Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные типы показателей качества

Классификация показателей качества продукции. Измерение качества

Измерение качества – это построение мер качества и получение их значений с помощью специальных алгоритмов. При этом надо иметь ввиду, что качество всегда измеряют в рамках определенной системы соизмерения, включающей в себя систему сравнения и самоизмерителя.

В качестве базы сравнения в измерении могут выступать:

- эталоны метрического измерения свойств;

- квалиметрические единицы;

- одно из сравниваемых свойств;

- эталон качества (аналог, цель, прототип и т.д.).

Оценивание (оценка) качества – это особый тип функции управления, направленной на формирование ценностных суждений об объекте оценки, под которым подразумевают качество, определенное множество свойств или отдельное множество.

Исходя из современных требований могут быть сформулированы следующие исходные концептуальные положения современной квалиметрии:

1/ Квалиметрия позволяет получить информацию о качестве оцениваемого объекта на любой стадии его жизненного цикла в количественной и качественной формах.

2/ Квалиметрия рассматривает оценку качества объекта как динамическую категорию, т.е. учитывает возможность изменения его качества с учетом опыта эксплуатации, совершенствования технических процессов и средств производства.

3/ Квалиметрия формируется и развивается в двух взаимосвязанных областях: в области теоретической квалиметрии, где формируются общие принципы, методы и средства оценки качества; в области прикладной квалиметрии, где формируется рабочий инструментарий для оценки качества конкретных объектов.

4/ Каждое простое или сложное свойство оцениваемого объекта может быть оценено абсолютным (или) относительным значением показателя качества или коэффициентом вязкости.

Установление абсолютных значений показателей качества может производится на основе экспериментов (методами метрологии), на основе психологических экспериментов (методами экспериментальной психологии). Экспертные измерения эстетических и эргонометрических свойств производятся на основе построения аналитических моделей функционирования объекта (методиками определения эффективности, разработанными в технических и экономических науках).

Относительное значение показателя качества определяется сопоставлением значений показателя, отражающего изменяющийся во времени уровень общественной погрешности.

5/ В квалиметрии объектами оценки являются: качество готовой продукции (услуг, работ); системакачества; требования стандартов по качеству; спрос потребителя на продукцию и т.п.

6/ С позиций квалиметрии к основным факторам, являющимися признаками классификации продукции применительно к условиям оценки ее качества, относятся сферы изготовления и реализации этой продукции, способы и формы ее использования по назначению. Эти факторы определяют выбор соответствующих каждому виду продукции ее свойств, оценочных показателей, задач и методов оценки качества.

7/ Основными целями квалиметрии качества продукции являются:

- на стадии маркетинговых исследований – это установление соответствия качества продукции текущим и перспективным потребностям с учетом уровня ее рыночной новизны на основе изучения и систематизации всех возможных сфер ее эксплуатации;

- на стадии разработки – это установление технического уровня и конкурентоспособности продукции на основе выявления и всестороннего анализа свойств, образующих качество продукции, и степени использования в разрабатываемой продукции современных научно-технических достижений и конструкторско – технических решений;

- на стадии производства – это установление уровня качества осваиваемой, выпускаемой и обновляемой продукции с учетом уровня ее производственной новизны и стабильности технологического процесса.

В соответствии с целями квалиметрии качества задачи оценки качества продукции могут подразделяться на:

- предпроектные задачи;

- проектные задачи;

- производственные задачи;

- эксплуатационные задачи.

8/ В настоящее время мерой качества изделия служит степень удовлетворенности изделием, определяемая соотношением стоимости и ценности (потребительной стоимости) изделия. То есть:

 

 

Качество = удовлетворенность потребителя = ценность (стоимость)

 

 

Эти соотношения для производителя и потребителя изделий неодинаковы. А именно:

1. Стоимость продукции для производителя = внутренний дефект + годная продукция + внешний эффект. Ценность продукциидля производителя = годная продукция.

2. Стоимость продукции для потребителя = требуемые свойства + не требуемые свойства + внешний вид + неудовлетворенные требования + внешний дефект + дополнительные затраты. Ценность продукции для потребителя = требуемые свойства.

Таким образом, для производителя вся продукция, не содержащая дефектов, которые препятствовали бы продаже этой продукции, имеет ценность.

Для потребителя же ценность имеют только те свойства продукции, которые соответствуют его ожиданиям. Эти соотношения и определяют, в конечном счете, конкурентоспособность производства. Квалиметрия является основой определения этих соотношений.

9/ Квалиметрия как наука, изучающая теоретические и прикладные проблемы оценки качества объектов (изделий, услуг, процессов, систем, работ) ставит перед собой три основных практические задачи:

- разработку методов: определения численных значений показателей качества продукции; сбора и обработки данных для установления требований к точности показателей;

- разработку единых методов измерения и оценки показателей качества;

- разработку единичных, комплексных и интегральных показателей качества продукции.

 

 

Показатели качества – количественная характеристика свойства объекта, входящего в состав его качества, рассматриваемая применительно к определенным условиям жизненного цикла объекта. Они различны для тех или иных объектов управления качеством, или это количественно или качественно установленные конкретные требования к характеристикам (свойствам) объекта, дающие возможность их реализации и проверки. Основные типы показателей качества даны в таблице 4.1.

Так, для продукции – это определенные условия ее создания, эксплуатации, потребления.

Для услуг – определенные условия их разработки, предоставления.

Для процесса – определенные условия его подготовки, организации и проведения.

Номенклатура показателей качества продукции – это совокупность показателей ее качества по характеризуемым свойствам, нормативно принятая для оценки уровня качества продукции.

Уровень качества – относительная характеристика, которая является результатом сравнения совокупности показателей качества продукции с соответствующей совокупностью базовых значений этих показателей.

В зависимости от числа характерных свойств различают единичные, комплексные и интегральные показатели качества. Дадим им определения.

Единичные показатели качества – показатели качества, относящиеся только к одному из свойств объекта (простое свойство), которое может быть выделено и оценено независимо от других свойств, входящих в качество объекта.

Таблица 4.1.

 

Признак классификации Типы показателей
  Отношение к свойствам продукции Назначения; надежности; технологичности; эргономичности; эстетичности; стандартизации; патентно-правовые; экономические
  Количество отражаемых свойств Единичные; комплексные; интегральные
  Метод определения Инструментальный; расчетный (измерительный); статистический; органолептический; экспертный; социологический; психологический; комбинированный.
  Стадия определения Проектная; производственная; эксплуатационная; прогнозируемая
  Размерность отражаемых величин Абсолютные; приведенные; безразмерные
  Значимость при оценке качества Основные; дополнительные

 

Комплексные показатели качества – характеризуют совокупность взаимосвязанных свойств (сложные свойства) из всего множества свойств, образующих качество объекта.

В квалиметрии применяют также субъективный способ построения комплексных показателей качества по принципу средневзвешенного:

- среднее арифметическое;

- среднее геометрическое взвешенное;

- среднее квадратическое взвешенное;

- среднее гармоническое взвешенное.

Термины меры качества относительного качества используются соответственно при выполнении точных технических оценок и при сравнении объектов.

Номенклатура показателей качества однородной продукции устанавливается в государственных стандартах (сейчас в России – в технических регламентах) Системы показателей качества.

При любом измерении необходим эталон сравнения, для этого в квалиметрии используют следующие виды эталонов качества:

- базовый показатель качества – показатель качества объекта, принятый за эталон при сравнительных оценках качества;

- относительный показатель качества – отношение показателя качества оцениваемого объекта к базовому, выраженное в относительных единицах;

- интегральный показатель качества – комплексный показатель качества, который характеризует качество объекта в целом с точки зрения его общей эффективности и выражается отношением суммарного полезного эффекта от использования объекта по назначению к затратам на создание и использование объекта по назначению и с учетом принятых ограничений по воздействию на человека и окружающую среду.

Обобщенный показатель качества – показатель качества, относящийся к такой совокупности свойств объекта, по которой принято решение оценивать его качество в целом.

В зависимости от роли при оценке различают классификационные и оценочные показатели качества объекта.

Классификационные показатели качества характеризуют принадлежность объекта к определенной классификационной группировке в выбранной системе классификации и определяют назначение типа, размер, область применения и условия использования объекта.

К классификационным показателям относятся:

1/ показатели, служащие для установления параметрического или типоразмерного рода продукции;

2/ показатели исполнения продукции, определяющие область и условия применения продукции;

3/ показатели наличия дополнительных устройств или свойств продукции, определяющих ее функциональные возможности.

Оценочные показатели – характеризуют количественно те свойства, которые образуют качество объекта в процессе производства и эксплуатации. Они используются для нормирования качества объекта, оценки его технологического уровня при разработке и становлении, проверке качества объекта, при контроле, испытаниях и сертификации.

Оценочные показатели группируются по однородности характеризуемых свойств на три вида:функциональные; ресурсосберегающие; критические, интегральные.

1) Функциональные показатели качества объекта характеризуют его свойства, определяющие функциональную пригодность удовлетворять заданные потребности. Они объединяют следующие группы показателей качества. Это показатели: назначения; надежности; экономичности; эргономичности; эстетичности; стандартизации и унификации; патентно-правовые. Дадим им определения.

Показатели назначения – показывают полезный эффект от использования объектов по назначению и область их использования, т.е. определяют основные функциональные свойства продукции и обусловливают диапазон ее применяемости. Они, например, характеризуют: техническую сущность объекта; его техническое совершенство; состав; структуру; транспонтабельность (т.е. динамический диапазон, массу, габариты и т.п.).

Показатели надежности – характеризуют способность объекта выполнять поставленную задачу в течение заданного времени (срока) и при соблюдении заданных режимов и условий применения. Например, такими показателями являются: долговечность, ремонтнопригодность, наработка на отказ, технический ресурс, срок службы, вероятность безотказной работы, интенсивность отказа.

Экономические показатели – характеризуют затраты на проектирование и производство объекта, определяют экономическую эффективность его эксплуатации. К ним относятся внутренние для фирмы показатели, определяющие себестоимость и отчасти рентабельность, цену купли-продажи и условно - внешние для фирмы показатели, составляющие цены потребления, стоимость доставки, установки, наладки, затраты на обучение персонала, на энергоносители, заработную плату персонала, затраты на техническое обслуживание, стоимость запасных частей, оплату страхования, затраты на утилизацию.

Показатели эргономичности – характеризуют его приспособляемость к использованию человеком в производственных и бытовых условиях, протекающих в системе «человек-объект-среда».

Эстетические показатели объекта характеризуют его эстетическое воздействие на человека и предназначенных для количественной и качественной оценки эстетической ценности, степени соответствия объекта эстетическим запросам тех или иных групп потребителей в конкретных условиях потребления. Они характеризуют: художественность, выразительности оригинальность формы объекта, гармоничность конструкции, соответствие объекта стилю, моде, цветовое и декоративное решение объекта и т.п. В основу данного показателя положен принцип соответствия содержания и формы.

Показатели стандартизации и унификации – показывают степень использования в конструкции изделия стандартных и унифицированных элементов. При этом составляющими объекта в изделии могут быть:

- стандартные, создаваемые на основе международных, региональных и национальных стандартов;

- унифицированные, создаваемые на основе стандартов фирм;

- оригинальные – создаваемые для одного изделия;

- заимствованные – спроектированные как оригинальные, для конкретного вида изделия и примененные в двух и боле изделиях.

Патентно-правовые показатели - определяют патентную чистоту изделий и защищенность авторскими свидетельствами решений, используемых в их конструкциях. К ним относятся показатели патентной защиты и патентной чистоты. В частности, показатель патентной защиты характеризует количество и весомость новых отечественных изобретений, реализованных в данном объекте, т.е. характеризуют степень защиты объекта, принадлежащего отечественным ученым и организациям, авторскими свидетельствами России и патентами за рубежом.

2) Ресурсосберегательные показатели качества объекта характеризуют его свойства, которые определяют уровень затрачиваемых ресурсов при создании и применении объекта для оформления, обеспечения и реализации его качеств. Эти показатели могут быть разделены на показатели технологичности и ресурсопотребления.

Показатели технологичности характеризуют эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения повышения производительности труда при создании и восстановлении объектов.

Показатели ресурсопотребления объекта характеризуют затраты материалов, топлива, энергии, труда и времени при непосредственном использовании объекта по назначению. Например, расход топлива, смазок или масел, количество операторов и потребленное время их работы в натуральном или удельном выражении.

3) Критические показатели – это особая группа показателей, принадлежность которой группе определяется тем, какие из них приводятся в директивах, законах, обязательных стандартах (технических регламентах).

Они делятся на две группы:

1/ определяющие требования, связанные с охраной окружающей среды (природоохранные показатели);

2/ связанные с безопасностью человека и объекта. С ними связана обязательная сертификация.

Природоохранные показатели качества объекта характеризуют его свойства, связанные с воздействием объекта на человека и окружающую среду в процессах производства и сферах потребления продукции. Они объединяются в две группы показателей качества: безопасности и экологичности.

Показатели безопасности – устанавливают в зависимости от специфики объекта и условий его использования. При этом показатели безопасности объекта группируют по однородности характерных свойств с учетом различных видов опасности, например, опасность поражения электрическим током, термической опасности, взрывоопасности, химической и биологической опасности.

Показатели экологичности характеризуют свойства объекта, определяющие воздействие на окружающую среду, возникающие при производстве, монтаже и потреблении, а также при его хранении и утилизации.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сущность, принципы, основные понятия и проблемы квалиметрии. Методология оценки уровня качества | Методы квалиметрии в управлении качеством
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2582; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.