Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Японская школа качества




 

Развитие этой школы управления качеством связано со следующими именами.

1) Каору Исикава ( 1915 – 1989 гг.), Он уделял особое внимание внедрению статистических методов контроля качества. В 1943 году им была, в частности, разработана первая причинно-следственная диаграмма. Она служит для объяснения определенных факторов качества, ее также используют как системный метод нахождения, сортировки и документирования причин изменчивости качества продукции и установления взаимосвязей этих причин.

Помимо диаграммы «причина-следствие» Исикава выделяет и другие инструменты контроля качества, подразделяя их на три группы: элементарные, промежуточные и передовые статистические методы. Наибольшее распространение получили так называемые семь инструментовконтроля качества: 1.Контрольные листы. 2. Диаграмма Парето. 3. Причинно-следственная диаграмма Исикавы. 4. Стратификация. 5. Гистограмма. 6. Корреляционные диаграммы. 7. Контрольные листы Шухарта.

Исикава известен также как активный участник и создатель движения «Управление качеством в рамках всей компании, как пионер движения кружков качества в Японии начала 60-х годов XX-го века.

Кружки качества – это добровольные объединения работников организации различного уровня и разных областей деятельности, собирающиеся в свободное от работы время с целью поиска мероприятий по совершенствованию качества. Обычно такие кружки имеют девизы: «Думай о качестве ежеминутно», «Качество решает судьбу фирмы» и действуют на основе следующих принципов:

- добровольности участия;

- регулярности собраний;

- конкретности решаемых проблем;

- выявления, изучения и оценки проблем качества в ходе обсуждения.

Значимость деятельности кружков качества для фирмы состоит в том, что они обеспечивают:

· проведение причинно-следственного анализа;

· укрепление связей между сотрудниками фирмы;

· самообучение членов кружка;

· выявление мероприятий по сокращению затрат на качество.

О популярности кружков качества говорят следующие данные: первый кружок был зарегистрирован в 1962 г., к началу 1965 г. В Японии было 3700 кружков, а в настоящее время их насчитывается более 300 тысяч.

Резюмируя основные идеи, положенные К. Исикавой в процесс управления качеством, необходимо выделит следующие положения:

- внедрение комплексного управления качеством в организации;

- управление качеством – одна из первостепенных задач фирмы, она означает перестройку мышления в области управления;

- ориентация всех без исключения подразделений на достижение конечной цели;

- человек в системе управления – основа комплексного управления качеством;

- управление качеством – это сочетание высокого профессионализма и четкой организации.

2) Генити Тагути ( род.1924 г .). Методология Тагути значительно больше ориентирована на целенаправленную оптимизацию продукции и процессов до начала производства, чем на достижение качества посредством контроля. Она позволяет планировать эксперименты с проектируемой продукцией до начала фазы производства.

Г. Тагути разбивает управление на предпроизводственном этапе на три стадии:

1. Проектирование конструкции. 2. Определение эталонных показателей. 3. Определение полей допусков для этих параметров.

В начале 1970-х годов Тагути разработал концепцию функции потерикачества. Он определял, в связи с этим, качество как потери, которое несет общество с момента ее выпуска.

Таким образом, основные элементы, составляющие философию качества Г.Тагути, можно коротко обозначить следующими положениями:

- важнейшей мерой качества произведенного продукта являются суммарные потери общества, порождаемые этим продуктом;

- чтобы в условиях конкурентной экономики оставаться в бизнесе, необходимо постоянное улучшение качества и снижение затрат;

- программа постоянного улучшения качества включает в себя непрерывное уменьшение отклонений рабочих характеристик продукта относительно заданных величин;

- потери потребителей, связанные с отклонениями при функционировании продукта, приблизительно равны квадрату отклонения рабочих характеристик от заданных значений;

- качество и стоимость готового продукта определяются в большей степени процессами разработки и изготовления;

- для идентификации параметров продукта (или процесса), влияющих на снижение отклонения в функционировании, могут использоваться статистические планируемые эксперименты.

3) Сигео Синго (род. 1909 т.). Его подход к управлению качеством больший акцент делает на организацию производственного процесса, а не на менеджмент. Один из его девизов гласит: «Тот, кто удовлетворен, не совершит ничего прогрессивного».

Основной вклад С. Синго в решение проблемы качества связан с концепцией, выдвинутой им в 1961 – 1964 годах, которая получила название «Пока-Екэ» или «Защищенность от ошибок». Главная идея состоит в остановке процесса, как только обнаруживается дефект, в определении причины и предотвращении возобновления источника дефекта. Поэтому не надо никаких статистических выборок. Эта концепция, названная концепцией «нуль дефектов», отличается от той, которая обычно связывается с именем американского ученого Ф.Кросби. С. Синго делает упор на достижение бездефектности путем использования хорошей инженерной подготовки производства и исследования производственных процессов, а не с помощью призывов и лозунгов, которые ассоциируются с кампаниями качества, проводимыми американскими и западноевропейскими фирмами.

Обобщая взгляды японских специалистов в области управления качеством, можно выделить следующие основные положения:

- ориентация на постоянное совершенствование процессов и результатов труда во всех подразделениях;

- акцент на контроль качества процессов, а не качество продукции;

- создание необходимых условий для предотвращения возможности появления дефектов;

- тщательное исследование и анализ возникающих проблем по принципу восходящего потока, т.е. от последующей операции к предыдущей;

- полное закрепление ответственности за качество результатов труда за непосредственным исполнителем;

- развитие творческого потенциала рабочих и служащих, культивирование принципа: нормальному человеку стыдно плохо работать; нужна ориентация, прежде всего, на качество, а не на кратковременные прибыли.

 

Рис. 2. 11. Японская модель иерархии качества

 

Сегодня всем хорошо известны «семь инструментов» японского управления качеством.

1. Вовлечение в процесс обеспечения качества каждого сотрудника фирмы.

2. Использование статистических методов контроля над качеством.

3. Создание системы мотивации.

4. 4. Поощрение обучения, повышение квалификации.

5. Организация кружков качества, поддерживающих низшую иерархическую ступень управления.

6. Создание команд (временных коллективов) из специалистов, заинтересованных в решении конкретно проблемы.

7. Превращение проблемы обеспечения качества в общенациональную задачу.

Японская система управления качеством ориентирована на предотвращение возможности допущения дефектов. На японских предприятиях большую популярность завевала программа «пять нулей», суть которой сводится к тому, что каждый рабочий НЕ ДОЛЖЕН делать следующее:

1) принимать дефектную продукцию с предыдущей операции;

2) создавать условия для появления дефектов;

3) передавать дефектную продукцию на следующую операцию;

4) вносить изменения в технологию;

5) повторять ошибки.

Примечательно то, что японская система управления качеством установила четырехуровневую иерархию качества (рис. 2.11.), в которой угадывается основной принцип будущей концепции TQM – ориентации на удовлетворение текущих и потенциальных запросов потребителей.

Практически все перечисленные выше принципы управления качеством были воплощены в микрологистической системе корпоративного управления производством и cнабжением КАНБАН, внедренной в корпорации Toyota Motor и позволившей сократить производственные запасы на 50%, а товарные – на 8%. Эта система базировалась на следующих принципах:

· усиленный контроль качества;

· поставка продукции заказчику точно в срок;

· наладка оборудования, исключающая брак;

· сокращение числа поставщиков комплектующих;

· максимальное приближение смежников к головному (как правило, сборочному) заводу.

После 1970-х годов опыт Японии в области управления качеством постоянно изучается во всем мире. Однако необходимо принимать во внимание то, что специфика японской системы управления качеством обусловлена национальными традициями и социально-экономическими особенностями развития японской промышленности в послевоенный период, поэтому эту систему нельзя слепо копировать. Более того, практика показала, что попытки, например, внедрить кружки качества в США и СССР, потерпели неудачу.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 4020; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.