Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Градостроительство Франции XV – XVII вв




Главными объектами королевского строительства были загородныерезиденции – замки и городские отели. Замки на р. Луаре - Амбуаз, Шомон-сюр-Луар; Ланже, Блуа, Шамбор, Шенонсо были построены и перестроены в стиле барокко.

Мода на итальянскую античную культуру, приезд Леонардо да Винчи во Францию.

Трактат Жака Пере (1601г.) с планами идеальных городов –строительство 2-ух идеальных городов-один из них Анришмон. Инженер из Болоньи – Джироламо Марини (город-крепость на Марне – Витри-ле Франсуа, 1545г.). Мосты – итальянец Фра Джокондо (1433 – 1515 гг). Строительство новых архитектурных ансамблей началось с перестройки Лувра (1546 г – арх. П.Леско) – приспособление крепости для дворцовых покоев.

По поручению Екатерины Медичи в 1564 г строится загородный дворец Тюильри, арх. Ф.Делорм. Галерея от Лувра к Тюильри, одновременно был разбит регулярный сад.

Появление геометрически правильных площадей. Первая королевская площадь – площадь Вогезов (1606- 1612 гг, арх. Луи Метезо) – квадратная в плане 139 х 139 м, в 1639 г.- конный монумент Людовику XIII. Площадь окружена единообразными зданиями из красного кирпича с белокаменными аркадами и тёмными кровлями. Если аркада нижнего этажа монотонна, то верхние этажи сохранили характер отдельных павильонов. Главная композиционная ось – север – юг, отмечалась павильонами короля и королевы. Другая королевская площадь – площадь Дофина на острове Сите.

В начале XVII в. появились первые градостроительные законы, предписывающие строить улицы в центре Парижа одинаковыми зданиями «от угла до угла».

Интересно дальнейшее формирование ансамбля Лувра, арх. Жак Лемерсье(1585 – 1642 гг). Построил западный фасад луврского дворца, а рядом – двор кардинала Ришелье – Пале- Рояль. Резиденция Ришелье (дворец, парк, город) в бассейне р. Луары - образец регулярного градостроительства того времени.

Научная и философская деятельность Рене Декарта (1596-1650 гг.) оказала влияние на развитие регулярного градостроительства во Франции и на строительство городов-крепостей. Метод Декарта – рассматривать объект от общего к частному.

Военный инженер – градостроитель, теоретик и практик крепостного строительства Себастьян Вобан (1633 – 1707 гг). Под его руководством укреплено свыше 100 городов, построено свыше 50 городов – крепостей. Все они имели регулярную планировку, с главной площадью в центре. Казармы и складские помещения строились у бастионов.

Пример – г. Неф – Бризак 8-ми угольный в плане. Он состоял из кварталов 45 х 60 м. Его улицы имели ширину 10 м, а главная площадь 150 х 150 м. Трактат Вобана «Истинный способ укрепления городов», переведен на многие европейские языки

Во второй половине XVII в. ведущим стилем становится классицизм.

В 1661 г.Людовик XIV, став королём Франции, приступил к строительству новой загородной резиденции – Версаля (17 км от Парижа), арх. Лево (1612 – 1670 гг) – дворец. Общая композиция парка и городской части - Анре Ленотр (1613 – 1700 гг). Фактически Ленотру принадлежала планировка всего юго-западного пригородного района Парижа. Усадьбы короля и членов его фамилии в Марли, Со, Сен-Клу соединены прямолинейными аллеями в единое гигантское целое. Последним звеном в этой цепи ансамблей был Версаль.

Ленотр начал со строительства города на 30 тыс. жителей. Его планировка подчинялась трём лучевым магистралям - Сен-Клу, Со, Париж (аналогия с римским трехлучием). Для скорейшего заселения раздавались участки под застройку всем желающим, но с условием строить здания в едином стиле и не выше 18,5 м, т.е. уровня входа во дворец. Парковая зона создана в виде гигантской композиции, около 3 км, что определялось видимостью самых отдалённых участков парка. Парк разделялся на три части: партерную, боскетную и лесопарковую. Масштаб нарастает по мере удаления от дворца к периферии парка. Композиция подчинена оси, начинавшейся в центре дворца. По её сторонам располагались плоские зеркала водных бассейнов. На главной оси – «зелёный ковёр» (партерный спуск) 300 х 60 м и крестообразный канал. Вся композиция заканчивается широкой тополиной аллеей.

В Версальском парке Ленотр применил многочисленные оптические эффекты:

- пологий спуск зелёного ковра создавал иллюзию приподнятой водной глади,

- при движении от канала к дворцу, последний постепенно исчезал за кромкой большой лестницы,

- ось парка ориентирована на запад (солнце),

- ансамбль построен на контрасте живой природы с искусственной природой парка, подчинённой строгим законам классицистической композиции.

Планировочный опыт Версаля был перенесён Ленотром в Париж для строительства регулярного парка - Елисейские поля.

Общие принципы проектирования Версаля и Елисейских полей. Ширина главной аллеи – в обоих случаях 60 м. Разница - в развитии планировочной композиции по рельефу. В Версале – спуск, а на Елисейских полях - подъём в сторону холма Шайо с круглой площадью, аналогичной в Версале – Звезды короля. Протяжённость Елисейских полей = Версалю – 3 км.

Одновременно, на месте снесённых укреплений Карла V и Людовика XIII, началось строительство первого в Париже полукольца бульваров (от Бастилии до начала Елисейских полей), в конце XVII в - появились новые королевские площади. Одна из них - Вандомская (Мансар Ж.А., 1699 г) – в плане прямоугольник со скошенными углами 124 х 140 м. По нижнему этажу проходила аркада, второй и третий этажи объединял коринфский ордер. Шесть слегка выступающих ризалитов, увенчанных фронтонами, оживляли однообразную архитектуру площади. В центре площади – бронзовая статуя Людовика XIV. Другая площадь по проекту Мансара - площадь Побед,круглая в плане, диаметр 80 м-это была первая круглая площадь в Париже. Мансару принадлежит одно из самых красивых купольных сооружений города – ротонда отеля Инвалидов, её общая высота – 107 м – доминировала над юго-зап. частью Парижа.

 

Характеристика градостроительных работ в Париже во второй половине XVII в.

Все построенные в Париже ансамбли имели геометрически правильные планы. Площади носили замкнутый характер. Их характеризует стройный ритм, изысканные пропорции и развитие идей и градостроительных традиций эпохи Возрождения.

Учение Декарта и опыт крепостного строительства формировали взгляд на город, как на единое территориальное и композиционное целое.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2177; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.