Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Генетические основы психологии религии С.Холла

Д.М.Вульф (D.M. Wulf), анализируя работы С.Холла, выделил в его теории эволюционные и педагогические аспекты религии.

С.Холл был убежден, что религиозное развитие отдельной личности является отражением эволюции религиозности вида Homo sapiens. Как и при эмбриональном развитии онтогенез повторяет филогенез, так и в становлении религиозности присущи эти закономерности:.

Эволюционные этапы религиозного развития соответствуют, согласно представлениям Холла, мистическим переживаниям младенца, ребенка и подростка.

С. Холл ссылается на наблюдения немецкого педагога F.Fröbel’я, указавшего, что «бессознательное ребенка от Бога» и отметил, что «общие физические ощущения чистого бытия зародыша, его трансцендентное ощущение счастья или даже ангельского общения, впоследствии сохраняется в его жизненном опыте».

Впоследствии через три четверти века Эрик Эриксон – один из теоретиков объектных отношений, также как и С.Холл пришел к выводу, что «основные религиозные чувства могли быть взращены еще в первые месяцы младенчества» посредством заботливого ухода за телом ребенка, спокойного и бережного отношением к нему с защитой его от интенсивных раздражителей Это приводит росту доверия, благодарности, зависимости и любви, чувств, которые вначале направлены на мать и лишь затем на Бога (с. 50).

По мнению С.Холла, формирование сознания ребенка проходит несколько этапов своего развития, которые соответствуют формами развития религии: фетишизм, поклонение природе, и различными другими «древним идолопоклонническим стадиям». Только при достижении подросткового возраста появляется личность готовая к любви и альтруизму, что является целью христианской традиции, для которой все другие «великие исчезающие религии» имеют значение важнейших предварительных этапов. Задача миссионера, как считал С.Холл, не уничтожить другие традиции, но признать, что истина находится в их пределах и с сочувствием вести их к завершению, как это делал Иисус, Моисей и Давид. Кроме того, сложная задача для учителя воскресной школы быть поводырем ребенка через эти естественные этапы религиозного развития, которые не соответствуют понятиям христианского благочестия.

С точки зрения С.Холла, ускорение религиозного развития, часто приводит к прочному религиозному инфантилизму, являющемуся более серьезной опасностью.

В связи с этим он утверждает, что религиозное образование должно быть тщательно разработано с учетом исследований в развитии ребенка в целях соответствия растущим интересам ребенка и его возможностям. Как любовь к природе является первой религией каждой расы, говорит С.Холл, так она должна быть первой и для ребенка. Задача воспитателя состоит в поощрении спонтанных естественных реакций ребенка, таких как чувство трепета, благоговения и зависимости при познании им мира. Детство это объект для одаренных и хорошо подготовленных сказочников, направляющих свое искусство на стимулирование воображения ребенка. Эти рассказы не должны быть библейскими, но выбраны из мира сказок, мифов, легенд или жизнеописаний. Упор следует делать на практическую мораль; но необходимо всячески избегать доктрин, абстрактных идей, а также различных методов «принуждения к вере».

В подростковом возрасте, по мнению С.Холла, акцент должен быть сделан на Ветхом Завете, в соответствии с интересами, которые занимают подростков в этот период. Подростковый возраст, по его расчетам, является периодом преклонения перед героями, у которых преобладают эмоции страха, гнева, зависти, ненависти и мести. Ветхий завет обладает большим репертуаром драматических сюжетов с героическими личностями, обладающими чувством справедливости, вызывающих чувства сильного потрясения и благоговения, что подходит этому этапу развития.

По мнению Холла, подростковый возраст знаменует апогей религиозного развития. Предыдущие годы являются в основном подготовительными, последующие ориентированы в основном на доктрину, которая служит заменой веры.

Данные, собранные С.Холлом и его учениками и исследователями, показывают, что бурные годы полового созревания являются также годами духовного преобразования. Подростковый возраст, по мнению С.Холла, является периодом великого перехода от эгоцентризма к альтруизму. Задача религии поднять до максимально возможного уровня естественные побуждения, которые оживают в этот период, направляя при этом растущих индивидов в безопасную среду. Согласно С. Холлу, в этот период только религия и только христианская традиция может в полной мере развить и возвысить чувство любви.

Для более зрелых и культурных молодых людей С.Холл предусматривает дальнейший более широкий и глубокий курс обучения. Помимо Нового Завета он предлагает добавить труды отцов церкви, а также курс по истории церкви, изучение высших ценностей в больших религиозных традициях, а также краткий обзор философии религии, этики и психологии.

Независимо от того, насколько удаляемся от детства и юношества, по мнению С.Холла, мы сохраняем как рудиментарные органы те ранние мнения, пережитые нами на ранних этапах. Он писал, что все из нас, даже догматики христианской веры, являются несмотря ни на что одновременно язычниками, пантеистами, агностиками, фетишистами и еретиками (с. 50-52).

Личность Христа с позиций эволюционного подхода С.Холла

Д.М.Вульф (D.M. Wulf) проанализировал эволюционный подход С.Холла в рассмотрении личности Христа.

С.Холл изучил большой объем литературы, посвященной фигуре Христа, в том числе на работы ученых, которые стремились доказать его историчность. С. Холл рассматривает Христа как продукт творческой эволюции, вобравшей в себя все идеальное в человеческой расе.

Задачей психологии, по мнению С.Холла, является выявление влияния идей Иисуса на радикальное преобразование человека и реконструкцию мира.

Он решил эту задачу, которую с помощью метода анкетирования и изучения мифов и ритуалов различных религиозных традиций разных времен и народов. На основе этих данных Холл искал смысл смерти и воскресения Христа, которые являются центральными событиями христианской веры.

С.Холл пришел к выводу, что эти события соответствуют интрапсихическому процессу трансформации, в которой низшие побуждения и желания подвергаются уничтожению и отречению от них ради высших. Иисус в этом отношении является идеальным воплощением этого процесса. По мнению С.Холла воскресение является символом вечного и неизбежного возрождения доброго и истинного после того как их противоположности сделали свое худшее дело.

Работа С.Холла, посвященная Иисусу, не убедила его коллег-психологов и вызвала их неприятие. Однако, по мнению Д.М.Вульфа (D.M. Wulf), С.Холлу удалось дать толчок к объективному изучению психологии религии. К его наследию принадлежит идея строгого научного подхода, введение метода анкетирования и статистического анализа.

Во всяком случае, психология отказалась от идеи самоанализа как единственного метода психологического исследования, и согласилась с его идеей о телесных корнях религии. Кроме того, теория бихевиоризма заняла более радикальные и редукционистские позиции в области психологии религии, чем иди С.Холла. Практически позже никто больше не хзанимался анализом благочестия, приверженности христианской традиции и богословского образования, которые очевидны в работах С.Холла.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Биологические основы религии | Биологические основы личности и религиозность
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 425; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.