Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Место менеджмента качества в системе общего менеджмента

Школа научного управления Фредерика Уинслоу Тейлора (1905), взятая за точку отсчета общего менедж­мента, является основой и для менеджмента качества. Именно он создал концепцию научного менеджмента, обратил пристальное внимание на необходимость учета вариабельности производственного процесса и оценил важность ее контроля. Система Тейлора включала понятия верхнего и нижнего пределов качества, поля допуска, вводила такие измерительные инструменты как шаблоны и калибры, а также обосновывала необходимость независимой должности инспектора по качеству, разнообразную структуру штрафов для бракоделов.

В дальнейшем на длительный период времени (с 1920-х до начала 1980-х годов) пути развития общего менеджмента и менеджмента качества разошлись.

До 1950-х годов главная проблема менеджмента каче­ства сводилась к контролю качества продукции и отно­силась к инженерно-техническим вопросам (контрольные карты В. Шухарта, таблицы выборочного контроля Г. Доджа и Г. Роминга и Др.), в то время как проблематика общего менеджмента носила ярко выраженный организационный, с социально-психологи­ческим оттенком характер («классиче­ская (административная) школа»).

Примером взаимосвязи менеджмента качества и общего менеджмента в то время служат принци­пы производительности труда, сформулированные Гаррингтоном Эмерсоном, одной из основ которых был полный, точный, постоянный учет (в том числе ка­чества продукции) или организационные принципы Генри Форда, опирающиеся на развитую стандарти­зацию.

Позже активно развивающиеся концеп­ции менеджмента качества начали заимствовать эле­менты общего менеджмента, касающиеся организаци­онных вопросов обеспечения качества. В это время в менеджменте сложилась «школа человеческих отно­шений», применяющая в управлении науки о человеческом поведении. Эта доктрина практически немедленно была во­площена и в развитии менеджмента качества, хотя слово «менеджмент» ещё не присутствовало в лексиконе специалистов (Деминг, Джуран).

Следует отметить, что в 1950 -1980-е годы даже самые широкомасштабные внутрифирменные системы за рубежом ещё называются «системами управления качества»: TQC (Фейгенбаум), CWQC (К. Исикава, семь инструментов качества), QC-circles (методы Тагути), QFD и др. Однако именно в этот период начинается активное сближение методов обеспечения качества с представлениями общего менеджмента. Начало движения совпало с расширением наших представлений о качестве продукции и способах воздействия на него, а также развитием внутрифирменного менеджмента.

Общий менеджмент распадается на са­мостоятельные дисциплины — финансовый менедж­мент, маркетинг менеджмент и т. д.,- а в теоретическом плане определяется как управление по целям (МВО). Основная идея этой концепции заключается в структуризации и развертывании целей (дерево целей), а затем проектирования системы организации и мотивации этих целей.

Менеджмент качества напротив включает всё новые элементы производственной системы и интегрирует их (TQМ). Формируется мощный набор теоретических и практических средств - менеджмент на основе качества (МВQ). В его активе на сегодня:

- международные стандарты ИСО 9000 и 14000;

- международная система сертификации систем качества, включая сотни аккредитованных органов по сертификации;

- международный реестр сертифицированных аудиторов систем качества (IRCA), в котором уже работают 10000 специалистов из многих стран мира;

- практически сложившаяся система аудита менеджмента;

- аналогичная система аудита на многих региональных и национальных уровнях;

- 70000 фирм мира, имеющих сертификаты на внутрифирменные системы качества.

Менеджмент качества становится на сегодня ведущим менеджментом фирм. Происходит процесс сращивания и (как было на первом этапе в системе Тейлора), но уже на качественно другом уровне. Важным элементом слияния менеджмента качества и общего менеджмента стал переход понятия качества в экономическую категорию. Управление качеством ставит целью достижение экономического эффекта. Фирма, не работающая в направлении менеджмента качества и экологии, не может рассчитывать на успех и общественное признание.

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Заинтересованные стороны. Концепция TQEM дополнительно к требованиям потребителя при проектировании товаров и услуг, а также при организации деятельности фирмы | Японский опыт
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 496; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.