Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Переход понятия качества в экономическую категорию

ОЦЕНКА ЗАТРАТ НА КАЧЕСТВО

Стандарт ГОСТ Р ИСО 19011

Требования к аудиторам

В Российской Федерации получение удостоверения независимого аудитора требу­ет соблюдения следующих условий:

- наличия высшего образования в той области, кото­рая в дальнейшем будет сферой аудита;

- обучения на специальных курсах правилам проведе­ния аудита;

- прохождения нескольких стажировок по аудиту;

- подачи личного заявления на имя руководителя цен­трального органа системы сертификации экспертов Госстандарта;

- сдачи экзаменов в Госстандарте.

Каждый аудитор подлежит периодической (раз в три года) аттестации.

 

 

 

Стандарт ГОСТ Р ИСО 19011 «Руководящие ука­зания по проверке систем менеджмента качества и (или) охраны окружающей среды» заменил следующие стандарты ИСО:

1. ИСО 10011-1, 2, 3. Руководящие указания по проверке систем качества;

2. ИСО 14010. Руководящие указания по проведению экологического аудита — общие принципы;

3. ИСО 14011. Руководящие указания по проведению экологического аудита — процедуры аудита — аудит систем управления окружающей средой;

4. ИСО 14012. Руководящие указания по проведению экологического аудита — квалификационные требо­вания к аудиторам по окружающей среде.

 

Структура стандарта ИСО 19011:

Введение

1. Область действия.

2. Нормативные ссылки.

3. Термины и определения.

4. Принципы проведения аудита.

5. Управление программой аудита.

6. Порядок проведения аудита.

7. Компетентность и аттестация аудиторов.



 

Управление качеством имеет, как правило, целью достижение экономического эффекта (прибыли). При этом сегодняшние требования таковы, что потребитель должен получать не просто бездефектную продукцию, а такую, качество которой соответствует только 100%.

Успешная деятельность организации обеспечивается выпуском продукции, которая:

1. отвечает четко определенным потребностям, области при­менения или назначению;

2. соответствует применяемым стандартам и техническим условиям;

3. удовлетворяет требованиям потребителей;

4. отвечает требованиям общества (экологии);

5. является экономически выгодной, т. е. приносит при­быль.

На большинстве предприятий, занимающихся производством и обслуживанием, затраты на удовлетворение ожиданий потреби­теля в области качества составляют значительные суммы. Однако они вовсе не снижают величину прибыли, а наоборот, способству­ют ее увеличению.

Представляется вполне логичным, что затраты на качество должны быть выявлены, обработаны и проанализиро­ваны подобно другим затратам. К сожалению, многие руководители не имеют возможности получать наглядную информацию об уровне затрат на качество просто потому, что в компании нет сис­темы для их сбора и анализа, хотя регистрация и подсчет затрат на качество - несложная, уже отработанная во всем мире процедура. Определенные один раз, они обеспечат руководство дополнитель­ным мощным инструментом управления.

Суть работы менеджера по качеству в рамках системы менед­жмента качества состоит в сравнении текущего уровня качества с запланированным (модель сравнения показана на рис. 45).

 

 
 

 

 

Рис. 45. Модель текущего состояния качества

Классификация затраты на качество

 

Затраты на качество — это затраты, которые необходимо по­нести, чтобы обеспечить удовлетворенность потребителя продук­цией/услугами.

Существует несколько классификаций затрат на качество. Самый известный из них — подход Джурана-Фейгенбаума. В соответствии с этим подходом затраты подразделяются на четыре категории:

1. затраты на предупредительные мероприятия — это затраты на предотвращение самой возможности возникновения дефек­тов, т. е. затраты, направленные на снижение или полное пре­дотвращение возможности появления дефектов или потерь;

2. затраты на контроль — затраты на определение и подтвер­ждение достигнутого уровня качества;

3. внутренние потери (затраты на внутренние дефекты) - затраты, понесенные внутри организации (т. е. до того, как продукт был продан потребителю), когда запланированный уровень качества не достигнут;

4. внешние потери (затраты на внешние дефекты) — затраты, понесенные вне организации (т. е. после того, как продукт был продан потребителю), когда запланированный уровень качества не достигнут.

Сумма всех этих затрат дает общие затраты на качество.

 

Другую, по сути похожую, классификацию затрат на качество предложил Ф. Кросби. Он предлагал разделать затраты на каче­ство на две категории:

1. затраты на соответствие - все затраты, которые необходи­мо понести, чтобы сделать все правильно с первого раза;

2. затраты на несоответствие - все затраты, которые прихо­дится нести из-за того, что не все делается правильно с пер­вого раза.

Можно принять, что первые две группы затрат, вычисленные по методу Джурана-Фейгенбаума - «Затраты на предупредительные мероприятия» и «Затраты на конт­роль» соответствуют категории «Затраты на соответствие», вычис­ленные по методу Кросби. Данные затраты невозможно свести к нулю, так как не оценивать качество и не проводить предупреди­тельных мероприятий означает пустить качество на самотек.

«Внешние потери» и «Внутренние потери» соответствуют «Зат­ратам на несоответствие», так как брак, обнаруженный внутри фир­мы или же потребителем — это в любом случае потери, за которые приходится платить (табл. 21). Данные затраты можно и нужно сделать как можно меньше, довести до нуля.

В отечественной трактовке затраты, связанные с ка­чеством продукции, представляют собой:

• издержки обеспечения и гарантирования должного уровня качества продукции;

• затраты, связанные с потерями в случае недостиже­ния должного уровня качества.

 

Классификация затрат на качество

Таблица 21

Классификация затрат на качество
Джурана - Фейгенбаума   Кросби
Затраты на предупредительные мероприятия } Затраты на соответствие
Затраты на контроль
Внутренние потери } Затраты на несоответствие
Внешние потери

 

Категоризация в затратах на качество четырех элементов или двух, в основном, условная; незначительные различия в деталях встречаются в различных организациях. Это несущественно, по­скольку сбор, классификация и анализ затрат на качество - чисто внутренняя деятельность компании.

Действительно важно, чтобы внутри компании структура затрат отвечала следующим требованиям:

- была однозначной и стандарт­ной;

- имела постоянные категории затрат;

- исключала дублирование категорий затрат: если какая-либо затрата появляется под одним заголовком (названием), то она не должна появиться под другим.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Аудит систем качества | Затраты на качество
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 452; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.