КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция № 11. по учебной дисциплине
ЛЕКЦИЯ по учебной дисциплине «Теоретическая механика»
Раздел II. «Кинематика»
Тема № 2.2. «Кинематика точки»
«Ускорение точки»
Минск-2010г. УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ: 1. Ознакомиться с ускорением точки при различных способах задания движения. 2. Изучить касательное и нормальное ускорения точки. 3. Воспитание у обучаемых общей и технической культуры, чувства гордости за выбранную воинскую профессию.
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Ускорение точки при различных способах задания движения.Естественные координатные оси. Вектор кривизны. 2. Определение ускорения точки при естественном способе задания движения. Касательное и нормальное ускорения точки. 3. Некоторые частные случаи движения точки.
ВРЕМЯ: два академических часа МЕСТО: учебная аудитория МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ: Изложение материала проводится в сочетании дедуктивного (от общего к частному – определения, анализ формул и т.п.) и индуктивного (от частного к общему – вывод формул, примеры работы механизмов и т.п.) методов. Рассматриваемые вопросы иллюстрируются плакатами и макетами механических устройств. Активизация работы обучаемых достигается проблемным изложением материала, путём постановки и решения проблемных вопросов и задач, а также использование продуктивных методов обучения: частично-поискового и исследовательского. Воспитательные цели достигаются личным примером преподавателя, требовательностью в выполнении руководящих документов и проведением информационной работы в идеологической и научно-технической области. УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: плакаты.
УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1. Курс теоретической механики / Под ред. К.С. Колесникова. М: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2000 г. 2. Никитин Н.Н. Курс теоретической механики: Учебник. – М.: Изд-во Высшая школа, 1990 г. 600 стр. 3. Яблонский А.А., Никифорова В.М. Курс теоретической механики. Статика. Кинематика. Динамика. – М.: Интеграл-ПРЕСС, 2006. 4. Тульев В.Д. Теоретическая механика. Статика и кинематика. – Мн.: Книжный дом, 2004. 5. Хижняк Е.И. Теоретическая механика. Методические рекомендации курсантам по подготовке к занятиям. Ч.III. – Мн.: ВА РБ, 2006.
ПЛАН ЛЕКЦИИ:
I. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (3 минуты): Проверка наличия обучаемых, внешнего вида и их готовность к занятию (наличие конспектов и чертежных принадлежностей). Объявление темы, учебных вопросов и целей занятия, практической значимости тематики нового материала в изучении дисциплин по профилю обучения.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (85 минут): Вопрос 1. Ускорение точки при различных способах задания движения. Ускорение точки можно задать тремя способами: 1. векторный; 2. координатный; 3. естественный. Векторный способ задания движения. Ускорением точки называется векторная величина, характеризующая изменение с течением времени модуля и направления скорости точки. Пусть в некоторый момент времени t движущаяся точка находится в положении М и движется со скорость , а в момент t1 находится в положение M1 и имеет скорость (рис. 1).
Рисунок 1
Тогда за промежуток времени скорость точки получает приращение . Для построения вектора отложим от точки М вектор, равный , и построим параллелограмм, в котором диагональю будет , а одной из сторон . Тогда, очевидно, вторая сторона и будет изображать вектор . Заметим, что векторвсегда направлен в сторону вогнутости траектории. Отношение приращения вектора скорости к соответствующему промежутку времени определяет вектор среднего ускорения точки за этот промежуток времени: (1) Вектор среднего ускорения имеет, очевидно, то же направление, что и вектор , т. е. направлен в сторону вогнутости траектории. Ускорением точки в данный момент времени t называетсявекторная величина , к которой стремится среднее ускорение при стремлении промежутка времени Δt к нулю: ,
или, с учетом определения скорости из предыдущей лекции (2) Следовательно, вектор ускорения точки в данный момент времени равен первой производной от вектора скорости или второй производной от радиуса-вектора точки по времени. Размерность ускорения - длина/(время)2; в качестве единицы измерения применяется обычно м/сек2. Из формулы (2) следует также, что вектор ускорения точки равен отношению элементарного приращения вектора скорости к соответствующему промежутку времени dt. Найдем, как располагается вектор по отношению к траектории точки При прямолинейном движении векторнаправлен, очевидно, вдоль прямой, по которой движется точка. Если траекторией точки является плоская кривая, то вектор ускорения , так же как и вектор , лежит в плоскости этой кривой и направлен в сторону ее вогнутости. Если траектория не является плоской кривой, то вектор будет направлен в сторону вогнутости траектории и будет лежать в плоскости, проходящей через касательную к траектории в точке М и прямую, параллельную касательной в соседней точке M1. В пределе, когда точка M1 стремится к М, эта плоскость занимает положение так называемой соприкасающейся плоскости. Следовательно, в общем случае вектор ускорения лежит в соприкасающейся плоскости и направлен в сторону вогнутости кривой. Ускорения точки при координатном способе задания движения.
Рисунок 2 Вектор ускорения точки Отсюда на основании теоремы о проекции производной получаем: (3) или (4) т.е. проекции ускорения точки на оси координат равны первым производным от проекций скорости или вторым производным от соответствующих координат точки по времени. Модуль и направление ускорения найдутся из формул: (5) где α1, β1, γ1 – углы, образуемые вектором ускорения с осями координат. В случае же прямолинейного движения, которое задается одним уравнением x=f(t), будем иметь (6) Так как проекции на другие оси отсутствуют, то, следовательно, в данном случае т. е. при прямолинейном движении формулы (9) непосредственно определяют скорость и ускорение точки.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 335; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |