Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мотивационно-потребностная сфера детей с ЗПР




Исследования мотивационно-потребностной сферы де­тей с ЗПР были выполнены в связи с изучением причин школь­ной неуспеваемости младших школьников и необходимостью вы­работки психолого-педагогических подходов к ее преодолению

· Изучалась система побудителей учеб­ной деятельности у младших школьников с ЗПР.

· Мотивационная сфера детей с ЗПР дисгармонична с точки зрения со­отношения реального уровня развития (как правило, несколько более низкого) и потенциальных возможностей.

· Эта дисгармоничность наиболее ярко проявляется при анализа мотивационной готовности ребенка к предстоящему школьному обу­чению. Дети с ЗПР имеют до­статочно правильные представления о характере предстоящей учеб­ной деятельности, о соотношении времени, отводимого на уроки и перемены, об ожиданиях учителей и т.д. Однако эти знания не являются для них побуждающими, как это наблюдается у нор­мально развивающихся сверстников, наоборот, они в большин­стве своем предпочитают сохранить дошкольный алгоритм жиз­недеятельности.

· Особенности мотивационной сферы наблюдаются по трем основным группам мотивов:

- внешним (страх, награда), дети с ЗПР подвержены стрессовым реакциям и в ситуации повышенной тревоги (опасности не успеть выполнить задание, подвергнуться наказанию) их продуктивность в боль­шинстве своем падает, хотя у некоторой части детей возникает мобилизация сил.

- внутренним (желание, инициатива самого ребенка) - из внутренних мотивов доминируют игровые мотивы, мотивы сохранения целостного привычного функционирования

· - промежуточно-соревновательным (мотивом выступает сравнение своих достижений с достижения­ми других). Повышенная значимость для дошкольников и младших школьников с ЗПР (вплоть до подросткового возраста) положительных поддержива­ющих отношений со стороны близких взрослых. Это обусловливает их повышен­ную чувствительность и ранимость в ситуации критических заме­чаний со стороны взрослых, а с другой — в этом заключен опре­деленный потенциал познавательного и социального развития де­тей данной категории.

 

· у нормально разви­вающихся сверстников ведущими в младшем школьном возрасте становятся познавательные мотивы, связанные со стремлением к интеллектуальной активности, овладению новыми умениями, зна­ниями и навыками, и широкие социальные (Л.И.Божович), от­ражающие потребность ребенка занять определенное положение в системе доступных ему общественных отношений.

 

3). Особенности образа Япри ЗПР

· половозрастной идентификации (Половозрастная идентификация — неосознанное отождествле­ние себя с соответствующей половозрастной группой, проявляющееся в усвое­нии ценностей и форм поведения, принятых данной группой). Дети с более выра­женной задержкой не хотят двигаться вперед по возраст­ной линии и предпочитают быть младенцами, получать все от окружающих без малейших на то усилий.

· В «Незаконченных высказыва­ниях» половина детей с ЗПР характеризует свое социальное Я, как «плохого», поясняя свой ответ следующим образом: «Воспи­тателя не слушаюсь... балуюсь...» Объяснить подобную ситуацию, сложившуюся в группе детей с ЗПР, можно тем, что гиперактив­ность является неотъемлемой составляющей, входящей в структуру дефекта при ЗПР. А гиперактивные дети всегда доставляют воспита­телям массу дополнительных проблем, отсюда и огромное количе­ство замечаний, которые гиперактивные дети слышат в свой адрес.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2195; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.