Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Управленческий цикл

Управленческий цикл всегда начинается с функции планирования (см. рис.1.1)

 

МРис. 1.1. Модель управленческого цикла

В ходе осуществления этой функции определяется то состояние объекта управления, которое должно быть достигнуто в результате управленческих воздействий, поэтому ключевое слово для этой функции – цель. Если цель не ясна, то управление бессмысленно.

Поскольку цель может быть поставлена на разный временной период, то принято различать три вида планирования: стратегическое или перспективное, тактическое или годовое, и оперативное или текущее. Каждый вид планирования имеет свои цели и потому организуется по-разному. Рассмотрим это более детально в следующей теме.

Когда цель определена, вступает в действие функция организации. В ходе ее реализации осуществляются упорядоченные действия с ресурсами организации для достижения поставленных целей. Поэтому ключевое слово здесь – действия. Эта функция осуществляется как бы на двух уровнях: на уровне организации как целого, и на уровне каждого рабочего места.

На уровне организации при этом решаются следующие задачи: осуществляется разделение труда и выделяются формальные специализированные группы; строится организационная структура и решается вопрос о степени централизации управления; создаются разнообразные нормативные документы, обеспечивающие эти решения и облегчающие взаимодействие.

На каждом отдельном рабочем месте исполнитель также осуществляет эту функцию, поскольку упорядочивает во времени и в пространстве выполняемую работу, обеспечивая её наиболее экономичное исполнение.

Когда действия с ресурсами выполнены, наступает очередь функции контроля. Смысл этой функции заключается в оценке степени достижения плановой цели. Внутри себя контроль содержит учет, анализ и регулирование.

Учет – это фиксация на любом материальном носителе фактического положения дел с управляемым объектом. Учет создает информационную базу для анализа.

В ходе выполнения анализа, фактический результат сопоставляется с плановым и принимается управленческое решение относительно будущих действий. Если фактический результат не имеет существенных отклонений от заданного планом, то процесс управления прошел успешно, и желаемый результат достигнут, следовательно, можно начинать новый управленческий цикл. Если же отклонения существенны, то выполняется анализ по выявлению причины. Их может быть две: либо это некачественные методы планирования, либо некачественное выполнение работы исполнителями. В зависимости от причины предпринимают дальнейшие действия: либо пересматривают методы планирования, либо осуществляют регулирование, то есть дополнительные организационные воздействия для достижения плановой цели. Тогда управление осуществляется как бы по малому контуру, цель не меняется, а функция организации и контроля повторяются.

Как видим, трех рассмотренных функций вполне достаточно для осуществления цикла управления и перевода организации в новое состояние. Однако, организация – это люди, и только они осуществляют все возможные действия, поэтому в цикле управления используется еще одна функция – мотивации. Задача этой функции – взаимоувязать интересы отдельного работника с интересами организации, сделать выполняемую работу более желанной и привлекательной.

В представленной модели функция мотивации располагается как фундамент, на который опираются все другие функции, и это подчеркивает ее особое значение. Доказано, что в реальности имеет место взаимосвязь мотивации со всеми другими функциями. Например, совместное планирование, постановка желанных, значимых для личности целей может выступать мощным мотиватором ее активных действий, или плохая организация работы демотивирует исполнителей, дает им как бы моральное право на халатное исполнение.

Таким образом, только в единстве всех четырех функций может осуществляться процесс управления.

Раздел 6. Функции в управлении

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 2. Особенности различных каналов коммуникации | Тема 2. Планирование и его виды
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.