Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие принципы управления экономическими системами

Системный анализ в управлении

Под управлением понимают процесс формирования целенаправленного поведения системы при условии изменений во внешнем окружении через информационное влияние, которое осуществляется человеком (группой людей) или механизмом. В системах с управлением в любом случае можно выделить подсистему управления (СУ) и подчиненную систему или объект управления (ОУ). Управление основывается на сборе и обработке информации, которая рассматривается как своеобразный ресурс. Поэтому одним из главных предусловий управления является обратная связь, т.е. передача информации о состояние подчиненной системы и внешнего окружения системе управления, обмен информацией между этими системами и внешней средой.

Схематично систему управления можно изобразить:

 

 

X – информация о состоянии внешнего окружения (внешнее влияние на объект управления, X’ – имеющаяся в СУ информация о состоянии внешнего окружения, Y – информация о состоянии объекта управления, Y’ – имеющаяся в СУ информация о состоянии объекта управления, u – командная информация. СУ реализует задачи стабилизации, выполнения программ, слежения, оптимизации и обеспечивает тем самым или постоянство характеристик и состояния системы при внешнем воздействии, или изменение системой характеристик системы или внешнего окружения (переход на новую траекторию). Объект управления в этом случае выступает как инструмент или способ, реализующий основную функцию системы. Система связи обеспечивает обмен информацией между СУ и ОУ.

Задачи управления состоят:

¶ синтез структуры и параметров ОУ, отвечающих главной цели системы (закону функционирования);

¶ синтез структуры и параметров СУ: определение типа структуры управления, количества уровней иерархии, типа связей между ними с учётом главной цели управления и ограничений относительно затрат (на разработку, численность управленческого персонала), определение массивов передаваемой информации, их обработке и сохранению;

¶ синтез параметров и структуры связи.

 

Функции управления. Конкретные функции управления реализуются через использование определённых методов управления. Методы управления экономическими системами делятся: экономические; организационные; правовые; социальные. Принципы управления одинаковые для всех уровней иерархии социально – экономических систем, но реализуется по-разному, в зависимости от объекта управления и выполняемых функций. Главными функциями при управлении социально – экономических систем являются: Планирование (оперативное, тактическое и стратегическое), прогнозирование, управление организацией, анализ и контроль, связь. Для учёта человеческого фактора в отдельную группу выделяют функции стимулирования и мотивации.

Стратегическое планирование. На стадии стратегического планирования рассматривают необходимость и возможность изменения структуры, свойств и закона функционирования системы, производится выбор главных целей системы, определяется желаемый конечный результат и методы достижения целей и результатов. Способы иметоды, в том числе необходимые ресурсы, последовательность их использования, определяются без детализации. На этом этапе определяется образ дальнейших действий, и обеспечиваются условия для будущих долгосрочных решений.

Тактическое планирование заключается в определении промежуточных целей на пути достижения стратегических. Детально изучаются способы решения задач, использование ресурсов, необходимые процедуры и технологии.

Прогнозирование учитывает уровень неопределённости состояния системы внешнего окружения, возможные изменения структуры, свойств и осуществляет поиск закона функционирования системы в будущем. Прогноз является научно обоснованным выводом о состоянии системы в будущем, или об альтернативных путях и сроках достижения системой цели.

Организация является функцией управления и заключается в установлении постоянных и временных взаимоотношениях между всеми элементами системы. Это обозначает объединение людей, производственных, материальных, информационных ресурсов в единую систему, направленную на достижение целей.

Анализ и контроль обеспечивают выявление и выяснение причин отклонения системы от желаемого состояния.

Оперативное управление обеспечивает функционирование системы в соответствии с разработанным планом. Оно состоит в периодическом сравнении фактически достигнутых результатов с намеченным уровнем соответствующих показателей и дальнейшей их корректировки. Оперативное управление тесно связано с тактическим планированием в том случае, если отклонения состояния системы от намеченного плана требуют изменения траектории движения системы.

Все группы методов управления взаимозависимы и используются в комплексе. Процессы управления социально – экономических системами включают ряд следующих аспектов: информационный (сбор и обработка информации); разработка алгоритма и модели системы; регулирующий (разработка форм влияния для согласования интересов отдельных подсистем и системы в целом).

Важной задачей улучшения управления экономическими системами является создание рациональной системы взаимосвязей между отдельными подсистемами. С одной стороны, увеличение количества уровней иерархии или промежуточных звений в системе управления ведёт к росту затрат на систему и снижает её эффективность. С другой стороны, недостаточное количество уровней управления приводит к перегрузке управленческих работников и снижает эффективность их труда. Поэтому, выбор рациональной структуры управления должно обеспечить максимальную эффективность труда.

Схема принятий управленческих решений. Решение - центральный момент всего процесса управления. Можно сказать, что сутью профессии менеджера является принятие решений.В широком смысле это понятие включает и подготовку решения (планирование), в узком смысле это выбор альтернативы. В рамках перспективного планирования принимаются основополагающие решения (что делать?), затем в процессе текущего планирования, организации, мотивации, координации, регулирования, изменений планов - решения в узком смысле (как делать?), хотя такая граница является условной.

Под оптимальным решением понимают такое решение, которое в определённом смысле является наиболее благоприятным.

Модель принятия решения можно представить графически в виде блок- схемы, изображающей конкретные действия (процедуры) связи между ними и логические переходы. Процесс решения сложной проблемы начинают с анализа связанной совокупности главных процедур.

Отдельные процедуры (операции) делятся на формальные и неформальные (творческие). Системный анализ допускает, что в определённых ситуациях неформальные решения принятые людьми могут быть наиболее благоприятными. В системном анализе рассматривают как формальные, так и творческие процедуры, и одной из задач является поиск их оптимального соотношения. Формальные процедуры основываются на использовании прикладной математики (исследование операций, математическое программирование, теория принятий решений, теория массового обслуживания, …) и вычислительной техники. Процесс постановки задачи принятия решения, с позиции системного анализа, состоит из следующей последовательности действий:

¶ определить системы, которые подлежат оптимизации;

¶ определить главный показатель (критерий) эффективности системы, по которому можно оценить характеристики найденного решения;

¶ выбор внутри системы независимых переменных, адекватно описывающих её функционирование;

¶ построение модели, которая должна описывать взаимосвязи между переменными и отображать влияние независимых переменных на уровень показателя эффективности.

Процесс принятия решения можно представить как последовательное выполнение соответствующего набора этапов, который в каждом конкретном случае может уточняться.

Содержание основных фаз принятия и реализации решения

Фаза Содержание фазы
1. Сбор информации о возможных проблемах 1.1. Наблюдение за внутренней средой фирмы 1.2. Наблюдение за внешней средой
2. Выявление и определение причин возникновения проблемы 2.1. Описание проблемной ситуации 2.2. Выявление организационного звена, где возникла проблема 2.3. Формулировка проблемы 2.4. Оценка ее важности 2.5. Выявление причин возникновения проблемы
3. Формулирование целей решения проблемы 3.1. Определение целей фирмы 3.2. Формулировка целей решения проблемы
4. Обоснование стратегии решения проблемы 4.1. Детальное описание объекта 4.2. Определение области изменения переменных факторов 4.3. Определение требований к решению 4.4. Определение критериев эффективности решения 4.5. Определение ограничений
5. Разработка вариантов решения 5.1. Расчленение задачи на подзадачи 5.2. Поиски идей решения по каждой подзадаче 5.3. Построение моделей и проведение расчетов 5.4. Определение возможных вариантов решения по каждой подзадаче и подсистеме 5.5. Обобщение результатов по каждой подзадаче 5.6. Прогнозирование последствий решений по каждой подзадаче 5.7. Разработка вариантов решения всей задачи
6. Выбор лучшего варианта 6.1. Анализ эффективности вариантов решения 6.2. Оценка влияния неуправляемых параметров
7. Корректировка и согласование решения 7.1. Проработка решения с исполнителями 7.2. Согласование решения с функционально взаимодействующими службами 7.3. Утверждение решения
8. Реализация решения 8.1. Подготовка рабочего плана реализации 8.2. Его реализация 8.3. Внесение изменений в решение в ходе реализации 8.4. Оценка эффективности принятого и реализованного решения

 

Общую схему выбора оптимального решения с чётко определённой структурой можно представить следующим образом:

Матрица решений Матрица данных
D1 D2 Dl
Альтернативы X1 K11 K12   K1l
X2 K21 K22   K2l
...        
Xn Kn1 Kn2   Knl

 

 

По прогнозируемым пакетам данных D могут быть рассчитаны для альтернативных решений А прогнозируемые результаты К. Далее с учетом возможности риска выбирается альтернатива Xopt, которая наилучшим образом соответствует критерию (цели) E. Окончательное решение принимается с учётом расчётов модели и учётом опыта и интуиции лица принимающего решение (ЛПР).

 

Принятие решения в детерминированных условиях (условиях определённости). Сложность таких задач заключается в том, что сам принцип оптимальности для них не очевиден, т.к. критерии зачастую могут быть противоречивыми и измеряться в разных единицах. Одним из известных принципов многокритериальной оптимизации – принцип Парето. Парето – оптимальность не требует выделения одной наилучшей стратегии. Множество оптимальных стратегий X* состоит из стратегий, которые более приемлемы. Рассмотрим наиболее распространённый метод решения задач векторной оптимизации – метод основного частного критерия. Метод заключается в том, что среди всех критериев выбирается основной, а для других критериев устанавливается минимально допустимые уровни bi, после чего задача сводится к задаче условного экстремума главного критерия.

Метод лексикографического предпочтения используется в случае, когда критерии можно проранжировать (ранжирование это процедура упорядочения, в ыполняется она ЛПР). При ранжировании варианты решений расставляются в порядке предпочтения по отношению к каждому критерию). На первом этапе выбирают подмножество стратегий X1ÍX, которые имеют наилучшие оценки в соответствии с первым критерием. На втором шаге выбирается подмножество альтернатив X2ÍX, имеющие лучшие оценки в соответствии со вторым критерием и т.д.

Метод последовательных уступок - для каждого проранжированного критерия выбирается максимально допустимое отклонение его значения от наилучшего. Отличие метода от предыдущего заключается в том, что на каждом шаге строят множество альтернатив с учётом допустимого отклонения критерия от наилучшего.

 

Принятие решений в условиях риска. Под риском понимается опасность ошибочного решения. Задачу принятия решения в условиях риска называют стохастической. В таких задачах каждой стратегии xi ставится в соответствие не один, а несколько возможных исходов {sj} с определёнными вероятностями их появления. Предполагается, что эти вероятности заранее известны ЛПР. Условия таких задач можно представить наглядно в виде таблицы.

Стохастическая задача принятия решения

  Стратегии Исходы Математическое ожидание показателя эффективности
s1 s2   sr
x 1 P11 Q11 P12 Q12 P1r Q1r
X 2 P21 Q21 P22 Q22 P2r Q2r
 
xn Pn1 Qn1 Pn2 Qn2 Pnr Qnr

 

Pij,Qij – вероятность j – го исхода при реализации i– ой стратегии и эффективность решения в случае, если j – ый исход наступит при реализации i-ой стратегии соответственно. Для принятия решений наиболее часто используют методы сведения стохастических задач к детерминированным.

 

 

Принятие решения в условиях неопределённости. ЗПР в условиях неопределённости заключается в выборе оптимальной стратегии, успех реализации которой зависит от некоторых, неизвестных в момент принятия решения, неопределённых факторов. Различают неопределенности стохастической и не стохастической природы. Неопределённости не стохастической природы возникают из-за действия таких факторов:

Стратегическая неопределённость - обусловлена наличием конкурирующих факторов, ограниченными возможностями прогнозирования ситуации и перспектив развития материального плана.

Концептуальная неопределённость – связана с принятием особо сложных решений, имеющих долгосрочные последствия в условиях, когда ЛПР нечётко осознаёт свои цели и возможности, а также, возможности и цели других игроков. Кроме этого, неопределённость может быть связана с затруднениями количественной оценки сложных целей и качественных критериев.

ЗПР с неопределённостью не стохастического типа решают методами теории игр и теории минимакса.

Критерий Лапласа - основан на принципе Бернулли: если нет оснований считать одно состояние более вероятным чем другие, то они считаются равновероятными Алгоритм нахождения оптимального решения, по критерию Лапласа следующий: для каждой строки матрицы выигрышей подсчитываем среднее арифметическое ее элементов, далее из этих значений выбираем решение, соответствующее максимуму этого значения. Формально решение описывается так .

Критерий Вальда (критерий осторожного наблюдателя). В каждой строке матрицы выигрышей выбираем минимальное значение критерия. Оптимальному решению соответствует максимум этого минимума. W = max(min(aij)). Эта стратегия гарантирует определённый выигрыш в наихудших условиях.

Критерий Сэвиджа при выборе оптимальной стратегии советует ориентироваться не на "выигрыш", а на риск. В качестве оптимальной выбирается та стратегия, при которой величина риска минимальна. Критерий также называют критерием минимаксного сожаления, поскольку он позволяет определить вариант, при котором ЛПР несет наименьшие потери. Строится так называемая матрица сожалений Uij=aij-max aij. К полученной матрице применяется критерий Вальда. Оптимальное решение - .

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Модель Солоу | Понятие файла
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2152; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.