КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ситуационные теории управления
«Синтетические» подходы рассматривают управление как многоплановое, комплексное и изменяющееся явление, связанное множеством связей с внутренним и внешним окружением организации. Среди «синтетических» учений об управлении заметное место занимают ситуационные теории. Суть данных теорий состоит в том, что результаты одних и тех же управленческих действий в различных ситуациях могут очень сильно отличаться друг от друга. Поэтому, осуществляя все необходимые управленческие действия, такие, как планирование, или распорядительство, или контроль руководители (менеджеры) должны исходить из того, в какой ситуации они действуют. Ситуационные теории управления дают рекомендации относительно того, как следует управлять в конкретных ситуациях. При этом выделяется четыре обязательных шага, которые должны быть осуществлены руководителем для того, чтобы добиться эффективного управления в каждой конкретной ситуации: 1) управляя необходимо уметь осуществлять анализ ситуации с точки зрения того, какие требования к организации предъявляет ситуация и что характерно для данной ситуации; 2) должен быть выбран соответствующий подход к осуществлению управления, который бы в наибольшей степени и наилучшим образом соответствовал требованиям, выдвигаемым к организации со стороны ситуации; 3) управление должно создавать потенциал в организации и необходимую гибкость для того, чтобы можно было перейти к новому управленческому стилю, соответствующему ситуации; 4) управление должно произвести соответствующие изменения, позволяющие подстроиться к ситуации. Ситуационные теории, давая описание того, как подстраивать организацию к конкретным требованиям, как производить изменения и перестановки наиболее рационально и безболезненно, как создавать и развивать адаптационный потенциал, отрицают наличие универсальных подходов к управлению, наличие обобщенных, всеохватывающих принципов построения и осуществления любого управления. С точки зрения этих теорий, управление – это в первую очередь искусство менеджеров понять ситуацию, вскрыть ее характеристики и выбрать соответствующее управление, а уж потом следовать научным рекомендациям в области управления, носящим обобщающий и универсальный характер. Одной из наиболее популярных в 80-е года ХХ столетия системных концепций менеджмента является теория «7-s», разработанных двумя парами исследователей, работавших с консультационной фирмой «Мак Кинзи». Первую пару составили Томас Питерс и Роберт Уотерман – авторы книги «В поисках эффективного управления», а вторую пару – Ричард Паскаль и Энтони Атос – книга «Искусство японского управления: пособие для американских управляющих». Исследования данных специалистов в области управления привели их к выводу, что эффективная организация формируется на базе семи взаимосвязанных составляющих, изменение каждой из которых обязательно требует соответствующего изменения остальных шести. Так как по-английски название всех этих составляющих начинается на «S», эта концепция и получила название «7-s». Ключевыми составляющими этой концепции являются: - стратегия (strategy-стрэтиджи) – планы и направления действий, определяющие распределение ресурсов, фиксирующие обязательства по осуществлению определенных целей во времени для достижения поставленных целей; - структура (structure-стракча) – внутренняя композиция организации, отражающая распадение организации на подразделения, иерархическую субординацию этих подразделений и распределение власти между ними; - системы (system - систэм) – процедуры и рутинные процессы, протекающие в организации; - штат (state - стэйт) – ключевые группы персонала, существующие в организации и охарактеризованные по возрасту, полу, образованию и т.п.; - стиль (style - стайл) – способ, которым руководители управляют организацией (сюда же относится организационная культура); - квалификация (skill - скилл)– отличительные возможности ключевых людей в организации; - разделение ценностей (separation of value - сепэрэйшн оф вэлью) – смысл и содержание основных направлений деятельности, которые организация доводит до своих членов. В соответствии с данной концепцией, только те организации могут эффективно функционировать и развиваться, в которых менеджеры могут содержать в гармоничном состоянии систему, состоящую из приведенных выше семи составляющих. Хотя ситуационный подход к управлению и провозгласил, что в результате неопределенности, существующей в окружении организации, множественности возможных решений управленческих задач, порождаемой разнообразием ситуаций нет, и не может быть единого подхода к управлению вообще, попытки найти общие характеристики любого управления никогда не прекращались. Идея единого для всех организаций, универсального управления в 50-60–е гг. как бы априорно предполагала, что в основе теоретической модели такого управления должен лежать американский тип менеджмента, считавшийся в то время не без оснований лучшим и образцовым. Однако практика 70-х гг. показала, что американский тип управления не только не является универсальным, но и далек от того, чтобы считаться лучшим. Особенно наглядно это проявилось при сравнении американского управления с японским. В 1981 году американский профессор Уильям Оучи выдвинул теорию «Z», как бы дополняя тем самым идеи Мак Грегора, высказанные им в виде теории «Х» и «У». Оучи, изучив японский опыт управления, пришел к выводу о том, что может быть предложен эффективный тип японского подхода к управлению. При этом, хотя теорию «Z» нельзя отнести к разряду общих теорий управления, так как она скорее дает набор характеристик управления, данная теория ознаменовала попытку отказа от ситуационного подхода в пользу создания обобщенного описания управления. Предложив теорию «Z» управления организацией, Оучи попытался сформулировать лучший путь управления любой организацией. Исходным пунктом концепции У. Оучи является положение о том, что человек – это основа любой организации и от него в первую очередь зависит успех функционирования организации. Оучи сформулировал основные положения и правила управления людьми, опираясь на которые можно добиться эффективного управления. Идея теории «Z» в сжатом виде сводится к следующему: - долгосрочный наем кадров; - групповое принятие решения; - индивидуальная ответственность; - медленная оценка кадров и их умеренное продвижение; - неопределенный, неформальный контроль четкими и формализованными методами; - неспециализированная карьера; - всесторонняя забота о работниках. Таким образом, «синтетические» учения об управлении рассматривают управление организацией во всем его многообразии. К таким учениям, прежде всего, необходимо отнести теоретические разработки П. Друкера, концепцию ситуационного управления, концепцию «7S» и теорию «Z».
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 3639; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |