КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Физиологические состояния организма при занятиях физическими упражнениями
Закономерности формирования двигательного навыка Закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием физической тренировки Биологические ритмы и работоспособность Утомление и восстановление Средства физической культуры Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система Лекция №2. Социально-биологические основы физической культуры 7. Двигательная функция и повышение уровня адаптации и устойчивости организма к различным условиям внешней среды 1. Организм человека представляет собой единую саморазвивающуюся и саморегулирующуюся биологическую систему. Организм состоит из 4-х видов тканей: эпителиальной, соединительной (внутреннюю), нервной и мышечной. Перечисленные ткани образуют орган — часть тела, занимающую постоянное положение, имеющую определенное строение и форму, выполняющую одну или несколько специфических для него функций. Органы человека объединяются в функциональную систему организма — динамическую саморегулирующуюся организацию, все составные элементы которой взаимосодействуют для получения организмом приспособительного результата (сердечно-сосудистая, дыхательная, пищеварительная системы и др.). Характерной особенностью организма является обмен веществ. В организме постоянно происходят процессы ассимиляции и диссимиляции. Ассимиляция заключается в усвоении поступающих в организм веществ и переработке их в химические соединения, свойственные различным клеткам данного организма. Диссимиляция представляет собой расщепление различных химических веществ с последующим выведением их из организма или же с использованием для образования новых химических соединений, необходимых для клеток и тканей. Первоначальные представления о функциях организма были высказаны еще врачами и учеными древности — Гиппократом, Аристотелем, Галеном и др. Важнейшее значение для развития физиологии имели работы ряда исследователей XVII века: У. Гарвея (открыл круги кровообращения), Р. Декарта (понятия о рефлексе), Д. Борелли (механика движений). Большой вклад в развитие физиологии внесли наши отечественные ученые: И.М.Сеченов (физиология нервной системы, дыхания, утомления и т.д.), И.П.Павлов (пищеварение, физиология высшей нервной деятельности), Л.О.Орбели (эволюционная физиология, физиология мышечной деятельности, Н.Е.Введенский (физиология нервной системы), А.Н.Крестовников (физиология спорта) и др. Важное значение для развития теории и методики физического воспитания в нашей стране имели труды П.Ф.Лесгафта, В.В.Гориневского, В.Е.Игнатьева, А.Д.Новикова, Н.А.Бернштейна, Л.П.Матвеева, Д.Д.Донского и мн. др. Различные клетки, ткани, органы в организме находятся в тесном взаимодействии друг с другом. Вследствие этого изменения функций одних органов оказывают влияние на состояние многих других (например, снижение работоспособности сердца и ухудшение кровоснабжения оказывают отрицательное влияние на нервную систему и железы внутренней секреции, но, с другой стороны, изменения в деятельности желез внутренней, секреции оказывают влияния на деятельность сердца, изменяя показатели ЧСС, АД и др.). Непрерывное взаимодействие происходит между организмом и внешней средой. Организм человека наряду с обще природной, взаимодействует и с социальной средой, и большую роль в этом играет вторая сигнальная система. Взаимодействие организма с внутренней средой осуществляется гуморальным (с помощью гормонов) и нервным путем (через нервные импульсы). На действие раздражителей организм активизирует или тормозит деятельность различных органов и тканей. Устойчивость организма к воздействию различных повреждающих факторов среды, реализуемая на основе общебиологического принципа гомеостаза, называется резистентностью. Гомеостаз — совокупность скоординированных реакций, обеспечивающих поддержание или восстановление постоянства внутренней среды организма. Строение организма человека предопределило нормальное функционирование органов и систем только в условиях активной двигательной деятельности. Снижение двигательной активности (гипокинезия) ведет к функциональным и морфологическим изменениям в организме, влияющим на сокращение продолжительности жизни (гиподинамия). Двигательная активность сдерживает возрастные изменения, способствует продлению периода активной творческой жизни. (пример с американскими студентами) Одним из наиболее действенных средств, способствующих устранению негативных влияний гиподинамии, являются физические упражнения. Физические упражнения обладают специфическими и неспецифическими свойствами. Специфические свойства выражаются в том, что физические упражнения вырабатывают способность противодействовать изменениям внутренней среды организма. Неспецифические свойства направлены на повышение защитной устойчивости организма. В процессе жизнедеятельности организм человека адаптируется к внешним и внутренним воздействиям. Адаптация — это процесс приспособления организма к меняющимся условиям среды (общеприродным, производственным, социальным). Различают различные виды адаптации: болевая, вкусовая, зрительная, обонятельная, температурная, трудовая, физическая и проч. Адаптация поддерживает постоянство внутренней среды организма, обеспечивает работоспособность, максимальную продолжительность жизни в неадекватных условиях. Научно-технический прогресс увеличивает долю умственного труда. В свою очередь интеллектуальный труд повышает требования к психической устойчивости, длительным нервным напряжениям, способности перерабатывать большой поток информации. При физическом труде мышечное утомление является нормальным физиологическим состоянием, выработанным в ходе эволюции как биологическое приспособление, предохраняющее организм от перегрузки. Умственная работа— достижение природы на более высоких ступенях ее развития, и организм человека не успел адаптироваться к ней. Эволюция пока не выработала реакций, надежно предохраняющих ЦНС от перенапряжения. Поэтому наступление нервного (умственного) утомления, в отличие от физического не ведет к автоматическому прекращению работы, а лишь вызывает перевозбуждение, невротические сдвиги, которые суммируются, усиливаются и приводят к заболеванию человека. Научные данные свидетельствуют об огромной пользе занятий физическими упражнениями для людей, работающих при повышенных нервно-эмоциональных нагрузках и в условиях гиподинамии. 2. К средствам физической культурыотносятся: гигиенические факторы, естественные силы природы и физические упражнения. Гигиенические факторы включают режим занятий, отдыха, питания, сна, одежды и обуви, физкультурного оборудования, помещений, площадок, где проводятся занятия физическими упражнениями. Учет гигиенических факторов является обязательным условием для решения задач физического воспитания, повышает эффективность воздействия физических упражнений на организм человека, оказывает содействие нормальной работе всех органов и систем. Требования к спортивной одежде:а) соответствие внешним условиям среды; б) вес - не более 10% веса человека; в) покрой, не затрудняющий кровообращение, не стесняющий дыхания и движений и не вызывающий смещения внутренних органов; г) одежда должна легко очищаться от пыли и загрязнений, быть прочной. Ткани должны обладать необходимой теплопроводностью соответственно климатическим условиям, известной воздухопроницаемостью, определенной гигроскопичностью и водоемкостъю, малой газопоглощаемостью, отсутствием раздражающих свойств. Ткани должны быть мягкими, эластичными и вместе с тем прочными, не изменяющими своих гигиенических свойств в процессе носки. Гигиенические требования к обувизаключаются в следующем: обувь должна защищать ноги от механических воздействий, ударов и неровностей почвы, от холода и промокания, быть мягкой, легкой, удобной в носке, соответствующей погоде и условиям труда. Она не должна способствовать перегреванию и сильному потению ног, нарушать их нормальные функции, стеснять свободу движений. Узкая и тесная обувь ведет к деформации стопы. Естественными силами природы являются солнце, воздух и вода. Они оказывают закаливающее воздействие на организм. Закаливание — этосистема гигиенических мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям различных метеорологических факторов. Закаливание оказывает на организм специфический и неспецифический эффект. Специфический эффект закаливания проявляется в повышении устойчивости организма к воздействию определенных метеорологических факторов под влиянием закаливающих процедур. Неспецифический эффект заключается в оздоравливающем влиянии на организм, повышении физической и умственной работоспособности, снижении заболеваемости. Физические упражнения являются основным специфическим средством физической культуры, оказывающими многостороннее воздействие на человека. Физические упражнения используются для решения задач физического воспитания (оздоровительных, образовательных, воспитательных); содействуют умственному, эстетическому, нравственному, трудовому воспитанию; являются средством лечения при многих заболеваниях. Физические упражнения подразделяются на две большие группы.
физические упражнения
стандартные нестандартные - единоборства - спортивные игры
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1189; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |