КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социальный реализм Э.Дюркгейма
Согласно мнению французского социолога Эмиля Дюркгейма (1858-1917) социальная реальность столь же устойчива и реальна, как и природа, поэтому развивается по определенным законам. В связи с этим Дюркгейм разработал теорию социологизма, суть которой заключается в том, что общество – реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам. Она обладает автономией по отношению к природе и одновременно по отношению к индивидам. Человек – двойственная реальность, в которой взаимодействуют две сущности: социальная и индивидуальная, причем приоритетом в ней обладает реальность социальная над индивидуальной. Теория социологизма Дюркгейма дала начало развитию социального реализма в социологии, в основе которого лежит тезис о первичности общества над индивидом. В противовес реализму в социологии сформировалось другое направление – номинализм, сторонники которого отстаивали первичность индивида по отношению к обществу. Основу социальной реальности, по мнению Дюркгейма, составляют социальные факты, которые являются предметом изучения социологии. Социальные факты – это любой образ действия, который оказывает на индивида внешнее воздействие, но существует вне и независимо от него. В качестве социальных фактов могут выступать различные события, поступки, акты поведения, нормы, ценности, обычаи, традиции и т. п. Дюркгейм считал, что социальные факты должны рассматриваться как вещи, т. е. как внешние по отношению к индивидам. Из признания специфики социальной реальности, воплощенной в социальных фактах, вытекает, согласно Э.Дюркгейму, самостоятельность социологии как науки, ее несводимость ни к какой другой из наук. Важную роль играет в обществе социальная солидарность, существующая в двух видах: механическая и органическая. Первая из них доминировала в архаических обществах, была основана на неразвитости и сходстве индивидов и их общественных функций. Органическая солидарность характерна для современного общества и основана на разделении труда. Основная функция разделения труда – интегрирование индивидов в социальные общности, обеспечение единства социального организма, формирование чувства солидарности. В последнем решающая роль принадлежит корпорации, которая должна, по мнению Э.Дюркгейма, стать четко организованной группой, социальным институтом и одновременно основным элементом социальной структуры. В современном индивидуалистическом обществе основная проблема состоит в поддержании минимума коллективного сознания, без которого органическая солидарность способна провести к общественной дезорганизации. Конкретным воплощением последней является аномия – патология социальной жизни, проявляющаяся в отрицании норм, правил общепринятого поведения. На основе действия социальных механизмов аномии Э.Дюркгейм дал объяснения феномена самоубийства, которые изложил в своей работе «Самоубийство: социологический этюд» (1897г.). Самоубийство, по его мнению, представляет собой событие индивидуальное, а причины его социальные.Данный трудявляется первой эмпирической работой в социологии.
«Понимающая социология М.Вебера. В отличие от О.Конта и Э.Дюркгейма социологическая доктрина, развиваемая Максом Вебером (1864-1920), наполнена скептицизмом по отношению к социологическим всеобщностям и сконцентрирована на изучении социальных действий и отношений конкретных индивидов. Только таким образом, считал он, можно понять действительные механизмы реального поведения индивидов и их общностей и превратить социологию в понимающую и объясняющую науку. Причем понимание может быть двух видов: непосредственное, возникающее в процессе прямого наблюдения за действиями другого индивида, и объясняющее понимание, состоящее в рациональном объяснении мотивов, смысла, содержания и результатов осмысленного человеческого действия. Важнейшая категория веберовской социологии – социальное действие обладает тремя отличительными признаками: 1) наличие действующего индивида; 2) осмысленность предпринимаемого действия; 3) социальная ориентированность действия на других людей. С точки зрения мотивации и уровня рациональности, осмысленности вся совокупность социальных действий может быть подразделена на четыре основных типа: 1) целерациональное; 2) ценностно-рациональное; 3) традиционное; 4) аффективное действие. (Более подробно о типах социального действия М.Вебера читайте в теме «Общество как целостная система и социальная реальность» стр.19). С социальными действиями, в понимании М.Вебера, органически связаны социальные отношения, под которыми понимается поведение нескольких людей, соотнесенное по своему смыслу друг с другом и ориентирующееся на это. Содержание же отношения может быть самым различным: борьба, вражда, любовь, дружба, уважение, рыночный обмен, соперничество и т. д. Выделение основных типов действий и отношений привело М.Вебера к необходимости введения в социологическую теорию и обоснования категории «идеальный тип». Под идеальным типом он понимал идеальное в логическом смысле теоретические конструкции, позволяющие абстрагироваться от многочисленных и разнородных эмпирических фактов действительности и сконцентрировать внимание на основных особенностях целого обширного класса сходных в каком-либо отношении и повторяющихся социальных явлений и процессов, их взаимосвязанных причин и следствий. Наряду с социальным действием, социальным отношением Вебер выделяет социальные институты (семья, церковь, государство) и социальные ассоциации (группы и общества). Действия отдельных индивидов кооперируются; на основе этой кооперации образуются ассоциации. На основе доминирующих типов социального поведения Вебер выделяет типы общества, последовательно сменяющие друг друга: традиционное, в котором преобладают традиционные и аффективные действия, и современное (индустриальное), основанное на целерациональном и ценностно-рациональном поведении индивида. Большое внимание Вебер уделял анализу социальных институтов. Центральное место среди них занимает государство, понимаемое им как особая организация публичной власти, обладающая монополией на легитимное насилие. М.Вебер выделяет три основных типа легитимного, то есть законного господства: 1) «традиционное» господство, базирующееся на авторитете «вечно вчерашнего», т. е. власти, передаваемой по наследству – от князя или короля к его наследнику; 2) господство в силу веры большинства общества в обязанность легальных установлений, достигаемое путем избрания во время выборов в демократическом обществе; 3) авторитет необычного личного дара, которым носитель харизмы, т. е. необычной способности человека оказывать магическое воздействие на других людей и властвовать над ними. М.Вебер уделял большое внимание изучению мировых религий (буддизма, ислама, христианства) и проанализировал влияние протестантизма, в первую очередь протестантской этики, на возникновение капиталистического духа и становление капитализма как специфического типа рациональной экономики.
Л итература Антология социально-экономической мысли в России. Дореволюционный период / под ред. А. И. Кравченко. - СПб.: Изд-во Рус. Христианского гуманит. ин-та, 2000. - 831 с. Громов И.А. Западная социология / И. А. Громов, А. Ю. Мацкевич, В. А. Семенов. - СПб.: Ольга, 1997. - 372с. Харчева В.Г. Основы социологии: Учебник. – М.: Логос, 1997. – 304 с. – Гл.2.
ТЕМА 3. Общество как целостная система и социальная реальность. 3.1 Общество как социологическое понятие. Определение понятия «общество» является очень важным вопросом в социологии, т.к. общество – это объект изучения данной науки, но в тоже время очень сложным, т.к. данное понятие, во-первых, отражает высокий уровень абстрактности и широко по объему (так два человека – это уже общество, и население нашей страны тоже общество); во-вторых, общество можно рассматривать в различных ракурсах; в-третьих, оно исторично и имеет этапы развития; и, в-четвертых, общество раскрывается на стыке нескольких наук: социальной философии, истории, социологии и социальной психологии. Но ученые прошлого и настоящего делали и делают попытки в определении данного понятия. Приведем некоторые из них. П.А.Сорокин: «Общество – это союз, по меньшей мере, двух человек, объединенных «связью взаимодействия», это коллективное единство, коллектив». К.Маркс: «Общество – это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, продукт их взаимодействия». Н.Смелзер (американский социолог): «Общество – это объединение людей, имеющее определенные географические границы, общую законодательную систему и определенную социокультурную (национальную) идентичность». Т.Парсонс (американский социолог): «Общество – это система отношений между людьми, связывающим началом которой являются нормы и ценности». Что же объединяет социологов во всех этих подходах к определению понятия «общество»? Это то, что общество рассматривается ими не как механическая совокупность людей, а как объединение, в рамках которого происходит устойчивое и достаточно тесное взаимодействие и взаимовлияние людей. Общество обладает следующими признаками: 1. Каждое общество имеет имя, которое часто (но не всегда) становится названием государства. 2. Каждое общество имеет собственную культуру. Конечно, в настоящее время, когда наблюдается сильное взаимовлияние культур, под культурой следует понимать только ядро родной культуры, благодаря которому человек осознает свою причастность к этому, а не к другому сообществу. 3. Каждое общество имеет свою историю, которая хранится в памяти любого человека. 4. Каждое общество обладает таким чертами, как самовоспроизводство, самообеспечение, саморегулируемость не в абсолютном смысле слова, а в относительном (увеличение населения не только за счет естественного прироста, но и миграции или удовлетворение потребностей за счет импорта). 5. Каждое общество является самой большой единицей социальной реальности, т.е. не входит в качестве составной части в более крупное общество. В настоящее время, в период формирования мирового сообщества, эта точка зрения становится все более и более условной, однако нельзя сказать, что этот признак становится недействительным. 6. Формы взаимодействия людей в пределах общества однообразны и устойчивы. Это означает, взаимодействия между людьми определяются традициями и обычаями, выработанными на протяжении существования данного общества. 7. Общество обычно базируется на определенной территории. Но не всегда возможно определить границы того или иного общества (например, русскоязычное общество, христианское общество). 8. Каждое общество имеет свой язык общения. Понятие «общество» следует отличать от понятий «страна» и «государство». Страна – это понятие больше географического характера, означающее часть территории планеты с определенными границами. Государство – это понятие, отражающее политический смысл, систему политических отношений и выступающее как важнейшая категория политологии.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 12742; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |