Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Социодинамика культуры




Социодинамика культуры

Р.Н.Овсянников

Структура внутренней среды предприятия

 

Схема воздействия внешней среды на предприятие

 

 

 

 

Лекция 1. (4 часа).

 

Что такое «наука»?

Наука – это система знаний человека об окружающем мире[1]. Отдельные отрасли этих знаний (конкретные науки) создаются на основе описания и изучения моделей[2] окружающего мира, обладающих заданным набором свойств (признаков). Окружающий человека мир по происхождению элементов можно разделить на две части: сотворённый Богом (не человеком - для неверующих) – мир Природы (включая человека), и сотворённый человеком – мир Культуры (включая человека). Система знаний мира Природы называется естествознанием, а объектами исследования в естествознании являются модели мира Природы. Логично систему знаний мира Культуры именовать культурознанием, а объектами исследования в этой области знаний являются модели мира Культуры. Естествознание (целое) не тождественно никакой конкретной науке (части целого) – математике, физике, химии, биологии…, но содержит и то, и другое и третье. Аналогично, культурознание не есть психология, или политология, или антропология, искусствоведение …, но содержит и психологию, и политологию, и антропологию, и искусствоведение, и социологию, и экономику…

Естествознание начиналось с комплексного восприятия мира Природы (детский возраст человечества) и формирования целостной картины этого мира. Возникающие при этом вопросы породили процесс познания, состоящий из описания целого, расчленения (анализ) целого на части (модели с заданными признаками), изучение моделей мира (частные науки) и синтез уточнённых частных моделей в новое целое (уточнённое старое). Из этой схемы (от общего к частному и т.д.) видно как внешняя (по отношению к человеку) заданность мира Природы определила исходную направленность и структуру процесса развития естествознания.

Совсем другим представляется процесс развития культурознания. Исходным моментом в познании мира Культуры является частная модель, индивидуальное (и к тому же – уникальное в природе) сознание человека, творящего то, что в природе без его участия возникнуть не может. Становление индивидуального сознания (наполнение его множеством смыслов-знаний) происходит в рамках ограниченного (конечного) мира индивидуального опыта по поиску и возделыванию (вот она – культура!) жизнесберегающей среды обитания. Осознанные и закреплённые в сознании конкретного человека смыслы и представляют ту индивидуальную (частную) модель мира, которая экспериментально проверяется, непрерывно уточняется и дополняется в ходе всей жизни человека.

Даже такое упрощенное представление о процессе формирования моделей мира Культуры, позволяет увидеть две особенности, принципиально отличающие их от моделей мира Природы.

Первая особенность моделей мира Культуры связана с направленностью процесса формирования индивидуальных моделей от частного к общему, от конкретного к абстрактному. Т.е., изначально человек имеет дело с самим собой, родителями, близкими и т.д., и мир усвоенных человеком смыслов определяет масштабы и качественные характеристики (признаки) индивидуальной модели мира Культуры.

Вторая особенность исследуемых в культурознании моделей мира Культуры - их непрерывная существенная изменяемость в силу непрерывного (количественного и качественного) существенного изменения частных (индивидуальных) моделей мира, обусловленного непрерывным накоплением индивидуального опыта и увеличения освоенных индивидуальным сознанием смыслов. (Существенное отличие от относительно устойчивых моделей естествознания: например, Ньютоновская модель мира, позволяющая изучать динамику звёздного неба, оставалась практически неизменной в течение трёх столетий).

В отечественной науке (в отличие от Западных научных школ) вместо обобщающего понятия «культурознание» укрепилось понятие «культурология». Наука о культуре – культурология – изучает культуру как целое (философия культуры), исследует процессы возникновения и развития культуры (история и теория культуры), разрабатывает методы использования теоретических положений в практике управления процессами социального и культурного развития общества (прикладная культурология).

Социодинамика культуры (= социальная и культурная динамика = динамика социокультурных изменений) – раздел культурологии, акцентирующий внимание исследователя на причинах и механизмах возникновения и изменения социальных и культурных (точнее -социокультурных) явлений, процессах существования и взаимодействия социального и культурного. В этой научной дисциплине естественным образом происходит слияние теоретического и прикладного аспектов культурологии в единое целое.

Культура, как базовое понятие культурологии, не поддаётся однозначному и исчерпывающему определению. Наиболее общие определения оказываются мало эффективными с позиции формирования методической основы культурологических исследований. Частные определения изначально ограничивают исследователя узкоспециа-лизированным набором методических и инструментальных возможностей, ограничивающим, в свою очередь, и область достижимых результатов исследований.

В качестве примера общего определения рассмотрим следующий вариант: всё созданное Богом (включая человека) есть природа; всё созданное человеком (включая человека) есть культура. Или: культура - это та часть среды обитания человека, которая содержит материальные и духовные элементы, как унаследованные человеком от предыдущих поколений, так и создаваемые им самим. Необходимость создания такой составляющей среды обитания происходит из надприродной роли человека, дарованной ему Богом и изначально проявляющейся в отсутствии биологических механизмов жёсткого прикрепления человеческого рода к конкретной природной среде обитания (человек одинаково способен к жизни в знойных пустынях экваториальной зоны, в тундре приполярья, в тайге и степи, в высокогорье и обширных долинах морского побережья и т.п.). Независимость врожденных инстинктов и безусловных рефлексов человека от природных условий его рождения и жизни определяет длительность и сложность процесса адаптации к окружающему миру. Человек рождается и долго пребывает в состоянии беспомощности и полной зависимости от своих родителей: есть, пить, ходить, говорить, понимать других людей и общаться с ними, распознавать предметы окружающего мира, спасать себя от голода, холода и болезней - далеко не исчерпывающий перечень необходимых для жизни человека знаний и умений, на приобретение которых уходят годы. Животный мир управляется врожденными инстинктами, ориентированными на достаточно узкий диапазон характеристик внешней среды. Поэтому белый медведь не может жить в африканской пустыне, а жирафы - за полярным кругом. И без длительного научения большинство животных быстро осваивают среду своего обитания, руководимые врождёнными инстинктами. Так, например, вылупившийся из яйца утёнок уже может плавать, а юный журавль учится летать всего несколько недель, и т.п.

Приведенное выше определение понятия «культура» является одним из нескольких сотен, используемых в современной научной литературе. Приложение 1 содержит примеры определений, названных нами «частными». Обилие определений базового понятия объясняется не столько молодостью науки о культуре[3], сколько сложностью и исключительным разнообразием мира, создаваемого человеком. Видение картины мира, созданного человеком, с заранее фиксированной позиции (психолога, социолога, антрополога, этнографа, филолога, философа, политолога, экономиста, искусствоведа, …) неизбежно приводит к появлению различных (непротиворечивых) акцентов в определениях культуры.

Первоисточник и фундамент человеческой культуры - человеческое сознание.[4] Оно начинает проявляться после того, как в нём начинается жизнь Слова, содержащего конкретный субъективный смысл-знание. Именно он (субъективный смысл) является результатом конкретного психофизического переживания и, одновременно, побуждающим мотивом любого элементарного не рефлексивного действия человека. Включение отдельного смысла-знания в со-знание[5] осуществляется путем «прикрепления» к смыслу-знанию его имени (знака, символа). Однозначное соответствие между именем и воспринятым явлением есть основа воспоминаний о нём в будущем, даже «в другом контексте» [10]. Такое закрепление имени смысла-знания происходит в результате многократного повторения встреч с одними и теми же (или слабо различающимися) явлениями внешнего и внутреннего происхождения[6]. Множество таких имён смыслов-знаний, используемых человеком, составляют языковую базу индивидуальной культуры. Здесь термин «язык» используется в самом обобщённом варианте: язык движений, язык человеческого голоса, язык звуков, язык красок, язык запахов… Но принципиально важен приоритет языка, элементарной единицей которого является слово. Уместно вспомнить евангельское:

«Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков…»[9].

В этом - краткое и точное описание начала процесса становления человека разумного, человеческого общества, культуры. «Преподобный Серафим Саровский видел великую мудрость праотца Адама в том, что ему был дан дар давать имена всякой твари. Получить имя - быть приобщённым к высшему бытию»[8]. Дар Божий - Слово – признак подобия человека Богу – открыло человеку путь к со-творению мира путём творения собственной среды обитания в нём.

Наличие имени делает возможным передачу смысла-знания другим людям, его обобществление группой контактирующих друг с другом людей[7]. Таким образом создаётся фундамент групповой культуры. В результате взаимодействия индивидуальных и групповых культур вырабатывается культура сообществ более высокого уровня… Заметим, что даже такая простейшая схема возникновения и развития культуры позволяет сделать принципиальный вывод: групповая и следующие уровни культуры могут возникать и развиваться только при условии разнообразия индивидуальных культур, и, следовательно, забота о культуре общества - это, в первую очередь, забота о развитие личности.

В силу слабой, неразвитой способности распознавания и выделения части из целого (например, в раннем детстве) смыслы-знания могут оставаться безымянными и, минуя сознание, поступить в сферу хранения безымянного опыта – подсознание. Сознательное и бессознательное (осознанное и неосознанное, именованное и безымянное), взаимодействуя, вносят существенные изменения в схему становления и развития индивидуальной культуры (и, следовательно, групповой и других уровней).

Субъективный смысл, взаимнооднозначно соотнесенный с одним единственным именем – элементарный, атомарный (неделимый) смысл. Построение последовательности элементарных смыслов, порождающей новый смысл, несводимый к одному элементарному, есть мыслительная деятельность.

Объединение множеств всех элементов индивидуальных культур – культура человечества – мир Культуры. Пересечение множеств элементов индивидуальных культур для определённой группы индивидуумов может быть не пустым, и тогда оно являет собой групповую культуру. Пересечение множеств элементов всех индивидуальных культур – общечеловеческая культура. Последнее множество – пустое.

Однако, даже столь общему подходу в научной литературе находятся альтернативы (Приложение 3).

Всё вышеизложенное, на наш взгляд, показывает, что молодость культурологии не является главной причиной неустоявшейся классификации моделей мира Культуры.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Из [1], раздел 1.16:

 

«В 1952 году американские антропологи А.Кребер и К.Клакхон опубликовали книгу, в которой привели обзор известных к тому времени концепций и определений культуры. Они проанализировали более 150 определений, каждое из которых отражало важную сторону понятия культуры и, безусловно, имело право на существование. В 1963 году они переиздали книгу, значительно расширив перечень определений культуры за счет включения новых интерпретаций, которые появились за десятилетие, прошедшее со времени выхода первого издания. Этот обзор определений и концепций культуры был, пожалуй наиболее полным из имевшихся в мировой литературе, но он все-таки имел некоторые пробелы, ибо А.Кребер и К.Клакхон сосредоточивались на подходах, принятых в англо-американской литературе, и вне поля зрения исследователей осталось многообразие определений и концепций, имевшихся в немецкоязычной и франкоязычной традициях.

Тем не менее, эта работа дает достаточно адекватное представление о типах и способах определения культуры. А.Кребер и Клакхон разделили все определения культуры на шесть основных типов (от А до F), причем некоторые из них в свок) очередь разделяются на несколько групп.

 

A. Описательные определения, в которых упор делается на перечисление всего того, что охватывает понятие культура. Родоначальником такого типа определения культуры является знаменитый антрополог Э.Тэйлор. Согласно Тэйлору, «культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества» [...].

 

B. Исторические определения, вкоторых акцентируются процессы социального наследования, традиции. Примером здесь может служить определение, данное известным лингвистом Э.Сепиром: культура это «социально унаследованный комплекс способов деятельности и убеждений, составляющих ткань нашей жизни» [...]. Недостаток определений этого типа связан с предположением о стабильности и неизменности, в результате чего из виду упускается активность человека в развитии и изменении культуры.

C. Нормативные определения. Эти определения делятся на две группы. Первая из них — определения, ориентирующиеся на идею образа жизни. По определению, данному К.Уислером, «образ жизни, которому следует община или племя, считается культурой... Культура племени есть совокупность стандартизированных верований и практик, которым следует племя» [...]. Вторая группа — определения, ориентированные на представления об идеалах и ценностях. Здесь можно процитировать два определения: данное философом Т.Карвером, "культура — это выход избыточной человеческой энергии и постоянной реализации высших способностей человека" [...], и представленное социологом У.Томасом, «культура... это материальные и социальные ценности любой группы людей (институты, обычаи, установки, поведенческие реакции) независимо от того, идет ли речь о дикарях, или цивилизованных людях» [...].

D. Психологические определения, в которых упор делается либо на процесс адаптации к среде (D-I) либо на процесс научения (D-II), либо на формирование привычек (D-III). Индексом D-IV Кребер и Клакхон обозначают «чисто психологические определения». Ниже приведены определения, наиболее характерные для каждой из четырех групп.

D-I. «Совокупность приспособлений человека к его жизненным условиям и есть

культура, или цивилизация... Эти приспособления обеспечиваются путем сочетания таких приемов, как варьирование, селекция и передача по наследству» (социологи У.Самнер и А.Келлер) [...].

D-II. «Культура — это социологическое обозначение для наученного поведения, то есть, поведения, которое не дано человеку от рождения, не предопределено в его зародышевых клетках как у ос или социальных муравьев, а должно усваиваться каждым новым поколением заново путем обучения у взрослых людей» (антрополог Р.Бенедикт) [...].

D-III. Культура — это «формы привычного поведения, общие для группы, общности и общества. Она состоит из материальных и нематериальных элементов» (социолог К.Янг) [...].

D-IV. «Под культурой мы будем понимать совокупность всех сублимаций1, всех подстановок или результирующих реакций, короче все в обществе, что подавляет импульсы или создает возможность их извращенной реализации» (психоаналитик Г.Рохайм) [...].

E. Структурные определения, в которых внимание акцентируется на структурной организации культуры. Здесь характерны определения, данные социологом Р.Линтоном: «а)...Культуры — это в конечном счете не более чем организованные повторяющиеся реакций членов общества, б) Культура - это сочетание наученного поведения и поведенческих результатов, компоненты которых разделяются и передаются по наследству членами данного общества» [...].

F. Генетические определения, в которых культура определяется с позиции ее происхождения. Эти определения разделяются на четыре группы: F-I, в которых культура рассматривается как продукт или артефакт2; F-I.I, в которых упор делается на идеях; F-III, в которых подчеркивается роль символов; F-IV, в которых культура определяется как нечто, происходящее из того, что не есть культура. Ниже приведены определения, наиболее характерные для каждой группы.

F-I. «В самом широком смысле слова культура обозначает совокупность всего, что создано или модифицировано сознательной деятельностью двух или более индивидов, взаимодействующих друг с другом или воздействующих на поведение друг друга» (социолог П.Сорокин) [...].

F-II. «Культура - это относительно постоянное нематериальное содержание, передаваемое в обществе посредством процессов обобществления» (социолог Г.Беккер) [...].

F-III. «Культура — это имя для особого порядка, или класса феноменов, а именно таких вещей и явлений, которые зависят от реализации умственной способности, специфичной для человеческого рода, которую мы называем «символизацией». Говоря точнее, культура состоит из материальных объектов — орудий, приспособлений, орнаментов, амулетов и т.д., а также действий, верований, и установок, функционирующих в контекстах символизирования. Это тонкий механизм, организация экзосоматических1 путей и средств, используемых животным особого рода, то есть человеком, для борьбы за существование или выживание» (социолог Л.Уайт) [...].

F-IV. «То, что отличает человека от животных, мы называем культурой» (естествоиспытатель и философ В.Оствальд) [...].

 

Каждое из этих многообразных определений сосредоточивается на какой-то одной стороне, характеристике, качестве культуры. Как правило, они не являются взаимоисключающими. Разумеется, зачастую из краткого определения понять ход мыслей того или иного автора трудно или просто невозможно. Для понимания нужен более широкий контекст. Однако можно приблизительно представить себе, в чем были бы согласны авторы буквально всех приведенных выше определений. Без сомнения, они были бы согласны с тем, что культура - это то, что отличает человека от животных, культура - это характеристика человеческого общества. Кроме того, они, наверное, согласились бы, что культура не наследуется биологически, но предполагает обучение. Далее, они наверняка признали бы, что культура напрямую связана с идеями, которые существуют и передаются в символической форме (посредством языка).

Это самые общие суждения о культуре, относительно которых возможно согласие среди исследователей самых разных направлений в социальных и гуманитарных науках. Дальнейшие уточнения, конечно, привели бы к разногласиям. На них мы сейчас сосредоточиваться не будем. Для нас важно, что этих, предполагающих консенсус представлений о культуре достаточно для дальнейшего изложения».

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Из [10]:

А.С.Шишков




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 846; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.