КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Исторические корни процесса управления качеством
Сущность, исторические корни и философские основы понятия «качество». История развития управления качеством уходит в глубину веков. Этой проблемой, в частности, занимался еще в XVIII веке до н.э. вавилонский царь Хаммурапи, который заложил основы ответственности за качество продукции, написав свод законов, впоследствии названных кодексом Хаммурапи. Согласно этому кодексу «строителя, если тот построит дом и сделает свою работу непрочно, из-за чего дом обвалится и причинит смерть хозяину, должно убить; если погибнет сын хозяина, должно убить сына в строителя; если погибнет достояние, строитель должен возместить все, что погубил». В России, в частности, при Иване Грозном и, особенно, при Петре I, были также введены жесточайшие наказания вплоть до смертной казни за поставку некачественной продукции государству. Так в Указе Петра I от 11 января 1723 года говориться: «Повелеваю хозяина Тульской фабрики Корнилу Белоглазова бить кнутом и сослать на работу, понеже он, подлец, осмелился войску Государеву продавать негодные пищали и фузеи, старшину альдермала Флора Фукса бить кнутом и сослать в Азов, пусть не ставит клейма на плохие ружья. Приказано оружейной канцелярии из Петербурга переехать в Тулу и денно и нощно блюсти исправность ружей. Пусть дьяки и подьячие смотрят, альдермалы клейма ставят, буде сомнение возьмет, самим проверять и осмотром и стрельбою. А два ружья каждый месяц стрелять, пока не испортятся».
Философские основы категории «качество»
Проблема качества на протяжении многих веков находится в центре внимания, деятельности философов, экономистов, конструкторов, социологов и политологов, биологов, экологов и т.д. В настоящее время качество пронизывает практически все стороны мироздания и является главным фактором социального устройства, деятельности людей, а также имеет фундаментальное значение для понимания сущности человеческого бытия, для развития духовной культуры общества. Если все многообразие исследуемых и решаемых человечеством проблем условно подразделить на глобальные, затрагивающие интересы всего человечества, и локальные, затрагивающие интересы отдельных регионов, государств, организаций, актуальные в данный момент времени, то проблему качества необходимо отнести к глобальным. Обобщая процесс осознания категории «качество» в многогранной человеческой мысли, российские философы Ю.В. Крянев и М.А. Кузнецов выделяют следующие этапы понимания категории «качество»: - субстратное; - предметное; - системное; - функциональное; - интегральное (табл.1.1). Таблица 1.1. Этапы осознания категории «качество»
1) Субстратное понимание качества характерно для древних культур и сводится к осознанию основных природных стихий (огонь, вода, земля, воздух). Это было обусловлено отсутствием сложных изделий, примитивным представлением об устройстве мира и физических законах природы, поэтому свойства или качества любого объекта рассматривались с точки зрения соответствия, подобия основным стихиям. Именно такое понимание качества лежит в основе гороскопов, которые соотносят качества человека со свойствами той или иной стихии, животного или растения. 2) Предметное понимание качества обусловлено влиянием производственной деятельности, развитием науки и техники. Было признано, что каждый предмет обладает специфическими, свойственными лишь ему качествами, которые могут быть объектом изучения и изменения. 3) Системное понимание качества появляется в связи с тем, что объектами научного исследования и практической деятельности становятся различные системы. Ученые поняли. Что практически любой объект материального и нематериального мира является системой, поэтому качество каждого объекта формируется в результате взаимодействия многообразных свойств и таким образом тоже является системной категорией. 4) Функциональное понимание качества связано с тенденцией определять его характеристики через количественные показатели. 5) Интегральное понимание качества ориентирует на синтетический, целостный охват всех сторон и факторов качества. Все современные определения качества базируются на характеристике качества как философской категории, данной еще Аристотелем (384-322 гг. до н.э.). Он рассматривал качество в следующих значениях: - как видовое отличие сущности (Аристотель. «Метафизика»). В этом значении качество есть то, благодаря чему предмет называется таким-то. Например, человек есть некоторое качественно определенное животное двуногое, а конь – четвероногое. Такое определение предупреждает нас о необходимости качественно различать предметы и в тио же время позволяет классифицировать предметы, объединять их в однородные группы в зависимости от тех или иных свойств. - как характеристикусостояния сущностей (Аристотель. «Категории»), находящихся в движении, например, теплота и холодность, белизна и чернота, тяжесть и легкость. В этом определении проявляется изменчивость качества, его способность к преобразованию, так как состояния и свойства предметов могут изменяться и переходить друг от друга. - как свойствовещи (там же). То есть один предмет отличается от другого своим не только количеством, но и качеством, совокупностью отдельных свойств. На этой идее основывается вся сравнительная деятельность в области качества, начиная от технического контроля и заканчивая выбором товара покупателем. Таким образом, в своих исследованиях Аристотель заложил основы предметного понимания качества. Впоследствии к данной категории обращались философы различных школ: - механистического мировоззрения (Р. Декарт, Дж. Локк, Т. Гоббс); - немецкой классической философии (И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах); - марксистского материалистического направления (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин). Идея системного понимания качества принадлежит немецкому философу Георгу Гегелю (1770 – 1831) – основоположнику диалектики как метода познания. В его философской системе исходными логическими элементами бытия выступают количество, качество и мера. Так, Гегель подчеркивал, что параметры «качество есть в первую очередь тождественная с бытием непосредственная определенность».
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 517; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |