Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория К.Г.Юнга и гностицизм




Разница между западными и восточными традициями

К.Г.Юнг был хорошо знаком с западной и восточной религиозными традициями. Некоторые из его ранних исследований были посвящены китайским материалам. Но его главным интересом была западная духовность, прежде всего христианство. Хотя Юнг находился под глубоким влиянием восточных религиозных идей и даже практиковал йогу для успокоения в трудные и важные периоды его самостоятельного анализа, большинство его произведений, основанных на восточных материалах, были вызваны запросами других ученых.

К.Г.Юнг был убежден, что восточная и западная ментальности радикально различаются. Восточное сознание интровертировано, оно стремится к углублению или погружению в источник всего сущего, в свою психику.

В отличие от восточных, западное сознание экстравертировано. Религиозная экзальтация и приподнятость стремиться познать совсем иную космическую реальность. Для западного человека «стиль» Востока представляется нецелесообразным, если даже не антиобщественным и безответственным, ненормальным, болезненным и нарциссическим. С другой стороны, с точки зрения верований Востока экстраверсированность Запада рассматривается как зависимость от иллюзорных представлений и желаний, вызванных невежеством, порождающих цепь страданий, которые восточный ум пытается избежать.

Ряд статей К.Г.Юнга, в том числе «Различие между восточным и западным мышлением», был посвящен феномену увлечения людьми запада восточной духовностью и практикой.

При этом он предупреждал западных последователей индийских практик, что это всего лишь попытка их имитировать.

Анализ западных и восточных традиций приводит К.Г.Юнга к следующим выводам. «Экстравертированная тенденция Запада и интровертированная Востока преследуют сообща одну важную цель: обе развивают отчаянные усилия для того, чтобы завоевать и подчинить себе простую естественность жизни. Утверждение духа над материей, opus contra naturam (покорение природы) – это симптом молодости рода человеческого, еще наслаждающегося применением самого мощного оружия, когда-либо изобретенного природой: сознательного ума» (с.522).

Д.М.Вульф (D.M.Wulf) отмечает, что среди объектов повышенного интереса К.Г.Юнга была одна из первых религиозных традиций - гностицизм. Гностические движение возникло эллинистический период и по мнению Д.М.Вульфа возникновение этого движения было обусловлено глубоким духовным потрясением, связанным со знакомством с восточной культурой во период завоеваний Египта, Палестины, Сирии, Вавилона и Персии Александром Македонским в четвертом веке до нашей эры,, что привело к сближению греческой и восточных цивилизаций.. В начале нашей эры, после нескольких столетий существования греческого господства, уже синкретической Восток «духовно контратаковал» эллинскую культуру и в конце концов заполнил ее собственным содержанием. Результатом этого стал новый и всепроникающей синкретизм, смешение вавилонской астрологии, эллинизма, иудаизма, платонической и стоической идеи, а также различных восточных таинственных культов.

Особое место среди духовных движений этого времени занимала группа, известная под именем «гностиков». С мировоззрением этого движения можно познакомится в известном труде К.Г.Йонаса «Гностицизм».
Объектом познания гностиков бала ни много, ни мало суперкосмическая драма, разворачивающаяся «в тумане, окутывающем начало нашей эры», определившая «творение мира, судьбу человечества, грехопадение и искупление». «Почти все деяния совершались в горнем мире, в божественной, ангельской или демонической сферах, - драма титанических личностей в сверхъестественном мире, по отношению к которому драма человечества в земном мире существовала бы, но лишь как отдаленное эхо» (К.Г.Йонас, с.10).

В центре гностической драмы находится радикальным дуализм между добром и злом, Богом и человечеством, божественным и материальным мирами. Плерома, или божественное царство света, и его божество - истинный Бог, стоящий у дистанционного пульта и являющийся антитезой Вселенной и царству тьмы. Это «повесть о свете и тьме, знании и невежестве, безмятежности и страсти, гордыне и сострадании на чаше весов не человеческого, но вечного бытия, столь же несвободного от страдания и ошибок» (К.Г.Йонас, с.11).

Гностицизм представлял серьезную угрозу для раннего христианского движения, особенно изнутри. Некоторые из ранних христиан считали себя христианскими гностиками. Борьба с гностицизмом привела к формированию доктрин и канонов христианской церкви, принимаемых как истинные, и учреждению в ней иерархической власти.

К.Г.Юнг предложил воспринимать гностическую доктрину, изображающую восхождение души через небесные сферы, как технику субъективного внутреннего преобразования (трансформации), которое завершается как экстаз единения с Абсолютом. При этом К.Г.Юнг понимает этот процесс не как гностик, за что его критиковали, а как врач и ученый, исходя из поддающихся проверке фактов, а не гностических утверждений, опирающихся на «сверхъестественные знания».

Процесс трансформации, согласно учению К.Г.Юнг, происходит в бессознательной сфере психики человека.

Литература

1. Wulf D.M. Psychology of religion: classic and contemporary views. – New York: John Wiley &Sons, 1991. - 640 p. (-С.411-466)

2. Юнг К.Г. Психология и религия // wanderer.org.ua/.../psy_and_relig.html

3. Юнг К. Г. Значение отца в судьбе отдельного человека // www.psyinst.ru/library.php?part=article&id

4. Юнг К.Г. Духовная проблема современного человека // Юнг К.Г. Сознание и бессознательное: Сборник. – СПб. Университетская книга, 1997. – С.474-499.

5. Юнг К.Г. Символы трансформации. – М.: АСТ, 2009. – 731 с.

6. Юнг К.Г. Психология и алхимия. – М.: Рефл-бук, Ваклер, 1997. – 587 с.

7. Юнг К.Г. Различие между восточным и западным мышлением. Юнг К.Г. Сознание и бессознательное: Сборник. – СПб. Университетская книга, 1997. – С. 500-522.

8. Йонас К.Г. Гностицизм. – СПб.: Лань, 1998. – 384.

Контрольные вопросы

1. В чем К.Г.Юнг видит положительные стороны религии?

2. В чем К.Г.Юнг видит духовную проблему современного человека?

3. Как К.Г.Юнг определяет религию?

4. Что такое «божественная фигура» с точки зрения К.Г.Юнга?

5. Как, с точки зрения К.Г.Юнга, возникает религия?

6. В чем различие, с точки зрения К.Г.Юнга западных и восточных ментальностей?

7. Почему К.Г.Юнг осуждал европейцев, увлекающихся восточныит религиозными традициями?

8. Как К.Г.Юнг понимает субъективное внутреннее преобразование человека?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 538; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.