Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История эволюционного развития стандартов качества




Характеристика методов стандартизации

 

Н Название метода Суть метода Примечание
  Пассивный Производится стандартизация освоенной продукции на основе достигнутого уровня качества Требования потребителей во внимание не принимаются
  Симплификация (метод ограничений)   Сокращение многообразия продукции до некоторого обоснованного с точки зрения удовлетворения потребностей минимума без технических изменений в продукции   Возможности рационального комбинирования марок продукции ограничены  
5. 3     Унификация Рац Рациональное сокращение числа разновидностей (марок, типов, видов) продукции одинакового функционального назначения для взаимозаменяемости видов в потреблении К Комбинируя две или более разновидности, можно создать большую номенклатуру изделий
4. 4 Типизация Разработка и установление типовых конструктивных или технологических решений, которые содержат общие характеристики Сокращаются затраты времени на проектирование и разработку технологического процесса
5)5 дд Агрегирование Компоновка разнообразной номенклатуры путем применения ограниченного числа стандартизированных машин, агрегатов, технических средств и т.п., обладающих функциональной и геометрической взаимозаменяемостью В О Облегчает разработку и монтаж технологической линии и обеспечивает взаимозаменяемость
         

 

Существует две разновидности стандартизации: фактическая и официальная.

Фактическая стандартизация отражает некоторые исторически сложившиеся особенности и правила жизни общества (календарь, письменность, счет и т.п.).

Официальная стандартизация является результатом целенаправленной деятельности и всегда завершается выпуском нормативной документации, составляемой по установленной форме, имеющей определенную сферу и конкретные сроки действия.

 

 

История развития документированных систем качества(мировой и отечественный опыт) включает следующие этапы:

Первый этап связан с возникновением стандартизации как вида деятельности в III тысячелетии до н.э. до конца ХIХ века. Так, в период царствования Ивана Грозного (1555 г.) существовали стандарты на военное снаряжение и строительство, использовавшиеся, например, при возведении храма Василия Блаженного в Москве. При Петре I и других царях применение метода стандартизации было существенным образом расширено, но не имело еще характера системного подхода.

Второй этап соответствует начальным этапам системного подхода к управлению качеством, когда этот вид деятельности стал реализовываться на государственном уровне. Начало этому этапу положило появление в 1905 году первой системы качества – системы Тейлора. Составные части ее:

- главный принцип: качество продукции как соответствие стандартам;

- входной контроль качества продукции;

- профессиональное обучение;

- приемочный входной контроль качества продукции;

- реализация принципа работы по документам;

- использование системы штрафов за нарушение стандартов;

- основа стандартизации – техническая документация.

Система Тейлора устанавливала требования к качеству изделий (деталей) в виде полей допусков или определенных шаблонов, настроенных на верхнюю или нижнюю границы допусков (так называемые – проходные и непроходные калибры). Система мотивации предусматривала штрафы за дефекты и брак, а также увольнение. Система обучения сводилась к профессиональному обучению работать с измерительными и контрольными приборами, оборудованием.

Взаимоотношения с поставщиками и потребителями строились на основе требований, установленных в технических условиях (ТУ), выполнение которых проверялось при приемочном контроле (входном и выходном). Недостатком системы Тейлора было то, что это было управление качеством каждого отдельно взятого изделия.

Для обеспечения успешного функционирования системы Тейлора были введены первые профессионалы в области качества – инспекторы (в России - технические контролеры).

Этот этап характеризуется более высоким уровнем управления качеством, когда оно касалось не только отдельной продукции, но и всего процесса в целом. В этот период и появляются государственные системы стандартизации:

- в Великобритании в 1901 г. создание Британского института стандартов (BSI);

- в США в 1918 г. создание Американского института стандартов (ANSI).

- в Германии в 1918 г. создание Германского комитета по нормализации (DIN).

- в России в 1911 году было создано Общество по стандартизации, а затем (уже в СССР) в 1923 г. – Комитета эталонов и стандартов (КЭС). В 1925 году в СССР была создана государственная система стандартизации (Комитет по стандартизации при Совете труда и обороны), а в 1930 году был создан Всесоюзный комитет стандартизации (ВКС).

Третий этап характеризуется уже глобализацией стандартизации в 1950-е гг. ХХ века. На этом этапе появились документированные системы качества, в частности, была выдвинута концепция тотального (всеобщего) управления качеством – TQC. Ее автором был американский ученый А.Фейгенбаум, однако лидером в применении этой системы стали Япония и Ю.Корея.

В Европе также стали больше уделять внимания документированию систем обеспечения качества и их регистрации или сертификации третьей (независимой) стороной. Особенно надо отметить британский стандарт BS 7750.

В 1946 году была создана Международная организация по стандартизации (ISO) c консультативным статусом в ООН.

В этот же период появляются региональные системы качества. В частности, в 1952 г. – АВС (региональная система Америка – Британия – Канада); в 1953 году – INSTA (Межскандинавская организация по стандартизации).

Системы стандартизации получили свое развитие и в СССР. Так, в 1954 году был создан Комитет стандартов, мер и измерительных приборов (Госстандарт СССР). В СССР на этом этапе появилось много систем комплексного управления качеством: КАНАРСПИ, БИП и др.

Четвертый этап. Он связан с тем, что в 1970 – 1980 годах начался переход от всеобщего управления качеством (TQC) к всеобщему менеджменту качества (TQM). В это время появилась серия новых международных стандартов на системы качества – стандарты ИСО 9 000 (1987 г.), оказавшие весьма существенное влияние на менеджмент и обеспечение качества. Это такие стандарты:

· МС 9000 «Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества»;

· МС 9001 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и/или разработке, производстве, монтаже и обслуживании»;

· МС 9002 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже»;

· МС 9003 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях»;

· МС 9004 «Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания», а также терминологический стандарт МС 8402.

Пятый этап с 1990 гг. по настоящее время характеризуется выходом в свет новых версий стандартов ИСО 9 000 - МС 9004 – 1,2,3,4 или TQM, стандартов ИСО 14 000 и др. Если TQC – это управление качеством с целью выполнения установленных требований, то TQM – это еще и управление целями и самими требованиями. В TQM была включено, в связи с этим, обеспечение качества, которое трактуется как система мер, обеспечивающая уверенность у потребителя в качестве продукции.

В России в этот период, на фоне сложных политических событий, тем не менее был создан в 1992 году Комитет по стандартизации, качеству и сертификации (Госстандарт РФ. С 2004 г. – Ростехрегулирование РФ.), а в рамках СНГ в 1992 году была создана Постоянная комиссия по стандартизации, качеству и сертификации – межгосударственный орган стран СНГ.

На этом этапе существенно возросло влияние гуманистической составляющей качества. Усиливается внимание руководителей всех уровней к удовлетворению потребностей своего персонала.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 703; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.