Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности управления качеством в СССР в 80-90-х гг. XX века

В середине 80-х годов, в СССР начались многочисленные поиски способов ускорения научно-технического прогресс, предпринимались попытки совершенствования структур управления отраслями, повышения самостоятельности и независимости предприятий от органов управления и другие меры, которые впоследствии во много обусловили развитие системного кризиса общественного производства страны.

В годы перестройки была сделана попытка перейти от централизованного решения проблем качества к опоре на самостоятельность каждого предприятия. Ставилась цель, что ориентиром для развития предприятия должен быть «диктат потребителя». Этому, в частности был посвящен Закон СССР «О государственных предприятиях (объединениях)» от 1 января 1988 г.

Положительную роль в укреплении качества продукции сыграла, введенная в январе 1987 г., государственная приемка. Ее структурные органы стали осуществлять аттестации продукции, процессов, рабочих мест.

В 11-ой пятилетке в целях повышения качества продукции стала применяться программа «Качество», которая была плановым адресным документом управления качеством продукции.

Другим инструментом повышения качества продукции, являлась научно-техническая программа повышения качества (ЦНТП). Она разрабатывалась на предприятиях на конкретную продукцию.

В 80-е годы XX века в СССР был внедрен целый ряд новых методов управления качеством продукции на уровне предприятия, отрасли и региона. Однако, несмотря на эти усилия, перечисленные мероприятия не принесли желаемого результата. Более того, как отмечал А.В.Гличев, в 1986 году институтам Госстандарта и его организациям в административном порядке было запрещено заниматься проблематикой управления качеством и оказанием предприятиям какой-либо помощи в разработке, внедрении и совершенствовании комплексных систем управления качеством продукции.

Таким образом, начавшееся движение за улучшение качества отечественной продукции в начале 1990-хгодов практически прекратилось, о чем свидетельствует и динамика показателей, характеризующих деятельность предприятий в области управления качеством. Так, значительно уменьшились следующие косвенные показатели качества:

- создание и освоение образцов новых типов машин, оборудования, аппаратов, приборов и средств автоматизации;

- удельный вес новой продукции (освоенный впервые) в общем объеме продукции.

Не случайно, на заседании Госсовета по безопасности (июнь 2006 г.) было отмечено, что и сейчас в России доля наукоемкой продукции в ВВП составляет 0,3 – 0,8 %, тогда как доля этой продукции в развитых странах Запада, Китае, Индии в 20 раз выше.

Надо отметить, что в конце 70-х и до конца 80- гг. прошлого века Россия упустила благоприятные международные возможности решения проблем качества, не включившись по-настоящему в процесс реализации стандартов ISO серии 9000, в разработке которых принимали участие наши ученые А.В.Гличев и В.В.Бойцов. Именно они выступили с предложением подготовить такие стандарты. Предложение было принято, и в рамках Международной организации стандартизации в 1978 г. начались работы над первыми международными стандартами по управлению качеством продукции.

В создании этих стандартов приняли участие представители многих стран; Англии, Германии, Швейцарии, Чехословакии, США. В основу были положены стандарты BS 5750, разработанные в 1979 г. Британским институтом стандартов.

К сожалению, участие советских ученых в это время было меньшим, чем следовало, чему препятствовали процессы, происходящие в стране. Поэтому сейчас, когда говорят об истории создания стандартов ISO, редко вспоминают, что инициатива их разработки принадлежала ученым СССР.

Однако, несмотря на позднее приобщение России к системе ISO, такая работа стала проводиться и в настоящее время она имеет определенные положительные результаты.

Вместе с тем, Россия существенно отстает от других развитых стран по созданию систем качества, соответствующих стандартам ISO серии 9000 версии 2000 года, хотя в содержании этого стандарта были положены определенные разработки наших ученых.

Толчком к переходу к ISO в России стало постановление Госстандарта России от 21 июня 1995 года. Этот документ предусматривал упорядочение работ по сертификации систем качества. Уже в 2000 году количество сертифицированных систем качества составляло около 280 тыс. единиц, а количество сертифицированных производств около 160 тыс. ед.

Положительную роль в процессе управления качеством сыграл ФЗ РФ от 27 декабря 2002 года «О техническом регулировании» № 184 – ФЗ.

Сейчас основной проблемой сертификации и управления качеством в России является совершенствование работы новой структуры, отвечающей за это направление - Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, которое находится в ведении Министерства промышленности и энергетики, или сокращенно Ростехрегулирование. Именно оно осуществляет определенные функции прежнего Госстандарта. Этот орган организует и проводит работу по замене прежних стандартов на новые техрегламенты. Этим самым старые ГОСТы будут подняты по форме до уровня закона, т.е. они будут утверждаться Госдумой. Однако, темпы работы невысокие. Так, из необходимых 300-х техрегламентов, находятся в разработке всего около 80, а работу планируется закончить до 2010 года. Острой проблемой является создание национального органа стандартизации. Проект закона о его создании внесен уже в Госдуму.

К сожалению, в настоящее время Россия находится в положении отстающего в области решения задач управления качеством. Немногое российские товары и услуги выдерживают конкуренцию на мировом рынке. Однако активное использование собственного и зарубежного опыта в области управления качеством может дать позитивные результаты в самом ближайшем будущем.

 

 

Тема 3. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ: ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ,

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Эволюция системного похода к управлению качеством на предприятиях СССР через развитие систем качества | Развитие понятий «управление» и «управление качеством»
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 476; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.