Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность, принципы, основные понятия и проблемы квалиметрии. Методология оценки уровня качества

ПРИМЕНЕНИЕ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ

Тема 4. КВАЛИМЕТРИЯ КАК НАУКА, ЕЕ РОЛЬ, МЕТОДЫ И

4.1. Сущность,принципы, основные понятия и проблемы квалиметрии. Методология оценки уровня качества.

 

4.2. Классификация показателей качества. Измерение качества.

 

4.3. Методы квалиметрии в управлении качеством.

 

4.4. Метрологическое обеспечение качества продукции и его нормативно-правовая основа. Международные метрологические организации

 

 

Слово квалиметрия происходит от сочетания латинских слов «qualis» - качество и «metreo» - измеряю или «metro» - мера. Она представляет собой, в узком смысле слова, область науки, изучающая, объединяющая и реализующая методы количественной оценки качества продукции.

У истоков развития ее на научной основе стояли: К. Комментц (Германия), Дж. Ван Эттингер (США), Дж. Ситтиг (Нидерланды), А.В.Гличев, Г.Г. Азгальдов, А.В. Азгальдов (Россия) и др.

Основные задачи квалиметрии:

- обоснование номенклатуры показателей качества;

- разработка методологии, методов их определения и оптимизации;

- оптимизация типоразмеров и параметрических рядов изделий;

- разработка принципов построения обобщенных показателей качества и обоснование условий их использования в задачах стандартизации и управления качеством;

- оценка уровня качества продукции, чтобы аналитическими методами сопоставлять продукцию с аналогами, которые присутствуют на предполагаемом рынке сбыта оцениваемой продукции или будут на нем присутствовать и т.п.

Основными методическими принципами квалиметрии являются:

а) принцип измеримости свойств и оцениваемость качества объекта как на уровне отдельно взятых свойств, так и на уровне всей совокупности свойств, образующих качество объекта в целом;

б) принцип сопоставимости качества объекта и качества отдельно взятого эталонного образца или их совокупности;

в) принцип сравнимости качества конкурирующих вариантов различных исполнений объекта одного и того же вида.

Квалиметрия как отрасль науки выступает в виде взаимосвязанной системы теорий.

1. Общая квалиметрия в ней разрабатываются общетеоретические проблемы:

- система понятий (терминология);

- теория оценивания (законы, методы);

- аксиоматика квалиметрии (аксиомы и правила);

- теория квалиометрического шкалирования (методы ранжирования, оценки значимости и параметров);

2. Специальные квалиметрии – в них рассматриваются модели и алгоритмы оценки, точность и достоверность оценок. Они представлены следующими видами:

- экспертная квалиметрия;

- квалиметрическая таксономия (таксономия – теория классификации и систематизации сложноорганизованных объектов, имеющих иерархическое строение (происходит от сочетания греческих слов: тахис – расположение, строй, порядок; номос – закон);

- вероятностно-статистическая квалиметрия (методы оценки на основе теории вероятностей и математической статистики);

- индексная квалиметрия (использование теорий индексов в оценке качества).

3. Предметные квалиметрии – по предмету (объекту) оценивания:

- квалиметрия продукции (в том числе услуг) и техники;

- квалиметрия труда и деятельности;

- квалиметрия решений и проектов;

- квалиметрия процессов;

- субъективная квалиметрия (персонала);

- квалиметрия спроса и предложения и других экономических параметров;

- квалиметрия информации и т.п.

Таким образом, квалиметрия включает в себя теорию оценки качества любых объектов (создаваемых, используемых, влияющих на субъект) и ее предметом является, в широком смысле слова, как количественные, так и неколичественные методы оценивания качества (вкусно - невкусно, приятный или неприятный запах и т.п.).

Оценка уровня качества, с точки зрения квалиметрии, представляет собой совокупность операций, включающую выбор номенклатуры показателей качества, определение их численных значений, а также значений базовых, относительных и комплексных показателей с целью принятия решений в области управления качеством.

Уровень качества объектов – это мера соответствия качества оцениваемого объекта качеству какого-то другого объекта, выбранного за эталон сравнения, т.е. этот уровень качества, является относительной мерой, результатом оценивания, системой значений мер качества объекта, определенной на основе соотнесения с базовыми (эталонными) значениями мер. Уровень качества – это относительная мера качества. Следует различать формальное и неформальное содержание этого понятия. В формальном смысле, уровень качества является результатом оценивания, всегда носящим значительный характер. Сравнительный уровень качества – это система мер качества, определяемая на основе соотношения с базовыми эталонными значениями мер. Абсолютный уровень качества формируется в результате измерения качества техники и характеризуется абсолютным значением оценочных показателей.

Особое значение имеют показатели базового объекта.

Базовый объект – это объект, с которым сравнивается оцениваемый объект, а его показатели качества носят название - базовых показателей.

Показатели качества выражают определенные свойства продукции, которые необходимы потребителям.

Свойство продукции (услуги) – объективная особенность продукции (услуги), проявляющаяся при ее создании, эксплуатации, использовании или потреблении (оказании услуги). Например, надежность, точность, своевременная поставка и т.п. Задачей квалиметрии и является поэтому – охарактеризовать эти свойства количественно.

У квалиметрии как науки можно выделить следующие статусы: экономический; технико-экономический; общенаучный; систематический.

Систему понятий квалиметрии, в прикладном смысле слова, в основном составляют требования, представленные в ГОСТе 15467 – 79 «Управление качеством продукции. Основные понятия, термины и определения», а также в ИСО 8402.

Так, ключевыми понятиями квалиметрии являются измерение и оценивание. Введем для их раскрытия еще ряд важных определений.

Мера качества – отображение качества или его подмножеств, отдельных свойств или групп на множество вещественных чисел. Синонимом меры качества является показатель качества. К основным типам мер качества относятся шкалирование и свертывание.

Шкалированием называется мера качества, вводящая упорядочивающие отношения на измеряемом множестве свойств или мер. Шкалирование на множестве мер называется производным шкалированием. Его синоним – функциональное преобразование шкал.

Типы квалиометрического шкалирования: метрическое (отношений; разности; интервального); порядковое; номинальное; семантическое (вербальное) и их различные сочетания.

К произвольным метрологическим шкалам относят шкалы: линейные; логарифметические; экспозиционные, параболические.

Квалиметрической шкалой называется тройка формальных объектов:

1/ исходное множество измерительных свойств или мер;

2/ множество отображений шкалирования;

3/ множество значений отображений шкалирования.

Свертыванием мер качества называется их объединение, осуществляемое по тому или иному закону. Существует два вида свертывания мер качества: операционное и статистическое.

Операционное свертывание качества – объединение мер (показателей), построенных на разнородных простых или сложных свойствах. На основе этого понятия формируется понятие комплексных, групповых показателей качества продукции.

Статистическое свертывание качества – объединение мер, поостренных на однородных или подмножественных качества, их мерах. На основе этого понятия формируется понятие обобщенных показателей качества продукции.

Теперь на основе раскрытых ранее понятий раскроем, что такое измерение и оценивание качества.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Особенности управления качеством предоставления услуг | Основные типы показателей качества
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1686; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.