КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Биологические основы религии
Биологические основы поведения являются основой объективного подхода к религии. Он основан на том очевидном факте, что опыт и поведение непосредственно связаны с телесными проявлениями. Телесный статус и религиозный опыт Д.М.Вульф (D.M. Wulf) в своем труде «Psychology of religion» пишет, что, хотя философы и ученые до сих пор бьются над вопросом отношений ума и тела, в религиозных традициях уже давно воспринимается как само собой разумеющееся влияние духовных факторов на телесные проявления «Духовные упражнения» часто включают в себя упражнения, работающие непосредственно с телом, например, определенные позы, лишение себя пищи и сна, различные другие виды телесного дискомфорта или контроля частоты дыхания. Каждый из этих методов через контроль телесных процессов приводит к достижению определенного желаемого состояния сознания. Некоторым из этих методов уже тысячи лет. Менее напряженными, но едва ли менее значительными являются обычные органические условия, без которых не может быть никакого религиозного опыта. Многие религиозные ритуалы и практики специально направлены на стимулирование органов чувств, особенно зрения, слуха, обоняния, вкуса, органов осязания. Кроме того, религиозные обряды, как правило, требуют активного телесного участия: положения сидя, стоя, на коленях, принятых в западных традициях; прикосновения к священным предметам, обход святынь, танцев, лежачих положений на спине или навзничь. Кинестетические ощущения, вызванные этими весьма разработанными движениями, становятся тесно связанные с религиозными идеями и чувствами, которые сами по себе имеют корни в физиологических процессах. Ощущения или чувства вызванными внутренними органами и также различными состояниями организма, например голодом или жаждой, часто воспринимаются верующими как символы сложных религиозных чувств. В целом, невозможно найти какой-либо религиозный опыт или поведения, который не основывался бы на факте телесного проявления (с. 41-42) Д.М.Вульф (D.M. Wulf) ссылается на некоторых из ранних авторов строгой эмпирической психологии религии, которые утверждали что физиология является ее фундаментом. Еще в 1897 г. J.Leuba высказал мысль о существовании психофизиологических основ этики, а в 1925 г. он опубликовал свой классический труд по психологии мистики, которая в значительной степени опирается на медицинские и физиологические объяснения. Во французской литературе T.Flournoy в 1903 г. также указал, что в явлениях религиозной психики следует искать физиологические корни. Таким образом «психологическая теология» признает человека и как психофизиологическое и как духовное существо. Холл и объективный подход к религии Д.М.Вульф (D.M. Wulf) определил, что роль телесных процессов в религиозном опыте впервые в 1882 г. научно обоснована Стэнли Холлом (Stanley Hall). Он обнаружил, что большинство обращений в веру происходит в период полового созревания, когда происходят физиологические изменения организма. В своей знаменитоv работе об обращении С.Холл обнаружил «сходства и коварианты» религии и сексуальной любви, в том числе их общую тенденцию колебаться между самоутверждения и самоотречением; стремление быть фанатично преданными объектам поклонения; почитать места их проживания, выражать преданность в ритмической музыке и танце; проявлять восторг и счастье, принимать участие в церемониях почитания; искажать восприятие через фетишизм идолопоклонство; оживлять практически любой акт или другой объект, воспринимая их как объект, имеющий огромную жизненную силу. Аналогию отношения в религии и сексуальной любви С.Холл обнаружил при анализе текстов, написанные на протяжении веков религиозными мистиками, богословами, создателями религиозных гимнов. Тем не менее, он выявил и существенные различия, особенно когда трансцендентный объект рассматривается не как существо определенного пола. С.Холл является одним из ведущих основателей биологического подхода к религии. Он первый собрал научные данные о роли физиологических процессов в религии, и является автором теории развития, основанной на унаследовании первичных импульсов. Он также был одним из первых основателей других сторон объективного подхода. Решительно возражая против интроспекционистской психологии Джеймса, он отстаивал метод объективного наблюдения, включая наблюдение за животными и детьми. Он выдвинул те принципы исследования, которые были позднее описаны бихевиористами. Он предложил теорию «психологию пищевого поведения» в которой он исследовал роль голода и пищеварительных процессов в жизнедеятельности всех живых существ и даже в религии. Он отметил, что боги примитивных сообществ были в основном пожирателями с клыками и огромный пастью. Он это определил как «сублимацию поиска пищи», как способ повышения значимости пищеварения, как возведение тела в подобие храма). Холл также стал использовать метод опросника (анкетирования), который сегодня выступает в качестве главного инструмента исследований в психологии религии (с. 42-43).
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 982; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |