КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Решение. Ситуация.Молодая учительница пришла на замену урока английского языка в 6 класс1.7 1.6 Ситуация. Молодая учительница пришла на замену урока английского языка в 6 класс. При опросе учительница опиралась на четырех сильных учащихся, которые ей были рекомендованы коллегой. Среди четырех был один ученик, страдающий заиканием, но об этом учительница не знала. При ответе заикание у подростка усилилось. Учительница расценила это как слабую подготовленность. Была выставлена отметка «3». Подводя итоги, учительница сказала, что Игорь (заика) подвел свою учительницу: слабо и невнятно отвечал. Подросток покраснел и выбежал из класса. -> Дайте психологический анализ данной ситуации. Решение. Учительница проявила невнимательность к заикающемуся ученику. Но затем приняла правильное решение — извинилась. Отношения же остались напряженными. Обычно при сохранении формального выполнения своих социальных ролей: ■ снижается количество контактов; ■ нарастает взаимное равнодушие. В таких ситуациях необходимо искать пути сближения. Превращение противоречия в КОНФЛИКТ — формирование у оппонентов образа конфликтной ситуации. Возникновение конфликта предполагает: ■ восприятие и осознание противоречия (с самим собой или с другими людьми); ■ развитие активности для преодоления этого противоречия. фликтной человек определяет и себя В этой сит}йции- Если ситуация определяется как реальная, она становится реальной и по своим последствиям. Например: Ф. Зимбардо при эксперименте в контрольной группе жребием определил, кто будет тюремщиками, кто заключенными. Мнимая тюрьма вскоре стала реальностью. Охранники, которые были спокойными людьми, стали проявлять садизм и жесткость. Сам факт пребывания заключенных в тюрьме оправдывал деградацию охранников. Участники эксперимента как бы начинают превращать эту ситуацию в настоящую. И начинают вести себя так, как если бы ситуация была реальной. В своих действиях и переживаниях они превращаются в надзирателей и заключенных. Субъективные представления могут оказать более сильное влияние, чем объективные факторы. Ситуация. Изучалось влияние алкоголя на поведение людей. Сначала опрашивали о том, как, по их мнению, в состоянии опьянения меняется поведение человека. А затем им давали выпить небольшое количество прозрачной жидкости. В 1-м случае говорили, что это водка, хотя на самом деле была вода. Во 2-м сЧучае наоборот. -> Сделайте прогноз относительно поведения людей в экспериментальной ситуации. Решение. Поведение людей в большей мере проявлялось на основе их представлений, чем реальных факторов. Испытуемые становились более развязными и агрессивными, если думали, что пили водку. И проявляли меньше агрессии, если им говорили, что это вода (хотя им давали водку). * * * Например: Ясли люди верят в существование сверхъестественных существ как реальных, то они будут реальными, и могут влиять на их поведение. Таким образом, человек не просто РЕАГИРУЕТ на ту или иную ситуацию, но определяет ее как конфликтную и определяет себя в этой ситуации. Если человек определяет ситуацию как конфликтную, то она становится конфликтной. I.S Ситуация. Учительница Н.И. недавно начала работать в 6-м классе. При очередном опросе учащихся подростков неформальному лидеру Коле поставила «2». Учащиеся в ответ устроили обструкцию педагогу. Создалась конфликтная ситуация, хотя сам педагог считает, что оценка «2» поставлена объективно и не должно быть конфликта. -> Почему в классе возник конфликт? -> Имеют ли право школьники судить о соответствии выставляемых оценок? Решение. Необходимо было по отношению к Коле применить другую санкцию, предполагая отношение учащихся-подростков к лидеру. Психологически человек не просто реагирует на ту или иную ситуацию, но определяет ее как конфликтную и определяет себя в этой ситуации. Если ученики определили создавшуюся ситуацию как конфликтную, то она и стала конфликтной. И дальнейшие развитие событий обычно «подгоняется» под нее. 1.9 Ситуация. Петю (7 лет), мальчика слабого, кто-то толкнул, кто-то подразнил. Как-то его не приняли в игру. Учительница при всех сделала ему замечание и, наконец, за отвлеч екаем ость на уроке отсадила его за отдельную парту. Мама все это расценила как «унижение» сына. •^Действительно ли Петю обижают, унижают, как это кажется маме? Решение. Детские обиды обычно нестойки и быстро улетучиваются. Но когда на них фиксируется внимание взрослых, обида приобретает качественно иной характер. Родители не только заостряют внимание ребенка на пустяковых обидах, повышая его самолюбие, но и мешают ребенку нормально строить отношения с окружающими. Ребенок во всем начинает видеть подвох, развивается злость, зависть, ненависть. Здесь надо учитывать отношение к ситуации самого ребенка и отношение к ней родителей. Не раздувать из мухи слона- * * ♦ Определение ситуации как конфликтной часто связанно с индивидуальными особенностями людей. 1.10 Ситуация. Обычно мы представляем конфликтную личность как человека, который чаще других оказыва-ется участником конфликтной ситуации. То есть он обладает повышенной склонностью к возникновению ситуации как конфликтной.
-> Проведите примеры психических качеств личности, предрасполагающих к конфликтности. Решение. К примеру, можно говорить: 1. О невротической личности. Она реагирует на ситуации, которые у здорового человека реакции не вызывают. " 2. О личности с негативитическими чертами характера. Это проявляется: ■ в упрямстве; ■ в пренебрежительном отношении; ■ в подозрительности; ■ в навязчивом иронизировании; в в подтрунивании и насмешках; ■ в стремлении к спорам по любому вопросу.
3. О личности с завышенной самооценкой. Ее самооценка не соответствует реальным возможностям личности. Тенденция к самоутверждению происходит за счет понижения оценки других. 4. О личности со сформированной потребностью к драматизации отношении — при ориентации на восприятие преимущественно негативных проявлений свойств окружающих. Например: ВО. Ключевский об Иване Грозном писал: «Он был восприимчивее к дурным, чем к добрым впечатлениям, он принадлежал к числу тех недобрых людей, которые скорее и охотнее замечают в других слабости и недостатки, чем дарования или добрые качествам. 1.11 Ситуация. У Владимира не складывались межличностные отношения с тещей из-за ее привычки быть судьей. -> Почему конфликты возникают чаще с человеком, имеющим привычку быть судьей? Решение. Когда человек считает свою позицию более правильной, обоснованной, справедливой, то возможны конфликты. И чем более человек отождествляет отношение к своей позиции с отношением к себе, тем более он будет эмоционально вовлечен в конфликт, тем сильнее будет о тстаивать свою, позицию, з ащищать свое «Я». ЕСЛИ НЕОБХОДИМО общаться с такими людьми, то надо использовать соответствующий подход: 1. осознайте, что человек труден в общении и определите, к какому типу людей он относится; 2. не попадайте под влияние этого человека, его точки зрения. Сохраняйте нейтралитет; 3. выявите причины его трудностей; 4. постарайтесь найти способ удовлетворения его скрытых интересов и нужд; 5. используйте совместный подход к разрешению конфликта. ОДНИМ из методов предотвращения конфликта является САМООТСТРАНЕНИЕ ОТ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ. Уклоняйтесь от конфликтных ситуаций, которые не затрагивают ваших интересов — кто-то раздражен и эмоционально возбужден, вы из лучших побуждений хотите помочь человеку, хотя вас не просят. В результате вы ввязались в чужой конфликт. Вы можете быть объектом «выброса отрицательных эмоций». 1.12 Ситуация. Как-то одна из газет писала о работнике предприятия В.И., «болеющем» за свое производство. Он, выискивая недостатки на производстве, привык писать о них прямо в газету, чтобы «приняли меры». Сам он за 10 лет ни разу не опоздал на работу. Все задания и распоряжения подвергает сомнению. Выдает себя за искателя правды. Но сам лично ничего не делает для нормализации производства, что выходит за рамки его обязанностей: «Не мое дело». Живет по философии: вперед не вылезай, в хвосте не толкайся. Вот такая у В.И. сложилась установка на трудовую деятельность. -> Какие отношения у В, И. сложились с работниками предприятия? Решение. Установка по отношению к В.И, сложилась отрицательная. Никто — от начальника до рядового работника — не хотели бы с ним работать. Это так называемая конфликтогенная личность. 1.13 Ситуация. Коллеге предстояло вести разговор с работником-истериком. Товарищи не советовали трогать нервного коллегу, предполагая, что таких, как он, надо обходить стороной. -> Как надо вести себя при необходимости общения с коллегой-истериком? 1. Определите, к какой категории относится истерик: а) если он трудоголик, то он обычно недоволен тем, что б) если он лентяй, то недоволен тем, что надо вовремя 2. Изучите больные места — на что он болезненно реагирует (завидует чужим успехам, неравнодушен к женщинам и др.). 3. Ссылайтесь на начальника. Например, Иван Иванович сказал, что надо сделать. Истерики — люди с о об ра з ительные. 4. Не вступайте в прения. Истерику вы ничего не докажете. Все попытки что-либо объяснить ни к чему не приведут. Может быть только очередной взрыв истерики. 5. Если вы оказались объектом истерики — не обижайтесь, не убегайте в слезах. Отнеситесь к истерику как к человеку с проблемами. 6. Делайте вид, что внимательно его слушаете. Смотрите в точку между бровей. Ему будет казаться, что вы смотрите ему прямо в глаза. Сосредоточьтесь на выбранной точке, пристально разглядывайте неровности кожи и создайте видимость внимания. Тогда все слова истерика пройдут мимо вас. 7. Постарайтесь выждать время: истерики — люди отходчивые. Когда он успокоится, то можно и поговорить. Но лучше общаться в письменной форме. 8. Не пытайтесь исправить истерика. Его исправить сложно, а легко потерять время, подорвать свою нервную систему. 9. Попытайтесь разглядеть в нервном человеке положительные черты, понять, за что все-таки его терпят другие. Возможно, у него есть какие-то таланты. И вы будете терпимы к его характеру. 10. Начинайте разговор с комплимента. Скажите, например, что только он один так профессионально разбирается в таком-то вопросе. 1.14 Ситуация. Определение ситуации как конфликтной часто связано с индивидуальными особенностями людей. -> Что можно рекомендовать человеку для снижения его конфликтности? Решение. Рекомендуется развивать общительность. Легче это осуществить в тренинговых группах, под руководством психологов. * * * f аким образом, конфликт — это прежде всего воспринимаемая как угроза противоречивость, несовместимость целей сторон. При определении ситуации как конфликтной дальнейшие действия будут под нее г подгоняться*. В исследовании студенты выбирали из общего набора описания ситуации с их точкой зрения конфликтные. Выбрали: конфликты взаимодействия противоречия, переживания. 1.15 Ситуация. Учитель в классе устраивал разнос по поводу плохого выполнения домашних заданий. Для одних учащихся — это правильная критика, для других — это «сотрясение воздуха», третьих это возмущает. -? С чем связана столь разная реакция учащихся? Решение. При одинаковой внешней ситуации ре-_в акция на нее зависит от индивидуальных особенности тей учащихся, их восприятия и оценки. Таким образом, определение ситуации как конфликтной обусловлено, с одной стороны — внешней реальностью (противоречиями между участниками конфликта), с другой стороны — субъективным внутренним миром человека. Субъективная обусловленность может быть разной в зависимости от обстоятельств. 1.16 Задание, Проведите исследование. В зависимости от того, какой вклад вносит внешняя ситуация в возникновение конфликта и какую роль играют субъективные факторы, все конфликты можно условно расположить в некоем континууме. * * * В возникновении конфликта играют роль как внешние факторы, так и внутренние (см.схему). Ситуация. Психологи уделяют особое внимание подростковому возрасту, в котором конфликты приобретают особое значение. -> Следствием каких особенностей подросткового возраста могут возникать конфликтыТ Решение. Основным противоречием этого возрас- „ та является то, что подросток уже вышел из мира дет- 2 ства и не пришел в мир взрослых. Подросток не хочет быть ребенком, но в глазах окружающих он еще ребенок. В этот период идет интенсивное, но не всегда адекватное овладение подростками новыми для них формами социального взаимодействия. 1.18 Ситуация. Исследование конфликтов показывает, что: а) в подростковом возрасте наблюдается конфликт б) в производственных коллективах возникают кон в) женщины в производственных коллективах чаще -> Какие выводы можно сделать из данных исследований? Решение. Можно говорить о том, что в каждом культурном и каждом социальном слое существует свои представления о природе конфликта (свое восприятие). 1.19 Ситуация. Говорят: «Каждое расхождение или противоречие интересов различных людей или их групп неизбежно приведет к возникновению конфликтов»? -> Оцените суждение. Решение. Возникновение конфликта обусловлено более сложными явлениями. Социальная почва для возникновения конфликта состоит не только из противостояния целей и интересов тех или иных индивидов или их групп, но и из влияний идеологии, верования, склонности отдельных личностей и фактического „„ склада мышления, агрессивности и других причин. КОНФЛИКТ — это субъективно воспринимаемая ситуация и субъективно оцениваемая. В каждом культурном слое — свои представления о конфликте. Итак, человек в своих субъективных образах творчески перерабатывает изначальные противоречия. Процесс переработки ИСКАЖАЕТ СИТУАЦИЮ: (по А.Я. Анцуповуи А.И. Шипилову). 1. Упрощается реальный конфликт (схематизация): выделяет одну грань, где ему легче действовать. ■ Л.Н. Толстой заметил, что «все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». ■ Если посмотреть на супружеские конфликты, то их разновидностей совсем немного и развиваются они по давно известным сценариям. 2. Не просчитываются последствия конфликта — т Мы о последствиях не думаем. 3. Наблюдается категоричность суждений (без де ш черное — белое. 4. Происходят атрибутивные искажения: ■ своидействия — правильные, вынужденные, адей- Основные стадии конфликта: 1. возникновение конфликтной ситуации; 2. инцидент; 3. конфликтные действия; 4. исход. Вероятность разрешения конфликта: 1. в фазе возникновения разногласий — 92%; 2. при конфликтном взаимодействии — 46%; 3. при эскалации конфликта — 5%; 4. в период спада конфликта — 20%. 1. Возникновение конфликтной ситуации Взаимодействуя, люди убеждаются в неэффек — что-то не поняли; — в чем-то не разобрались; — что-то не поделили и т. д. Суть проблемы неясна, поэтому возникают: ■ напряжение (негативная установка и предвзятое мнение); ■ недоразумение (нет взаимопонимания, ложные выводы); ■ дискомфорт (ощущение неудобства). Наиболее пагубны противоречия: 1. между системой требований значимых людей: ■ мамы, папы, бабушки; ■ друзей и семьи;
2. между требованиями значимых людей и психологией самого ребенка; 3. между требованиями значимых людей и возможностями ребенка. Конфликты возникают там, где люди не могут реализовать свои цели. Появляются напряженность, неудовлетворенность, растерянность. СИТУАЦИЮ НАДО РЕШАТЬ (НЕ УЛАЖИВАТЬ!). С конфликтом надо работать. Искать пути решения — и чем быстрее, тем лучше. Хорошо, если удается «отловить» конфликт на уровне противоречия. Например: Петя, я тебя очень уважаю, но нашему общему делу грозит опасность, будет проверка работы учителя и ученика. (В этом случае люди еще не успели нанести удары по самооценкам друг друга.) Часто нам не хватает специальных знаний по конфликтологии. Кроме того: ■ не хватает эмоциональной зрелости, человеческой мудрости; ■ часто не можем решить, что важнее: отношения (дружба) или достижение цели (победа)?
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1775; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |