КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятия чувств и эмоций
Настроение – устойчивое эмоциональное состояние средней силы, которое длится довольно долго. Оно характеризуется эмоциональной окрашенностью (веселое, грустное, повышенное, пониженное) и может быстро меняться. Бывает присуще одному человеку, группе, массе людей(массовый энтузиазм молодежи при покорении целины). Понятия чувств и эмоций. Классификация чувств Лекция 1. Чувства и эмоции. 2) Формы проявления чувств. 1) Понятия чувств и эмоций. Познавая окружающее, человек испытывает к нему определенное отношение, что-то ему нравится, а что-то нет. По мнению одних ученых, чувства — это высшее проявление переживания человека. Другие же считают, что чувства имеют как человек, так и животные, а эмоции — только человек. Третьи — наоборот, полагают, что эмоции появились у животных, у них же и остались без изменений, способствовали их приспособлению к окружающему и были регуляторами деятельности при опасности. Человек же, как высшее разумное существо, обладает чувствами, а эмоциями — животные. Чувство – сложное, устоявшееся отношение человека к тому, что он познает и делает, к объекту своих потребностей. Чувство включает в себя целую гамму эмоций. Эмоции – непосредственное, временное переживание, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей. Чувства и эмоции проявляются в процессе деятельности и на нее влияют. Одни и те же предметы могут вызывать в разное время и в разной обстановке противоположные переживания. Чувства связаны с конкретным предметом, человеком или событиями в жизни. К фундаментальным эмоциям можно отнести следующие: радость, удивление, гнев, горе, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Из соединений фундаментальных эмоций возникают комплексные эмоциональные состояния. Традиционно чувства делят на моральные, морально-политические, эстетические, праксические, интеллектуальные. Моральные чувства — это переживания человеком явлений, связанных с нравственным содержанием — добром и злом, законностью и беззаконием, соблюдением человеческих правил поведения и нарушением их. Они являются стержневыми для характера и удовлетворения потребностей. Морально-политическиечувства — это переживание принадлежности к своему Отечеству, гордость за свой народ. Эстетическиечувства — переживание безобразного и прекрасного в фактах или событиях. Эстетические чувства возникают при восприятии художественного произведения, музыки, чтении художеств. литературы. Интеллектуальныечувства — переживания, связанные с приобретением знаний. Познание вызывает у человека отрицательные переживания, если процесс познания сопровождается большими трудностями. Однако они проходят, как только появляются первые удачи (в решении задач, написании какой-то работы и пр.). Праксическиечувства проявляются в деятельности, которой человек занимается и переживает ее успешность или неуспешность. Процесс труда вызывает радость, когда работа приносит удовольствие, когда человек видит ее положительные результаты (удовольствие после завершения очень ответственной деятельности). Глубина чувств состоит в том, что в одних случаях человека охватывают чувства сильные и длительные, в других — его переживаемые отношения к чему-либо неглубоки и поверхностны.
2). Формы проявления чувств. Чувства проявляются в различных формах. Страсть — это сильное устойчивое длительное чувство, которое стимулирует деятельность, направляя ее на предмет страсти. Ее вызывают любимая деятельность, вещи или человек. Страсть может быть положительной и отрицательной. Эмоциональные (психические) состояния — это переживания без отчетливого предмета, их вызвавшего. К ним относятся такие состояния, как бодрость, усталость, апатия, депрессия, удрученность, растерянность, напряженность, расстройство настроения, эйфория. Появляясь в определенных условиях, они обнаруживают эмоции в непривычных ситуациях. Например, в предстартовой обстановке, перед экзаменами, у космонавтов перед полетами, у подводников перед спуском подводной лодки Аффект - сильное кратковременное эмоциональное состояние (ярость, ужас, отчаяние). Проявляется при нарушении социальных отношений — при несправедливости, оскорблении. Если эти ситуации повторяются, то появляется эмоциональный взрыв. Может произойти кратковременная потеря контроля за своим поведением. (мать подняла холодильник, спасая ребенка). Стресс — это состояние сильного и длительного психического напряжения, возникающее у человека при эмоциональной перегрузке нервной системы. Это слово впервые ввел в науку канадский физиолог Ганс Селье в 1936 г. В настоящее время ученые различают эвстресс (положительный стресс) и дистресс (отрицательный стресс). У многих людей стресс способствует особой четкости мышления. (На экзамене обостряются все состояния, студент становится собранным). Другой аспект стресса - дистресс (эмоциональное состояние краха, потери). Такое эмоциональное состояние подрывает здоровье. В 1967г. психологи разработали перечень жизненных ситуаций, кот. вызывают стресс: негативные ситуации (смерть супруга – 100 баллов, тюремное заключение – 63 баллов, травма – 53 балла), позитивные ситуации – (вступление в брак – 50 баллов), рождение ребенка – 40 баллов) Важнейший фактор благополучного преодоления стресса – уверенность в том, что ситуация остается под контролем. (Служащие, которым позволили организовывать пространство офиса по своему усмотрению меньше испытывали стресс, чем те, кто работал в раз и навсегда созданном пространстве). Стрессу могут быть противопоставлены физические факторы воздействия – физкультура, закаливание; психотерапия, биологически активные вещества, общение с близким человеком (излить душу). Близко к понятию дистресса понятие фрустрации - э то расстройствопланов, сильное переживание из-за этого. Нервно-психическое потрясение может выражаться как крайняя досада, озлобленность, подавленность, полное безразличие к окружению.
Лекция 2. ВОЛЯ 1). Виды действий в процессе воли 2). Структура волевого акта 3). Волевые качества человека Воля — это способность человека действовать сознательно при преодолении препятствий для достижения поставленных целей. 1). Виды действий в процессах воли Воля проявляется в действиях, которые, в свою очередь, объединяются в поступки. Разделяют произвольныеи непроизвольныедействия. Произвольные действия осознанные, планируемые, контролируемые. Например, студент собрался готовиться к экзаменам. Он планирует процесс подготовки: в какой библиотеке взять монографии, о которых говорил на консультации преподаватель, сколько страниц читать в день, что записывать, как обобщить знания, полученные на лекциях и семинарах, с теми, которые почерпнуты из монографий, и пр. Однако самое главное — не планирование, а осуществление задуманного, если возникнут препятствия — лень, плохое самочувствие, посещение друзей и пр. Понятно, что подобные действия можно отнести в разряд произвольных. Непроизвольные действия - механические акты, лежащие в основе уже выработанных комплексов (одевание, совершение прогулки по знакомой дороге, проезд в транспорте и пр.). В этих действиях достижение результата не планируется, он появляется непосредственно. В основе непроизвольных (Сеченов) действий лежат врожденные рефлексы, в основе произвольных — условные, выработанные, прижизненно появившиеся. 2). Структура волевого акта В сложном волевом действии можно выделить четыре основные стадии: 1) возникновение побуждения; 2) предварительная постановка цели; 3) решение; 4) исполнение. Волевой акт может проявляться на двух этапах — предварительного и фактического действия. На этом этапе произвольные волевые действия могут быть более простыми исложными. Например, это пришивание пуговицы на одежду и надобность уехать на заработки в другой город, оставив временно семью. В первом случае действие более простое. Во втором случае надо совершить определенный поступок, круто меняющий жизнь человека. При этом преодоление препятствий будет намного сложнее. В первом из приведенных случаев цель осуществляется привычными действиями. Вторая ситуация совсем другая. Здесь есть осознание результата и выбор средств достижения. 1. На предварительном этапе действия могут возникать в различных формах — влечения, желания, хотения, стремления, решения. Влечение - это первичное, немотивированное и связанное с эмоциями проявление воли. Желание приходит на смену влечению. Оно более определенно и осознанно направляет волю человека на какой-то объект. Возникает желание с ним познакомиться, разговаривать. Далее появляется хотение, при котором появляется познавательный мотив (например, поддержать человека в чем-либо). Затем возникает стремление. Волевое действие в этой форме отличается четкой опредмеченностью будущей цели. Человек осознает, какое действие способно удовлетворить его потребность (находиться рядом с предпочитаемым человеком). Цель, поставленная человеком, начинает соединяться с выбранными средствами (футбольные фанаты задолго до матчей задумываются над тем, каким образом им удастся поехать в другую страну на мировое первенство по футболу). Последняя форма волевого проявления — решение. Человек окончательно обосновывает свой выбор. Вслед за этим идет исполнение. Разные люди приходят к волевым решениям неодинаково. У одних-все продумано, четко представлена цель, осознаны свои возможности. У других решение слишком рефлексивно, мучительно. У третьих, более эмоциональных, решение зависит от внешних обстоятельств. Оно импульсивно, после него такой человек сразу идет к цели. Наконец, четвертые полагают, что в случае определенных обстоятельств могут изменить решение. Таким образом, тактика его принятия имеет несколько альтернатив. 2. Реализация поставленной цели происходит на этапе фактического действия. Оно требует определенного напряжения, силы воли, выдержки, упорства и настойчивости для того, чтобы преодолевать трудности 3).Волевые качества человека. Настойчивость — это волевое качество, состоящее в умении человека добиваться поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия. Она синоним упорства. Примером настойчивости будет умение стойко выносить лишения — скажем, во время обучения в вузе — и добиваться цели. Но их нельзя смешивать с упрямством. Упрямство — умение добиваться цели вопреки разумности желаемого. Упрямство проявляется тогда, когда человек эгоистично желает доказать свою значимость и делает то, что не требуется в изменившихся условиях. Решительность — умение человека без лишних колебаний принимать разумные решения и осуществлять их при достижении цели. Противоположное качество — нерешительность. Она появляется в результате частой борьбы мотивов («Я хочу, но надо ли мне это, а что скажут обо мне, если я это сделаю, будет ли от того, что я сделаю, мне лучше. Получится ли то, что я хочу»). Такой человек часто пересматривает свои решения или откладывает их. Нерешительный человек особенно подвержен внушению со стороны более напористого человека. Сила воли проявляется в том, что человек идет к цели через многие препятствия. Сила воли проявляется в умении владеть собой, т. е. сдерживать свои эмоции, контролировать поступки, не поддаваться соблазнам. Безволие проявляется в лени, когда человек не может заставить себя делать то, что требуют обстоятельства в данный момент. Самостоятельност ь - это умение человека самому определять цели деятельности и быть ответственным за принятые решения. Самостоятельный человек умеет противостоять влиянию различных людей, критически относиться к советам окружающих. Дисциплинированность — такое качество воли, которое позволяет сознательно подчиняться общепринятым нормам, установленному порядку. Исполнительность — умение человека выполнять обещание в срок. Таким образом, воля - это способность человека ставить цели и преодолевать препятствия на пути их достижения.
2) Формы проявления чувств. 1) Понятия чувств и эмоций. Познавая окружающее, человек испытывает к нему определенное отношение, что-то ему нравится, а что-то нет. По мнению одних ученых, чувства — это высшее проявление переживания человека. Другие же считают, что чувства имеют как человек, так и животные, а эмоции — только человек. Третьи — наоборот, полагают, что эмоции появились у животных, у них же и остались без изменений, способствовали их приспособлению к окружающему и были регуляторами деятельности при опасности. Человек же, как высшее разумное существо, обладает чувствами, а эмоциями — животные. Чувство – сложное, устоявшееся отношение человека к тому, что он познает и делает, к объекту своих потребностей. Чувство включает в себя целую гамму эмоций. Эмоции – непосредственное, временное переживание, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей. Чувства и эмоции проявляются в процессе деятельности и на нее влияют. Одни и те же предметы могут вызывать в разное время и в разной обстановке противоположные переживания. Чувства связаны с конкретным предметом, человеком или событиями в жизни. К фундаментальным эмоциям можно отнести следующие: радость, удивление, гнев, горе, отвращение, презрение, страх, стыд, вин а. Из соединений фундаментальных эмоций возникают комплексные эмоциональные состояния. Традиционно чувства делят на моральные, морально-политические, эстетические, праксические, интеллектуальные. Моральные чувства — это переживания человеком явлений, связанных с нравственным содержанием — добром и злом, законностью и беззаконием, соблюдением человеческих правил поведения и нарушением их. Они являются стержневыми для характера и удовлетворения потребностей. Морально-политическиечувства — это переживание принадлежности к своему Отечеству, гордость за свой народ. Эстетическиечувства — переживание безобразного и прекрасного в фактах или событиях. Эстетические чувства возникают при восприятии художественного произведения, музыки, чтении художеств. литературы. Интеллектуальныечувства — переживания, связанные с приобретением знаний. Познание вызывает у человека отрицательные переживания, если процесс познания сопровождается большими трудностями. Однако они проходят, как только появляются первые удачи (в решении задач, написании какой-то работы и пр.). Праксическиечувства проявляются в деятельности, которой человек занимается и переживает ее успешность или неуспешность. Процесс труда вызывает радость, когда работа приносит удовольствие, когда человек видит ее положительные результаты (удовольствие после завершения очень ответственной деятельности). Глубина чувств состоит в том, что в одних случаях человека охватывают чувства сильные и длительные, в других — его переживаемые отношения к чему-либо неглубоки и поверхностны. 2). Формы проявления чувств. Чувства проявляются в различных формах. Настроение – устойчивое эмоциональное состояние средней силы, которое длится довольно долго. Оно характеризуется эмоциональной окрашенностью (веселое, грустное, повышенное, пониженное) и может быстро меняться. Бывает присуще одному человеку, группе, массе людей(массовый энтузиазм молодежи при покорении целины). Страсть — это сильное устойчивое длительное чувство, которое стимулирует деятельность, направляя ее на предмет страсти. Ее вызывают любимая деятельность, вещи или человек. Страсть может быть положительной и отрицательной. Эмоциональные (психические) состояния — это переживания без отчетливого предмета, их вызвавшего. К ним относятся такие состояния, как бодрость, усталость, апатия, депрессия, удрученность, растерянность, напряженность, расстройство настроения, эйфория. Появляясь в определенных условиях, они обнаруживают эмоции в непривычных ситуациях. Например, в предстартовой обстановке, перед экзаменами, у космонавтов перед полетами, у подводников перед спуском подводной лодки Аффект - сильное кратковременное эмоциональное состояние (ярость, ужас, отчаяние). Проявляется при нарушении социальных отношений — при несправедливости, оскорблении. Если эти ситуации повторяются, то появляется эмоциональный взрыв. Может произойти кратковременная потеря контроля за своим поведением. (мать подняла холодильник, спасая ребенка). Стресс — это состояние сильного и длительного психического напряжения, возникающее у человека при эмоциональной перегрузке нервной системы. Это слово впервые ввел в науку канадский физиолог Ганс Селье в 1936 г. В настоящее время ученые различают эвстресс (положительный стресс) и дистресс (отрицательный стресс). У многих людей стресс способствует особой четкости мышления. (На экзамене обостряются все состояния, студент становится собранным). Другой аспект стресса - дистресс ( эмоциональное состояние краха, потери). Такое эмоциональное состояние подрывает здоровье. В 1967г. психологи разработали перечень жизненных ситуаций, кот. вызывают стресс: негативные ситуации (смерть супруга – 100 баллов, тюремное заключение – 63 баллов, травма – 53 балла), позитивные ситуации – (вступление в брак – 50 баллов), рождение ребенка – 40 баллов) Важнейший фактор благополучного преодоления стресса – уверенность в том, что ситуация остается под контролем. ( Служащие, которым позволили организовывать пространство офиса по своему усмотрению меньше испытывали стресс, чем те, кто работал в раз и навсегда созданном пространстве). Стрессу могут быть противопоставлены физические факторы воздействия – физкультура, закаливание; психотерапия, биологически активные вещества, общение с близким человеком (излить душу). Близко к понятию дистресса понятие фрустрации - э то расстройствопланов, сильное переживание из-за этого. Нервно-психическое потрясение может выражаться как крайняя досада, озлобленность, подавленность, полное безразличие к окружению.
Лекция 2. ВОЛЯ
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 507; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |