Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Способных людей от неспособных отличает более быс­трое освоение деятельности и достижение в ней лучших результатов

Способности проявляются в том, насколько быстро и легко человек осваивает конкретную деятельность. Однако способно­сти и деятельность не тождественны друг другу. Так, человек может быть хорошо технически подготовлен и образован, но мало спосо­бен к какой-либо деятельност и. Известны, например, феноменаль­ные счетчики - лица, которые с чрезвычайной быстротой произво­дят в уме сложные вычисления, обладая при этом весьма средними математическими способностями. Способности - лишь возможность определенного освоения зна­ний, умений и навыков. Без соответствующих условий (специальное обучение, творчески работающие педагоги, возможность семьи и т. д.) способности заглохнут, так и не развившись. В качестве примера приведем такой известный случай: на экза­мене в Академию художеств В. И. Сурикову было отказано в обуче­нии, так как, по мнению экзаменаторов, у него полностью отсутство­вали способности кизобразительной деятельности. Ошибка препо­давателей Академии заключалась в том, что они оценивали вовсе не способности, а лишь наличие определенных умений и навыков рисо­вания. В дальнейшем Суриков делом исправил эту ошибку, овладев в течение 3 месяцев нужными умениями и навыками, в результате чего те же педагоги сочли его на этот раз достойным зачисления в Академию.

Однако не всякая деятельность развивает способности личности. Рас­сматривая общую структуру жизнедеятельности человека, нетрудно заметить существование видов деятельности, не развивающих, а на­оборот отвлекающих и даже тормозящих развитие его основных спо­собностей. Например, если человек, имеющий музыкальные или изоб­разительные наклонности, вынужден заниматься тяжелым физичес­ким трудом, то эта деятельность вряд ли будет развивать заложен­ные в нем способности. Природа человеческих способностей до сих пор вызывает бурные споры среди ученых. Одна из господствующих точек зрения, ведущая свою историю ещё от Платона, утверждает, что способности являются врожденными. Обучение и воспитание может лишь изменять скорость их появления, но они всегда про­явятся тем или иным образом. В качестве доказательства врож­денности способностей обычно указывают на факты индивидуаль­ных различий, проявляющихся в детском возрасте, когда воздей­ствие обучения и воспитания, казалось бы, ещё не могло быть определяющим. В пользу наследственности способностей свидетельствуют су­ществующие многочисленные династии артистов, художников, моря­ков, врачей и т. д. Однако, скорее всего, в большинстве случаев следу­ет говорить не о биологической, а о социальной наследственности. Ребенок идет по стопам родителей не только из-за наследственной предопределенности, но и потому, что с детства узнал и полюбил их профессию. Представители другой крайней точки зрения считают, что осо­бенности психики целиком определяются качеством воспитания и обучения. Они ссылаются на случаи, когда дети самых отсталых и примитивных племен, получив соот­ветствующее обучение, ничем не отличались от образованных евро­пейцев. Психологи выявили, что во вьетнамском языке высота звука несет смыслоразличительную функцию, В результа­те все вьетнамцы, овладевая в раннем детстве родной речью, одновре­менно развивают музыкальный слух. Конечный вывод этой концепции - у каждого человека можно сформировать любые способности.

Не признавая врожденности способностей, психология не отри­цает врожденность особенностей строения мозга, которые могут ока­заться условиями успешного выполнения определенной деятельнос­т и. Эти врожденные особенности строения мозга, органов чувств и движения называют задатками. Каждый человек от рождения наделен определенными задатками. Но нельзя предсказать, какие именно способности разовьются. На основе одних и тех же задатков могут сформироваться совершенно разные способности, а могут и одновременно несколько способностей или же ничего. Ключевым моментом здесь является практика обучения, реаль­ное вхождение в соответствующую деятельность, в которой и развива­ются соответствующие способности. Возьмем игру в баскетбол. Существуют определенные задатки, благоприятствующие этому, и самый элементарный из них — высо­кий рост. На основании этих задатков производится отбор, и люди с этими задатками имеют больший шанс добиться успеха в данной деятельности. Но люди, не имеющие этих задатков, могут компенси­ровать это за счет другого построения деятельности — или за счет развития прыгучести, или за счет развития подвижности и т. д. По сути дела природные различия между людьми являются раз­личиями не в готовых способностях, а именно в задатках.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема: Організація контролю за виконанням комерційних договірних зобов’язань з поставки товарів | Понятия личность и характер не совпадают. Черты характера отражают то, как действует человек, а черты личности – то, ради чего действует человек
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 906; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.