Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятия чувств и эмоций

Настроение – устойчивое эмоциональное состояние средней силы, которое длится довольно долго. Оно характеризуется эмоциональной окрашенностью (веселое, грустное, повышенное, пониженное) и может быстро меняться. Бывает присуще одному человеку, группе, массе людей(массовый энтузиазм молодежи при покорении целины).

Понятия чувств и эмоций. Классификация чувств

Лекция 1. Чувства и эмоции.

2) Формы проявления чувств.

1) Понятия чувств и эмоций. Познавая окружающее, человек испытывает к нему определенное от­ношение, что-то ему нравится, а что-то нет. По мнению одних ученых, чувства — это высшее проявление переживания человека. Другие же считают, что чувства имеют как человек, так и животные, а эмоции — только человек. Третьи — наоборот, полагают, что эмоции появились у животных, у них же и остались без измене­ний, способствовали их приспособлению к окружающему и были регу­ляторами деятельности при опасности. Человек же, как высшее разум­ное существо, обладает чувствами, а эмоциями — животные.

Чувство – сложное, устоявшееся отношение человека к тому, что он познает и делает, к объекту своих потребностей. Чувство включает в себя целую гамму эмоций.

Эмоции – непосредственное, временное переживание, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей.

Чувства и эмоции проявляются в процессе деятельности и на нее влияют. Одни и те же предметы могут вызывать в разное время и в разной обстановке противоположные переживания. Чувства связаны с кон­кретным предметом, человеком или событиями в жизни.

К фундаментальным эмоциям можно отнести следующие: радость, удивление, гнев, горе, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Из соединений фундаментальных эмоций возникают комплексные эмоциональные состояния.

Традиционно чувства делят на моральные, морально-политические, эстетические, праксические, интеллектуальные.

Моральные чувства — это переживания человеком явлений, свя­занных с нравственным содержанием — добром и злом, законностью и беззаконием, соблюдением человеческих правил поведения и нарушением их. Они являются стержневыми для характера и удовлетворения потреб­ностей.

Морально-политическиечувства — это переживание принадлеж­ности к своему Отечеству, гордость за свой народ.

Эстетическиечувства — переживание безобразного и прекрасного в фактах или событиях. Эстетические чувства возникают при восприятии художественного произведения, музыки, чтении художеств. литературы.

Интеллектуальныечувства — переживания, связанные с приобре­тением знаний. Познание вызывает у человека отрицательные пере­живания, если процесс познания сопровождается большими трудно­стями. Однако они проходят, как только появляются первые удачи (в решении задач, написании какой-то работы и пр.).

Праксическиечувства проявляются в деятельности, которой чело­век занимается и переживает ее успешность или неуспешность. Процесс труда вызывает ра­дость, когда работа приносит удовольствие, когда человек видит ее поло­жительные результаты (удовольствие после завершения очень ответственной деятельности).

Глубина чувств состоит в том, что в одних случаях человека охва­тывают чувства сильные и длительные, в других — его переживаемые отношения к чему-либо неглубоки и поверхностны.

 

2). Формы проявления чувств. Чувства проявляются в различных формах.

Страсть — это сильное устойчивое длительное чувство, которое стимулирует деятельность, направляя ее на предмет страсти. Ее вызы­вают любимая деятельность, вещи или человек. Страсть может быть положительной и отрицательной.

Эмоциональные (психические) состояния — это переживания без отчетливого предмета, их вызвавшего. К ним относятся такие состояния, как бодрость, усталость, апатия, депрессия, удручен­ность, растерянность, напряженность, расстройство настроения, эй­фория. Появляясь в определенных условиях, они обнару­живают эмоции в непривычных ситуациях. Например, в предстарто­вой обстановке, перед экзаменами, у космонавтов перед полетами, у подводников перед спуском подводной лодки

Аффект - сильное кратковременное эмоциональное состояние (ярость, ужас, отчаяние). Прояв­ляется при нарушении социальных отношений — при несправедливо­сти, оскорблении. Если эти ситуации повторяются, то появляется эмоциональный взрыв. Может произойти кратковременная потеря контроля за своим поведением. (мать подняла холодильник, спасая ребенка).

Стресс — это состояние сильного и длительного психического напряжения, возникающее у человека при эмоциональной перегрузке нервной системы. Это слово впервые ввел в науку канадский физиолог Ганс Селье в 1936 г.

В настоящее время ученые различают эвстресс (положительный стресс) и дистресс (отрицательный стресс). У многих людей стресс способствует особой четкости мышления. (На экзамене обостряются все состояния, студент становится собранным). Другой аспект стресса - дистресс (эмоциональ­ное состояние краха, потери). Такое эмоциональ­ное состояние подрывает здоровье.

В 1967г. психологи разработали перечень жизненных ситуаций, кот. вызывают стресс: негативные ситуации (смерть супруга – 100 баллов, тюремное заключение – 63 баллов, травма – 53 балла), позитивные ситуации – (вступление в брак – 50 баллов), рождение ребенка – 40 баллов)

Важнейший фактор благополучного преодоления стресса – уверенность в том, что ситуация остается под контролем. (Служащие, которым позволили организовывать пространство офиса по своему усмотрению меньше испытывали стресс, чем те, кто работал в раз и навсегда созданном пространстве). Стрессу могут быть противопоставлены физические факторы воздействия – физкультура, закаливание; психотерапия, биологически активные вещества, общение с близким человеком (излить душу).

Близко к понятию дистресса понятие фрустрации - э то расстрой­ствопланов, сильное переживание из-за этого. Нервно-психическое потрясение может выражаться как крайняя досада, озлобленность, подавленность, полное безразличие к окружению.

 

Лекция 2. ВОЛЯ

1). Виды действий в процессе воли

2). Структура волевого акта

3). Волевые качества человека

Воляэто способность человека действовать сознательно при преодолении препятствий для достижения поставленных целей.

1). Виды действий в процессах воли

Воля проявляется в действиях, которые, в свою очередь, объединяют­ся в поступки. Разделяют произвольныеи непроизвольныедействия. Произвольные действия осознанные, планируемые, контролируемые. Например, студент собрался готовиться к экзаменам. Он планирует процесс подготовки: в какой библиотеке взять монографии, о которых говорил на консультации преподаватель, сколько страниц читать в день, что записывать, как обобщить знания, полученные на лекциях и семи­нарах, с теми, которые почерпнуты из монографий, и пр. Однако самое главное — не планирование, а осуществление задуманного, если возникнут препятствия — лень, плохое самочувствие, посещение дру­зей и пр. Понятно, что подобные действия можно отнести в разряд произвольных.

Непроизвольные действия - механические акты, лежащие в основе уже выработанных комплексов (одевание, совершение прогулки по знакомой дороге, проезд в транс­порте и пр.). В этих действиях достижение результата не планируется, он появляется непосредственно.

В ос­нове непроизвольных (Сеченов) действий лежат врожденные рефлексы, в основе произвольных — услов­ные, выработанные, прижизненно появившиеся.

2). Структура волевого акта

В сложном волевом действии можно выделить четыре основные ста­дии:

1) возникновение побуждения; 2) предварительная постановка цели;

3) решение; 4) исполнение.

Волевой акт может проявляться на двух этапах — предварительно­го и фактического действия.

На этом этапе произвольные волевые действия могут быть более простыми исложными. Например, это пришивание пуговицы на одеж­ду и надобность уехать на заработки в другой город, оставив временно семью. В первом случае действие более простое. Во втором случае надо совершить определенный поступок, круто меняющий жизнь человека. При этом преодоление препятствий будет намного сложнее. В первом из приведенных случаев цель осуществляется привыч­ными действиями. Вторая ситуация совсем дру­гая. Здесь есть осознание результата и выбор средств достижения.

1. На предварительном этапе действия могут возникать в различных формах — влечения, желания, хотения, стремления, решения.

Влечение - это первичное, немотиви­рованное и связанное с эмоциями проявление воли.

Желание приходит на смену влечению. Оно более определенно и осознанно направляет волю человека на какой-то объект. Возникает желание с ним познакомиться, разговари­вать. Далее появляется хотение, при котором появляется познавательный мотив (например, поддержать человека в чем-либо). Затем возникает стремление. Волевое действие в этой форме отличает­ся четкой опредмеченностью буду­щей цели. Человек осознает, какое действие способно удовлетворить его потребность (находиться рядом с предпочитаемым человеком). Цель, поставленная

человеком, начинает соединяться с выбранными средст­вами (футбольные фанаты задолго до матчей задумываются над тем, каким образом им удастся поехать в другую страну на мировое пер­венство по футболу).

Последняя форма волевого проявления — решение. Человек окончательно обосновывает свой выбор. Вслед за этим идет исполнение.

Разные люди приходят к волевым решениям неодинаково. У одних-все продумано, четко представлена цель, осознаны свои возможности. У других решение слишком рефлексивно, мучительно. У третьих, бо­лее эмоциональных, решение зависит от внешних обстоятельств. Оно импульсивно, после него такой человек сразу идет к цели. Наконец, четвертые полагают, что в случае определенных обстоятельств могут изменить решение. Таким образом, тактика его принятия имеет не­сколько альтернатив.

2. Реализация поставленной цели происходит на этапе фактического действия. Оно требует определенного напряжения, силы воли, вы­держки, упорства и настойчивости для того, чтобы преодолевать труд­ности

3).Волевые качества человека.

Настойчивость — это волевое качество, состоящее в умении че­ловека добиваться поставленной цели, преодолевая при этом внеш­ние и внутренние препятствия. Она синоним упорства. Примером на­стойчивости будет умение стойко выносить лишения — скажем, во время обучения в вузе — и добиваться цели. Но их нельзя смешивать с упрямством. Упрямство — умение до­биваться цели вопреки разумности желаемого. Упрямство проявляет­ся тогда, когда человек эгоистично желает доказать свою значимость и делает то, что не требуется в изменившихся условиях.

Решительность — умение человека без лишних колебаний при­нимать разумные решения и осуществлять их при достижении цели. Противоположное качество — нерешительность. Она появляется в ре­зультате частой борьбы мотивов («Я хочу, но надо ли мне это, а что скажут обо мне, если я это сделаю, будет ли от того, что я сделаю, мне лучше. Получится ли то, что я хочу»). Такой человек часто пере­сматривает свои решения или откладывает их. Нерешительный человек осо­бенно подвержен внушению со стороны более напористого челове­ка.

Сила воли проявляется в том, что человек идет к цели через мно­гие препятствия. Сила воли проявляется в умении владеть собой, т. е. сдерживать свои эмоции, контролировать поступки, не поддаваться соблазнам. Безволие проявляется в лени, когда человек не может заставить себя делать то, что требуют обстоятельства в данный момент.

Самостоятельност ь - это умение человека самому определять цели деятельности и быть от­ветственным за принятые решения. Самостоятельный человек умеет противостоять влиянию различных людей, критически относиться к советам окружающих.

Дисциплинированность — такое качество воли, которое позволя­ет сознательно подчиняться общепринятым нормам, установленно­му порядку.

Исполнительность — умение человека выполнять обещание в срок.


Таким образом, воля - это способность человека ставить цели и преодолевать препятствия на пути их достижения.

 

 

2) Формы проявления чувств.

1) Понятия чувств и эмоций. Познавая окружающее, человек испытывает к нему определенное от­ношение, что-то ему нравится, а что-то нет. По мнению одних ученых, чувства — это высшее проявление переживания человека. Другие же считают, что чувства имеют как человек, так и животные, а эмоции — только человек. Третьи — наоборот, полагают, что эмоции появились у животных, у них же и остались без измене­ний, способствовали их приспособлению к окружающему и были регу­ляторами деятельности при опасности. Человек же, как высшее разум­ное существо, обладает чувствами, а эмоциями — животные.

Чувствосложное, устоявшееся отношение человека к тому, что он познает и делает, к объекту своих потребностей. Чувство включает в себя целую гамму эмоций.

Эмоциинепосредственное, временное переживание, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей.

Чувства и эмоции проявляются в процессе деятельности и на нее влияют. Одни и те же предметы могут вызывать в разное время и в разной обстановке противоположные переживания. Чувства связаны с кон­кретным предметом, человеком или событиями в жизни.

К фундаментальным эмоциям можно отнести следующие: радость, удивление, гнев, горе, отвращение, презрение, страх, стыд, вин а. Из соединений фундаментальных эмоций возникают комплексные эмоциональные состояния.

Традиционно чувства делят на моральные, морально-политические, эстетические, праксические, интеллектуальные.

Моральные чувства — это переживания человеком явлений, свя­занных с нравственным содержанием — добром и злом, законностью и беззаконием, соблюдением человеческих правил поведения и нарушением их. Они являются стержневыми для характера и удовлетворения потреб­ностей.

Морально-политическиечувства — это переживание принадлеж­ности к своему Отечеству, гордость за свой народ.

Эстетическиечувства — переживание безобразного и прекрасного в фактах или событиях. Эстетические чувства возникают при восприятии художественного произведения, музыки, чтении художеств. литературы.

Интеллектуальныечувства — переживания, связанные с приобре­тением знаний. Познание вызывает у человека отрицательные пере­живания, если процесс познания сопровождается большими трудно­стями. Однако они проходят, как только появляются первые удачи (в решении задач, написании какой-то работы и пр.).

Праксическиечувства проявляются в деятельности, которой чело­век занимается и переживает ее успешность или неуспешность. Процесс труда вызывает ра­дость, когда работа приносит удовольствие, когда человек видит ее поло­жительные результаты (удовольствие после завершения очень ответственной деятельности).

Глубина чувств состоит в том, что в одних случаях человека охва­тывают чувства сильные и длительные, в других — его переживаемые отношения к чему-либо неглубоки и поверхностны.

2). Формы проявления чувств. Чувства проявляются в различных формах.

Настроение – устойчивое эмоциональное состояние средней силы, которое длится довольно долго. Оно характеризуется эмоциональной окрашенностью (веселое, грустное, повышенное, пониженное) и может быстро меняться. Бывает присуще одному человеку, группе, массе людей(массовый энтузиазм молодежи при покорении целины).

Страсть — это сильное устойчивое длительное чувство, которое стимулирует деятельность, направляя ее на предмет страсти. Ее вызы­вают любимая деятельность, вещи или человек. Страсть может быть положительной и отрицательной.

Эмоциональные (психические) состояния — это переживания без отчетливого предмета, их вызвавшего. К ним относятся такие состояния, как бодрость, усталость, апатия, депрессия, удручен­ность, растерянность, напряженность, расстройство настроения, эй­фория. Появляясь в определенных условиях, они обнару­живают эмоции в непривычных ситуациях. Например, в предстарто­вой обстановке, перед экзаменами, у космонавтов перед полетами, у подводников перед спуском подводной лодки

Аффект - сильное кратковременное эмоциональное состояние (ярость, ужас, отчаяние). Прояв­ляется при нарушении социальных отношений — при несправедливо­сти, оскорблении. Если эти ситуации повторяются, то появляется эмоциональный взрыв. Может произойти кратковременная потеря контроля за своим поведением. (мать подняла холодильник, спасая ребенка).

Стресс — это состояние сильного и длительного психического напряжения, возникающее у человека при эмоциональной перегрузке нервной системы. Это слово впервые ввел в науку канадский физиолог Ганс Селье в 1936 г.

В настоящее время ученые различают эвстресс (положительный стресс) и дистресс (отрицательный стресс). У многих людей стресс способствует особой четкости мышления. (На экзамене обостряются все состояния, студент становится собранным). Другой аспект стресса - дистресс ( эмоциональ­ное состояние краха, потери). Такое эмоциональ­ное состояние подрывает здоровье.

В 1967г. психологи разработали перечень жизненных ситуаций, кот. вызывают стресс: негативные ситуации (смерть супруга – 100 баллов, тюремное заключение – 63 баллов, травма – 53 балла), позитивные ситуации – (вступление в брак – 50 баллов), рождение ребенка – 40 баллов)

Важнейший фактор благополучного преодоления стресса – уверенность в том, что ситуация остается под контролем. ( Служащие, которым позволили организовывать пространство офиса по своему усмотрению меньше испытывали стресс, чем те, кто работал в раз и навсегда созданном пространстве). Стрессу могут быть противопоставлены физические факторы воздействия – физкультура, закаливание; психотерапия, биологически активные вещества, общение с близким человеком (излить душу).

Близко к понятию дистресса понятие фрустрации - э то расстрой­ствопланов, сильное переживание из-за этого. Нервно-психическое потрясение может выражаться как крайняя досада, озлобленность, подавленность, полное безразличие к окружению.

 

Лекция 2. ВОЛЯ

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Загальні(купівельний попит, Специфічні | На предварительном этапе действия могут возникать в различных формах — влечения, желания, хотения, стремления, решения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 507; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.