Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Категория «качество» в российской философии и культуре

Идея качества всегда была в центре проблем российской культуры. В частности, качественная сторона мировоззрения, ментальности россиян была постоянно в поле зрения философов, ученых и религиозных деятелей. До нас дошли следующие положения выдающихся российских правителей, ученых, писателей, которые достаточно противоречиво оценивали, в частности, качество деятельности русского народа.

1. Владимир Всеволодович Мономах (1053 – 1125) – один из самых талантливых и образованных русских князей домоногольской поры оставил нам мудрое наставление – «Поучение», в котором он поднял, говоря современным языком, проблемы качества жизни. Он писал, что «в дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте. Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело».

2. Владимир Сергеевич Соловьев (1853 – 1900) – известный философ широко использует понятие качественной определенности при анализе наравственно-философских проблем. В работе «О добродетелях» он отмечает, что «добродетель как качество есть должное отношение человека ко всему многообразию мира».

3. Русский философ Лев Платонович Карсавин (1882 – 1952) связывал наличие субъекта, его сознание и самосознание с обязательностью его качества.

4. Петр Бернгардович Струве (1870 – 1944), также отмечал в своих работах, что «большая производительность всегда опирается на более высокую личную годность».

5. Максим Горький (1868 – 1936) в своей статье «Полвека для книги» отмечал, что «русский человек в огромном большинстве – плохой работник. Ему неведом восторг строительства жизни, и процесс труда не доставляет ему радости, он хотел бы, как в сказках, строить хоромы и дворцы в 3 дня и вообще любит делать все сразу, а если сразу не удалось – он бросает дело. Однако, я уверен, что у русского человека и нет возможности быть хорошим работником – условия нашего политического и социального бытия не могли и не могут воспитать его таковым. Кто и когда учил его, что труд – основа культуры, что труд не только обязанность человека, но и наслажденье?».

6. Иван Александрович Ильин (1882 – 1954). Он увязал в одно целое решение проблемы качества и дальнейшую судьбу России. Так, в частности, он писал в статье «Спасение в качестве», что «русскому народу есть только один исход и одно спасение – возвращение к качеству и его культуре, ибо количественные пути исхожены, выстраданы и разоблачены, и количественные иллюзии на наших глазах изнашиваются до конца … Верим и знаем: придет час, и Россия восстанет из распада и унижения и начнет эпоху расцвета и величия. Но возродится она и расцветет лишь после того, как русские люди поймут, что спасение надо искать в качестве!».

7. К проблеме качества обращались в своих работах и другие русские ученые, философы:

- Илья Ильич Мечников (1845 – 1916) – «Наука и нравственность».

- Владимир Иванович Вернадский (1863 – 1945) – «Задачи высшего образования нашего времени» и «Философские мысли натуралиста».

- Николай Александрович Бердяев (1874 – 1948) – «О культуре», «Духовное состояние мира».

- Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910) – «В чем моя вера».

- Федор Михайлович Достоевский (1821 – 1881) – «Дневник писателя».

 

Современные подходы к определению содержания категории «качество»

Несмотря на то, что история исследования содержания категории «качество» уже насчитывает не одну сотню лет, до сих пор учеными по этому вопросу ведется оживленная дискуссия в свете современного развития теории и практики управления. Так, авторы книги «Что такое качество» (Азгальдов Г.Г, Гличев А.В., Панов В.П.) еще в 60-х годах XX века провели своеобразное исследование. Они проанализировали 232 литературных источника, где, так или иначе, определяется термин «качество». Только в отечественной научной литературе ими было выявлено более 100 различных формулировок, определяющих понятие «качество продукции».

Все многообразие существующих трактовок категории «качество» можно объединить в следующие группы.

1. Качество как абсолютная оценка.

2. Качество как свойство продукции.

3. Качество как соответствие назначению.

4. Качество как соответствие стоимости.

5. Качество как соответствие стандартам.

В настоящее время, в частности, появилось множество разнообразных аспектов понятия «качество». Каждый из подходов содержит свои трактовки и понимание содержания этой категории в зависимости от объекта исследования.

Объектом исследования управления качеством (УК) является, в частности, не только качество материальных объектов, но и качество услуг, общественных благ (образования, здравоохранения, социального обеспечения, организации досуга, культурного и физического развития, безопасности и т.д.). Так, например, качество жизни признано международным сообществом одним из важнейших критериев, характеризующих уровень развития народов.

Современными факторами, определяющими уровень осознания и понимания современной сущности категории «качество», являются:

- мировоззренческие ориентиры личности, ее нравственные ценности;

- социальная основа, т.е. условия жизни и творчества человека в том обществе, в котором он живет;

- психологический фактор – удовлетворенность человека условиями жизни, творчества, конкретной деятельности;

- технологический фактор, определяющий значимость качества материалов, проектирования, технологий, персонала для получения конечного продукта деятельности организации, удовлетворяющего потребителя.

Проблемой качества занимались ученые и практики многих стран. Сравним, определение качества, данные ими таблице 1.2.

Таблица 1.2

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Качество – это существенная определенность предметов, в силу которой они являются данными, а не иным предметами, что делает их устойчивыми и создает многообразие природы | Объекты исследования и управления качеством. Взаимосвязь «качество – потребление». Понятия и категории, относящиеся к управлению качеством
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 662; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.