Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Морально- эстетическая концепция Джона Рескина – Мирриса и методология романтизма




Техническая революция оказалась несовместимой с традиционными культурными ценностями. Происходило раздвоение действительности в которой идеальные сущности противостоят прозе жизни.

Человек утратил свою духовную целостность., личное отделялось от общественного, публичное от индивидуального. Шиллер впервыве поставил проблему восстановления человеческой природы, эта мысль была подхвачена немецкими романтиками, развита в философии Фридриха Шеллинга. Мозаичным характером буржуазной жизни и воссоздать идеальную реальность.

 

В концепции романтизма искусство утверждает свою самоценность по отношению к действительности, мессианность, пророчество, абсолютизацию субъективного, идеального.

 

Эти идеалы перевел в плоскость художественной практики композитор Рихард Вагнер и достичь этого идеала можно только целостными усилиями всех искусств - Гезанцистверк.

 

Развивал идеи романтизма в эстетической концепции англичанин Джон Рескин (1890-1900). Он опирался на эстетический принцип единства Красоты и Добра и утверждал, что предметное окружение общества свидетельствует о его моральном состоянии, Критерий правдивости становиться для него ведущим.

Обращение романтикой к поэтизированному прошлому связанно с неприятием современной действительности вульгарной и заурядной.

Главная его мысль – красота может возникнуть только в труде приносящем радость.

 

Разделение труда, когда человек выполняет только одну операцию и не участвует в созидании целого приводит неизбежно к уродству продуктов индустриального производства.

 

Попытку перенести в жизнь эту морально-эстетическую концепцию предпринял Ульям Моррис сначала в своем доме вместе с арх. Уэббом – «Ред-хаус» где он объединил группу талантливых людей. Развивая эксперимент «Ред-хауса», Моррис в 1861 году основал художественно-промышленную фирму «Моррис, Маршал и Фолкнер» производившую мебель, ковры декоративные ткани, обои, витражи.

Использовался только квалифицированный ручной труд продукция стала модной хорошо раскупалась, но вещи создаваемые этой фирмой оставались недоступными массовому потребителю.

Отсюда он пришел и идеи невозможности достижения эстетического идеала вне преобразования общества «Я трачу жизнь, создавая свинскую роскошь для богачей» (14) и увлекся социалистическими идеями воплотившимися в «Вестях из неоткуда» и концепции «города-сада».

 

Его концепции примкнуло несколько ремесленно-художественных и творческих объединений. Гильдия ремесел и далее Уолт Крейн создавший «Движение искусств и ремесел», утверждавший, что именно ремесло является истинным корнем всех искусств.

«Движение искусств и ремесел» повлияло на создание цепи творческих движений - Веркбунд и Сецессион в Германии и Австрии, «Мир искусств» в России «Де стиль» в Голландии. Баухаус в Германии.

 

Французская группа «Парнас» - Готье, Лиль и Бодлер, из романтического идеала провозгласила лозунг «искусство для искусства», они провозглашали правомерность предъявлении искусству только художественных критериев.

 

3.1 Жизнестроительная концепция.

 

Культ красоты способной изменить мир был углублен в философском концепции – «философии жизни» пришедшей на смену позитивизму.

 

Биологически-натуралистическое» толкование этой концепции предложил Фридрих Ницще, концепция которого о «сверхчеловеке», как «человеке будущего» была одним из оснований немецкого фашизма.

 

Интегрирующим началом стала вера в жизнестроительный потенциал красоты - предполагалось творение красоты не на основе переустройстве жизни и самого творчества, а привнесение ее в жизнь извне, на основе воли художника-димиурга «который знает лучше» что такое красота. Эта концепция противостояла концепции эклектики.

Концепция эклектики получила развитие после распада концепции классицизма.

 

Отделял конструктивную структуру здание от ее формы несущее некоторое эстетическое значение, каждой функциональной программе соответствовал свой стиль.

Архитектуре возрождения соответствовала архитектура банков, византийские и ранне христианские мотивы соответствовали – религиозным зданиям, барокко- театральным зданиям. Имперская классика – государственным зданиям, иные сооружения могли соединять в себе разные мотивы (например жилые здания).

 

3.2 Модерн.

 

Разорванность, надуманность концепции эклектизма противостояла концепция стиля модерн (Россия) сецисион (Австрия), ар нуво (Франция), югендстиль (Германия), модерниссимо (Испания). Философия жизни повлияла на формирование концепции модерна. Концепция базировалась на общечеловеческих ценностях идеализма, романтизации индивидуализма. Ниболее яркие представители Анри Ван Де Вильде (Бельгия) построивший свой дом манифест- «Блуауэнверф» продолжая традиции Ред хауса Морриса.

Чисто интуитивно он развивал принцип «изнутри наружу», проект дома пронизан общим сценарием, общей концепцией вплоть до одежды жены до сервировки блюд.

 

Значительный вклад в развитие модерна внес Виктор Орта (Бельгия), наиболее ярко его концепция воплотилась в особняке Тасселя (1892), народном доме в Брюсселе, где основой пластического языка стал металлический каркас с природными мотивами.

 

Во Франции известны работы Гимара в частности павильоны Парижского метро.

 

Концепцию «философии жизни» развивала известная творческая школа в Глазго – Макинтош, Нейр. Маргарет и Френсис Макдональд, они продолжали традицию «Движения искусств и ремесел» и в своих работах стремились наполнить предметный мир духовным и мистическим содержанием.

Макинтош писал. Что архитектор должен строить с учетом потребностей как тела так и духа. Главное произведение школы здание школы искусств и ремесел в Глазго, несколько серий мебелей мебели, со стульями с высокой узкой спинкой и общей суровой геометричностью.

Третьим центром модерна была Вена и ее основные персонажи «Венский сециссион» – Вагнер, Ольбрих, Лоос. Наибольшее влияние на развитие арх. и дизайна оказала морально этическая концепция Лооса изложенную в книге «Орнамент и преступление» (1908), он развивает концепцию некой конструктивной рационалистической правдивости.

Ван ден Вильде организовал в Веймаре в 1908 году школу прикладного искусства, которая оказала огромное влияние на развитие дизайна и арх. уже в 20 годы под названием Баухаус.

В те же годы в Германии был организован - Вергбунд (1907) объединение предпринимателей архитекторов и дизайнеров под руководством Мутезиуса

Под лозунгом единства техники, искусства, на основе современной техники и стандартизации, тем самым закладывались основы появления дизайна. В Вергбунде большую роль играл Питер Беренс через свое творчество в должности главного художника концерна АЭГ где им по существу были заложены основы фирменного стиля и тотального дизайна от дизайна изделий концерна до самих производственных зданий.

 

3.3. Жизнестроительные концепции в России.

 

Продолжая концепцию целостного художественного средневекового мира Рескина в России эти взгляды привели к поиску «народности» в искусстве допетровской Руси и к «Псевдорусскому стилю» существовавшему в русле эклектической раздвоенности, и соединялась с концепцией модерна. В частности в деятельности Абрамцевского кружка в имении мецената Мамонтова. Васнецов был зачинателем «неорусского стиля» по сути протомодерна.

Известен его дом в Троицком переулке и Фасад Третьяковской галереи. В здании Ярославского вокзала Шехтеля неорусские мотивы сливаются со стилем модерн. Далее в работах Шехтеля, Кекушева, Зеленко модерн приобрел интернациональные формы. Далее модерн стал развиваться в сторону рационалистическую,

 

одновременно с этим вновь появились неоклассические тенденции в творчестве Жолтовского, Фомина, Щуко связанные с концепцией развивавшейся в журнале «Мир искусств» и культуре Серебряного века, а так же «неорусский стиль» - Щусев, Покровский.

3.4. Гауди.

 

В контексте этого изложения становиться понятными мотивы и пафос творчество Антонио Гауди базировавшейся на концепции Рескина и Виоле –ле- Дюка, готика стала для него источником творчества, хотя при желании можно увидеть в его работах и элементы деконструктивизма, экотека т.д.

Истинная религиозность Гауди придавала его творчеству глубину, а себя он рассматривал инструмент высших сил, само строительство в частности храма Санграда Фамилия было организованно по примеру средневековых артелей, каждое решение обсуждалось с рабочими, проект часто изменялся. Гауди создал образно-символическую систему самую богатую и сложную в ХХ веке, он создавал программу символизирующею содержание Нового завета.

 

3.5. Атропософская концепция Штейнера (1861-1925) он основывал свою концепцию на религиозно мистических движениях теософии а в 1913 году создал собственное видение и антропософское общество.

Конечной целью движения был формирование среды на основе утверждения человека как гражданина трех миров – мира тела, мира души и мира духа.

Эта идея базировалась на натурфилософии Гете и на идеях Платона. На основе этих идей он разработал проект купольного здания Иоганесхоф, затем строительство было перенесено в Швейцарию близь Базеля где местные антропософы приобрели участок с высоким холмом который должно было венчать величественное здание посвященное Гете – Гетенаум – «Дом слова», со штаб квартирой движения и залами мистерий и конгрессов, здание имело каркасную конструкцию и двойной купол сливающееся пространство куполов было символом единства физического и духовно-душевного.

 

Соединение плавных и текучих поверхностей с угловатыми динамичными элементами выражало что все явления имеют форму переходную из одного состояния к другому. И все видимые вещи являются внешним выражением невидимых внутренних процессов.

Строительство вели добровольцы энтузиасты среди них были русские поэты Андрей Белый и Максимилиан Волошин. Гетенаум создавался как духовный центр грода-сада, постройки которого имели драматезированную «органоподобную» архитектуру.

 

Однако в ХХ веке мистификация архитектуры уже анахронизм, второй Гетенаум уже менее эклектичен и более связан с художественными писками авангарда.

 

3.6. Экспрессионизм 1919-1924. К нему относятся версии национального романтизма, напряженность десгармоничность, динамику. Амстердамская школа – Де Клерк, Крамер. Швеция – Эстберг, Тенгбум. Пельциг, Мендельсон – Германия.

 

3.7.

4. Чикагская школа Саливена. В американской культуре и науке идеи проектирования «изнутри наружу» о «важности полезности по отношению к прекрасному» высказывались в разном контексте. Сформировали на этой основе концепцию скульптор Грину и архитектор Луис Салливен (1856-1924).

Они систематезировали механические и биологические функции в понятиях эстетики, дополнив их связями с принципами формообразования. Источниками всех формообразующих принципов они считали природу. Салливен в статье «высотные административные здания с художественной точки зрения» (1893) выводит закон – «Будь ты орел в стремительном полете, яблоня в цвету, ломовая лошадь, журчащий ручей, плывущие в небе облака… - всюду форма следует за функцией»,

 

эту мысль высказывали многие начиная с античности, но Салливен превратил ее логическую концепцию.. В понятие функции он вкладывал многообразное содержание от практического назначения до эмоций, всего многообразия проявлений жизни., в утилитарных аспектах он видел лишь часть задачи, не самую главную в образе. Позже в 20- годы эта формула получила примитивно утилитаристскую трактовку.

Эти теоретические концепции Салливен развивал на фоне бурной деятельности по созданию нового здания – небоскреба как глава «Чикагской школы». Новый тип здания и конструкции воспринимался не связанным с эклектической традицией, утверждал новую технологическую эстетику каркасного здания некую конструктивную честности. Салливен следуя традиции Рескина Морриса связывал эстетику с этикой, понятие красоты с понятием истины, и с социальными

устремлениями. Рассуждения о связи с природой позволяют говорить о нем как о первом теоретике экологической архитектуры.

Свою концепцию он переносил на принципы композиции и построения небоскреба. Основание – база, корни тело здания – ствол, венчающий этаж – крона. На этой основе он строил принцип очеловечивания архитектуры. Его концепции не получили значительного развития, финансовая коньюктура принесла в архитектуру небоскребов банальный эклектизм форм, и к помпезному бутафорскому китчу.

Но тон впервые создал целостную концепцию архитектуры, обогнав свое время.

 

4.1. Далее его идеи развивал его ученик Френк Ллойд Райт (1869-1954).

Воспитанный на идеях американского романтизма «жизни в перриях», стремился развить региональные традиции Америки. Вместе с тем его концепция вошла вряд концепций «машинного века» своей особенной концепцией пространства и отношению к природе, развивая концепцию Салливена.

Концепция органичной архитектуры Райта – как альтернатива механистической версии модернизма. Он писал «..органичная архитектура – это архитектура «изнутри наружу», в которой идеалом является целостность…. «Органичное» - значит существенное, внутренние, присущее чему –либо - целостность в философском смысле, где целое так относится к части, как часть к целому, и где природа материалов, природа назначения ….выступает как необходимость» (12). По отношению к архитектуре это означало равновесие между факторами внутренними (социальные потребности семьи) и факторами внешними (ландшафт, климат). Идея первичности пространства вытекает из его концепции: «Реальность здания – не стены и крыша, а внутренние пространство в котором живут» и связывал это положение с учением философа Лао Цзы (жившем в 5 веке до новой эры), изучением опыта традиционного японского жилища.

 

Проект «Индустриального город» Тони Гарнье как прообраз современного градостроительства.

 

5. Художественный авангард и развитие арх. и дизайна.

Внутренний ход развитие архитектуры 19 нач. 20 века связанный и с философскими исканиями и футуристическими образами общества и города будущего и с поисками субъективного духа в романтизме, или в «жизнестроительных концепциях» стал разрушаться и колебаться под силой воздействия извне из области идей художественного авангарда и его противостоянию всему «старому», академическому, историческому, эклектическому и инертному.

Авангард раскрепостил концепции идеи радикальной мысли. Одним из его столпов был итальянский футуризм, кубизм. Футуризма возник из национальных проблем он формировал образ будущего из неудовлетворения настоящим. Название ему дал Филиппо Маринетти (1874-1944) талантливый агитатор и организатор больше чем художник и поэт.

 

В 1909 году в «Учредительном манифесте футуризма». В нем соединились и идеи анархизма и философия Анри Бергсона с его идеей всеобщей текучести, изменчивости и поэтизация техники.

Вокруг Маринетти сплотились художники – Умберто Боччони, Карло Карра, Джино Северини, архитектурную версию разработал Антонио Сент-Элиа в своих 16 архитектурных фантазиях на тему «Новый город» где предполагалось создать новый дом город и новую среду как манифест архитектуры будущего.

 

6. Концептуальная деятельность Ле Корбюзье (1887-1965)

7. Индустриальный город Гарнье

8. Город Сад Говарда

9.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1041; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.