальные - спортивные сооружения, специальное оборудование, инвентарь, спортивная экипировка; духовные — различные виды спорта, физических упражнений и игр, произведения, этические нормы, регламентирующие физкультурно-спортивную деятельность. Современное политическое, экономическое и социально-психическое переустройство общества требует особого внимания к уровню здоровья населения. В связи с этим главная социально значимая цельпроцесса формирования физического здоровья человека — не только высокие показатели функционирования всех систем организма, но и высокий уровень адаптивных способностей этих систем. Недостаток двигательной активности (в отличие от недостатка кислорода или пиши) проходит, как правило, незаметно, даже сопровождается приятным ощущением комфорта. Но при внимательном отношении к своему здоровью можно наблюдать, как бездействие расслабляет организм (снижается тонус мышц, ухудшается деятельность сердечнососудистой и дыхательной систем). В процессе физического воспитания осуществляются морфологическое и функциональное совершенствование организма человека, формирование и улучшение его жизненно важных физических качеств, двигательных знаний, умений и навыков. Диапазон возможностей в совершенствовании физической природы человека безграничен — человек за сутки пробегает более 270 км, преодолевает на велосипеде 822 км, индейцы племени тараумара за 5 суток пробегают 600 км. Еще до 1980 г. более 100 человек преодолели 100 м быстрее 10 сек, Дж. Хаурд развил на велосипеде скорость 243 км/час, Д.Динев вплавь преодолел 100 км за 38,5 часа, Р.Фостер в 1960 г. задержал дыхание на 13 мин 42 сек. В обнаженном состоянии человек способен выдерживать повышение температуры стен термокамеры до 210°С, а в теплой зимней одежде — до 270°С. Снижение же физической активности ниже физиологической нормы (30—60 мин в день) приводит к значительному снижению потенциальных двигательных возможностей организма и ухудшению функционирования всех жизненно важных систем организма.
3. Физическая культура решает 3 группы задач: 1. Оздоровительные — развитие физических качеств и базирующихся на них способностей, укрепление здоровья, закаливание, совершенствование телосложения. 2. Образовательные — основные из них состоят в том, чтобы сделать достоянием каждого человека базовые знания, накопленные в области физической культуры; обеспечить рациональное формирование индивидуального фонда двигательных умений, навыков, необходимых в жизни, довести их до необходимой степени совершенства. 3. Общепедагогические (воспитательные) задачи предусматривают нравственное, идейно-политическое, трудовое, умственное, эстетическое воспитание. В учебный план всех высших учебных заведений России, как обязательный предмет, физическое воспитание было введено с 1929/30 учебного года. С тех пор оно стало неотъемлемой частью обучения и воспитания студентов. Постановлением ГК РФ по высшему образованию в 1995 г. утверждается новая программа по физической культуре, включающая теоретический, методический и практические разделы. Физическое воспитание студентов осуществляется с использованием разнообразных форм учебных и внеучебных занятий на протяжении всего периода обучения в вузе. Студент, завершивший обучение по дисциплине "Физическая культура", должен: • понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста; • знать основы физической культуры и здорового образа жизни; • иметь мотивационно-ценностное отношение и самоопределиться в физической культуре с установкой на здоровый стиль жизни. При итоговой аттестации (экзамене) в окончательной оценке помимо устного ответа учитывается уровень выполнения студентами практического раздела программы.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 718; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |