КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 15. Изучение динамики цен
Sq S pq Прогнозирование цен. Изучение динамики цен. Изучение структуры цены. Анализ уровня цен. Регистрация цен. По степени устойчивости во времени. а)твердые – устанавливаются на весь срок действия договора; б)подвижные – зафиксированная в договоре цена меняется в момент поставки, если изменяется рыночная цена товара; в)скользящие – в договоре устанавливается исходная цена и оговаривается порядок внесения поправок; г)с последующей фиксацией – в договоре оговаривается условие фиксации. Основными задачами статистики цен являются: При регистрации цен существует две методики. Прейскурантная методика, т.е. сплошной учет цен и выборочная концепция регистрации Формирование выборочной совокупности осуществляется следующим образом: 1.Выборка по времени, как правило ежемесячно. 2. Отбор товаров-представителей. 3.Выбор конкретной разновидности товара- представителя и вида регистрируемой цены. 4.Выборка по территории. Как правило включаются крупные города, областные центры. Возможны четыре варианта регистрации цены: модальная – т.е. цена с наибольшим уровнем реализации в данной товарной группе. Это самый предпочтительный метод. Простая средняя арифметическая – не всегда точна, особенно при большой вариации объемов продаж, Средняя арифметическая взвешенная – трудоемкая, но более объективная. Случайно отобраная – рекомендуется использовать таблицу случайных чисел. Уровень цен – обобщающий показатель, характеризующий состояние цен за определенный период времени, на определенной территории, по совокупности товаров и товарных видов с близкими потребительскими свойствами. Индивидуальный уровень цены – это абсолютная величина, показывающий сумму денег, уплачиваемую за единицу товара. Для цен совокупности однородных товарных единиц, варьирующих во времени и пространстве обобщающей характеристикой является средняя цена. Если известен объем продаж, то можно определить среднюю цену по средней арифметической взвешенной: Р ср. =-------------,
где р – цена за единицу товара, q – количество проданных товаров. В качестве обобщающей характеристики уровня цен можно рассматривать показатель стоимости фиксированной потребительской корзины, которая представляет собой ограниченный набор продовольственных и непродовольственных товаров, обеспечивающих удовлетворение основных физиологических и культурных потребностей. В Казахстане например в потребительскую корзину входят «продуктовая корзина» (77 наименований) и «непродовольственная корзина» (63 предмета гардероба и общесемейного пользования и 78 товаров культурно-бытового назначения). Изучение структуры цен является одной из важнейших задач статистики. Рассмотрим структуру розничной цены:
При анализе структуры цен следует обращать внимание на долю в них издержек производства, транспортных затрат, издержек хранения, долю налогов. Вариация цен представляет немаловажный интерес, к тому же на основе варьирования показателей осуществляется и прогнозирование (см. курс «ОТС»). Относительно цен, вариацию оценивают: 1.В пределах одного товара или товарной группы. 2.Во времени 3.В разрезе территорий. Для оценки используют уже известные вам показатели: размах вариации, среднее линейное и среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации.
2. В статистическом изучении цен первостепенное значение имеет индексный метод. Расчет индивидуальных индексов производится по формуле: ip = p1 / p0
Индексы цен наиболее часто применяемые в статистике представлены в следующей таблице 1.
Таблица 1- Индексы цен применяемые в статистике
Индекс цен по формуле Ласпейреса особенно широко применяется для расчетов индексов потребительских цен (ИПЦ). Индекс цен, рассчитанный по формуле Пааше охватывает более широкий круг товаров и услуг. Индекс Ласпейреса, как правило больше индекса Пааше. Эта систематическая зависимость двух индексов известна как эффект Гершенкрона. В рыночной экономике ИПЦ традиционно используется как общий показатель инфляции и как дефлятор, при сопоставлении национальных счетов в постоянных ценах. Расчет ИПЦ производится путем объединения двух информационных потоков: -данных о структуре фактических потребительских расходов населения за предыдущий год в Казахстане. Эти показатели структуры выступают как весы, а получают их на основе выборочных обследований семейных бюджетов; -индексов изменения зарегистрированных цен и тарифов по набору основных потребительских товаров (услуг) – представителей, который включает 278 (в России – 288) укрупненных позиций товаров и услуг. Расчет ИПЦ осуществляется: 1.К предыдущему месяцу (или периоду). 2. К декабрю предыдущего года (или кварталу). 3. К соответствующему месяцу (или периоду) предыдущего года. В таблице 2 представлена динамика индексов потребительских цен в области. ИПЦ в декабре по сравнению с ноябрем. в области составил 101,8 %, а в сравнении с декабрем предыдущего года. – 119,2 %. Таблица 2 - Изменение потребительских цен в области в. разрезе их структуры
А в целом по области эти индексы составили соответственно- 101,7% и 117,8%. Из таблицы видно, что основное влияние на формирование ИПЦ оказал рост цен продовольственные и непродовольственные товары. Система индексов цен предприятий - производителей (ИЦП), также называется индекс оптовых цен, отражает динамику цен промышленной продукции, изготовленную предприятиями республики, без учета НДС и акцизов. Наблюдение за ними ведется по выборочной сети базовых предприятий. Регистрация цен осуществляется ежемесячно по набору товаров – представителей. В качестве таких товаров принимаются однородные группы продукции, близкие по основным качественным параметрам, используемому сырью, материалам и технологическим процессам при их производстве. Индекс цен по товарам-представителям затем последовательно агрегируется по отраслям и подотраслям промышленности. В качестве базы взвешивания индивидуальных индексов используются данные о стоимости промышленной продукции, выпущенной в году, предшествующем отчетному. Динамика ИЦП представлена в таблице 3.
Таблица 3 - Изменение индекса производителей промышленной продукции в области.
Как видно из таблицы в декабре к ноябрю 2006 г. данный индекс составил 101,3%, а за период с начала года – 154,3%. На формирование данного индекса основное влияние оказал рост цен на производимые в области энергоресурсы, цены по группе «Добыча металлических руд» и в производстве пищевых продуктов. Особую сложность представляет регистрация цен на предприятиях легкой промышленности, так как часто обновляется ассортимент выпускаемой продукции, меняется используемое сырье и т.д.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 513; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |