КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Служебная тайна
В Советском Союзе сложилась определенная система защиты информации с ограниченным доступом, в которой выделяли три вида такой информации: государственная тайна (информация с грифами "особой важности"; "совершенно секретно"), служебная тайна (информация с грифом "секретно") и информация "для служебного пользования". Механизм защиты основывался на разрешительном принципе права, когда, по сути, вся информация имела ограниченный доступ. В каждом конкретном случае должностное лицо (чиновник) принимало решение о разрешении (запрете) доступа к информации, что входило в прямое противоречие с нормами международного права и не позволяло успешно реализовать право каждого на получение информации. С принятием в 1993 году Закона Российской Федерации "О государственной тайне" гриф "секретно" был отнесен к сведениям, составляющим государственную тайну, а новый институт правовой охраны служебной тайны остался до конца не определен. В действующем законодательстве не определено однозначно понятие служебной тайны, но многочисленные ссылки на нее позволяют выделить основные признаки отнесения информации к служебной тайне. Во-первых, к служебной тайне могут быть отнесены сведения, содержащие служебную информацию о деятельности государственных органов, подведомственных им предприятий, учреждений и организаций, ограничения на распространение которых установлены законом или диктуются служебной необходимостью. В Указе Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 года № 188 в перечне сведений конфиденциального характера под служебной тайной понимаются служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Федеральными законами. В действующих законах термин "служебная информация" употребляется неоднократно, в том числе: – служебная информация государственного служащего (Федеральный закон "Об основах государственной службы Российской Федерации", статьи 10, 11); – служебная информация Правительства Российской Федерации (Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации", статьи 11, 27); – служебная информация сотрудника таможенного органа (Федеральный закон "О службе в таможенных органах Российской Федерации", статьи?, 17); – служебная информация служащих Банка России (Закон РСФСР "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", статья 92); – служебная информация муниципального служащего (Федеральный закон "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации", статья 11) и др. Во-вторых, к служебной тайне могут быть отнесены сведения, являющиеся конфиденциальной информацией других лиц, но ставшие известными представителям государственных органов и органов местного самоуправления в силу исполнения ими служебных обязанностей. На основе изложенного можно дать следующее определение служебной тайны: служебная тайна – защищаемая по закону конфиденциальная информация, ставшая известной в государственных органах и органах местного самоуправления только на законных основаниях и в силу исполнения их представителями служебных обязанностей, а также служебная информация о деятельности государственных органов, доступ к которой ограничен федеральным законом или в силу служебной необходимости. Служебная тайна является видом конфиденциальной информации, и право на служебную тайну выступает самостоятельным объектом права. Для осуществления ее правовой охраны и защиты необходимо принятие специального федерального закона "О служебной тайне ". Информация может считаться служебной тайной, если она отвечает следующим требованиям (критерии охраноспособности права): – отнесена федеральным законом к служебной информации о деятельности государственных органов, доступ к которой ограничен по закону или в силу служебной необходимости (собственная служебная тайна); – является охраноспособной конфиденциальной информацией ("чужой тайной") другого лица (коммерческая тайна, банковская тайна, тайна частной жизни, профессиональная тайна); – не является государственной тайной и не подпадает под перечень сведений, доступ к которым не может быть ограничен; – получена представителем государственного органа и органа местного самоуправления только в силу исполнения обязанностей по службе в случаях и порядке, установленных федеральным законом. Информация, не отвечающая этим требованиям, не может считаться служебной тайной и не подлежит правовой охране. Однозначное определение понятия «служебная тайна» в действующем законодательстве РФ отсутствует. Служебная тайна является одним из объектов гражданских прав по гражданскому законодательству РФ. Режим защиты служебной тайны в целом аналогичен режиму защиты коммерческой тайны. В ряде случаев за разглашение служебной тайны закон предусматривает уголовную ответственность (например, за разглашение тайны усыновления, или за разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, лицом, которому такие сведения стали известны по службе). Служебная тайна — информация с ограниченным доступом, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне и персональным данным, содержащаяся в государственных (муниципальных) информационных ресурсах, накопленная за счет государственного (муниципального) бюджета и являющаяся собственностью государства, защита которой осуществляется в интересах государства. Защита конфиденциальности является одной из трёх задач информационной безопасности (наряду с защитой целостности и доступность информации). С момента начала использования компьютерных технологий во всех сферах деятельности человека, появилось много проблем, связанных с защитой конфиденциальности. Главным образом это связано с обработкой документов с применением компьютерных технологий. Многие административные меры по защите конфиденциальности частных лиц и организаций утратили свою силу в связи с переходом документооборота в абсолютно новую среду. Таким образом, к основным объектам служебной тайны можно отнести такие виды информации, как: 1) служебная информация о деятельности федеральных государственных органов, доступ к которой ограничен федеральным законом в целях защиты государственных интересов: военная тайна; тайна следствия (данные предварительного расследования либо следствия); судебная тайна (тайна совещания судей, содержание дискуссий и результатов голосования закрытого совещания Конституционного Суда Российской Федерации, материалы закрытого судебного заседания, тайна совещания присяжных заседателей или в силу служебной необходимости, включая порядок выработки и принятия решения, организацию внутренней работы и так далее); 2) охраноспособная конфиденциальная информация, ставшая известной в силу исполнения служебных обязанностей должностным лицам государственных органов и органов местного самоуправления: коммерческая тайна, банковская тайна, профессиональная тайна, а также конфиденциальная информация о частной жизни лица. Особенность правоотношений в этой области состоит в том, что если во втором случае государственные органы и их должностные лица обязаны обеспечить (гарантировать) сохранность "чужой" тайны, ставшей им известной по службе, в объеме сведений переданных её владельцем, то в первом случае они самостоятельно в соответствии с законом определяют объем своей служебной тайны и режим ее защиты. Правовая охрана и защита права на служебную тайну. Правовая охрана в отношении права на конфиденциальную информацию других лиц в режиме служебной тайны в государственных органах начинается с момента получения этих сведений их должностными лицами и иными представителями в связи с исполнением обязанностей по службе в порядке и случаях, установленных федеральным законом (на законном основании). Государственные органы и их должностные лица вправе использовать полученную конфиденциальную информацию только с той целью, с которой она была получена, и обязаны установить для ее сохранности режим служебной тайны: порядок допуска и категории должностных лиц, имеющих право на допуск к этим сведениям; постановка и снятие грифа "служебная тайна"; порядок передачи этой информации другим органам и организациям; определение способов, методов и средств защиты и т.п. Правовая охрана в отношении собственной служебной тайны должна начинаться с момента отнесения конкретных сведений к служебной тайне в соответствии с перечнем сведений, определенных федеральным законом, и действовать, пока в этом есть служебная необходимость, если иное не установлено законом.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1175; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |