Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Йога - техника освобождения

К числу методов и способов, которые позволя­ют достичь этой цели освобождения, относятся и те, что впоследствии получили разработку в рамках системы по названием «йога», сформировавшейся примерно на рубеже IV— III вв. до и. э. и связанной с именем древнеиндийского мыслителя Патанджали, автора «Иога-сутры» или «Сутрах Патанджали».

Основная цель йоги - отделить пурушу от пракрити и добиться слияния своей индивидуальной Пуруши (Атмана) с универсальной Пурушей (Брахмо), именуемой в рамках этой си­стемы Ишварой.

Потому-то и весь характер йоги, в отличие от философии санкхья, направлен не столько в область спекулятив­ных абстракций, туманных рассуждений о слиянии и освобождении, различных гунах и таттвах, сколько в область практической реализации поставленной цели.

Главное в системе йога — практика, методы, упражнения, конечный смысл которых в том, чтобы стремящийся к мокше индивид научился подавлять и контролировать свое обыденное сознание, свои чувства, ощущения, свою физическую и вообще жизненную ак­тивность и таким образом воспитывать в себе особое надчувственное сознание, уже подготовленное к встре­че с Ишварой.

Комплекс практических приемов и методов в системе йога весьма сложен. Для овладения им требуются вы­держка, упорство, аскетическая дисциплина, жесткий самоконтроль, постоянная тренировка, умение поставить весь свой организм, даже его физиологические функции, под начало волевых импульсов, основанных на слож­ной психотехнике. Вся система самоподготовки и тре­нировки подразделяется на восемь этапов.

1. Воздержание (яма). Быть сдержанным во всем, уметь самоограничиваться в пище, в жизненных удобствах и тем более в страстях: подавление полового инстинкта предотвращает напрасное расходование жизненной силы, нервной энергии и способствует со­средоточенности, умеренности.

2. Выполнение предписаний (нияма). Здесь на первый план вы­
ходит один из кардинальных принципов древнеиндийской традиции,
тесно связанный с представлениями о перерождениях: ненасилие
(ахимса). Принцип ахимсы, т.е. отказ от убийства и нанесения
вреда всему живому, во второй половине I тысячелетия до и. э.
активно вытеснял древнюю практику кровавых жертвоприношений.
Но не только убийство — любое причинение вреда, даже словом,
осуждалось. Выполнять предписания значило добиться полной гармонии поведения, мыслей, слов.

3. Упражнения для тела (асана). На этом этапе надлежало ра­зучивать различные позы, обеспечивающие условия для сосредоточения, закалять тело, упражнять его, научиться управлять им.
Стоит заметить, что все это вело к физической закалке организма. Йоги, как правило, не подвержены заболеваниям, их организм
долго не стареет.

4. Дисциплина дыхания (пранаяма). Задача в том, чтобы до­биться равномерного, медленного и глубокого дыхания, научиться
владеть дыханием, задерживать его без ущерба для организма.
Мастера йоги, как известно, немалого добивались на этом пути:
вполне достоверны описания временного погребения йогов, лишения
их воздуха, заключения в стеклянные гробы на многие дни, даже
недели, доведения до почти бездыханного состояния с едва прощупываемым пульсом с последующим «воскресением».

5. Дисциплина чувств (пратьяхара) — последняя из подготови­тельных стадий, суть которой в умении отключать свои органы
чувств, не реагировать на внешние их раздражители. Обнаженный
йог на снежных вершинах Гималаев не должен ощущать холода
и, неудобств, его рот, глаза и уши должны уметь не ощущать вкуса,
не видеть и не слышать, когда он этого пожелает.

6. Дисциплина ума (дхарана). На этой стадии уже вполне под­готовленный йог должен овладеть искусством регулировать свое
сознание, уметь сосредоточивать свои мысли на избранном предмете или объекте (будь то часть его тела или абстрактный облик
божества, того же Брахмана). Это уже первый шаг к состоянию
высшей святости, к состоянию слияния с Абсолютом.

7. Созерцание (дхиана) — второй шаг на этом пути. Сосредоточенная на одном мысль все углубляется, становится все более
отвлеченной, иррациональной и в идеале, как считается, доходит до
познания реальной первоосновы того иллюзорного феномена, на ко­
тором сосредоточена мысль.

8. Транс и экстаз (самадха) — последняя стадия. Если дхиана
достигает цели и созерцающий доходит до состояния транса, абсо­лютного внутреннего духовного- экстаза, то его духовное «я», его
пуруша, освобождается. Состояние самадхи ведет к конечной цели
всех усилий йога — к освобождению, к мокше,

Б.Л.Смирнов считает первые две ступени йоги (яма и нияма) считаются подготовительными., о них говорится как о требованиях нравственного характера, предъявляемых на всех ступенях.жизни. Слову «яма» придается смысл «воздержание», второму «нияма» — «соблюдение обетов».

Ступени «асана» и «пранаяма» можно рассматривать как йогическую физкультуру, позже эти отделы йоги развились в самостоятельное течение под названием «хатха-йога» (мощная, суровая йога), получившей широкое распространение по всему миру.

Древняя йога понимает под асанами особые положения тела, сохраняемые более или менее длительное время. Асаны разделяются на две группы: физкультурные и медитационные.

Цель физкультурных асан — укрепить тело, сделать его более:выносливым, упрочить те или иные «токи действия», которые по-санскритски называются «пранами».

Цель медитационных асан — создать устойчи­вое положение тела, не мешающее самоуглублению, обеспечи­вающее правильное кровоснабжение внутренних органов и пра­вильное дыхание.

Для обеих групп при выполнении определенной асаны считается обязательной дисциплина чувств («пратьяхара») или сохранение полной неподвижно­сти. Это требование обосновывается необходимостью успокоения гун, без которого, по убеждению йогических писаний, невозможно достичь цели йоги — уравновешенности

Пища упражняющегося должна быть питательной, легкой, свежей, хорошо усвояемой; ее надо хорошо прожевывать, хо­рошо смешивать со слюной. Спиртные напитки употреблять не рекомендуется; лучшим питьем считается чистая вода — она прихлебывается маленькими глотками в течение всего дня (но не во время тренировки). Курение табака не разрешается, оно несовместимо с работой над овладеванием дыханием.

Исходя из положения санкхьи об отсутствии принципиаль­ной разницы между эмпирическим субъектом и объектом, Патанджали считает, что субъект может получить любые качества объекта медитационным погружением в данное качество: «дхарана», т.е. удерживать мысль на каком-нибудь определенном предмете. Таким образом, в состоянии дхараны субъект и объект еще строго различаются.

Поток сознания, направленный единст­венно на этот объект, есть «дхьяна».

Когда при продлении сосре­доточения исчезает какая бы то ни была форма объекта и отображается лишь суть, то это самадхи (Смирнов Б.Л., с. 422-423).

Таким образом, мировоззрение и практика, отраженные в Упанишадах, философии санкхья и йоге формируют у их последователе определенную цель уход из объективной реальности, в которой разворачивается жизнь, и поиск трансцендентного слияния первопричиной бытия – Брахмо. Важными условиями достижения этой цели является нравственное совершенствование и способность к волевой саморегуляции.

 

Литература

1. Васильев Л.С. История религий Востока (религиозно-культурные традиции и общество). – М.: Высшая школа, 1983. – 368 с.

2. Индуюзм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. / Под ред. М.Ф.Альбедиль и А.М.Дубянского. –М.: Республика, 1996. – 576 с.

3. Классическая йога («Йога-сутры» Патанджали и «Вьяса-бхашья»). Пер. с санскрита, введение, комментарии и реконструкции системы Е.П.Островской и В.И.Рудого. – М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1992. – 261 с.

4. Смирнов Б.Л. Санкхья и йога. // Бхагаватгита. Книга о Бхишме. –СПБ.: A-cad, 1994. – С. 285-423

5. Гусева, Н. Р. Индуизм: История формирования. Культовая практика. – М.: Наука,1977

6. Иванова, Л. В. Индуизм. - Москва, 2003

7. Индуизм // ru.wikipedia.org/wiki/Индуизм

Контрольные вопросы

1. Каковы представления о жизни и смерти в индийской философии?

2. Что такое карма и какие виды карм существуют в индуистическом мировоззрении?

3. Что такое сансара?

4. С какими психологическими состояниями связаны гунны саттва, раджас и тамас?

5. Какова цель освобождения (мокши) в индуизме?

6. Какова основная цель йоги согласно индуистическому мировоззрению?

7. В чем заключается психологическая суть восьми этапов системы самоподготовки и тре­нировки в йоге?

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Идея освобождения (мокши) в индийской философии | Возникновение буддизма. Легенда о Будде
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 497; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.