КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ой кризисный период связан с появлением детей3-ий период совпадает со средним супружеским возрастом (конфликты однообразия). 4 – ый период после 18 – 24 лет совместной жизни связан с уходом из семьи детей. Исследования психологов показали, что в 80 – 85% семей есть конфликты, в оставшихся фиксируют наличие ссор. 3. Межгрупповой конфликт выражается в столкновении интересов различных групп. На уровне малых групп причинами могут быть наличие разнообразных мнений, взглядов, интересов, точек зрения. Конфликт происходит, когда противоречия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленной цели. Типичным примером может быть противостояние администрации и профсоюзной организации. 4. Конфликт между личностью и группой возникают в том случае, когда одна из личностей занимает позицию, отличную от позиций группы. Например, кто-то захочет заработать побольше, перевыполняя нормы, а группа рассматривает такое поведение как негативное явление. Лекция 2. Способы управления конфликтами Различают организационные и межличностные способы управления конфликтами. I. Организационные способы сформулированы в ряде позиций. 1. Четкая формулировка требований. Одним из лучших методов управления, не допускающих конфликты, является разъяснение требований к результатам работы каждого конкретного работника; наличие ясно сформулированных прав и обязанностей, правил выполнения работы. 2. Использование координирующих механизмов. Необходимо строгое соблюдение принципа единоначалия, когда подчиненный знает, чьи распоряжения он должен выполнять. Если у работников есть разногласия по какому-либо производственному вопросу, они могут обратиться к их общему начальнику. 3. Наличие общих целей, формирование общих ценностей. Этому способствует информированность всех работников о перспективах организации, а также их осведомленность о состоянии дел в различных подразделениях. Например, работники фирмы "Макдональдс" считают главной целью своего нелегкого труда - вкусно и быстро накормить американцев, имеющих ограниченные средства (а они составляют немалую часть общества). Осознание этой "социальной миссии" сплачивает коллектив, что, естественно, приводит к сокращению конфликтов. 4. Система поощрений. Установление таких критериев эффективности работы, которые исключают столкновение интересов различных подразделений и работников. Например, если премировать работников службы техники безопасности за количество выявленных нарушений правил безопасности, это приведет к конфликту с теми службами, которые они проверяют. Если поощрять работников всех служб за устранение выявленных у них нарушений, это приведет к снижению конфликтности. II. Межличностные способы разрешения конфликтных ситуаций. Все конфликты четко можно разграничить на 2 основные группы: одна часть конфликтов происходит неосознанн о (непонимание ситуации, неумение себя вести (промолчать, сдержаться), другая часть возникает сознательно по воле одной из конфликтующих сторон, с целью "выплеснуть" на собеседника свою агрессивность, снять напряжение. Однако,агрессивность,выплеснувшись в виде конфликтогена, возвращается бумерангом конфликта. Лев Толстой очень точно подметил: «То, что начато в гневе, кончается в стыде».
Существует три основных способа снятия агрессивности - пассивный, активный и логический. Пассивный способ заключается в том, чтобы пожаловаться кому-то, просто выговориться. Активный способ строится на двигательной активности. Лучше всего те движения, которые связаны с разрушением целого, рассечением его на части: вскапывание земли, работа топором и пилой. Из спортивных занятий быстрее всего снимают агрессивность те виды, которые включают удары: бокс, теннис, футбол, хоккей, волейбол, бадминтон. Даже наблюдение за соревнованиями даст выход агрессии. Полезны упражнения, связанные с повторением большого количества раз ряда движений: бег трусцой, быстрая ходьба, плавание, велосипед, аэробика, просто танцы. Помогают увлечения типа "кто кого" (охота, рыбалка), чтение и просмотр детективов. Логический способ. Для сугубо рациональных людей приемлем логический способ. Такому человеку лучше именно сосредоточиться на неприятностях, а все остальные дела отложить на потом, пока не будет найден выход из сложившегося положения. Уже сама эта аналитическая работа его успокаивает, в результате эмоции притупляются.
Способы преодоления конфликтов Одним из эффективных методов преодоления конфликтов является формирование в коллективе определенного общественного мнения о конфликтующих сторонах. Конфликтуя, люди могут оказаться в изоляции, что переживают очень болезненно, поэтому готовы даже прекратить конфронтацию. Интересный прием разрешения конфликтов - обращение к "третейскому судье". В качестве "третейского судьи" целесообразно выбирать наиболее авторитетного человека в коллективе. Разбор конфликта должен происходить в два этапа. Первый этап называется "откровенный разговор": оппонентам разрешается давать друг другу оценки, высказываться практически как угодно, главное, чтобы они выговорились, а "судья" сумел определить предмет конфликта. Второй этап - оппонентам уже не разрешается давать эмоциональные оценки. Конфликт как бы раскладывается на составные части, каждый из оппонентов должен изложить свои версии и объяснение причин, без оценок другого оппонента. Отмечено наукой и подтверждено практикой, что если конфликт разложить на его составляющие, то он утрачивает эмоциональную напряженность и переходит в деловой, который разрешить легче, чем эмоциональный. В психологии предлагается 5 основн. способов разрешения конфликта. Уклонение. Этот стиль подразумевает, что человек старается уйти от конфликта: не попадать в ситуации, которые провоцируют возникновение противоречий, не вступать в обсуждение вопросов, чреватых разногласиями. Сглаживание. Готовность уступить, пренебрегая собственными интересами, уйти от обсуждения спорных вопросов, согласиться с требованиями. Этот стиль рационален, когда предмет разногласий имеет для человека меньшую ценность, чем взаимоотношения с противоположной стороной Принуждение. Здесь превалируют попытки заставить принять свою точку зрения любой ценой. Недостаток стиля в том, что он подавляет инициативу подчиненных. Эффективен он в ситуации, угрожающей существованию организации. Когда руководитель отстаивает интересы дела, интересы своей организации, он просто обязан быть настойчивым. Компромисс. Этот стиль характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени. Способность к компромиссу высоко ценится в управленческих ситуациях, так как это часто дает возможность быстро разрешить конфликт к удовлетворению обеих сторон. Решение проблем. Для стиля характерно сотрудничество, невозможность добиваться своей цели за счет других, поиск решения проблемы. Кратко установку на сотрудничество обычно формулируют так: "Не ты против меня, а мы вместе против проблемы". Основные правила бесконфликтного общения: 1 ) не употреблять конфликтогены; 2) не отвечать конфликтогеном на конфликтоген; 3) проявлять доброжелательность к собеседнику.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 321; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |