Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эволюция системного похода к управлению качеством на предприятиях СССР через развитие систем качества




 

Система управления качеством на предприятии формируется, как правило, в соответствии с той или иной абстрактной моделью управления качеством, которая служит прототипом реальной системы.

По своему назначению модели управления качеством бывают трех видов:

1. Абстрактно-исследовательские модели, которые разрабатываются с целью исследования природы систем качества, выявления в них общих и специфических структур, обусловленных характером продукции, типом производства, масштабом предприятий, отраслевой спецификой или общими закономерностями функционирования и формирования систем качества.

2. Абстрактно-проектировочные модели, которые имеют практическую направленность и широко используются предприятиями при создании реальных систем.

3. Абстрактно-нормативные модели, которые создаются для установления в той или иной форме требований к построению систем качества. Типичными представителями этого вида являются модели, описанные в международных стандартах ISO серии 9000. Такое понимание моделей управления качеством было взято за основу при создании реальных моделей в СССР.

Основными системами управления качеством в СССР были следующие.

1) Первая в СССР (а как считают исследователи – и во всем мире) система управления качеством была разработана и внедрена в 1955 году на Саратовском авиационном заводе – это система бездефектного изготовления продукции и сдачи ее отделу технического контроля (ОТК) с первого предъявления или сокращенно – систем БИП. До ее появления в 1940-1950 гг. были лишь отделы технического контроля, что было недостаточным.

Цель системы – создание условий производства, обеспечивающих изготовление рабочими продукции без отступления от технической документации, строгое выполнение технологических операций.

Основным критерием, применяемым для количественной оценки качества труда рабочего, явился процент сдачи продукции с первого предъявления, который исчислялся как процентное отношение количества партий, принятых с первого предъявления, к общему количеству партий, изготовленных рабочими и предъявленных ОТК. Для повышения качества использовались материальные и моральные стимулы. Так, например, после повторного предъявления рабочий лишался премии. Моральное стимулирование привело к появлению званий «Мастер - золотые руки», «Отличник качества».

Основными достоинствами и новизной системы БИП являлось:

- возможность проведения количественной оценки качества труда каждого исполнителя, коллективов подразделений, всего предприятия и осуществления на этой основе морального и материального стимулирования;

- установление и распределение ответственности за качество между руководством предприятия, непосредственными исполнителями и службой технического контроля;

- возможность сбора, анализа и использования в процессе принятия решений информации о причинах возникновения брака;

- появления элементов обеспечения качества.

Большое внимание в системе БИП уделялось обучению кадров, состоянию оборудования и инструментов, научной организации труда, ритмичности производства. С ее появлением в практику вошли такие формы работы, как проведение дней качества и т.п. Система БИП была настолько эффективной, что с 1962 г. стала внедряться в других странах.

 

2) Система бездефектного труда (СБТ). Она появилась в середине 60-х годов прошлого века на Львовском заводе телеграфной аппаратуры под руководством директора М.С. Вороненко. Это был львовский вариант системы БИП. Она, однако, предусматривала более эффективное решение одной из важнейших задач по обеспечению качества – планирование и поддержание достигнутого уровня качества труда.

Основным показателем качества в СБТ являлся коэффициент качества труда – количественное выражение качества труда исполнителей. Все допущенные работником ошибки классифицировались и каждому из них соответствовали установленные коэффициенты снижения качества за несоблюдение показателя качества труда.

 

3) Система КАНАРСПИ: качество, надежность, ресурс с первых изделий. Она была создана на предприятиях Горьковской области в 1958 г. под руководством главного инженера Горьковского авиационного завода Т.Ф. Сейфи и его директора А.И.Ярошенко.

Так, Сейфи считал, что из общего количества дефектов, проявляющихся при эксплуатации, большинство – конструкторско-технологические, что является результатом некачественной проработки проектов на стадии исследования и проектирования. Поэтому он перенес акценты обеспечения качества с этапа производства на этап проектирования. В частности, он был разработчиком, известных всему миру своими отличными характеристиками, самолетов МИГ-21, МИГ-25.

Система КАНАРСПИ была предназначена, в первую очередь, для предприятий с частой сменой объекта производства, где требовалась постоянная готовность к переходу на серийный или массовый выпуск современной техники с заданным уровнем качества с первых промышленных образцов.

Основными достоинствами системы КАНАРСПИ были:

- комплексность задач обеспечения качества продукции;

- ориентация на постоянное улучшение качества продукции и развитие конструкторских, технологических и испытательных служб предприятия;

- использование периода проектирования и подготовки производства для выявления и устранения причин, снижающих качество изделий;

- активное участие потребителей продукции (эксплуатирующих организаций) в совершенствовании конструкции изделия и повышении технологического уровня его эксплуатации;

- универсальность (возможность использования в других отраслях промышленности);

- организация всестороннего учета качества выпускаемой продукции;

 

3) Система НОРМ – научная организация работ по увеличению моторесурса двигателя. Данная система была разработана и внедрена в 1963 г. На Ярославском моторном заводе под руководством главного инженера предприятия В.А. Долецкого. Эта система характеризовалась, прежде всего, тем, что впервые в ней за оценочный критерий был принят технический параметр продукции – величина моторесурса двигателя (наработка в часах до первого капитального ремонта при нормальных условиях эксплуатации с заменой в этот период отдельных быстроизнашивающихся деталей).

В основу НОРМ был положен принцип последовательного и систематического контроля моторесурса и его планомерного увеличения на базе повышения надежности и долговечности деталей и узлов, лимитирующих величину этого показателя.

Комплекс работ, которые включала система НОРМ, имел следующее содержание:

- проверка специальным эксплуатационно-исследовательским бюро (ЭИБ) целесообразности проводимых конструкторско-технологических разработок;

- ЭИБ организовало связь с автохозяйствами и обеспечивало сбор информации на местах использования автомобилей;

- создание эксплуатационно-ремонтного отдела, который внедрял усовершенствованные методы ремонта с использованием технологического опыта завода и оказывал помощь автохозяйствам;

- анализ своих и зарубежных результатов испытаний;

- уточнение параметров двигателя в соответствии с новыми данными;

- совершенствование испытательной базы;

- проведение организационных мероприятий по бездефектному труду.

Таким образом, в рамках НОРМ был достигнут полный охват всех стадий жизненного цикла продукции мерами по обеспечению качества.

 

4) Комплексная система управления качеством продукции – КС УКП.

Такая система была разработана на предприятиях Львовской области. Экспериментом ее внедрения руководил директор ВНИИС А.В.Гличев и директор Львовского филиала ВНИИФТРИ Госстандарта СССР Е.Т. Удовиченко.

К характерным чертам разработки КС УКП относятся следующие:

- была сформулирована главная идея системы, заключавшаяся в обеспечении постоянного роста качества и технического уровня выпускаемой продукции в соответствии с плановыми заданиями, запросами потребителей и требованиями стандартов. Данная цель должна была достигаться путем создания и освоения производства новых видов продукции, ее модернизации, снятия с производства морально устаревшей продукции, внедрения новейших достижений науки и техники, совершенствования методов управления качеством продукции;

- все действия в рамках системы были сгруппированы в специальные функции: изучение и прогнозирование потребностей, технического уровня и т.д.;

- предусматривалась многоуровневая организация управления качеством под непосредственным руководством директора предприятия;

- при создании и развитии системы использовались во взаимосвязи общая теория управления, системный подход, меры поощрения и морального стимулирования повышения качества продукции;

- в качестве организационно-технической основы впервые были использованы стандарты предприятия.

На базе КС УКП было создано ряд других систем:

- в Днепропетровской области комплексная система управления качеством продукции и эффективным использованием ресурсов – КС УКП ЭИР.

- в Красноярском крае – комплексная система повышения эффективности и производства – КС ПЭП, последние две получили обобщенное название- комплексная система повышения эффективности производства и качества работы – КС ПЭП и КР.

- система обеспечения технического уровня и качества продукции – СОТУ и КП, в г. Саратове в конце 80-х годов прошлого века.

- отраслевая система управления качеством – ОС УКП. Ее разработали 33 общесоюзных и 87 республиканских министерств. Такая система представляла собой совокупность взаимосвязанных программ, мероприятий, нормативов и средств управления, направленных на организацию. Планомерной деятельности аппарата отраслевого министерства и промышленных предприятий, входящих в состав отрасли по управлению качеством продукции на всех стадиях ее жизненного цикла.

- территориальные системы управления качеством ТС УКП, которая была призвана учесть региональный аспект управления качеством.

- единая система государственного управления качеством – ЕСГУКП, которая начала складываться еще в конце 70-хгодов прошлого века на базе предшествующих разработок.

Практика использования в советской промышленности комплексных систем управления качеством выявила их многочисленные недостатки, которые не позволяли изготавливать конкурентоспособную продукцию. К числу таких недостатков следует отнести:

- слабое методическое руководство со стороны отраслевых и головных организаций по стандартизации и управлению качеством;

- пассивность руководителей предприятий в вопросах создания и совершенствования систем управления качеством;

- формальное отношение к организации систем управления качеством;

- недооценку роли обучения персонала управления качеством;

- работу по управлению качеством возглавляли отделы технического контроля, а не первые руководители предприятия, что создавало противоречия между руководителями и ОТК при работе «на план» и «за качество»;

- недостаточность стимулирования производства высококачественной продукции;

- недостаточный уровень материально-технического, технологического и метрологического обеспечения производства;

- остаточный принцип управления качеством в гражданских отраслях народного хозяйства по сравнению с управлением качеством продукции в военно-промышленном комплексе.

Главным же недостатком советских систем управления качеством следует считать то, что они не были ориентированы на потребителя.

Однако опыт показал, что именно такого рода системы являлись тем инструментом, с помощью которого можно было создать эффективный механизм управления качеством продукции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 923; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.