Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика основных элементов общества




Основные подходы к определению социальной структуры общества.

Существуют несколько подходов к определению социальной структуры общества. Рассмотрим только три из них.

1. Системный подход.

С точки зрения данного подхода, общество представляет собой систему, т.е. упорядоченное множество элементов взаимосвязанных между собой и образующих единое целое. К основным элементам общества относятся: индивиды, социальные связи, социальные взаимосвязи, социальные действия (взаимодействия), общности, группы, социальные институты, организации.

2. Детерминистский подход.

Наиболее ярко этот подход обозначился в марксизме. С точки зрения этого учения структура общества рассматривается как совокупность четырех сфер (подсистем): экономической, политической, социальной и духовной. Все подсистемы находятся в состоянии строгом отношении субординации (подчиненности). В марксизме все подсистемы зависят от экономической сферы, в основе которой лежит материальное производство. Экономическая система, в «конечном счете», определяет развитие других систем общественной жизни. Но имеет место и обратная связь всех систем, каждая последующая система оказывает влияние на предыдущую. Вследствие такого подхода общество в марксистском учении рассматривается в постоянном движении и развитии в рамках сменяющихся способов производства.

3. Функциональный подход.

Функционалисты (Г.Спенсер, Р.Мертон, Т.Парсонс) рассматривали общество как систему множества частей: экономической, политической, военной, религиозной, каждая из которых только в системе целого выполняет строго определенные функции.

 

 

1. Социальная связь, социальное действие.

Социальная связь – это совокупность факторов, обуславливающих совместную деятельность индивидов для достижения поставленных ими целей и задач.

Социальная связь может выступать в форме социального контакта (неустойчивая, кратковременная, поверхностная социальная связь) и социального взаимодействия (ответная реакция одного индивида на социальное действие другого), социальное взаимодействие при определенных условиях переходит в социальное отношение (устойчивая, повторяющаяся, видоизменяющаяся социальная связь).

Основоположником теории социального действия является М.Вебер. По мнению Вебера, социальное действие характеризуется двумя основными признаками:

1) оно имеет субъективный смысл, то есть связано с субъективным, личностным, индивидуальным осмыслением возможных вариантов поведения;

2) совершая действие, субъект сознательно ориентируется на ответную реакцию окружающих, то есть имеет место ожидание этой реакции.

М.Вебер предложил типологию социальных действий.

1) целерациональное действие человек ясно представляет цель и средства ее достижения и ответную реакцию других людей на свои действия. Критерий рациональности – успех;

2) ценностно-рациональное действие совершается через сознательную веру в этическую, эстетическую, религиозную ценность данного поведения;

3) аффективное действие через бессознательные психологические импульсы, чувства;

4) традиционное действие осуществляется через привычку.

Другой, не менее известный социолог Т.Парсонс выделил у социального действия следующие признаки:

- социальное действие нормативно, то есть зависит от общепринятых ценностей и норм;

- оно волюнтаристично, то есть связано с волей субъекта, обеспечивающей некоторую зависимость от окружающей среды;

- оно подчиняется знаковым механизмам регуляции.

Парсонс анализирует действие с двух точек зрения:

1) действие как единичный акт;

2) действие как система.

 

2. Социальная группа и социальная общность.

Социальная группа – это совокупность индивидов, которые взаимодействуют определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других. Американский социолог Р.Мертон социальную группу определяет как совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к ней и считаются членами данной группы с точки зрения других. Он выявляет ряд существенных признаков, отличающих социальную группу от иных сообществ, например пассажиров сидящих в одном вагоне поезда. Среди признаков социальной группы Р.Мертон выделил:

- определенный способ взаимодействия;

- членство, чувство принадлежности к данной группе;

- групповую идентичность – люди, входящие в группу, воспринимаются и другими как члены этих групп.

В науке не существует единства мнения по поводу соотношения понятий «социальная группа» и «социальная общность». Обычно понятие «социальная общность» употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле она выступает синонимом социальной группы вообще, в связи с чем класс, нация, семья могут рассматриваться и как социальные общности, и как социальные группы. В узком смысле социальными общностями называют только территориальные группы. По мнению американского социолога Н.Смелзера, под этим термином понимается совокупность людей, у которых есть общее и постоянное место жительства, которые взаимодействуют, обмениваются услугами, зависят друг от друга и совместной деятельностью удовлетворяют собственные потребности.

 

Классификация социальных групп.

Социальные группы могут подразделяться на основе различных критериев.

1. В зависимости от численности, размеров выделяют малые и большие группы. Отличительными чертами малыхгрупп являются:

-малочисленность (как правило, от 2 до 7 человек);

- близость, прочность и интенсивность взаимодействий членов группы;

- устойчивость, и продолжительность функционирования в силу высокой степени совпадения общих ценностей, норм и правил поведения.

Примерами малых групп могут служить: студенческая группа, семья, спортивная команда.

В больших социальных группах (классы, нации, территориальные поселения и т. д.) связи и взаимодействия носят опосредованный характер.

2. На основе социально значимых критериев различают номинальные и реальные социальные группы. Номинальные группы выделяются в основном для статистического учета населения в целях лучшей организации или решения определенной народно-хозяйственной задачи. По это причине они являются разновидностью больших социальных групп (как, например, лица, состоящие на учете в наркологическом диспансере и проживающие в коммунальных квартирах, и т. п.)

Реальные группы выделяются на основе социально значимых признаков, таких как:

- пол – мужчины и женщины;

- доход – богатые, бедные и зажиточные;

- национальность – русские, американцы, турки и т. п.;

- возраст – дети, подростки, взрослые, старики;

- родство и брак – холостые, женатые, родители, вдовы;

- род занятий – водители, учителя, врачи;

- место жительства – горожане, сельские жители, земляки.

По своим размерам реальные группы могут быть большими и малыми. По преимущественно социальному составу людей в структуре реальных групп они могут классифицироваться на основе стратификационного (классы, касты, сословия), этнического (расы, нации, народы, племена, кланы) и территориального (горожане, земляки, сельские жители) признаков.

3. По характеру взаимоотношений между членамигруппы выделяют первичные и вторичные. Первичными называют небольшие группы людей, которые вступают в прямое и непосредственное взаимодействие, опирающееся на их индивидуальные особенности. Эти группы отличаются особой эмоциональной атмосферой, интимностью и неформальностью межличностных взаимодействий. Ярким примером первичной малой группы является семья. Во вторичных группах социальные взаимодействия носят безличный, односторонний и утилитарный характер.

4. По степени организованности группы делятся на формальные и неформальные. Формальным группам присущи правила организации, действия, запреты, дозволения санкционированные обществом. Здесь отношения в полном смысле слова оформлены. Неформальные группы не имеют устава, поведение их членов не регламентировано, но это не означает отсутствие порядка и организованности (например, кружок любителей искусства, общество милосердия, защитников природы и культуры и т. п.)

5. По заданности положения различают объективные и субъективные группы. Объективные группы – это группы, позиция которых определена независимо от воли и желания ее членов (молодежь, социальный класс). Субъективные группы возникают и существуют постольку, поскольку формируются сознательными действиями индивидов (политические партии, научное общество).

Особо следует выделить понятие «референтная группа». Референтной считается группа, которая в силу авторитета для индивида способна оказывать на него сильное влияние. Иначе эту группу можно назвать эталонной. Индивид стремится стать членом этой группы, и его активность обычно направлена на то, чтобы быть более похожим на ее представителя.

Однако не всякое сообщество людей можно назвать социальной группой. Спонтанно возникающие сообщества людей, среди которых отсутствует устойчивое ожидание, собранных в определенном физическом пространстве и не осуществляющих сознательных взаимодействий, называются квазигруппами. Они могут превратиться в социальные группы, если в ходе постоянного взаимодействия будет возрастать степень социального контроля между ее членами.

Признаками квазигрупп являются:

1) спонтанность образования;

2) неустойчивость взаимосвязей;

3) односторонность взаимодействия (либо восторг, либо протест, либо прием информации);

4) кратковременность совместных действий.

Среди разновидностей квазигрупп выделяют публику (аудиторию), толпу, социальные круги.

Понятие «публика» ввел в оборот французский социолог Габриэль де Тард. Публика – это социальная общность, в основе которой лежит сходство мнений. Для нее характерно одностороннее взаимодействие, слабая обратная связь аудитории с коммуникатором (человеком, владеющим информацией и доводящим ее до общности).

В отличие от публики толпа характеризуется психологическим единством, которое создается физическим контактом. Это временное собрание людей в одном месте, которых объединил общий интерес. Толпа характеризуется рядом признаков:

- повышенной внушаемостью (люди в толпе с большей вероятностью принимают мнения, чувства и действия большинства);

- анонимностью (индивид не выделяется из толпы, чувствует себя в ней неузнаваемым и незначительным);

- спонтанностью (люди в толпе не задумываются над своими действиями, поскольку их поведение зависит от эмоций);

- неуязвимостью (анонимность приводит к отсутствию социального контроля, и по этой причине каждый снимает с себя ответственность за негативные последствия действия толпы).

Феномен толпы исследовал французский психолог Густав Лебон (1841-1931). Он отмечал разрушительный потенциал толпы, способной последовать за своим лидером.

В зависимости от способа формирования и поведения выделяют четыре типа толпы.

Случайная толпа – это такое скопление людей, где каждый преследует сиюминутные цели. Например, очередь в магазине или на автобусной остановке, пассажире в одном поезде, самолете, автобусе.

Конвенциальная толпа состоит из людей, собравшихся в данном месте и в данное время не случайно, а с заранее поставленной целью. Участники религиозной службы, зрители театрального спектакля, слушатели симфонического оркестра или научной лекции, болельщики футбола соблюдают определенные нормы и правила, которые регулируют их поведение, делают его упорядоченным и предсказуемым. У них много общего с публикой.

Экспрессивная толпа, в отличие от конвенциальной, собирается не для того, чтобы обогатиться новыми знаниями, впечатлениями, идеями, а для того, чтобы выразить свои чувства и интересы. Примерами экспрессивной толпы могут служить городские танцплощадки, молодежные дискотеки, праздничные гуляния.

Активная толпа – это любой из предшествующих типов толпы, которая проявляет себя в действии (например, футбольные фанаты, устраивающие погром после матча).

Среди квазигрупп наиболее близкими к устойчивым социальным группам являются социальные круги – социальные общности, созданные с целью обмена информации между их членами. Они ставят общих целей, не предпринимают совместных усилий. Члены этих общностей обмениваются взглядами, мнениями, новостями. Затем возможно перерастание этих социальных общностей в более устойчивые образования на основе схожей субкультуры (деловой клуб, политический клуб и т. д.).

3. Социальные институты.

Социальный институт - это исторически сложившиеся формы организации и регулирования общественной жизни, выполняющие жизненноважные для общества функции и включающие в свое содержание совокупность норм, ролей, предписаний, систему контроля.

Основное предназначение социальных институтов заключается в удовлетворении ими важнейших жизненных потребностей общества. Можно выделить пять фундаментальных потребностей общества, удовлетворение которых связано с созданием пяти соответствующих основных институтов:

- потребности в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);

- потребности в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство);

- потребности в добывании средств существования (э кономические институты, производство);

- потребности в передачи знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институты образования в широком смысле, т. е. включая науку и культуру);

- потребности в решении духовных проблем, смысла жизни (институт религии).

Каждый из пяти указанных выше социальных институтов включает в себя несколько неосновных институтов. Так, например, в состав института государство входят институт президентства, институт права, институт армия и т. д.

Общая черта всех институтов – выполняемые функции. Функцией социального института является та польза, которую он приносит обществу. Иначе говоря – совокупность решаемых задач, достигаемых целей, оказываемых услуг. Если институт не выполняет свои функции или выполняет их с обратным знаком, то это есть – дисфункция.

Функции и дисфункции бывают явные, если они официально заявлены, всеми осознаются и очевидны,и латентные, если они скрыты от глаз, не заявляются. Так, например к явным функциям школы относятся приобретение грамотности и аттестата зрелости, подготовка к вузу, к латентным – приобретение определенного социального статуса, который позволит взобраться на ступеньку выше неграмотного, завязывание прочных дружеских связей, поддержка выпускников в момент их вступления на рынок труда.

Процесс становления, формирования социального института называется институционализацией. Его содержанием являются формирование устойчивых, регулярных, самообновляющихся и упорядоченных социальных связей. Институционализация представляет собой процесс выработки и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения определенной общественной потребности, которая начинает осознаваться не как частная, а как общесоциальная. В процессе институционализации происходит замена спонтанного, хаотичного поведения на предсказуемое, которое ожидается, регулируется.

 

3.4 Теория социальной стратификации.

 

Термин «стратификация» ( stratum – слой, facio – делаю)в социологию ввел П.А.Сорокин заимствовав его из геологии, где он обозначает расположение пластов различных пород по вертикали. По аналогии в социологии стратификация – это распределение общественных групп (страт) в иерархически упорядоченном ранге (по возрастанию или убыванию какого-либо признака), т. е. другими словами, деление общества на страты. Страта - это социальный слой индивидов, имеющих сходные объективные показатели по четырем шкалам (критериям) стратификации: доход, власть, престиж и образование.

Доход - это количество денежных поступлений индивида или семьи за определенный период времени (месяц, год). Соответственно выделяют индивидуальный и семейный доход, месячный и годовой.

Образование измеряется числом лет обучения в государственном или частном учреждении. Так, профессор имеет более 20 лет формального образования (11 лет учеба в школе, 5 лет – в вузе, 3 года - в аспирантуре, 3 года – в докторантуре).

Власть измеряется количеством человек, на которых распространяется принимаемое индивидом решение (например, власть президента распространяется на 143 миллиона человек, бригадира – на 7-10 человек).

Престиж - это уважение статуса, сложившееся в общественном мнении.

В современных информационных обществах президенты, политические лидеры, крупные бизнесмены, ученые и деятели искусства включаются в высший класс и составляют элиту общества. Они обладают богатством, занимают привилегированные должности и самые престижные профессии, их труд лучше оплачивается и связан с выполнением управленческих функций.

К зажиточным слоям, которые составляют средний класс, относят врачей, юристов, преподавателей, квалифицированных служащих, среднюю и мелкую буржуазию.

Неквалифицированные рабочие, безработные и нищие входят в низший класс. Они обладают незначительными властью, доходами и уровнем образования.

Большое место в теории стратификации отводится характеристике распространенных социальных групп.

Бюрократия - управленческий слой в обществе, особая социальная группа, обретающая власть, имеющая эгоистические и корыстные интересы, мотивы, систему привилегий. Социальная опасность бюрократии в манипулировании своей деятельности, как особо важной, обладание реальной властью. Бюрократия является разрушительной для общества, если противопоставляет свои интересы обновленческим процессам. Бюрократия - не класс, но она обладает классообразующими признаками, жестко структурирована и регламентирована в своей деятельности. Феномен бюрократии достаточно ярко раскрыт в работе С.Паркинсона («Закон Паркинсона»), который сформулировал два положения закона: «Чиновник множит подчиненных, но не соперников». «Чиновники работают друг на друга».

Элита - это верхние слои общества, группы, занимающие в нем высшие и ведущие позиции (властные, экономические, профессиональные). Изучением элиты в обществе занимались социологи Г. Моска, М. Вебер, Р. Милс, В. Парето, Р. Арон и др. Признакамиэлиты являются: относительная замкнутость группы, доступ в которую ограничен; она регулируется методом жесткого отбора и имеет особый менталитет; образ жизни и действий отделяет ее от всего населения. Элита может быть политической, военной, экономической, профессиональной.

Технократы - так называется социальная группа, отражающая сдвиги в высших слоях индустриального общества, в котором лидирующее положение получают технические специалисты: инженеры, организаторы, управленцы (Т. Веблен). Близко к ней определил свою позицию Д. Белл, определяя технократию как группу профессионалов, использующих свои знания как в области хозяйства, так и в области управления и культуры. Дж. Гэлбрайт назвал этих специалистов “техноструктурой” (термин «технократия» означает «власть техники»). Этот слой сформировался на признании тезиса всемогущества технических знаний и принижении социальных гуманитарных знаний. Действительность доказывает несостоятельность этого тезиса.

Маргиналы - это группы общества, которые характеризуются приграничным, промежуточным состоянием по отношению к традиционным социальным группам. Нередко их называют «чужаки», они имеют слабые социальные связи и живут на границе двух и более миров. Это группы людей, утративших социальные корни, социальный статус, “выброшенных” на обочину жизни, поставленных в положение деклассированных полуграждан. Маргиналами являются представители пришлых этносов, иноверцы, иммигранты и беженцы, разорившиеся крестьяне и предприниматели и др.

Концепция маргинальности сформировалась в трудах Р. Парка, впервые употребившего понятие «маргинальный человек» - личность, находящаяся на границах различных культур. Однако само понятие «маргинальности» еще не устоялось, нет ясности в содержании, критериях отнесения к маргинальным группам.

Маргинализация в российском обществе происходит уже не одно десятилетие вследствие передвижения части населения по схеме «село – город». Почти 75% россиян в возрасте более 30 лет живут не там, где родились. Тип «промежуточного индивида», как социальный типаж, развился в форме лимитчиков, химиков, зэков, бомжей (Стариков Е. Маргиналы - М.,1989). Современная обстановка в России породила новых маргиналов, это люди с высоким образованием, развитыми потребностями, социальными ожиданиями, теряющие свой социальный статус, престиж, условия жизни.

В настоящее время сформировались новые зоны маргинализации (социальные ниши, в которых высокий уровень социально - профессиональной маргинальности), к ним следует отнести армию и военно - промышленный комплекс, бюджетные организации, культуру, образование, легкую промышленность; в эту зону входят трудоизбыточные районы и регионы с депрессивной экономикой; следует относить к этим зонам людей среднего и пожилого возраста, выпускников школ, вузов, а также многодетные семьи. Вследствие формирования данных зон выделились группы «новых маргиналов»: постспециалисты (специалисты, потерявшие социальную перспективу и изменившие свой профессиональный статус), новые русские, мигранты (беженцы и вынужденные переселенцы).

Процесс маргинализации противоречивый: во-первых, маргиналы нередко имитируют чужой образ жизни, искажая его. Во-вторых, они, находясь в обществе, не имеют социальных связей. В-третьих, они формируют своеобразную субкультуру (барачную, коммунальную). В-четвертых, они создают питательную основу для неквалифицированного труда (женщины на рельсах). В-пятых, маргинализация ослабляет семейные связи, проявляется в чувстве потерянности, в цинизме, отчаянии.

Номенклатура - социальная группа, получившая название «новый класс». Само понятие «номенклатура» означает слой (перечень) руководящих должностей, замещение которых происходит по решению вышестоящего органа власти. Номенклатура присуща партийным органам от низшего их звена до высшего уровня. Она не избирается демократическим путем и таким же образом сменяется (в Советском Союзе номенклатура составляла существо КПСС, партийная бюрократия распределяла ключевые посты в народном хозяйстве, в сфере науки, культуры и идеологии, осуществляла контроль над всем обществом).

«Новые русски» ”- понятие в настоящее время широко используется как в России, так и за рубежом. Эта общность людей стала формироваться вследствие перехода экономики России к рыночным отношениям. «Новых русских» отличает менталитет - социальное самосознание и образ мышления, свойственные периоду первоначального накопления капитала; модель поведения - прагматизм, что соответствует логике поведения «Homoeconomicus», обрисованного еще А. Смитом. Социально-профессиональный состав «новых русских» очень разнообразен: здесь бывшие работники партийной, советской, хозяйственной номенклатуры, ушедшие на «вольные хлеба»; кооператоры и участники малого бизнеса из различных сфер народного хозяйства, представители криминального мира; бывшие участники афганской войны и др.

Источники обогащения новых русских различны. Анализ главного советника Фонда Карнеги А. Ослунда показал, что главными источниками накопления богатства «новых русских» являлись: приватизация крупных государственных компаний (5% ВВП) и сосредоточение в руках их руководителей 20% акций, приватизация 17 тысяч крупных и средних предприятий (7% ВВП); льготные кредиты при годовой ставке 10 - 15 % (в тот момент, когда инфляция в экономике страны составляла 2500%) позволили сформироваться «денежным тузам»; скрытые экспортные субсидии и дотирование импорта (известно, что многие близкие к правительственным кругам люди получали право на покупку нефти и металла на внутреннем рынке по низким ценам, добывали экспортные квоты и лицензии, а торговали на мировом рынке по ценам, давшим этим людям колоссальные доходы); субсидии на импорт продовольствия в 1992 году под западные товарные кредиты сформировали «торговых королей».

«Новые русские» стратифицированы на элиту (приближенные к правительственным кругам и занимающиеся крупным бизнесом), средние и низшие слои. Этих людей отличает не только стремление к накоплению капитала в различной форме (имущество, земля, инвалюта, ценные бумаги и пр.), но и желание быстрого обогащения, что нередко сталкивает их с криминальным миром (использование рэкета, киллеров, уничтожение имущества конкурента ).

«Новые русские» являются носителями определенной субкультуры, которая выражается в поведении (напористость, жесткость, отбрасывание определенных моральных норм), некоторой показушности (наличие машины определенной марки, качество одежды, манера одеваться), престижности (посещение наиболее популярных и дорогих зрелищ, дорогих магазинов, презентаций, художественных салонов), спонсорстве ради рекламы, меценатстве.

«Новые русские», стратифицированные в элиту, составляют довольно замкнутую общность.

Интерес к «новым русским» проявляется и с позиции социальной психологиии, посредством которой возможно представить социально - психологический портрет этой группы как совокупности определенных черт или признаков: самые преуспевающие (молодые, энергичные, оптимисты), люди, рвущиеся через неудачу к успеху (они падают, срываются, но вновь встают и лезут к пику победы), люди, потерявшие прежний смысл жизни, но сориентировались и ушли бизнес (это в большей степени относится к бывшей номенклатуре).

Исторические типы стратификации.

В социологии известны 4 главных исторических типа стратификации: рабство, каста, сословие, класс. Первые три характеризуют закрытые общества и последний тип – открытые.

Закрытым является такое общество, где социальные перемещения из низших слоев в высшие либо полностью запрещены, либо существенно ограничены.

Открытым называется общество, где перемещения из одной страты в другую никак официально не ограничены.

Рабство является первой исторической системой социальной стратификации. Оно представляет собой экономическую, социальную и юридическую форму закрепощения людей, граничащую с полным бесправием и крайней степенью неравенства.

Различают две формы рабства:

- при патриархальном рабстве (примитивная форма) раб обладал всеми правами младшего члена семьи: жил в одном доме с хозяевами, участвовал в общественной жизни, вступал в брак со свободными членами общества, наследовал имущество хозяина. Раба запрещалось убивать;

- при классическом рабстве (зрелая форма) раба окончательно закабалили: он жил в отдельном помещении, не участвовал в общественной жизни, не имел права наследования, не вступал в брак и не имел семьи. Его разрешалось убивать.

Античное рабство в Древней Греции и плантационное рабство в США до 1865г. ближе ко 2-й форме, а холопство на Руси 10-12 веков – к первой.

Источники рабства: античное пополнялось преимущественно за счет завоеваний, а холопство было долговым или кабальным, рабством. Третий источник – преступники. В средневековом Китае и в советском ГУЛАГе (внеюридическое рабство) на положении рабов оказались заключенные.

На зрелой стадии рабство превращается в рабовладение. Когда говорят о рабстве как историческом типе стратификации, подразумевают его высшую стадию. Рабовладение – единственная в истории форма социальных отношений, когда один человек выступает собственностью другого и когда низший слой лишен всяких прав и свобод. Такого нет в кастах и сословиях, не говоря уже о классах.

Кастовый строй не такой древний как рабовладельческий, и менее распространенный. Если через рабство прошли практически все страны, то касты обнаружены только в Индии и от части в Африке. Индия - классический пример кастового общества. Оно возникло на развалинах рабовладельческого в первые века новой эры.

Кастой называют социальную группу (страту), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением.

Всего в Индии четыре основных касты:

- брахманы (священники);

- кшатрии (воины);

- вайшии (купцы);

- шудры (рабочие и крестьяне).

Помимо них насчитывается еще около 5 тысяч неосновных каст и подкаст. Особо стоят неприкасаемые – они не входят ни в какую касту и занимают самую низшую позицию. В Индии в 1991 г. численность касты неприкасаемых равнялась 55,3 млн. человек.

В ходе индустриализации касты заменяются классами. Города все больше становятся классовыми, а деревня, в которой проживает 70% населения, остается кастовой.

Формой стратификации, предшествующей классам, являются сословия (Европа 4-16 вв.). Сословие - социальная группа, обладающая закрепленными правами обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.

Для сословной системы, включающей в себя несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве положения и привилегий. Сословия в Европе сложились к 14 в. Выделялись высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне).

В России сословное деление на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещанство (средние городские слои) утвердилось в 18 в. в «Табели о рангах» 1722 г. Он предусматривал три основных рода государственной службы: воинскую, штатскую, придворную. Каждая делилась на 14 рангов, или классов. К государственной службе допускалось лишь дворянство – поместное и служилое. Характерная черта сословий – наличие социальных символов и знаков: титулов, мундиров, орденов, знаний.

Наиболее распространенной является классовая стратификационная система. Промышленная революция 18-19 вв. разрушила сословную структуру феодального общества и вместо знатности происхождения установила ранжирование социальных групп – классов – по богатству и собственности. Классы представляют собой социальные группы свободных в политическом и правовом отношении граждан.

В социологии существует два подхода в понимании термина «класс». Традиционный (социально-экономический) подход, сформулированных К.Марксом, интерпретирует класс как большую социальную группу людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающую определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующуюся специфическим способом получения дохода. Данное понимание было характерно для периода зарождения капиталистического общества.

В настоящее время преобладает статусный подход, согласно которому под классом понимается любая социальная страта (слой), отличающийся от других доходом, властью, престижем и образованием.

В современном обществе социологи насчитывают до 6 классов.Так, например, в США выделяют 3 основных класса – высший, средний и низший, каждый из которых разбивается еще на слои.

В высший класс входит старая родословная аристократия и нувориши, пришедшие из ряда финансистов, торговцев недвижимостью, королей нарко- и порнобизнеса. Внутри высшего класса американский социолог Л.Уорнер выделял:

- верхний высший класс (так называемые «старые родовые семьи», преуспевающие бизнесмены, тех, кого называют профессионалами, то есть людей, имеющих университетское образование, большой практический опыт, занятых творческим трудом и добившихся общественного признания (юристы, врачи, ученые, преподаватели);

- нижний высший класс (они уступают верхнему высшему классу по уровню материального благополучия, однако не имеют родословную).

Средний класс составляет до 70% населения развитых стран. Его рост связан с сокращением доли ручного труда и расширением удельного веса умственного труда как в промышленности, так и сельском хозяйстве, с развитием сферы услуг, появлением новых профессий, связанных с наукоемкими технологиями. В средний класс включают мелких и средних предпринимателей, торговцев, адвокатов, священников, писателей, художников, учителей, врачей, средних менеджеров.

Низший класс представляют индивиды, живущие у черты или за чертой бедности. Он не однороден. В нем выделяют верхний низший класс (малоквалифицированные рабочие, живущие в относительном достатке) и нижний низший класс (обитатели подвалов, чердаков, трущоб, которых называют «социальном дном»).

Средний класс выполняет роль социального стабилизатора, предотвращающего столкновение крайних полюсов социальной структуры: очень богатых и очень бедных. Средний класс выступает социальной базой демократии в силу умеренности своих требований.

 

3.5 Социальная мобильность: понятие и разновидности.

Социальная мобильность – это социальное перемещение индивида (группы индивидов) в обществе, обуславливающее изменение их статусов и ролей.

Выделяют несколько типов социальной мобильности по различным критериям.

1. Горизонтальная и вертикальная мобильность.

Горизонтальная мобильность - это движение индивида (группы индивидов) в одном социальном слое, социальный статус при этом не меняется (например, переход студента из одной студенческой группы в другую, индивида из одной семьи в другую). Вертикальная мобильность представляет собой совокупность взаимодействий, способствующих переходу индивида из одного социального слоя в другой. Это может быть служебное повышение, улучшение благосостояния, переход в более высокий социальный слой. В зависимости от направлений перемещений существует два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая, то есть социальный подъем и социальный спуск.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.