Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды реакции дезадаптации

ТЕМА 13. Типы неправильного воспитания.

1. Безнадзорность, безконтрольность. Родители заняты только своими делами, дети предоставлены сами себе, находятся в поиске увеселений, в след.чего попадают под влияние уличных компаний.

2. Гиперопека – постоянный контроль, приказы и запреты – ребенок становится беззащитным, безинициативным, нерешительным, боязливым, не могут постоять за себя (уходят из дома, бунт).

3. Кумир в семье (тоже гиперопека). Ребенок находится в центре внимания. Его желания, просьбы бесприкословно выполняются. Им постоянно восхищаются, отсюда проблемы в коллективе; формируется истероидная акцентуация характера. Человека преследуют постоянные переживания в жизни. Завышенная самооценка.

4. Воспитание по типу «золушки». В обстановке эмоциональной отверженности, холодности. Ребенок чувствует, что его не любят и тяготятся им. Хотя посторонним может казаться, что родители достаточно внимательны и добры; появляются неврозы, чрезмерная чувствительность к неврозам, озлобленность.

5. Жесткое воспитание. За малейшую провинность ребенка сурово наказывают, он растет в постоянном страхе, что порождает жестокость, озлобленность, угодничество.

6. Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности. Ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды своих родителей. Или на ребенка возлагаются непосильные заботы, отсюда появляются навязчивые страхи, тревожность за свое благополучие и благополучие близких. Ребенок обречен на невротические срывы, на трудные взаимоотношения с окружающими. Затем он и на других возлагает такие же обязанности.

Недостатки воспитания выражаются в детских реакциях.

Типы детских реакций

1) реакция отказа (от пищи, игрушек, контакта). Она возникает в ответ на резкое изменение привычного образа жизни, организма (дс, развод). Главное выяснить из-за чего ребенок отказывается.

2) реакция оппозиции. Ребенок противодействует попыткам заставить его заниматься нелюбимым занятием.

3) реакция непомерного подражания тому или иному персоналу (копирование одежды, манеры речи, суждений, поступков).

4) реакция компенсации - ребенок всеми силами пытается затушевать или устранить какие-либо свои слабости (внешние недостатки оправдывает тем, что это ему не нужно, т.к. у него есть голова).

Дезадаптация – это нарушение отношения личности со средой, коротковременное расстройство, которое возникает при столкновении личности с трудностями, непреодолимыми обстоятельствами и нарушает нормальное приспособление к условиям жизни.

Всякое невротическое состояние может стать, закрепившись, качеством личности.

Факторы (причины), способствующие возникновению дезадаптации:

1) шоковые травмы

2) психотравмирующие ситуации

3) хронически действующие психотравмирующие ситуации, охватывающие ценностную ориентацию ребенка (семейные конфликты, противоречивый тип воспитания, угнетающее и подавляющее воспитание).

4) эмоциональная депривация (лишение чего-либо).

Группы риска: младшие дети - тихие дети, с преобладающей реакцией торможения; старшие дети – тревожные и инфантильные дети. Усилить данное состояние могут травмы, органическая недостаточность и слабый тип нервной системы.

Повышенный риск связан со следующими видами кризисных ситуаций:

1. отсутствие или утрата чувства безопасности или беззащитности;

2. беззащитность из-за отрыва от семьи;

3. у школьников, невозможность соответствовать ожиданиям семьи и переживания чрезмерной ответственности за других членов семьи.

4. неприятие семьей, коллективом;

5. неспособность справиться с учебной нагрузкой;

6. ситуация опасная для здоровья.

 

Клинические проявления дезадаптации:

- аффективная лабильность (плаксивость)

- аффективная взрывчатость (возбудимость)

- депримированность (подавленность, уныние)

- дистеония (почти депрессия, понижение фона настроения, пассивность)

- страхи

- стремление к уединению (замкнутость)

- ипохондрия (фиксация на своем здоровье)

- заторможенность

- грустные мысли, чувство вины, неполноценности

- суицидальные мысли (в основном для детей замкнутых, они не оставляют записок, непонятна причина самоубийства, это неожиданно для окружающих)

- нарушение социальной приспособленности

- эпизодические приемы алкоголя, лекарственных препаратов

- уходы из дома, бродяжничество

- ухудшение успеваемости

- утрата способности участвовать в играх (нет интереса)

- агрессивность (разрушительные действия)

- аутоагрессивность (самоповреждение)

- мутизм (нарушение речи)

- расторможенность

- невротические проявления (расстройства сна, энурез, головные боли, мастурбация, желудочно-кишечные спазмы, временные сердечные боли).

Виды реакции дезадаптации.

1. Детская нервность: наиболее ярко проявляется в детские годы от 3 до 7 лет и в подростковом возрасте.

Особенности поведения:

В 3 года - заикание, онанизм, конфликтное поведение;

В 4 года – страхи, тики;

В 5 лет – отклонения в поведении у мальчиков - со слабым типом, у девочек – с сильным, возбудимым;

В 6 лет – возбудимость становится доминированной для мальчиков, могут появиться патологические привычки (грызение ногтей, сосание пальцев, онанизм).

1) Сосание пальцев – чаще встречается у детей с флегматическим типом темперамента, если в детстве не удовлетворился инстинкт сосания, при возникновениях конфликтов в семье; при нежелании матери иметь ребенка. Клинические функции: отключение от жизненных трудностей; смягчает чувство одиночества и боли.

*** Коррекция: необходим эмоциональный контакт, восполнить веру в себя.

2) Грызение ногтей возникает у детей склонных к невротическим реакциям; у чрезмерно требовательных родителей. Функции: снять беспокойство и тревогу.

3) Онанизм бывает: физиологический, клинический и психологический.

а) физиологический онанизм (проходит с возрастом) – характерен для детей с активным темпераментом, стремящихся снизить аффективное напряжение. У мальчиков с выраженными мальчишечьими чертами; у девочек, не играющих в куклы;

б) психологический онанизм – неправильное воспитание, строгость, запреты, наказание шлепки, порка. Ограничение активности, недостаток эмоционального контакта с родителями, насильственное кормление, привычка.

в) клинический онанизм – расстройства сна, диатез, аллергия, потливость, трения тесной одежды или просторная одежда.

Нормально, когда ребенок 3-4 лет играет с половыми органами, как когда-то с пальчиками. Если ребенок онанирует и играет со сверстниками, уединяется – это ненормально.

***Тактика поведения: 1. при мытье половых органов нужно мыть чисто, но быстро;

2. не обращать внимания на половые органы;

3. если у ребенка много различных занятий, то эта привычка не закрепится;

4. нужно отвлечь его от мастурбации;

5. запрещение ребенку заниматься онанизмом не означает, что он этого делать не будет;

6. поговорить с родителями, большая двигательная активность, водные процедуры;

7. при приучению к горшку нужно делать это без ругани;

8. необходимо играть в игры: «Дочки-матери», «В семью».

Коррекция психолога: - наблюдение за отношениями в семье, играми детей;

- применение опросников, анкет (для выявления уровня знаний по половому воспитанию);

- беседы, консультации с родителями о правильном поведении взрослых;

- игровая коррекция с детьми и взрослыми «Разыграй сказку» (участвуют члены семьи, воспитатель, психолог. При обработке сказок психолог должен обратить внимание на: выбор игрушек, способ испытуемых проблем, конфликты взрослых).

2. Расстройство сна. Оно появляется с двух лет, у очень активных детей, эмоционально возбудимых; склонных к страхам, в результате дурных снов; реакция на разлуку с матерью. В три года причинами расстройства сна могут быть запреты, страх темноты, страх закрытых помещений.

3. Плаксивость. Как правило, плаксивость выражает внутреннее напряжение или стремление привлечь к себе внимание. У большинства детей это признак недомогания и боли. Закрепление плаксивости, как способа привлечения внимания приводит к выработке негативных черт характера. Истерический плач лучше не прерывать, так как это эмоциональный выброс.

4. Упрямство, как самоутверждение и упрямство относительное, когда ребенку не привили трудовых навыков, а требуют их выполнения. Упрямые дети энергичные и самолюбивые. У левшей упрямство выражено больше. У невротичных детей упрямство, связанное с чувством вины формирует дух противоречия. Упрямые дети бывают у тех родителей, дети которых не отвечают их требованиям; у энергичных и деспотичных родителей; у тех, кто вешает ярлыки («как всегда, у тебя неряшливый вид»; «ты всегда врешь…»).

5. Страхи. Бывают двух видов; связанные с опасностью окружающей среды и страх заражения (искусственно привитый, у родителей боязливого типа). Страхи бывают ситуационные и хронические. Страхи характеризуются появлением чувства беспокойства, потливости, угнетенного состояния, оцепенения, постоянных движений.

Следствия страхов: эмоциональное перенапряжение; снижение контроля и целенаправленности действий; снижение контактов. Наиболее часто чувство страха проявляется у детей в возрасте 5-6 лет и в подростковом возрасте.

Предпосылки появления страхов: недостаток двигательной активности; изолированность, отсюда боязнь всего нового; в семьях, где глава мать; в неполных семьях; от возраста родителей.

Динамика развития:

- беспокойство при беременности и родах

- 1 год жизни - страх возникает из-за частых уходов матери и отсутствия эмоциональных контактов;

- до 3 лет – страх одиночества и страх потерять внимание матери;

- от 3 до 5 лет - страх одиночества преобразуется в страх быть никем; возникает боязнь потерять свою значимость для взрослого; связь с воображением и фантазиями;

- в 6 лет – страх сновидений, боязнь умереть во сне;

- от 7 до 11 лет – страх быть не тем кого уважают и понимают; страх не соответствовать ожиданиям взрослых; страх ошибок, оценок, опозданий; страх перед ураганом, бурей и наводнением;

- -с 11 до 16 лет – боязнь физического уродства, страх быть отвергнутым в группе.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Возрастные особенности ребенка и педагогическая оценка | Курс лекций
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1562; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.