Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие «общество». Основные модели социального




Изменения общества, исторические концепции общественного развития.

Структура общества. Сферы общественной жизни.

Понятие «общество». Основные модели социального.

Тема 12. (Лекция 14-15) Философский анализ бытия общества

 

Всякий человек живет в окружении других людей: своих родных и близких, друзей, коллег. Идя по городу или оставаясь наедине с собой человек находится в связи с другими людьми, являясь жителем Земли, гражданином государства, частью семьи, то есть – частью Общества. Еще Аристотель в 5 веке до н.э. назвал человека «политическим животным», тем самым подразумевая способность человека объединяться в общество и подчеркивая неразрывные связи человека и общества.

Понятие «общество» мы часто используем в повседневной жизни (говоря, например, «приятное общество», «сливки общества», «студенческое научное общество»), однако термин «общество» является основной категорией и предметом изучения социальной философии – отрасли знаний философии, включающая рассмотрение качественного своеобразия общества, его целей, происхождения и развития социальной истории и перспектив развития общества. Проблемы социальной организации, необходимости свободы, наилучшего устройства государства, смысла истории являются актуальными не только в современных условиях быстро изменяющейся социальной жизни, эти проблемы волновали человека с древнейших времен: китайские, индийские, египетские и греческие мудрецы искали разрешения проблемы бытия человека в окружающем мире. В современном мире общество является предметом изучения многих отраслей знания: истории, социологии, демографии, экономической теории, конфликтологии. В отличие от них, философия изучает общество как целостную развивающуюся систему с позиций мировоззренческих проблем, анализируя смысл и цели существования общества, его происхождение, исследуя возможные закономерности и перспективы развития общества и направленность этого развития, осмысляя своеобразие общества и его отличие от природы.

Человек, находясь во взаимодействии с другими людьми, образует несуществующие в природе экономические, политические, правовые, нравственные связи и отношения, образующие отдельную от природы подсистему объективной реальности – мир социального. Латинский глагол «socio» означает соединять, сообща затевать, а существительное «socialitas» - общество, ближайшее окружение, таким образом понятие «социального» первоначально означало связь с общностью, союзом, сотрудничеством. В мире человек существует и реализуется в системе общественных отношений: именно этот смысл фиксируется в понятии «общество». Итак, «общество» (в самом широком смысле) – это совокупность людей и их взаимоотношений. В этом понятии выражается то общее, что присуще конкретным обществам, независимо от их типа, индивидуальных особенностей и времени существования.

Следует также отметить, что наряду с обществом существуют другие формы объединения людей: семья (группа людей, имеющая тесные родственные связи), народ (группа людей, связанных общим языком и культурой), нация (объединение людей на основе экономической, культурной, национально-языковой и политико-территориальной близости), государство (основанная на праве и власти форма организации жизни народов и наций). Эти общности объединяют людей на основании тех или иных признаков, общество же, в широком смысле, объединяет всех людей в единое целое, являясь совокупностью всевозможных связей и отношений, включая в себя общности как элементы общественной системы. Философский смысл общества обнаруживается в том, что оно открывает индивиду всеобщее, поскольку через общество человек, собственно, и становится человеком, через общество он приходит к осознанию себя как человека.

Однако есть и более узкое значение термина «общество» - отдельное, конкретное общество, являющееся относительно самостоятельной единицей исторического развития (например, украинское общество, средневековое общество). В этом случае термин «общество» нередко заменяют термином «социоисторический организм». Выделение конкретных обществ ставит вопрос о существовании общества как такого: имеет ли общество самостоятельное существование или его бытие есть производное от существования составляющих его индивидов? В философской традиции существует два основных ответа на этот вопрос:

Сторонники так называемого социального номинализма полагают, что общество представляет собой простую совокупность, сумму индивидов, которые мыслят и действуют в мире. Именно люди являются единственными реальными объектами социального исследования. Общество же не является специфической реальностью, существуя лишь как общее понятие. Такой точки зрения придерживались Н.И. Кареев, М. Вебер, А. Смит, Д. Юм, К. Поппер, Ф.А. фон Хайек.

Сторонники социологического реализма напротив убеждены, что нельзя свести общество к простой совокупности индивидов, поскольку общество – целостное образование, особый субъект, развивающийся по собственным, только ему присущим законам. Одним из первых такую позицию выразил Аристотель в работе "Политика": "Итак, очевидно, - писал он, - государство существует по природе и по природе предшествует каждому человеку; поскольку последний, оказавшийся в изолированном состоянии, не является существом самодовлеющим, то его отношение к государству такое же, как отношение любой части к своему целому".

Представления об обществе зависят от осмысления мира, всеобщего. С различных мировоззренческих позиций по-разному объясняются содержание общественной жизни и смысл истории. И поэтому мы можем выделить несколько основных моделей социального: натуралистическую, реалистическую, деятельностную и феноменологическую.

Одной из основных проблем социальной философии является проблема соотношения материального и духовного начал общества, в зависимости от решения этой проблемы, философские концепции можно условно разделить на две группы:

идеалистическая (реалистическая модель)

материалистическая (натуралистическая, деятельностная, феноменологическая модель)

В реалистической модели общество предстает как надприродная система, развивающаяся по предзаданному сверхчеловеческой (божественной) силой и волей сценарию. В основе жизни общества лежат духовные начала, и именно духовному, а не материальному началу принадлежит истинное бытие, и потому основной причиной изменения общественного бытия следует признать общественное сознание. Русский мыслитель С.Л. Франк писал: «несмотря на всю связь с физической действительностью и соприкосновением с ней, общественная жизнь, как таковая, сама не может принадлежать миру физических явлений просто потому, что она в своем внутреннем существе…вообще чувственно не воспринимаема, извне не дана; она познается лишь в некоем внутреннем опыте…Общественная жизнь по самому существу своему духовна, а не материальна». В реалистической модели общество является своего рода символом высшего мира, и таким образом оно признается «высшей силой» не только по отношению к вещному, материальному миру, но и по отношению к индивиду – отдельному члену общества, поскольку выше общества стоит некоторая абсолютная духовная субстанция. Из идеи о высшем смысле общества следует идея о высшем предназначении истории. Такой точки зрения на природу общества придерживалось множество философов, среди них Августин Аврелий, Г. Гегель, С. Франк, М.Бубер.

Натуралистическая модель основывается на естественнонаучном подходе к пониманию общества, то есть в основе анализа лежит «природность», подчинение естественным законам. Общество осмысляется как организм специфической природы - «социальный организм», понимаемый по-разному:

- представители органической школы (П.Ф. Лилиенфельд, А. Шеффле, Р. Вормс, А. Эспинас) отождествляли биологический организм и общество, в котором роль кровообращения выполняет торговля, функции головного мозга – правительство, то есть объяснения социальной жизни лежали в плоскости биологических закономерностей организма;

- эволюционисты рассматривали человечество (общество) как один из множества биологических видов;

- согласно антропологическому принципу, утверждаемому в работах Спинозы, Д. Дидро, Гольбаха, общество и человек являются частью природы, и истинным, достойным существования обществом является такое, которое соответствует подлинной, высокой, неизменной природе человека

- Ж. Делез и Ф. Гваттари представляют общество в виде образе тела без органовили ризомы – взятый из биологии термин, означающий децентрированный тип корневой системы (по типу растения пырей), трансформируется в философское воплощение множественности, в которой всякая точка связана со всякой другой точкой. Ризома представляет собой не центрированную, не иерархическую и не значимую систему, которая образует «многомерные линеарные множества без субъекта и объекта».

В натуралистической модели при объяснении социальных изменений на первое место выходят природные факторы: климат, ландшафт, экология, «внутренняя» природа человеческого организма. Так А.И. Чижевский утверждает важнейшую роль 11-летних циклов активности Солнца для социальной жизни. Глобальные экологические катаклизмы конца 20-начала 21 века привели к тому, что в философии решение экологических проблем и роль географической среды осмысляются многими мыслителями современности. Геополитическое осмысление судеб конкретных типов общества в натуралистической модели связывается с борьбой за ресурсы и за «жизненное пространство».

Наиболее влиятельными концепциями, объясняющими специфику общественной жизни влиянием природных факторов являются концепции географического и демографического детерминизма.

Географический детерминизм возник в начале XVIII века в трудах Ш. Монтескье, а свое классическое выражение получил в XIX веке у Г. Бокля, Э. Реклю, хотя вопрос о влиянии географической среды на общественно-политические процессы и нравы общества был поставлен уже античными авторами - Гиппократом, Геродотом, Полибием. Историческими предпосылками возникновения концепции послужили великие географические открытия, вызвавшие бурное экономическое, а соответственно и социально-политическое развитие Европы. Сторонники географического детерминизма отмечают, что географическая сфера влияет:

на физические и психологические способности человека;

на характер людей и ментальность;

на духовную сферу общества, в частности на религию и искусство. Например, Энгельс связывает политеизм (множество богов) древних греков с множеством островов, рельефностью красивых гор и источников, а монотеизм германцев с однообразием ландшафта;

на производительность труда своими погодно-климатическими условиями (температура воздуха, осадки, сила ветра и т.д.), а также плодородием почвы, при одинаковой технической вооруженности и одинаковой квалификации рабочей силы результаты труда будут различны в зависимости от этих условий;

на общественное разделение труда, размещение и развитие различных отраслей производства. Это видно на примере уже первого в истории великого общественного разделения труда (отделение скотоводства от земледелия);

на возникновение и специфические черты политической сферы, государства.

Соглашаясь с определенным влиянием географической среды на развитие человека и общества, не следует абсолютизировать это влияние. Как остроумно заметил в конце 19 века Г.В. Плеханов, "современных итальянцев окружает та же естественная среда, в которой жили древние римляне, а между тем как мало похож "темперамент" современных нам данников Менелика на темперамент суровых покорителей Карфагена!"

Идеи демографического детерминизма высказал еще в начале 18 века Дж. Вико, отмечая, что в результате роста населения людям стало не хватать «доброхотных плодов природы» и они тогда «стали обрабатывать землю и засевать ее хлебом». Однако обычно демографический детерминизм связывают с именем английского экономиста и священника Т. Мальтуса. В своем главном труде "Опыт о законе народонаселения" (кон. 18 в.) он выдвинул положение: "Если размножение населения не встречает никакого препятствия, то оно удваивается каждые 25 лет и возрастает в геометрической прогрессии... Средства существования при самых благоприятных условиях для труда ни в каком случае не могут возрастать быстрее, чем в арифметической прогрессии". Он видел выход из положения в обуздании половой распущенности, в регулировании рождаемости, в улучшении средств обработки земель (с целью увеличения урожайности земли) и т.п. В России идеи демографического детерминизма отстаивал Дмитрий Иванович Менделеев. Он писал: «...Человечество взятое в целом…проникнуто инстинктивным стремлением к сохранению и развитию человеческого потомства...». Именно эта «любовь к потомству» и «привела к разделению труда и к тем неравенствам, которые неизвестны в диком животном или начальном патриархальном быте (хотя в нем уже видны на то начатки) и ведет к разделению жителей по их экономическому положению на разные классы...». В XX веке возникло неомальтузианство, стремящееся объяснить все отрицательные стороны жизни быстрым ростом народонаселения. Неомальтузианцы утверждают, будто наступающий экологический кризис общества имеет главной причиной быстрый рост народонаселения, и "избыток населения" следует любой ценой ликвидировать.

Развитие общества – сложный и многофакторный процесс. Следует признать, демографический фактор является одним из множества факторов развития общества, и потому концепция демографического детерминизма не описывает всего многообразия процессов, происходящих в обществе.

Предпосылки д еятельностной (или прагматической) модели общества возникли еще в период античности, но основные идеи этой модели обнаруживаются в Новое время – период активного развития политэкономических идей. Сторонниками этой модели являются представители марксизма, американского прагматизма, польской школы праксиологии и многие другие. Основным постулатом в данной модели является идея того, что источник общественных изменений находится в самом обществе, поскольку люди в процессе своей общественной жизни сами создают основы для ее изменения. Общественную создает именно человеческая деятельность (конкретной формой которой является труд), поэтому реальность здесь предстает как действительность – действительное бытие сущего, то есть это бытие сущего в действии. Таким образом социальная действительность понимается как созидаемая, конструируемая, практическая реальность.

В деятельностной модели социальное бытие осмысляется как дуальное: реальное бытие (мир существования, имеющий пространственно-временной характер) и идеальное бытие (неизменный мир сущностей, идей, ценностей).

Наиболее влиятельной концепцией деятельностной модели общества является концепция марксизма. К. Маркс применил материалистическую диалектику к анализу общественной жизни, и потому социальная философия марксизма носит название «исторический материализм». Он выдвинул идею о том, что общество является системой, которая «живет», то есть обладает способностью самостоятельно порождать, поддерживать и воспроизводить присущую себе качественную определенность, и имеет специфический способ существования – производство. Производство - необходимое условие существования людей. Породив общество, производство тем самым превратило животное в социальное существо, то есть в человека. К.Маркс и Ф. Энгельс также обратили внимание на то, что сознание не является абсолютно самостоятельной силой, а имеет свое основание в материальном жизненном процессе. И потому в марксизме были введены в научный оборот социальной философии такие понятия как общественное бытие и общественное сознание.

Общественное бытие включает часть природного бытия, с которым взаимодействуют люди, весь искусственно созданный предметный мир, все социальные материальные процессы (предметно-практическая деятельность людей) и все общественные материальные отношения.

Общественное сознание – это совокупность существующих в обществе идей, теорий, взглядов, чувств, воззрений, настроений, привычек и традиций, отражающих общественное бытие, материальные условия жизни людей.

В процессе общественного производства (имеется ввиду прежде всего реальное воздействие человека на природу, в процессе которого он создает необходимые вещи), в процессе создания и использования производительных сил люди вступают впроизводственные отношения. Производительные силы представляют собой единство средств производства и рабочей силы (работников, технических руководителей). Если производительная сила общества характеризует отношение общества к природе, то производственные отношения - отношения между людьми. Орудия производства являются изобретениями творческого духа людей, результатом функционирования духовной сферы общества. Чем больше они совершенствуются, тем в большей степени духовная сфера общества выходит на передний план в творении производительных сил, общественного бытия.

Вслед за изменением производительных сил, по К. Марксу, рано или поздно меняются производственные отношения, которые должны прийти в соответствие с характером производительных сил: "Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще". Производственные отношения по своему характеру объективны, то есть не зависят от воли и сознания участвующих в них людей, и лежат в основании смены всех форм общественного устройства. Таким образом К. Маркс приходит к выводу о том, что общественное бытие определяет общественное сознание.

Производственные отношения являются главным стимулом социального изменения, его главной движущей силой. Люди действуют активно потому, что, вступая в отношения с другими людьми, именно в этих отношениях они получают стимул к действию, поскольку оказываются вовлеченными в поле ожиданий со стороны общества.

В марксизме социальная реальность представляет собой целостную самоорганизующуюся систему, в которой материальная и социальная жизнь выступают как объект регулирования, а политическая и духовная жизнь (прежде всего - идеология) в качестве регулятора. На некотором историческом этапе развития эта целостная самоорганизующаяся система предстает как общественно-экономическая формация, а история общества представляет собой закономерную смену общественно-экономических формаций. Более подобно данная концепция общественного развития будет рассмотрена в дальнейшем ходе изложения.

Феноменологическая модель появляется в постклассической социальной философии (20 в.). Специфика рассмотрения общества в этой модели заключается в отказе от общих основ общественной жизни. То есть общество не имеет никакого заранее заданного, неизменного основания. Специфика социальной реальности заключается в том, что она сконструирована, она такова, какой возникает из ежемоментных действий людей, она не добра и не зла, и потому следует воздержаться от какой-либо оценки социальной реальности, она не знает никаких реальных изменений, и никакой причинности, и потому не следует искать причинно-следственные связи в жизни общества. Для феноменологов социальная реальность не является предзаданной, она творится здесь и сейчас, и нами наделяется смыслами. Потому в феноменологической модели социальный мир является миром, конституированным смыслами, а основной формой социальной деятельности – мышление как наделение смыслами. Сложность изучения социальной реальности заключается в том, что необходимо понимать смыслы: смыслы социальных действий и те смыслы, которые вкладываются в действие самими участниками действия. Смыслы меняются, и потому содержание социальной реальности оказывается подвижным, подверженным постоянным изменениям. Смыслы фиксируются в языке, и именно язык дает нам категории для интерпретации явлений социального мира, а также возможность развития социальной реальности и конструирования различных реальностей. Это дало основу А. Щютцу утверждать, что социальный мир – это мир множества реальностей.

В исследовании социальной реальности, находящейся в постоянном процессе конструирования, следует различать два уровня:

- конструкты первого порядка, создаваемые посредством действий и интерпретаций самими участниками событий

- конструкты второго порядка, создаваемые отстраненными, рефлектирующими наблюдателями – поэтами, пророками, политиками, социологами, философами.

Феноменологическая модель социальной реальности концентрирует свое внимание на неповторимости сиюминутности, на случайности, специфике каждого момента истории и каждого члена общества, особенно подчеркивая свободу и свободный выбор человека, противопоставляя такое видение заранее заданной картине мира и схематизму мышления. Однако недостатком этой модели, который вытекает из принятия тезиса о свободном выборе и случайности, является принципиальная невозможность вывести общие положения, сделать общие умозаключения относительно общества и общественного развития.

Рассмотрев различные модели социальной реальности мы можем сделать вывод, что несмотря на различие методологических подходов, в современной философии общество рассматривается как единая система, тем самым на первый план выходят такие характеристики как самодеятельность, самоорганизация, саморазвитие, самодостаточность. Самодеятельность, самоорганизация и саморазвитие в той или иной мере присущи не только всему обществу в целом, но и отдельным элементам. Но самодостаточным может быть только общество в целом, поскольку только совокупность всех видов деятельности, все вместе взятые социальные группы, институты (семья, образование, экономика, политика и т.п.) создают общество в целом как самодостаточную систему, имеющую сложный характер. Социальная система имеет различные уровни, в виде подсистем, находящихся в сложном взаимодействии. Каждая подсистема, каждый уровень социальной системы одновременно является как иерархичным (находясь в определенной степени зависимости от других систем) и неиерархичен (обладая определенной степенью автономии).

Для понимания общества особенно важными оказываются два основных аспекта – структура общества и изменение общества.

2. Структура общества.

В процессе размышления о структурированности общества мы неизбежно сталкиваемся с проблемой определения основания для такого рода построения. В зависимости от исходного основания осуществляется построение моделей структуры общества.

Одним из оснований для выделения базовой структуры общества являются основные типы общественной деятельности, которые в нем постоянно воспроизводятся. Это:

- материальная деятельность,

- духовная деятельность,

- регулятивная или управленческая деятельность,

- деятельность обслуживания.

Такой подход основывается на идее того, что во всякой человеческой деятельности можно выделить четыре составляющих ее элемента: сами люди, физические вещи, символы и связи между ними. Эти элементы выделятся, поскольку человеческая деятельность может быть направлена либо на другого человека (например, в процессе диалога), либо на вещи, либо на символы и знаки (устная и письменная речь, книги, картины и другое), либо на установление связей между ними. В процессе воспроизводства элементов человеческой деятельности возникают основные типы общественной деятельности.

Кроме этого подхода существует и другой, более традиционный для отечественной философской мысли, выделяющий следующие сферы общества:

- материально-экономическую,

- социальную,

- политическую,

- духовную

Эти сферы общественной деятельности соответствуют вышеуказанным элементам социального действия. Рассмотрим более подробно каждую из указанных сфер общества.

Материально-экономическая сфера.

Материально-экономическая сфера - это сфера совокупной деятельности индивидов и социальных общностей по производству материальных и духовных благ для удовлетворения потребностей людей. В процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и иных благ люди вступают в экономические отношения. Система таких отношений в литературе называют системой материально-экономических отношений, экономикой общества или просто экономикой. Философское осмысление материально-экономической сферы общества затрагивает проблемы источников развития экономической жизни, соотношения объективной и субъективной сторон в экономических процессах, сосуществования в обществе интересов различных групп, трансформаций в материально-экономической жизни общества. В философии марксизма способ материального производства считается основой существования и развития всего общества, поскольку:

существование общества невозможно без постоянного воспроизводства материальных благ;

социально-экономические отношения не зависят от сознания и воли людей, следовательно они объективны;

способ производства определяет появление и развитие классов и социальных групп, тем самым формирую социальную структуру общества;

способ производства обуславливает развитие политической жизни общества;

в процессе производства создаются необходимые условия развития духовной жизни общества;

материальное производство поддерживает активную деятельность субъектов общества.

Эти аргументы позволили К.Марксу сформулировать закон определяющей роли материального производства в жизни общества: "Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще". И поэтому система социально-экономических отношений представляет собой фундамент или базис общества (в широком смысле) и любого социоисторического организма (конкретного исторического типа общества, то есть общества в узком смысле). Все прочие общественные связи находятся в определенной зависимости от воли и сознания людей, и потому эти общественные отношения совместно с общественным сознанием образуют надстройку над социально-экономическим базисом.

Признание социально-экономических отношений базисом всякого общества имеет несколько следствий. Во-первых, мы признаем не только зависимость социальной, духовной и политической сферы общества от материальной сферы, мы рассматриваем материальную сферу как основу для появления и развития вышеназванных сфер общества и общественного сознания. Во-вторых, выделяя определенный базис общества, тем самым мы получаем основу для типологии социоисторических организмов. Тип общества, выделенный по признаку способа производства, господствующего в обществе (то есть основного способа производства) называется общественно-экономической формацией. Более подробно мы рассмотрим формационную концепцию развития общества в дальнейшем ходе лекции.

Познакомимся теперь непосредственно со структурой материального производства. К.Маркс в материально-экономической сфере общества выделяет всеобщие производительные силы и производственные отношения. Производительные силы – это силы, эффект которых произведен от кооперации всего общественного труда и силы, связанные с уровнем духовной культуры общества. Основой материального производства и производительных сил общества является труд.

Производственные отношения - это совокупность материально-экономических отношений между людьми, складывающаяся в процессе производства и движения общественного продукта от производителя до потребителя. Поскольку люди не могут осуществлять процесс производства без какого-либо объединения, производительные силы всегда обусловливают определенные общественные производственные отношения, и потому любое изменение производительных сил должно привести к изменению производственных отношений.

Основу материального производства и производительных сил обществасоставляет труд. Производительные силы состоят из средств труда (орудия труда, машины, комплексы машин, компьютеры, роботы) и людей, приводящих в действие эти средства труда. Главная производительная сила – люди, поскольку именно люди управляют средствами труда и благодаря людям предметы становятся средствами труда, производительной силой. Таким образом главным становится взаимодействие рабочей силы (людей) со средствами труда, результатом которого является производство материальных благ, средств обеспечения услуг и средств производства. Люди представляют собой живой труд (или личный элемент производства), а средства труда - накопленный труд (или вещественный элемент производства). Все материальное производство является единством живого и накопленного труда. Таковы две стороны, или подсистемы, производительных сил.

Однако в связи с изменениями, происходящими в обществе в 20 веке, прежде всего такими как научно-техническая революция и компьютеризация, все чаще к подсистемам производительных сил присоединяют технологию (или технологический процесс). Процессы глобализации и создание мировой сети экономики обуславливают все возрастающую роль инфраструктуры, что дает основание для выделения еще одной подсистемы – производственно-экономической инфраструктуры, включающей в себя вспомогательные элементы экономического процесса, обеспечивающие нормальное функционирование производства на всех уровнях – от конкретного предприятия до народного хозяйства в целом (это транспорт, дороги, здания и т.п.). Технологические инновации, создание наукоемких отраслей промышленности обуславливают значение науки как непосредственной производительной силы общества, таким образом науку также следует отнести к производительным силам общества. Таким образом, структура производительных сил включает в себя: 1) работников производства; 2) средства труда; 3) научное знание; 4) технологию производственного процесса, 5) производственно-экономическую инфраструктуру.

Следует также заметить, что в рамках производительных сил общества в зависимости от характера труда происходит разделение на профессиональные группы (фермеров, научных сотрудников, машиностроителей, гидроэнергетиков и т.п.) и формируется профессионально-производственная структура общества.

Производственные отношения также составляют комплекс отношений, куда включают отношения собственности (владения, совладения, пользования, распоряжения), отношения обмена результатами деятельности, отношения распределения продуктов производства.

Наиболее важными среди производственных отношений в современном мире являются отношения собственности. Выделяют различные формы собственности: общинная, коллективная, общественная, государственная, частная. В истории общества отношение к собственности, а потому и осмысление этого феномена, были неоднозначными: от крайнего неприятия собственности, прежде всего частной (Ж.Мелье, К.Маркс, Ф.Энгельс и др.), до признания права на частную собственность неотъемлемым правом человека.

С проблемой собственности также связана проблема власти в экономической сфере. Под экономической властью понимается способность подчинять (и подчиняться) других субъектов экономической деятельности с помощью определенных инструментов (средств) управления.

Политическая сфера общества

Политическая сфера служит для управления и регулирования другими сферами общества, превращая индивидов и социальные общности в органическое целое. Таким образом, главной задачей политической сферы является задача интеграции общества. Политическая сфера общества является сферой совокупной деятельности политических субъектов (индивидов, социальных слоев, групп, классов, партий, политических элит, общественно-политических организаций, государств), посредством которой происходит формирование, функционирование и преобразование политической системы общества с целью организации и использования политической власти для реализации интересов политических субъектов и общества в целом.

Используя системный подход к рассмотрению политической сферы общества, мы можем выделить политическую систему - совокупность политических субъектов и отношений между ними. Зачастую политическую сферу общества называют «политикой». Термин политика используют также и для обозначения деятельности политических субъектов, осуществляющих управления социальными системами: так различают демографическую, экономическую, международную и иные «политики». Слово «политика» происходит от греческого «polis» - город, государство. Этот термин стал популярным благодаря Аристотелю, написавшему известный трактат «Политика», посвященный учению о государстве и государственном правлении. И потому политика традиционно рассматривается как учение о государстве, власти и управлении государством.

Политическая система общества включает в себя несколько компонентов:

институциональный (политические и социальные институты);

нормативно-регулятивный (типы устройства общества и государства, политического режима);

информативно-коммуникативный (политические коммуникации и связи);

культурный (политическая культура).

Политические системы разнообразны, их можно классифицировать, исходя из различных критериев.

По характеру политического режима все политические системы делятся на тоталитарные, авторитарные и демократические. Тоталитарные системы характерны тем, что власть контролирует фактически все системы общества, господствуя над гражданином, общественными организациями. Тоталитаризм мешает развитию гражданского общества. Авторитарный ражим более либерален, допуская определенные права и свободы граждан, если они не конфликтуют с властью (теократической, монархической или военной). В демократической системе (от demos - народ и kratos – власть, демократия - "власть народа") в качестве источника власти признается воля большинства, соблюдаются права и свободы граждан, равноправие всех членов общества, действуют механизмы выборов, контроля и смены демократической власти, признается верховенство закона. Английский политик Уинстон Черчилль отмечал, что демократическое государство еще далеко от совершенства, но человечество пока не придумало ничего лучше.

В зависимости от ориентации на стабильность или перемены политические системы разделяются на консервативные (ориентированные на поддержание установленного политического порядка) и трансформирующиеся (ориентированные на развитие).

Для раскрытия специфики политической сферы общества необходимо рассмотреть феномен политической власти. В самом широком смысле власть – это способность одного субъекта влиять на поведение другого субъекта с помощью различных средств. Политическая власть - это такая форма власти, властными (подчиняющими) элементами которой являются элементы политической системы, наделенные на основе соответствующих политических норм правом отдавать приказы членам социоисторической системы, а граждане, соответственно, имеют обязанность подчиняться этим приказам. Таким образом все граждане общества разделяются на меньшинство, входящее в политическую систему и обладающее политической властью, и большинство, обязанное подчиняться институтам власти. Политическая власть имеет сложную структуру и иерархию, осуществляясь от лица политических субъектов: государства, профсоюзов, церкви, партии и др. Субъекты политической власти должны обладать правом на осуществление власти, закрепленным в политических нормах (конституции, законы, инструкции, уставы, решения), а также должны обладать добровольным признанием такого права со стороны граждан. Политическая власть опирается на систему поддержания сложившегося политического режима и порядка, куда входят: бюрократический аппарат, милиция, армия, прокуратура, суд и прочие политические институты.

В зависимости от степени концентрации власти выделяют централизованные и децентрализованные политические системы. Централизованные политические системы характеризуются концентрацией власти в руках одного политического субъекта: императора, монарха, царя, диктатора, президента. В децентрализованных системах власть рассредоточена по горизонтали, разделяясь на три ветви власти: законодательную, судебную и исполнительную (надо отметить, что в современном информационном обществе говорят еще о «четвертой» власти – средствах массовой информации, которые играют все возрастающую роль в политической сфере общества), а по вертикали власть распределяется между центральной и муниципальной властью.

Одной из основных форм политической власти является государственная власть – власть, осуществляемая государством. Государство является главным элементом политической системы общества, оно организует, направляет и контролирует совместную деятельность и отношения людей и социальных общностей, являясь центральным институтом власти. Государство представляет собой единство государственной власти, населения, территории и отношений между ними.

Государственная власть включает в себя политическую элиту (индивиды, осуществляющие государственную власть), государственный аппарат, юридические нормы (такие как конституция, законы, инструкции), которыми регламентированы отношения в государстве, материальные ресурсы (финансы, транспорт, армия, тюрьмы и прочее), с помощью которых осуществляется государственная власть.

Население государства образует демографическую сферу социоисторической системы.

Территория государства – это часть географической среды планеты, находящаяся под юрисдикцией данного государства.

Таким образом, от других политических институтов государство отличается наличием социальной основы правящих сил, наличием специального аппарата власти, государственной территории, суверенным правом издания законов, обязательных для всех граждан, правом собирать налоги, выпускать денежные знаки и иметь систему поддержания общественного порядка.

Государство выполняет определенные функции, среди них основными являются:

охранительная (поддержание порядка внутри общества),

военная (прежде всего, защита от нападений на государство со стороны других государств и политических субъектов, а также нападение)

правовая (установление правовых норм общества)

экономическая (сбор налогов и реализация государственных проектов)

образовательная (воспитание и образование нового поколения)

социальная (обеспечение социальной защиты населения).

Одним из дискуссионных является вопрос о происхождении государства. Самая древняя теория государства – органическая. Она нашла свое выражение еще в работах Аристотеля, который полагал, что неравенство в обществе имеет природное происхождение (одни рождены, чтобы повиноваться, другие – чтобы повелевать), и потому государство должно обеспечить такой существующий от природы порядок. Сторонником органической теории был и Г. Спенсер, который полагал, что государство – это акционерное общество для защиты своих членов. Сторонники органической теории отождествляют государство с живым организмом, который может переживать рождение, болезни, смерть и возрождение.

Еще одной влиятельной теорией государства является договорная теория. Ее создатели (Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо) полагали, что общество, в котором люди свободны и равны, не может существовать без власти, и с этим согласны все члены общества, и именно это согласие и выражается договором, согласно которому государственная власть должна выражать общую волю людей в государстве. Государство как форму общности, в которой концентрируется единый дух народа, нации трактовал Гегель.

В марксизме государство трактуется как аппарат для подавления одного класса другим. В работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» обосновывается идея того, что возникновение государства связано с материально-имущественным расслоением в обществе, приведшем к выделению классов и возникновению классовой борьбы. И таким образом государство – это политическая надстройка над материально-экономическим базисом и предполагает организацию экономически господствующего класса в политически господствующий класс. И потому государство по сути репрессивно.

В современном мире распространен либеральный подход к трактовке государства. Государство рассматривается как политическая форма организации общества, регулирующая отношения между гражданами государства посредством права. Таким образом на первое место выдвигается функция государства как публичной власти на службе общества. Таким образом общество становится предпосылкой государства, тем самым предполагается, что государство включает в себя только политическую сторону жизни общества, все неполитические аспекты и неполитизированные духовные и экономические отношения образуют гражданское общество. Термин гражданское общество описывает ту область самореализации людей, где они действуют самостоятельно как свободные индивиды или объединяясь добровольно в качестве граждан. Для существования такого рода действий должна существовать защита от произвола государственной власти. Такой защитой являются соответствующие правовые нормы. Совместно существующие государство и гражданское общество составляют правовое государство.

Правовым государством считается такой тип государства, управление которым исходит из приоритета права при решении любого вопроса. В правовом государстве человек сам выбирает и осуществляет поставленные цели, используя любые разрешенные законом способы, тем самым государство не ограничивает простор человеческого выбора. Однако человек, живущий в правовом государстве, должен осознавать свою ответственность, свой долг перед государством и обществом, соизмеряя свои интересы с интересами иных граждан, всякий гражданин должен обладать гражданской ответственностью и высокой правовой дисциплиной.

Существует несколько форм государства, которые различаются по форме правления и форме государственного устройства. В одном и том же государстве сочетается одна форма правления с одной какой-либо формой государственного устройства.

В истории сложилось две основные формы правления – монархия и республика. Монархическая форма правления характеризуется наследственным принципом замещения главы государства. В зависимости от объема полномочий монарха выделяют абсолютную и конституционную монархия. Абсолютизм предполагает практически неограниченные полномочия монарха, конституционная монархия характеризуется ограничением такого рода полномочий. В современном мире существует около сорока монархических государств, среди них - Великобритания, Япония, Швеция, Норвегия.

Для республики характерна выборность власти. При чем высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением. Выделяют такие разновидности республиканской формы правления:

президентская республика (избрание главы государства путем всеобщего голосования, президент является главой государства и главой правительства, правительства ответственно перед президентом, как, например, в США);

парламентская республика (избрание президента и формирование правительства парламентским путем, в управлении решающую роль играет глава правительства – премьер-министр, правительство несет ответственность перед парламентом, как, например, в Италии, Швейцарии);

полупарламентская республика (избрание главы государства путем всеобщего голосования, сильная президентская власть, но правительство ответственно перед парламентом, как, например, в Финляндии).

Форма государственного устройства - это территориально-политическая организация государства. Возможны такие формы государственного устройства:

унитарная (государство единое и разделяется на административно-территориальные единицы),

федеративная (государство, состоящее из частей, имеющих собственную конституцию, не вступающую в противоречие с конституцией страны, но эти части не обладают политической самостоятельностью)

конфедеративная (представляет собой союз государств, действующий для достижения конкретных совместных целей, каждое из государства союза остается независимым, их отношения регулируются договорами).

В современном мире получили распространение все формы государственного устройства.

Неоднозначным является отношение к государству. Так философы-анархисты, такие как М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин, полагали, что государство необходимо упразднить, сложилась и иная точка зрения – государство является необходимым общественным институтом, без государства человечество вновь вернется к варварству.

Социальная сфера.

Члены социума связаны друг с другом, образуя общности на основе политических, экономических, социальных и духовных отношений. Социальная сфер а общества является сферой совокупной деятельности социальных общностей. Основными структурными компонентами социальной сферы являются социальная структура, социальная система и социальные субъекты.

Используя системный подход к рассмотрению социальной сферы общества, мы можем выделить социальную систему - совокупность социальных субъектов и отношений между ними. Такое определение дано по аналогии с общим определением системы как «комплекса элементов, находящихся во взаимодействии» (формулировка Л. Берталанфи, одного из основоположников "общей теории систем"). Однако этот подход не единственный для определения социальной системы. Популярным является также подход, который рассматривает социальное как одну из основных форм движения материи, и в этом случае социальная форма движения материи и является глобальной социальной системой, основными характеристиками которой является саморазвитие, интегративный характер, самоуправление, многообразие подсистем.

Социальная система имеет множество структурных компонентов, которые нуждаются в классификации, проясняющей суть социальной системы. С.Э. Крапивенский предложил оригинальную классификацию, развивая мысль Э. С. Маркаряна, предложившего рассмотреть эту проблему с трех качественно различных точек зрения: "1. С точки зрения субъекта деятельности, отвечающего на вопрос: кто действует? 2. С точки зрения участков приложения деятельности, позволяющей установить, на что направлена человеческая деятельность. 3. С точки зрения способа деятельности, призванной ответить на вопрос: как, каким образом осуществляется человеческая деятельность и образуется ее совокупный эффект?".

С.Э. Крапивенский предложил выделить основные срезы социума:

1. Субьектно-деятельностный срез ("кто действует?"), его компонентами являются люди, выступающие с одной стороны, как индивиды, а с другой стороны, как объединения индивидов в виде малых (семья, коллектив) и больших (этнос, класс) социальных групп

2. Функциональный срез ("на что направлена человеческая деятельность?"), позволяет выявить основные сферы приложения социально значимой активности: экономика, транспорт и связь, воспитание, образование, наука, управление, оборона, здравоохранение, искусство, информатика и информация.

3. Социокультурный срез ("каким образом осуществляется деятельность?"), дает возможность проследить средства и механизмы эффективного функционирования общества как целостной системы, такие как средства материального производства и сознание, общественные учреждения и социально-психологические традиции, язык и жилище.

4. Социоструктурный срез, выделяемый С.Э Крапивенским, для углубления и уточнения анализа субъекта деятельности и средств-механизмов деятельности. Поскольку посокмеханизмов деятельности. общество обладает сверхсложной структурой, внутри которой можно выделить как наиболее значимые следующие подсистемы: классово-стратификационную (классы, сословия, страты), социально-этническую (народности, нации), демографическую (половозрастная структура населения и пр.), поселенческую (селяне и горожане), профессионально-образовательную (работники физического и умственного труда, образовательный уровень, место в профессиональном разделении труда), мы получаем возможность подключить к характеристике субъекта дополнительные координаты путем наложения социоструктурных характеристик на три указанных выше среза.

Существенные и устойчивые функциональные связи и отношения между элементами социальной системы (индивиды и социальные общности) образуют социальную структуру общества.

Социальные общности многообразны, они различаются по потребностям, интересам, ценностям и нормам индивидов, входящих в общность, по месту в общественном разделении труда, социальным ролям индивида, по степени социальной однородности и устойчивости, по количественному составу.

Одной из древнейших форм объединения людей является семья. Это малая социальная общность. В истории общества существовало несколько форм семьи, в современном мире преобладает нуклеарная семья, состоящая из мужа, жены и детей. Одной из важнейших целей семьи является продолжение рода и воспитание детей. Отношения внутри семьи строятся на межличностных отношениях, однако имущественные отношения регулируются законом.

Первыми крупными объединениями людей были род и племя, состоящее из нескольких родов. Значительно позже, в период феодализма, появляется народность - исторически сложившаяся общность людей, имеющая свой язык, территорию, известную общность культуры, зачатки экономических связей.

В период становления капитализма, повсеместного распространения товарно-денежных рыночных отношений и формирования национальных государств появляются нации. Для нации характерны общность культуры, наличие общего языка, обычаев, традиций, национального самосознания и специфической ментальности. То есть нация – это исторически сложившаяся устойчивая форма объединения людей, имеющих, как правило, общность территории, экономики, языка, традиций, культуры и психологического склада.

К большим социальным общностям относятся (наряду с нациями) расы. Выделяют негроидную (черная), европеоидную (белая) и монголоидную (желтая) расы. Под расами понимают исторически сложившиеся группы людей, которым свойственны общность происхождения, наследственных морфологических и физиологических признаков, передаваемых потомству (цвет кожи, волос, разрез глаз, форма носа, очертания головы и т.п.). Современные ученые полагают, что расы возникли в период перехода от Homo habilis (человек умелый) к Homo sapiens (человек разумный), то есть около 50- 40 тыс. лет назад. Возникновение рас связано с влиянием географических, климатических условий и прочих природных условий на процесс становления человека и с взаимодействием генного наследственного аппарата человека с этими условиями.

Также к большим социальным общностям относятся классы. По определению В.И.Ленина, «классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы - это такие группы людей, из которых одна может присваивать себе труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства». Классы рассматриваются в философии марксизма как основные структурные элементы общества. По К. Марксу, в капиталистическом обществе имелось два антагонистических класса - буржуазия и пролетариат. Буржуазия, обладая политической и экономической властью, подчиняла и эксплуатировала пролетариат. Выход из сложившейся общественной практики, путь преодоления такого неравенства К.Маркс усматривал в социалистическая революция, которая ведет к ликвидации классового деления общества.

Большим достижением философии марксизма является открытие и обоснование природы социальной дифференциации общества. Опираясь, в определенном смысле, на концепцию марксизма, в 20 веке появился ряд концепций социальной дифференциации общества. М. Вебер предложил классово-статусную модель, выделяя в обществе класс собственников, рабочий класс, мелкую буржуазию, интеллигенцию и "беловоротничковых" служащих. Р. Дарендорф полагал, что общество в социальном отношении распадается на господствующий класс, подчиненный класс и бесклассовые группы, все классовые отношения включают в себя конфликтующие интересы. По мнению Э. Гидденса, социальная структура общества включает высший класс (в него включаются собственники основных средств производства и капитала, люди, занимающиеся управленческой деятельностью на высоком уровне), средний класс (класс мелких предпринимателей, интеллигенции и средней группы служащих) и низший или рабочий, класс (в него входят наемные сотрудники, занятые преимущественно исполнительским трудом в различных сферах производства и не имеющие собственности на средства производства).

Понятие «класс» является достаточно широким и не способно охватить собой большое количество социальных общностей. И для более многостороннего изучения социума русский философ П.А.Сорокин обосновал концепцию социальной стратификации и ввел понятие «страты», обозначающее социальные слои меньшего масштаба, чем классы. Страта (слой, пласт) - это группа людей, отличающаяся по своему положению в социальной иерархии. Основа и сущность социальной стратификации - в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества. Поскольку, «Общество без расслоения, с реальным равенством членов – миф, так никогда и не ставший реальностью за всю историю человечества», социальная стратификация - это постоянная характеристика любого организованного общества. П. А. Сорокин выделил три основные формы стратификации: экономическую, политическую и профессиональную. Одновременно с этим философ отмечал, что невозможно «привязать» человека к определенной страте, поскольку в современном обществе человек может принадлежать к нескольким стратам, социальная стратификации многомерна, а не одномерна. М.Вебер, развивая концепцию социальной стратификации, ввел критерии принадлежности к страте: применяя экономический критерий (уровень доходов) мы делим общество на страты, которые можно назвать классами, политический критерий (принадлежность к определенной партии), социальные критерии – статус и престиж. Статус – это положение в обществе, в зависимости от возраста, профессии, происхождения и др. Престиж – это оценка определенного статуса в социальной иерархии, принятая и закрепленная в общественном мнении.

Социальную иерархию можно представить в виде пирамиды. Ее верхушка имеет тенденцию к возвышению, и если пирамида оказывается слишком вытянутой вверх, это означает большой разрыв между верхушкой общества и большинством населения, что грозит социальной катастрофой, значительное снижение высоты пирамиды свидетельствует о застое в обществе.

Перемещение социальных объектов и индивидов в обществе носит название социальной мобильности. Мобильность может быть горизонтальной (переход в равные по статусу социальные группы) и вертикальной (перемещение в социальной иерархии). Темпы социальной мобильности различны в различных типах общества. Так в авторитарных и тоталитарных обществах социальная мобильность значительно ниже, чем в демократических обществах. Однако ни в одном из обществ мобильность не является абсолютно свободной, потому процесс изменения социального статуса довольно сложен для индивида. В зависимости от направления перемещения существуют два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая, т. е. социальный подъем и социальный спуск, перемещение между «этажами» социального здания осуществляется благодаря социальному лифту – тем социальным институтам, которые упорядочиваю систему социальной стратификации: институт образования, брака, собственности, политики и ряд других. Безусловно, подниматься по социальной лестнице значительно труднее, чем опускаться вниз, и потому увеличение числа людей, утративших свой прежний статус и не способных приспособиться к новым социальным условиям (то есть маргиналов) свидетельствует о нестабильности общества.

Современное общество пережило во второй половине 20 века ряд глубинных трансформаций, которые не могли не повлиять на социальную структуру общества: возрастает социальная мобильность, возникают крупные наднациональные, надгосударственные и трансконтинентальные образования. Эти процессы привели к выделению новых социальных групп: таких как группа маргиналов и элитарный слой.

Группа маргиналов (от лат. marginalis - находящийся на краю) объединяет людей, которые не сумели адаптироваться к существующим социальным общностям. Представителям этой группы свойственна утрата социальных связей, чувство одиночества и обиды, недовольства. Чаще всего маргинальными личностями оказываются мигранты, безработные, деклассированные элементы. Проблема маргинальности, как социальной, так и культурной, широко освещается в современно философии постмодернизма.

К элитарному слою, элите относят тех, кто является наилучшим в какой-либо области (политической, экономической, научной, культурной и прочих). Однако по каким критериям следует определять «лучших»? Безусловно, универсального критерия нет, следовательно в каждой области существует свой критерий отбора, и потому мы можем говорить не об «элите», а об «элитах». Элитарный слой противопоставляется толпе, массам, которые подчиняются элите. Наличие элитарного слоя в обществе является необходимостью. Творческая, креативная, образованная, высокопрофессиональная элита общества является гарантом позитивных изменений в обществе. И поэтому одной из главных задач государства является подготовка (прежде всего, воспитание и образование) элиты.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.123 сек.