Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Разработка методов выявления умственно отсталых детей за рубежом (19 – 20 в.)




ПЛАН

СЕМИНАР № 1

Планирование и построение исследования.

Психологическое исследование начинается с осознания необходимости решить определенную проблему. Проблемные ситуации, которые формулируются как задачи конкретного исследования, вытекают из общих педагогически-практических задач, стоящих перед исследователем.

На основе общих проблем и анализа опубликованных исследований в соответствующей области психологии развития и конкретных педагогических задач определяются цели конкретного исследования, его объект и предмет. Объект исследования – это определенная область психического развития. На вопрос: «Что именно изучается?» отвечает формулировка предмета исследования. Например, если изучается влияние игры на взаимоотношение детей, то объект – психическое развитие детей в процессе игры, а предмет – психологические особенности формирования взаимоотношений детей в процессе игровой деятельности.

После того как определены объект, предмет, цель, задачи, исследователь размышляет над тем, каким может быть ответ на поставленный вопрос, - формулирует гипотезу. Гипотеза – это предположение, возможный ответ на вопрос, который заключен в проблеме. Выдвигая гипотезу надо учитывать результаты ранее проведенных исследований, общие законы развития психики ребенка, доступность для проверки.

Далее необходимо выбрать методы исследования, которые должны быть адекватны его цели и задачам, и, наконец, указать базу, на которой будет проводиться исследование.

 

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДОВ ОТБОРА В СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

1. Разработка методов выявления умственно отсталых детей за рубежом (19 – 20 в.).

2. Развитие системы и методов отбора в специальные учреждения в России.

3. Основные тенденции развития современной психодиагностики.

4. Статья Л.С. Выготского «Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства» - конспект.

 

Литература.

1. Гуревич К.М. Борисова Е.М. Введение в психодиагностику.

2. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития.- М.,1995

3. Л.С. Выготский. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т.5., М., 1983.

 

В зависимости от того, как различными исследователями понималась сущность умственной отсталости, находились и методы, которыми они пользовались для ее выявления. Первыми начали заниматься вопросами психофизического недоразвития детей врачи-психиатры. Их усилия были направлены на отграничение умственной отсталости от душевных заболеваний. В работах врачей Ж.Э.Д. Эскироля (1772-1840) и Э.Сегена (1812-1880), клторым принадлежит заслуга первых исследований умственной отсталости, даются некоторые диагностические критерии. Так Эскироль считал показателем интеллектуального развития состояние речи, что повлияло на вербальный характер последующих тестов. Сеген придавал большое значение состоянию сенсорных и волевых процессов.

Следует отметить, что до середины 19 века установление умственной отсталости оставалось преимущественно медицинской проблемой.

С середины 60-х годов 19 века в некоторых странах вводится всеобщее начальное образование, и во вспомогательные школы начинают попадать дети на основе лишь одного критерия – неуспеваемости.

Возникает необходимость упорядочить систему отбора детей во вспомогательные школы. Установление умственной отсталости превращается в психолого-педагогическую проблему.

Одним из первых, кто предлагает тестирование как метод отбора, был английский биолог Ф. Гальтон (1822-1911). Главными показателями умственных способностей он считал состояние сенсорных функций человека: остроту зрения, слуха, скорость психических реакций.

Дж. М. Кэттел (1860-1944) создает серию тестов, направленных на определение состояния простых функций, скорости протекания психических реакций, для установления индивидуальных различий.

Измерение более сложных психических процессов (восприятие, память и др.) легло в основу серии тестовых испытаний, созданных немецким психологом Э. Крепелином (1856-1926), который проводил изучение психически больных.

Последующая разработка тестов связана с деятельностью французских психологов А. Бине и Т. Симона, которые приводят тесты в определенную систему, котроую называют «Метрической скалой умственных способностей». Первый вариант (1905) этой скалы содержит 30 тестов, расположенных в порядке возрастающей трудности, в этом варианте не было возрастных показателей, он был направлен на выявление типа памяти, понимание словесных инструкций. Второй вариант скалы выходит в 1908 году, здесь тесты сгруппированы по возрастным ступеням с 3 до 13 лет. Третий вариант появился в 1911 году, здесь предлагались тесты для детей от 3 до 16 лет. Однако и этот вариант имел недостатки: для одного возраста предлагались тесты на комбинирование, для другого – на исследование памяти, некоторые тесты имели субъективный характер, их выполнение зависело от жизненного опыта ребенка. (Например: 9 лет: «Что надо сделать, если опоздаешь на поезд?»; 10 лет: «В один из первых весенних дней баба взяла серп и пошла жать рожь. Что здесь неправильно?» Но не каждый городской ребенок знает, когда и чем жнут рожь).

Еще один недостаток состоял в том, что 80% тестов носили словесный характер.

В этот же период профессор Римского университета С. де Санктис (1862-1954), предлагает свою серию заданий из 6 опытов для определения умственного недоразвития для детей с 7 лет. Они направлены на исследование внимания, воли, непосредственной памяти на цвет и форму, способности к пересчету конкретных предметов, зрительное определение величины и расстояния.

Однако работы Санктиса не прижились и наибольшей популярностью пользовались тесты Бине и Симона, которые модернизировались и приспосабливались к местным условиям.

О.Декроли и Деган (Бельгия 1910); В. Штерн, Э. Мейман (Германия 1915, 1917) и т.д.

К началу 20 века относятся первые попытки длительного изучения детей, так в Бельгии по предложению О. Декроли (1871-1932) при вспомогательных школах создаются наблюдательные классы, которые имели целью уточнение диагноза и выработку рекомендаций по дальнейшей работе с ними.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1901; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.