КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экономическое районирование
Тема 5. Региональная экономика РФ. Лекция 6
Вопросы: 1. Экономическое районирование. 2. Экономико-географические проблемы территориальной организации народного хозяйства.
Экономическое районирование является неотъемлемой составной частью региональной экономики, так как в результате его проведения выделяются объекты исследования региональной экономики. Процесс районообразования происходит под совокупным воздействием системы факторов производственного, ресурсного, социального и политического характера. Производственные отношения как районообразующий фактор проявляются прежде всего в том, что они оказывают определяющее воздействие на уровень, форму организации производительных сил района и на специализацию его хозяйства. Элементы районообразования - это: - производственные отношения; - природные условия и природные ресурсы; - территориальное разделение труда; - размещение трудовых ресурсов; - национальный фактор, - социально-политические условия, характерные для конкретного этапа развития страны - транспортная освоенность территорий, - геополитическое положение страны и ее отдельных частей Анализ районообразующих факторов на длительном временном этапе развития общества показывает, что: - во-первых, их значение изменяется в зависимости от той исторической эпохи, в которой они действуют; - во-вторых, на формирование экономических районов существенное влияние оказывает овеществленный человеческий труд; - в-третьих, при районообразовании приходится иметь дело с постоянно изменяющимся объектом — производительными силами. Следовательно, процесс районообразования динамичен по своей сути. В настоящее время для макроэкономических исследований выделяются два макрорегиона: Европейская и Восточная зоны страны. Их демографические и природные ресурсы столь различны, что подходы к изучению этих зон принципиально не совпадают. На территории Европейской зоны страны сконцентрировано более 78% населения России, здесь производится 73% товарной продукции промышленности, 76% продукции сельского хозяйства. Вместе с тем производственный комплекс зоны испытывает острый недостаток сырьевых ресурсов, в первую очередь - топливно-энергетических. Экономический район является основным элементом территориальной структуры народно-хозяйственного комплекса страны. Обязательный признак экономического района — относительно законченная система воспроизводственного процесса. Можно дать и другое определение этого понятия: экономический район — это территориальная часть хозяйства страны, характеризующаяся конкретным экономико-географическим положением, территориально-хозяйственным единством, своеобразием природных и экономических условий и исторически сложившейся производственной специализацией, основанной на территориальном общественном разделении труда. Знак равенства между понятием «экономический район» и «районный хозяйственный комплекс» ставить нельзя. Районный хозяйственный комплекс — это система хозяйства и социальных процессов, объективно происходящих в пределах определенной территории. Экономический район — понятие более широкое, так как он может включать в свой состав хозяйственные комплексы ряда территорий, характеризующихся или однотипными направлениями развития и специализации, или соподчиненными друг другу в решении конкретных социально-экономических задач развития территории несколькими административными образованиями. Экономический район выделяется на базе объединения хозяйственных комплексов ряда административных образований в целях облегчения управления экономическими процессами, создания банка данных унифицированной информации, проведения предплановых и прогнозных исследований на основе единой методологии. Таким образом, в настоящее время экономическое районирование России проводится по двум макрорегионам: Европейская зона в составе восьми экономических районов; Восточная зона в составе трех крупных экономических районов.
Любой макроэкономический и региональный сценарий развития может быть реализован лишь при правильном распределении задач между регионами страны. Особое значение имела региональная политика в решении таких конкретных социальных проблем, как: • систематическое выравнивание уровня жизни населения по районам страны с учетом национальных особенностей населения; • создание плановой системы расселения по территории; • осуществление мероприятий в области природных ресурсов и окружающей среды. В последние 3—4 года региональная политика в России стремительно проходит этапы официального признания. Она превращается в своего рода моду. Редкое программное заявление государственных деятелей обходится без утверждений о приоритетности региональной политики. Наибольшую озабоченность вызывает такое наследие прошлого, как: - чрезмерная концентрация многих производств, - узкая специализация регионов, - дальние расстояния между поставщиками и потребителями, - существование моногородов (атомные городки, угольные поселки, где большая часть населения зависит от функционирования одного предприятия). Трансформация экономической и политической систем в СССР и Российской Федерации с середины 1980-х гг. создала качественно новую ситуацию для региональной экономической политики. Здесь следует отметить: • распад СССР и формирование постсоветского геополитического и экономического пространства; • открытие экономики для внешних рынков; • формирование реального федерализма; • демилитаризацию экономики. Эти процессы в сочетании с исходной региональной дифференциацией создают массу новых региональных проблем. Среди них можно отметить следующие. Быстрый переход от командно-распределительной к рыночной экономике везде приводит к временным социально-экономическим потрясениям из-за разной способности адаптации регионов к рыночным условиям. Особенно уязвимы оказались три группы регионов: • с высокой концентрацией производств, ставших нерентабельными при рыночных ценах или внезапно потерявших потребительский спрос на свою продукцию; • удаленные от основных экономических центров; их положение ухудшилось из-за опережающего роста транспортных тарифов, которые в ряде случаев выросли в 5—10 тыс. раз; • получавшие ранее из федерального бюджета значительные дотации и внезапно потерявшие их. В то же время ряд регионов, где сложилась рыночная инфраструктура и особенно где возник банковский капитал (например, Москва), достаточно быстро оправились от шока. Вследствие наложения друг на друга исторически сложившихся диспропорций и факторов переходного периода большая часть территории России в настоящее время — это проблемные регионы. Основными типами проблемных регионов являются - слаборазвитые, - депрессивные, - экологически опасные, - приграничные. К слаборазвитым (традиционно отсталым) относятся регионы, которые в силу ряда причин хронически отстают от среднероссийского уровня. В эту категорию входит более половины всех республик (северокавказские, Марий Эл, Алтай, Тува), ряд областей европейской части. До 80% и более населения этих субъектов Федерации находится ниже официальной черты бедности. Депрессивные регионы характеризуются наиболее глубоким спадом промышленного производства (чаще всего это регионы с высокой концентрацией ВПК и машиностроения, потерявшие государственный заказ и инвестиционный спрос). Здесь, как правило, наиболее высока безработица. В их группу входят многие индустриально развитые области Северо-Западного, Центрального, Поволжского, Уральского, Западно-Сибирского, Восточно-Сибирского районов. К экологически опасным относятся регионы, испытывающие последствия различных катастроф (Мурманская область, Поволжье, Урал, Кузбасс), побережье поднимающегося Каспийского моря. В отдельную группу, принимая во внимание геополитическую ситуацию, целесообразно выделить ряд приграничных регионов, так как здесь помимо попыток поднять экономику необходимо развернуть принципиально новую для них пограничную и таможенную инфраструктуру, что приведет к коренным изменениям уклада жизни. Необходимость повышения эффективности федерального управления в условиях огромной территории страны и региональной раздробленности обусловливает целесообразность приближения центральной власти к субъекту управления и усиления оперативности работы с регионами при соблюдении их прав и полномочий. В этих целях Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. созданы особые территориальные формы федерального управления — семь федеральных округов (ФО). В качестве высшего федерального звена территориального устройства страны выделены административно-хозяйственные образования в границах крупных экономических районов или их групп. Анализ показывает, что районирование по федеральным округам во многом базируется на сетке из двух экономических районов. Дальневосточный федеральный округ полностью совпадает с аналогичным районом. Центральный образован путем объединения двух экономических районов — Центрального и Центрально-Черноземного. Северо-Западный федеральный округ образован из Северо-Западного и Северного районов с добавлением Калининградской области; Сибирский — из Восточно-Сибирского и Западно-Сибирского (без Тюменской области) районов, а Южный в основном совпадает с Северным Кавказом. Лишь два округа: Приволжский и Уральский — существенно отличаются от Поволжского и Уральского экономических районов. В Уральский округ вошли восточно-уральские области и Тюменская область с двумя автономными округами из Западносибирского района, а в Приволжский округ — Волго-Вятский экономический район, а также группа средневолжских и западноуральских субъектов Федерации. Наиболее существенные изменения при внедрении такой сетки характерны для Урала, который из остродефицитного по топливно-энергетическим ресурсам превращается в наиболее обеспеченную по ТЭР территорию. Существенные выгоды территориально-экономической интеграции, получаемые в результате подобной реформы государственно-территориального устройства и создания федеральных округов, должны намного превысить «преимущества суверенизации» мелких территориальных образований, в том числе выделенных по национальному признаку, не способных к самостоятельному прогрессу без экономической поддержки со стороны. Основные вариации определяются примерно следующими моделями поведения региональных властей: • осуществление рыночных преобразований даже ценой усиления социальной дифференциации (Москва и др.); • ориентация на увеличение экспорта с использованием различия в мировых и внутренних ценах и льгот по внешнеэкономической деятельности; • завоевание для своего региона льгот от федерального правительства (налоговые льготы, субсидии и т.п.); • сохранение существенных элементов административно-плановой экономики а региональном уровне (контроль за ценами, нормированное распределение товаров, запрет на их вывоз и т.д.). В России наблюдаются признаки дезинтеграции: усиление замкнутости регионов и уменьшение интенсивности межрегиональных связей. Предельная ситуация в процессе дезинтеграции — выпадение региона из экономической системы: выход из состава государства, его обособление или вхождение в другую систему (государство). Дезинтеграционные тенденции не устранены и по сей день, они проявляются в Приморье, Чечне, Татарстане и др. Примеров интеграционной направленности пока очень мало (Российская Федерация — Беларусь). Огромные различия российских регионов по всем условиям развития и федеральное устройство страны обрекают на неудачу унифицированные подходы к проведению реформ. Для реформирования России необходимо разумное сочетание двух течений: регионализации и интеграции. Суть регионализации: - учет специфики регионов в общероссийской структурной, инвестиционной, финансовой политике; - перенос ряда реформ на региональный уровень (например, реформы в коммунальном секторе); - разработка специальных программ по реформам для регионов с особыми условиями развития. Пространственная интеграция экономики России также включает ряд специальных мероприятий, среди них: • стабилизация интегрирующих систем (магистральный транспорт, связь, энергетическая и водные системы); • совершенствование механизма вертикальных и горизонтальных взаимодействий субъектов Федерации; • проведение единой внешнеэкономической политики, т.е. создание для всех регионов единых условий для выхода на внешние рынки. Тенденции регионализации и интеграции, разумеется, противоречивы. Не исключено вырождение регионализации в региональный сепаратизм. Но и чрезмерная централизация управления реформой нежелательна. Подавление экономической заинтересованности на местах создает базу регионального сепаратизма, поскольку в регионах усиливается убежденность, что, действуя в одиночку или в составе региональных коалиций, можно добиться большего.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1062; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |