КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Йога - техника освобождения
К числу методов и способов, которые позволяют достичь этой цели освобождения, относятся и те, что впоследствии получили разработку в рамках системы по названием «йога», сформировавшейся примерно на рубеже IV— III вв. до и. э. и связанной с именем древнеиндийского мыслителя Патанджали, автора «Иога-сутры» или «Сутрах Патанджали». Основная цель йоги - отделить пурушу от пракрити и добиться слияния своей индивидуальной Пуруши (Атмана) с универсальной Пурушей (Брахмо), именуемой в рамках этой системы Ишварой. Потому-то и весь характер йоги, в отличие от философии санкхья, направлен не столько в область спекулятивных абстракций, туманных рассуждений о слиянии и освобождении, различных гунах и таттвах, сколько в область практической реализации поставленной цели. Главное в системе йога — практика, методы, упражнения, конечный смысл которых в том, чтобы стремящийся к мокше индивид научился подавлять и контролировать свое обыденное сознание, свои чувства, ощущения, свою физическую и вообще жизненную активность и таким образом воспитывать в себе особое надчувственное сознание, уже подготовленное к встрече с Ишварой. Комплекс практических приемов и методов в системе йога весьма сложен. Для овладения им требуются выдержка, упорство, аскетическая дисциплина, жесткий самоконтроль, постоянная тренировка, умение поставить весь свой организм, даже его физиологические функции, под начало волевых импульсов, основанных на сложной психотехнике. Вся система самоподготовки и тренировки подразделяется на восемь этапов. 1. Воздержание (яма). Быть сдержанным во всем, уметь самоограничиваться в пище, в жизненных удобствах и тем более в страстях: подавление полового инстинкта предотвращает напрасное расходование жизненной силы, нервной энергии и способствует сосредоточенности, умеренности. 2. Выполнение предписаний (нияма). Здесь на первый план вы 3. Упражнения для тела (асана). На этом этапе надлежало разучивать различные позы, обеспечивающие условия для сосредоточения, закалять тело, упражнять его, научиться управлять им. 4. Дисциплина дыхания (пранаяма). Задача в том, чтобы добиться равномерного, медленного и глубокого дыхания, научиться 5. Дисциплина чувств (пратьяхара) — последняя из подготовительных стадий, суть которой в умении отключать свои органы 6. Дисциплина ума (дхарана). На этой стадии уже вполне подготовленный йог должен овладеть искусством регулировать свое 7. Созерцание (дхиана) — второй шаг на этом пути. Сосредоточенная на одном мысль все углубляется, становится все более 8. Транс и экстаз (самадха) — последняя стадия. Если дхиана Б.Л.Смирнов считает первые две ступени йоги (яма и нияма) считаются подготовительными., о них говорится как о требованиях нравственного характера, предъявляемых на всех ступенях.жизни. Слову «яма» придается смысл «воздержание», второму «нияма» — «соблюдение обетов». Ступени «асана» и «пранаяма» можно рассматривать как йогическую физкультуру, позже эти отделы йоги развились в самостоятельное течение под названием «хатха-йога» (мощная, суровая йога), получившей широкое распространение по всему миру. Древняя йога понимает под асанами особые положения тела, сохраняемые более или менее длительное время. Асаны разделяются на две группы: физкультурные и медитационные. Цель физкультурных асан — укрепить тело, сделать его более:выносливым, упрочить те или иные «токи действия», которые по-санскритски называются «пранами». Цель медитационных асан — создать устойчивое положение тела, не мешающее самоуглублению, обеспечивающее правильное кровоснабжение внутренних органов и правильное дыхание. Для обеих групп при выполнении определенной асаны считается обязательной дисциплина чувств («пратьяхара») или сохранение полной неподвижности. Это требование обосновывается необходимостью успокоения гун, без которого, по убеждению йогических писаний, невозможно достичь цели йоги — уравновешенности Пища упражняющегося должна быть питательной, легкой, свежей, хорошо усвояемой; ее надо хорошо прожевывать, хорошо смешивать со слюной. Спиртные напитки употреблять не рекомендуется; лучшим питьем считается чистая вода — она прихлебывается маленькими глотками в течение всего дня (но не во время тренировки). Курение табака не разрешается, оно несовместимо с работой над овладеванием дыханием. Исходя из положения санкхьи об отсутствии принципиальной разницы между эмпирическим субъектом и объектом, Патанджали считает, что субъект может получить любые качества объекта медитационным погружением в данное качество: «дхарана», т.е. удерживать мысль на каком-нибудь определенном предмете. Таким образом, в состоянии дхараны субъект и объект еще строго различаются. Поток сознания, направленный единственно на этот объект, есть «дхьяна». Когда при продлении сосредоточения исчезает какая бы то ни была форма объекта и отображается лишь суть, то это самадхи (Смирнов Б.Л., с. 422-423). Таким образом, мировоззрение и практика, отраженные в Упанишадах, философии санкхья и йоге формируют у их последователе определенную цель уход из объективной реальности, в которой разворачивается жизнь, и поиск трансцендентного слияния первопричиной бытия – Брахмо. Важными условиями достижения этой цели является нравственное совершенствование и способность к волевой саморегуляции.
Литература 1. Васильев Л.С. История религий Востока (религиозно-культурные традиции и общество). – М.: Высшая школа, 1983. – 368 с. 2. Индуюзм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. / Под ред. М.Ф.Альбедиль и А.М.Дубянского. –М.: Республика, 1996. – 576 с. 3. Классическая йога («Йога-сутры» Патанджали и «Вьяса-бхашья»). Пер. с санскрита, введение, комментарии и реконструкции системы Е.П.Островской и В.И.Рудого. – М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1992. – 261 с. 4. Смирнов Б.Л. Санкхья и йога. // Бхагаватгита. Книга о Бхишме. –СПБ.: A-cad, 1994. – С. 285-423 5. Гусева, Н. Р. Индуизм: История формирования. Культовая практика. – М.: Наука,1977 6. Иванова, Л. В. Индуизм. - Москва, 2003 7. Индуизм // ru.wikipedia.org/wiki/Индуизм Контрольные вопросы 1. Каковы представления о жизни и смерти в индийской философии? 2. Что такое карма и какие виды карм существуют в индуистическом мировоззрении? 3. Что такое сансара? 4. С какими психологическими состояниями связаны гунны саттва, раджас и тамас? 5. Какова цель освобождения (мокши) в индуизме? 6. Какова основная цель йоги согласно индуистическому мировоззрению? 7. В чем заключается психологическая суть восьми этапов системы самоподготовки и тренировки в йоге?
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 515; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |