Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Напряжение 3-й стадии переходит в исход

Субъекты и участники конфликта могут иметь разные ранги, статусы и обладать определенной силой.

Ранг — это совокупность личностных, статусных, материальных и прочих ресурсов, которые человек может задействовать для победы в конфликте (чем выше оанг. тем больше нтянгоя пктигпдтг, конфликт!


1.23 Вопрос. Что нужно сделать, чтобы поместить оппо­нента в «О» ранг?

Ответ. Надо вспомнить какую-то его оплошность, изъян.

3. На стадии конфликтных действий сами конфлик­
ты начинают разбухать, захватывая все новых людей,

—Конфликт: мать —ребенок —отец. Появляется дед,

бабушка... —Конфликт учителя и ученика. Появляются другие

ученики и все заинтересованные люди.

НА ЭТОЙ СТАДИИ надо вернуть всех участников в 1-й ранг, как бы это не было трудно. Если люди будут говорить от собственного имени, они могут понять друг друга и договориться.

а) Может исчезнуть объект конфликта.

■ Таков конфликт Степана Разина с дружиной из-за
княжны! «И за борт ее бросает в набежавшую волну».

б) Может быть выигрыш одной из сторон.

■ Но эта победа временная, до ближайшего конфликта.

■ Выигрыш — идея утопическая. Любая победа вре­менная.

в) Может быть переход от конфронтации к сотрудни­
честву.

■ Здесь должна быть проведена специальная работа
по нахождению общих интересов.

Обычно в такой ситуации стараются зону разно­гласий свести до минимума и заключают договор о сотрудничестве.

Например, апельсин. Если он является объектом
конфликта, его можно поделить. Предпринимателю,
занимающемуся производством соков, желательна
средняя часть. Но это при условии, если второй пред­
приниматель занимается кулинарией — для него не­
обходимы цукаты, и кожура апельсина его устроит.
Но так удобно объект конфликта не всегда можно по­
делить. 31


ЧАСТО в такой ситуации нужен ПОСРЕДНИК. Конфликт может стать ЗАТЯЖНЫМ, Может появиться нежелание выходить из конф­ликта из-за своеобразной выгоды от него.

1.24 Ситуация. Между супругами Никитиными конф­ликт часто принимает затяжной характер. Чувствует­ся, что у них нет особого желания его решать конст­руктивно.

-> В каких семьях супруги не стремятся разрешать затяжные конфликты?

Решение. Нежелание сторон разрешать конфликт проявляется в тех случаях, когда имеются какие-то преимущества в конфликтных отношениях.

Супругам Никитиным конфликтные отношения позволяют существовать автономно, что устраивает обе стороны — можно жить своей жизнью, не слишком сковывая себя семейными обязательствами, снизить свою ответственность перед близкими и т. д.

1.25 Ситуация. Как только Анна собирается к своей матери, Виталий ссорится с женой. Поссорившись с женой, Виталий может не ехать к теще на дачу. -> Почему Виталий устраивал скандалы с женой?

Решение. Потому, что принятое решение о разры­ве отношений дает ему преимущества. Он очень не любит свою тещу, а скандал —- повод, чтобы к ней не ехать.

1.26
Ситуация.
Одна женщина попросила психолога
помочь ей разрешить конфликт, возникший у нее с ро­
дителями мужа- После разрешения рядового конфлик­
та ей был задан вопрос: «Хотите ли вы вообще улуч­
шить свои отношения с родными?». После некоторого
раздумьях она ответила отрицательно.
-> В каких ситуациях могут быть такие предпоч­
ла тения?


 

 

Решение. Это может быть в ситуациях, когда близ-

кие отношения по какой-то причине затруднительны, I чреваты осложнениями, при отсутствии общих инте- i ресов, наличии разных характеров и т. д. Когда счита- ют, что нештатные отношения будут способствовать стабильности отношений.

* * *

На стадии ИСХОДА видна «двойственность» кон­фликтных отношений:

■ разрушение и созидание;

■ точка роста и точка падения;

■ конструктивная и деструктивная функция конф­ликта.

В житейской психологии конфликт чаще представ­лен своей разрушительной стороной, его надо ИЗБЕ­ГАТЬ. Но социальная жизнь сложна, и живя среди лю­дей, вольно или невольно приходится вступать в противоречия с ними.

Вопрос. Может ли быть бесконфликтное общение? Ответ. НЕТ.

Конфликт может только подавляться, загоняться внутрь, но не разрешаться. Простое выяснение отно­шений может кончаться драматично.

Поэтому НЕЛЬЗЯ сводить конфликт к войне, к буй­ству отрицательных эмоций.

Конфликтные отношения надо РАЗРЕШАТЬ НА КОНСТРУКТИВНОЙ ОСНОВЕ. ТОЛЬКО в этом случае:

—возможно развитие личности, группы, межличност­ных отношений;

—снизится возможность застоя в развитии личнос­ти, группы;

—развиваются взаимоотношения между людьми. Основные сферы конфликтов:

а) семья и быт;

б) учеба;

в) производство. 33


                   
   
   
 
     
   
 
 
 
 


1.27 Ситуация. Общение обычно начинается на конст­руктивной основе. Первый говорит о выполнении за­дания, второй рассказывает о своем варианте выпол­ненного задания. Начинается анализ: «Как лучше». -> При каких условиях конструктивное общение может перейти в деструктивное?

Решение. Если у первого партнера не хватит аргу­ментов, не хватит выдержки и он оскорбит второго, то в ответ, скорее всего, последует: «Сам нехороший»...

Каждый смотрит со своей позиции субъективно. Каждый склонен обвинить характер другого человека.

ЧТО НЕОБХОДИМО.

1. Отделить человека от проблемы;

■ не обсуждать личные качества партнера (и свои собственные);

■ все внимание сосредоточить на проблеме.

2. Обратить внимание на интересы, а не на позиции;

■ разговор на уровне позиций — это борьба сил.

1.28

Ситуация. Жена, обращаясь к мужу, вместо того, чтобы сказать: «Почини, пожалуйста, холодильник», кричала, что устала говорить обо всем: «Тебе нужна бессловесная дура--■»

А муж вместо того, чтобы сказать: «Ладно, сделаю», начал кричать: «Ты не понимаешь! Я работаю с утра и до вечера, вас обеспечиваю...»

Она ему: «А вот когда я была девушкой, ты...в И понеслось. Каждый говорил, не слушая другого. -> В чем проблема семьи?

Решение. В данной ситуации отсутствует конструк­тивный диалог. Каждый говорит о своем, не слушая другого. Это по сути монологи Мужа и жены... Пробле­ма современной семьи — это постоянный режим мо­нолога при отсутствии режима диалога.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Инцидент как желание уйти от конфликта | Лекция 15 Беспроводные системы передачи информации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 325; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.