Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль управленческого персонала в обеспечении требований TQM




Роль персонала в системе качества TQM-ориентированной организации

Место и роль персонала в обеспечении требований к качеству продукции

Тема 13. ПЕРСОНАЛ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА. МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

МАКСИМАЛЬНАЯ ОБЩАЯ ОЦЕНКА – 1000 БАЛЛОВ

Рис. 12.3. Модель Российской премии качества

Эта модель также характеризуется девятью критериями, которые дают возможные направления совершенствования деятельности организации и ориентиры для ее улучшения.

Участники конкурса оцениваются в баллах в соответствии с весовыми коэффициентами каждого из критериев. Все организации, принявшие участие в конкурсе, получают оценку деятельности и рекомендации по ее совершенствованию.

Если организация получает премию, то она и все ее филиалы лишаются права на получение следующей премии в течение пяти лет.

4) Всемирная премия в области качества. Ее учредил, основанный в 1996 г. В Чикаго Всемирный совет по качеству. Комитетом по присуждению премии подготовлено и выпущено специальное пособие, содержащее 100 принципов менеджмента качества, позволяющих повысить качество на любом предприятии.

5) Региональные премии по качеству. Конкурс на соискание Премии Правительства РФ в области качества уже стал основой для учреждения отраслевых и региональных конкурсов. Так, начиная с 1998 г. Проводятся конкурсы по качеству в различных регионах, отраслях народного хозяйства.

С 1997 года в Пензенской области проводится ежегодный конкурс «За лучшие показатели качества». Конкурс проводится для двух групп предприятий – «А» и «Б».

Предприятия группы «А», имеющие действующую и/или сертифицированную систему качества, а также предприятия, сертифицировавшие свое производство, проводят самооценку своей деятельности по критериям Премии Правительства РФ в области качества.

Предприятия группы «Б», не имеющие документированной системы качества, проводят самооценку по иным критериям. Причем конкурс для этой группы проводится отдельно для трех категорий: производство промышленной продукции; производство пищевой продукции и сельскохозяйственного сырья; услуги.

Таким образом, не вызывает сомнения необходимость проведения государством активной деятельности по управлению качеством. Арсенал инструментов этой деятельности многообразен. Менеджерам по качеству предприятий, с учетом их специфики, необходимо использовать весь арсенал сил и средств для повышения качества продукции и повышения на этой основе конкурентоспособности организации.

 

 

13.1. Место и роль персонала в обеспечении требований к качеству продукции.

 

13.2. Качество системы управления персоналом, ее показатели, пути и методы улучшения.

 

13.3. Методы организации труда по повышению качества продукции: кружки, группы и бригады повышения качества.

 

13.4. Социально-трудовые показатели оценки качества работы персонала.

 

 

Внедрение современных систем качества невозможно без широкого активного участия в этом процессе всего персонала, вовлечения в обеспечение качества работников всех уровней – от простого рабочего до руководителей различного ранга.

Переоценка в отношении ценности человеческого фактора в экономике, в целом, произошла в 60-70-х гг. прошлого века, когда возникает теория человеческого капитала, которая отражает переориентацию экономической науки с проблем использования трудовых (человеческих) ресурсов на проблемы создания качественно новой рабочей силы в условиях постиндустриального общества.

Хотя ее ключевые идеи были предвосхищены еще А. Смитом, стройное оформление и бурное развитие она получила в 60-е гг. XX-го столетия в работах Т. Шульца, Г. Беккера, Я. Минсера и др. ученых.

Сейчас уже ясно, что победителем в XXI веке окажется не тот, у которого больше природных ресурсов или основных фондов, а тот, у кого больше интеллектуальный капитал, те кто считает вклад в человеческий капитал не как помощь, а как стратегическая линия, обеспечивающая повышение эффективности экономики.

Именно с этих методологических позиций и определяется роль персонал в обеспечении требований к качеству продукции.

Человеческий капитал, как известно, означает капитализированную стоимость способности к труду; это – имеющийся у каждого человека запас знаний, способности и навыки, которые могут стать источниками доходов для него самого, предприятия и государства.

В основе понятия человеческого капитала лежит понятие рабочей силы, под которой понимается способность к труду, т.е. совокупность свойств. Характеристик человека (в т.ч. наличие определенных физических и духовных и др. способностей, навыков, умений и т.п.), т.е. необходимых ему для осуществления какой-либо деятельности и используемых им в ходе этой деятельности.

Теория человеческого капитала является концептуальной базой для разработки стратегии и тактики развития и использования людских ресурсов в современной рыночной экономике.

Другой важной концептуальной основой развития человеческого фактора является теория систем, с позиций которой работники выступают в качестве важнейшей подсистемой организации (предприятия). Именно от них зависит качество производства, которое представляет собой способность производить соответствующее проекту качество продукции (услуг) при заданном объеме затрат и учете стоимостных целей. Здесь важно как качество самой рабочей силы, характеризуемое совокупностью ее свойств, так и качество труда – совокупность свойств процесса трудовой деятельности, обусловленных способностью и готовностью, стремлением работника выполнять определенные работы, операции в соответствии с установленными требованиями. Они, в свою очередь, связаны с качеством трудовой жизни, которая представляет собой совокупность условий, определяющих степень эффективности реализации трудового потенциала работника (предприятия, общества).

Содержание качества трудовой жизни включает в себя следующие важнейшие составляющие:

- содержательность труда;

- безопасные и комфортные условия труда;

- возможность использовать и развивать свои способности, удовлетворять потребности в самореализации, самовыражении; трудовую демократию и правовую защищенность работников;

- возможность кадрового роста, продвижения по службе;

- уверенность в будущем;

- социальную полезность работы и т.п.

Основой качества работы персонала, таким образом, является множество факторов, которые объединены двумя понятиями: уровнем жизни и качеством жизни.

Под уровнем жизни обычно понимают обеспеченность населения необходимыми для жизни материальными и духовными благами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения потребностей в них.

Качество жизни – это интегральная характеристика физического, психологического и социального функционирования человека в процессе его жизнедеятельности, связанная с удовлетворением его потребностей, реализацией ценностей, основанная на оценке объективных показателей уровня жизни и условий жизнедеятельности и их субъективного восприятия человеком.

Государство, выделяя человеческий уровень управления качеством, тем самым подчеркивает также и значение персонального менеджмента качества. Он, как известно, включает в себя множество составляющих и в первую очередь, качество продукции (услуг) как совокупность свойств, обусловливающих способность продукции (услуг) удовлетворять запросы потребителей; качество процессов как характеристика взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующих ресурсы в конечный результат деятельности организации; качество персонала как система свойств, отражающих способность работников выполнять заданные функции в соответствии с целями и задачами организации, предприятия.

Качество персонала, таким образом, составляет фундаментальную основу управления качеством в организации, качество процессов является движущей и преобразующей силой, качество продукции (услуг) выступает как внешний результат деятельности организации в области управления качеством, как результат взаимодействия качества персонала и качества процессов.

В целом, как известно, управление персоналом это совокупность принципов, методов, средств и форм целенаправленного воздействия на человеческую составляющую организации (интересы, поведение и деятельность работников), обеспечивающих приведение возможностей персонала в соответствие с целями стратегии, условиями развития организации.

Выделяют следующие аспекты управления персоналом, в том числе и в решении проблем качества:

а) технико-технологический, который отражает уровень развития конкретного производства, особенности использования в нем техники и технологии, производственные условия и т.п.;

б) организационно-экономический, который содержит вопросы, связанные с планированием численности, состава работающих, моральным и материальным стимулированием, использованием рабочего времени и т.п.;

в) правовой аспект, который включает вопросы соблюдения действующего трудового законодательства в работе с персоналом;

г) социально-психологический, который отражает вопросы совоциально-психологического обеспечения управления персоналом, внедрения различных социальных и психологических процедур в практическую работу.

д) педагогический аспект, который предполагает решение вопросов, связанных с обучением и воспитанием персонала, наставничество и т.п.

Рассмотрим место персонала в системе менеджмента качества.

Система качества (система менеджмента качества) – совокупность организационной структуры, распределения полномочий и ответственности, методов, процедур и ресурсов, необходимых для установления, поддержания и совершенствования качества продукции. Или это совокупность взаимосвязанных объектов (управляемой подсистемы качества), субъектов (управляющей подсистемы качества – подсистемы управления качеством) и входящих в них элементов, взаимодействие которых обеспечивает создание продукции и входящих в них элементов, взаимодействие которых обеспечивает создание продукции (услуг) определенного уровня качества и использование ее по назначению.

Целями системы качества являются:

- повышение качества работ, продукции;

- снижение затрат, увеличение прибыли;

- повышение конкурентоспособности;

- расширение рынков сбыта;

- удовлетворенность потребителей;

- повышение качества жизни;

- повышение качества трудовой жизни;

- укрепление экономической стабильности и т.д.

Методологическую основу деятельности менеджеров по управлению персоналом в повышении качества продукции формировали в своих трудах многие представители отечественной и зарубежной науки о качестве. И, прежде всего Э. Деминг и Ф. Кросби.

Так, Э. Деминг предложил для менеджеров 14 принципов совершенствования качества.

1. Постоянство цели в улучшении качества деятельности организации.

2. Новая философия в решении проблем управления качеством, отказ от низкого качества во всем.

3. Уничтожение зависимости от массового контроля.

4. Отказ от практики закупок по самой низкой цене у одного поставщика.

5. Улучшение каждого процесса.

6. Введение в практику подготовки и переподготовки кадров на основе наставничества.

7. Учреждение лидерства. Важную роль в процессе улучшения деятельности играет система управления персоналом. Процесс руководства сотрудниками должен помогать им, лучше делать свою работу.

8. Изгнание страхов, враждебности внутри организации.

9. Разрушение барьеров между этапами жизненного цикла продукции, между сотрудниками подразделений организации;

10. Отказ от пустых лозунгов и призывов к высокому качеству продукции.

11. Устранение произвольно установленных заданий и количественных норм.

12. Работники должны гордиться своим трудом, упраздните определение годовых рейтингов.

13. Поощрение стремления к образованию и совершенствованию через учреждение соответствующей специальной программы.

14. Действия для осуществления изменений. Позвольте каждому работать так, чтобы достигать изменений. Обеспечить приверженность руководства организации идее качества.

Как видим, ряд принципов, безусловно, распространяется на сферу управления персонала. Это не только очевидные – 6, 8, 9, 109, 12, 13 из перечисленных выше основополагающих положений, но и, исходя из современных подходов к управлению персоналом – 1, 3, 5, 7, 11, 14.

Э. Деминг основное внимание сосредоточил на улучшении качества применительно к процессам и системам.

Дж. Джуран же, выделивший необходимость для каждого менеджера индивидуальной деятельности, приводящей к повышению качества, является сторонником подхода, предусматривающего вовлеченность персонала в процедуры, обеспечивающие высокое качество. Этот подход содержит 10 составляющих повышения качества.

1. Формирование осознания потребности в качественной работе и создание возможностей для улучшения качества.

2. Установление целей для постоянного совершенствования деятельности.

3. Создание организации, способной эффективно работать над достижением целей, сформировав команды и выбрав координаторов.

4. Предоставление возможности обучения всем сотрудникам организации.

5. Выполнение проектов для решения проблем.

6. Информирование сотрудников о достигнутых успехах.

7. Выражение сотрудникам, внесшим наибольший вклад в улучшение качества.

8. Информирование о результатах.

9. Регистрация достижений.

10. Внедрение и закрепление достижений, которых удалось добиться за год, в системы и процессы, постоянно функционирующие в организации.

Программа совершенствования качества, предложенная Ф. Кросби, состоит также из многих пунктов, которые относятся к управлению персоналом в сфере качества. Она состоит из 14 компонентов.

1. Четкое определение приверженности руководства организации идее качества.

2. Использование командной работы для улучшения качества, для привлечения и информирования о качестве всех членов организации.

3. Оценка качества и определение текущих и потенциальных проблем с качеством.

4. Определение стоимости качества.

5. Определение стоимости качественной работы и доведение этой информации до подчиненных.

6. Корректировка действий.

7. Создание специального комитета по работе с программой «нулевого брака».

8. Обучение специалистов, которые будут внедрять программу «нулевого брака».

9.. Проведение «Дня нулевого брака» для объяснения программ и отношения организации к проблеме качества.

10. Мотивация персонала к установлению целей, подразумевающих улучшение качества.

11. Стимулирование подчиненных к сообщению о проблемах, не позволяющих им работать без брака.

 

Таблица 13.1.

 

Принцип концепции TQM Характеристики системы качества Функции и роль персонала в рамках подсистем:
управлямой управляющей
       
1. Ориентация на потребителя Определение (установле- ние) целей, задач и функций, выделение ресурсов для проведения политики качества Подбор (подготовка) персонала, соотвеству- щего стратегии управ- ления качеством Развитие рабочей силы для производ- ства продукции (ус- луги), (самообуче- ние)  
2. Лидерство Инициирование разрабо- тки внедрения, поддер- жания системы качества. Ответственность руково- дителя Обеспечение лидерства и ответственности ру- кодителей всех рангов, создание соответству- ющих органов (руково- дящий совет») и т.п. Восприятие иници- тивных действий руководства, их адаптация и реалии- зация
3. Вовлечение работников Партисипативный стиль управления, коллектив- ное участие Обеспечение условий вовлечения (мотива – ция, организация работ групп, обучение, прод- вижение, информиро- вание   Саморазвитие, само- реализация, повы- шение качества вы- полнения работ, са- контроль
4. Процесс- сный подход Взаимосвязь системы ка-чества со всеми видами деятельности организа- ции, со всеми этапами жизненного цикла про- дукции; все виды деятельности – суть про- цессы Процессное управление всеми видами деятельности организации и этапов, постоянство управ- ляющего воздействия Функционирование рабочей силы – про- цесс создания качества на всех этапах жизненного цикла продукции
5. Системный подход Наличие комплексных планов, увязывающих все процессы их составляющие Комплексное, систем- ное воздействие на управляемую подсис- тему Персонал – важней- ший элемент каждо- го вида деятельно- сти организации по созданию качества
6. Постоянное совершенство- вание Наличие непрерывного улучшения качества, метод «кайзен», не отка- зываясь и от системы «кайрио» Обеспечение непре- рывного и инновацион- ного улучшения, вов- лечение всего персона- ла в этот процесс, обеспечение персонала условиями совершен- ствования   Непрерывность раз- вития трудовых процессов, методов труда, в т.ч. само- развития
7. Принятие решений, основанных на фактах Осуществление регуля- рного внутреннего ау- дита, самооценки и внешней оценки; строгая документация всех элементов системы качества, всех процессов Организация, прове- дение и учет результа- тов внутреннего ау- дита, самооценки, внешней оценки, анализ данных опросов, пожеланий работников Самоаттестация, самооценка и саморазвитие на их основе, совершенствование рабочей силы, методов работы в результате аудита
8. Взаимовы- годные отно- шения с по- ставщиками Наличие стратетегичес- ких альянсов с постав- щиками, обеспечиаваю- щих конкурентные преимущества организа- ции Формирование и упра- вление стратегичес- кими отношениями с поставщиками, обеспе- чение своевременной и бездефектной поставки продукции Функционирование, сотрудничество по схеме «поставщик- потребитель» вну- три организации (в коллективе, в про- цессе производства товаров и услуг, в процессе труда  

 

12. Общественное признание тех, кто достигает поставленных целей и отлично выполняет работу.

13. Организация Советов качества, состоящих из профессионалов и руководителей, которые будут регулярно общаться друг с другом.

14. Неоднократное повторение всего цикла, особенно пунктов 1 – 13, так

как процесс совершенствования качества бесконечен.

Общие черты этих подходов, многие принципы которых (в первую очередь, 14 принципов Э. Деминга) легли в основу современной концепции управления качеством TQM, касающиеся вопросов персонала и должны решаться в рамках менеджмента персонала. Однако в период формирования этих всемирно известных подходов управления персоналом не выделялось как самостоятельное отдельное функциональное направление общего менеджмента. Лишь, начиная с 1980-х гг., в деятельности организаций стали выделять перечень объектов менеджмента, в структуре общего менеджмента появились самостоятельные дисциплины, в том числе управление персоналом.

Внимание классиков теории и практики управления качеством к персоналу не случайно. Персонал в системе качества, особенно соответствующей TQM, естественно. В частности, он «присутствует» и в управляющей подсистеме качества в лице работников соответствующих структур или руководителей, а также всех работников (исходя из принципов вовлечения сотрудников) в управляемой подсистеме, как важнейший элемент, наиболее «активно» обеспечивающий создание продукции (услуги) определенного качества. Учитывая такое «обоюдное» место персонала в системе качества, можно определить и его роль в функционировании данной системы, которое строится на ряде основополагающих положений, вытекающих из принципов TQM. Роль персонала в системе управления качеством раскрывает таблица 13.1.

TQM, выдвигая определенные требования к качеству персонала, предполагает определенную регламентацию его деятельности, т.е. обоснование и документальное закрепление функций, обязанностей, прав и ответственности в области качества подразделений и должностных лиц предприятия.

Регламентирование осуществляется разработкой различных видов нормативных документов по качеству. К их числу, наряду с такими видами, как руководство по качеству, процедура качества, инструкция по качеству и др., относятся и положения о подразделениях и должностные инструкции.

 

 

Рис. 13.1. Последовательность этапов регламентации деятельности персонала в области качества

 

В частности, особенностью должностных инструкций является то, что они носят не просто нормативный, а нормативно-правовой характер, поэтому они имеют более высокий юридический статус: к нарушителям требований именно этих документов могут быть применены административно-дисциплинарные меры вплоть до увольнения. Практика внедрения стандартов ИСО серии 9000 на российских предприятиях показывает: в действующих на них положениях о подразделениях и в должностных инструкциях, пока слабо отражается новая деятельность в области качества.

Последовательность этапов регламентации деятельности персонала в области качества представлена на рис. 13.1.

В организации должен быть установлен единый порядок создания и пересмотра этих документов, обеспечивающий своевременное и достаточно полное отражение новых функций, обязанностей, прав и ответственности в области качества. А это должно способствовать улучшению подбора, расстановке, подготовке и повышению квалификации персонала с позиций всеобщего качества.

В положениях о подразделениях и должностных инструкциях, независимо от основного профиля деятельности подразделений и работников, в той или иной мере должны быть включены (отражены) моменты, предопределяющие участие в:

- реализации политики организации в области качества;

- самооценке (проведение аудитов) системы качества, оценивание ее результативности и эффективности;

- функционировании (разработке) и совершенствовании системы качества;

- разработке и реализации планов качества;

- вовлечении в процессах постоянного улучшения качества;

- выявлении причин несоответствий, разработке и реализации корректирующих (предупреждающих) действий;

- обучение и повышение квалификации в области качества.

Положения и инструкции должны способствовать всестороннему ознакомлению персонала (как рядовых работников, так и руководителей) с их новыми задачами, функциями, рабочими заданиями, на них должны опираться планы обучения и повышения квалификации персонала в области качества.

При подборе, в процессе обучения и по итогам должна оцениваться степень соответствия работника тем требованиям, которые определены рассматриваемыми документами. Поэтому в должностных инструкциях должны содержаться конкретные критерии оценки работника при выполнении тех или иных функций, заданий.

Таким образом, центральное место в системе всеобщего управления качеством занимает вовлечение персонала, которое изначально предполагает адаптацию и интеграцию персонала.

Процесс адаптации, интеграции, вовлечения происходит более или менее успешно в зависимости от системы мотивации, сложившейся в организации, ее действенности, которая во многом обеспечивается использованием определенных (адекватных TQM концепции) методов управления персоналом и организационных процедур, т.е. технологий управления персоналом.

На трудовое поведение, кроме СУП, в числе внешних воздействий влияет в целом вся трудовая ситуация.. Важная составляющая этой ситуации – состояние производственной среды, которая должна способствовать улучшению деятельности персонала, в т.ч. через мотивации.

Согласно ГОСТ Р ИСО 9004 – 2001 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности» при создании подходящей производственной среды следует уделять внимание:

- правилам техники безопасности;

- эргономике;

- размещению рабочих мест;

- средствам обслуживания персонала в организации;

- условиям труда.

 

Особое место в системе управления качеством, базирующейся на концепции TQM, отводится роли управленческого персонала. Лидерство высшего руководства в вопросах управления качеством является решающим фактором.

Согласно ГОСТ Р ИСО 9004 – 2001, перед высшим руководством стоит задача осуществлять следующие общие меры:

- разработка прогноза, политики и стратегических целей, соответствующих назначению организации;

- демонстрация на собственном примере стиля управления, обеспечивающего доверие персонала;

- доведение до сведения персонала направления деятельности организации, ценностей, связанных с качеством и системой менеджмента качества;

- участие в проектах по улучшению, поиск новых методов, решений и разработка новой продукции;

- получение обратной связи непосредственно по результативности и эффективности системы менеджмента качества;

- определение процессов жизненного цикла продукции, добавляющих ценности в интересах организации;

- определение вспомогательных процессов, влияющих на результативность и эффективность процессов жизненного цикла продукции;

- создание среды, способствующей вовлечению и развитию работников;- обеспечение организационной структуры и ресурсов, необходимых для поддержки стратегических планов организации.

Высшему руководству следует также определить методы измерения деятельности организации, чтобы установить, достигнуты ли запланированные цели.

Каждый руководитель обязан (в области качества):

- устанавливать стандарты личного качества работы и подавать пример своим подчиненным;

- быть лично вовлеченным в процесс улучшения работы и качества, и, в частности, стать активным участником внедрения TQM;

- знать потенциальные возможности подчиненных и способствовать их творческому росту;

- нести полную ответственность за результаты деятельности своих подразделений.

Успех руководства в управлении качеством пропорционален степени решения следующих задач, связанных с управлением качеством деятельности организации:

- выделение ресурсов;

- создание организационной структуры;

- выбор лидеров;

- определение стратегии и тактики;

- установление стандартов работы;

- выдача заданий и составление инструкций на выполнение работ;

- определение методов работы;

- установление приоритетов;

- оценка и подготовка кадров.

Процесс вовлечения руководства в улучшение качества работы проходит три этапа, которые принято называть «лестницей совершенствования» (См.: Харрингтон Дж. Х. Управление качеством в американских корпорациях: Сокр. пер. с англ. М.: Экономика, 1990.с. 95).

1. Первая, нижняя ступенька – осознание проблем и передача полномочий.

2. Готовность и вовлечение – вторая ступенька.

3. Участие и преданность делу – третья.

Первый этап – осознание руководством необходимости в совершенствовании, в понимании того, что представляют собой новые требования, кто и за что несет ответственность и что представляет собой процесс. Руководители, достигающие первой ступени, осознают необходимость повышения качества, но, как правило, стремятся побыстрее передать полномочия кому-либо другому, например, службе качества.

Второй этап – готовность руководства оказать поддержку процессу. Это означает, что руководители убеждены в необходимости улучшения результатов работы и готовы вложить в это дело некоторые ресурсы.

Третий этап – руководство само примет активное участие в этом процессе улучшения работы.

При вовлечении руководства в процесс улучшения работы должен меняться стиль управления. В частности, необходимо осуществлять коллективное управление качеством, при котором активная роль принадлежит рядовым работникам, непосредственно участвующим в решении производственных вопросов.

В условиях коллективного управления основная задача руководителя – научиться эффективно координировать деятельность групп, кружков, бригад по повышению качества, чтобы в итоге они сами, без начальника, смогли выявлять проблемы качества и принимать в рамках своих компетенций решения. Именно тогда в максимальной степени проявляются коллективная ответственность и коллективный подход.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2012; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.09 сек.