КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Конспект лекций. Глава 1.Основные понятия и концепции менеджмента качества
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОГЛАВЛЕНИЕ Глава 1.Основные понятия и концепции менеджмента качества 1. Понятие качества…………………………………………………………………….. 3 2. Понятие менеджмента качества …………………………………………………….. 5 3. Эволюция менеджмента качества ………………………………………………….. 7 4. Место менеджмента качества в системе общего менеджмента…………………. 8 5. «Гуру» качества ……………………………………………………………………… 11 6. Базовые модели качества …………………………………………………………… 7. Система менеджмента качества ……………………………………………………. 8. Аудит систем качества ……………………………………………………………… 9. Зарубежный опыт управления качеством ………………………………………… 10. Отечественный опыт управления качеством …………………………………….. 11. Концепция всеобщего менеджмента (TQM) …………………………………….. 12. Стимулирование деятельности по совершенствованию качества ………………
Глава 2. Показатели и инструменты контроля качества 13. Виды показателей качества………………………………………………………. 31 14. Методы измерения показателей качества 15. Контроль качества 16. Инструменты контроля качества 17. Простые инструменты контроля качества. Диаграмма причинно-следственных связей 18. Простые инструменты контроля качества. Диаграмма Парето 19. Простые инструменты качества. Графики. Диаграммы рассеивания 20. Простые инструменты контроля качества. Гистограммы
Глава 3. Стандартизация, метрология, сертификация качества ………………………….. 47 21. Стандарты ISO-9000 22. Стандарты ISO-9000 и концепция TQM 23. Сущность и содержание стандартизации 24. Понятие и принципы технического регулирования 25. Организация работ по стандартизации в Российской Федерации 26. Международная стандартизация 27. Сущность и содержание метрологии ………………………………………….… 70 28. Государственная метрологическая служба в РФ 29. Основы теории измерений 30. Сущность и виды сертификации ………………………………………………… 79 31. Международные организации по сертификации продукции 32. Схема сертификации 33. Подтверждение соответствия
Глава 4. Экономические вопросы качества ……………………………………………… 92 34. Затраты на качество продукции 35. Функционально-стоимостной анализ
1.ПОНЯТИЕ КАЧЕСТВА По мнению Российской академии проблем качества, качество является одной из основополагающих категорий, определяющих образ жизни, социальную и экономическую основу для успешного развития человека и общества. Такая точка зрения четко определяет первостепенную значимость деятельности по совершенствованию качества. В среде специалистов по проблемам качества существует большое число определений этой категории. Это разнообразие связано с многоаспектностью категории качества. Так, например, качество в философском смысле представляет собой «непосредственную характеристику непосредственного бытия», в политэкономическом — «результат взаимодействия потребительной стоимости и стоимости». Большинство трактовок обобщено Международной организацией по стандартизации (ИСО, от ISO — International Standard Organization). КАЧЕСТВО - это СТЕПЕНЬ СООТВЕТСТВИЯ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОДУКЦИИ, ПРОЦЕССА ИЛИ СИСТЕМЫ СУЩЕСТВУЮЩИМ ИЛИ ПРЕДПОЛАГАЕМЫМ ПОТРЕБНОСТЯМ. Наиболее современным и грамотным является определение, содержащееся в международных стандартах ИСО 9000-2000. В редакции п. 3.1.1 ГОСТ Р ИСО 9000-2001 качество представляет собой «степень соответствия присущих характеристик требованиям». Под характеристиками понимают «отличительные свойства»; под требованиями — «потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным». Термин «качество» может употребляться с прилагательными «плохое», «хорошее» или «отличное». Термин «присущий», в отличие от термина «присвоенный», означает «имеющийся в чем-то» и относится, прежде всего, к постоянным характеристикам. Схема «создания качества продукции». Процесс «создания качества продукции» схематично можно представить в виде совокупности шести этапов (рис. 1). Каждая потребность выражается рядом требований (к функциональности, безопасности, эстетичности и т. д.), которые участвуют в формировании отношений пригодности продукции для целей потребителя, служат для оценки ее соответствия назначению и, следовательно, очерчивают границу качества продукции. Требования к качеству можно определить как выражение определенных потребностей или их перевод в набор количественно или качественно установленных требований к характеристикам продукции с целью их воплощения в ней и проверки. Продукция представляет собой результат процесса, т. е. совокупности взаимосвязанных и взаимодействую щих видов деятельности, преобразующей входы в выходы. Она может быть как материальной (изделия), так и нематериальной (услуги). Услуги производственного характера называют работами (например, установка и наладка оборудования). При проведении технических оценок термин «качество» применяется в следующих ситуациях: • при сравнении объектов с целью выявления степени превосходства («относительное качество»); • при количественной статистической оценке (уровень качества);
Этап 1.Осознание потребности Этап 2. Интерпритиция потребности. Выяснение требований к качеству. Этап 3. Воплощение требований к качеству в образце продукции Этап 4. Реализация требований к качеству в выпускаемой продукции Этап 5. Реализация требований к качеству в товаре Этап 6. Удовлетворение потребностей (оценка качества потребителем)
Рис. 1. Укрупненный процесс «создания качества»
Пирамида качества. Понятие качества можно распространить также на категории деятельности (например, производственной) и фирмы (организации-товаропроизводителя) в целом. В каждой организации формируется внутрифирменная иерархия качества, наглядно демонстрирующая связь качества с общей эффективностью деятельности. Фирмы, производящие и реализующие эффективными методами высококачественную продукцию, получают неоспоримые конкурентные преимущества и, естественно, улучшают общие результаты своей деятельности. Внутрифирменная иерархия качества является основанием так называемой пирамиды качества (рис. 2), отображающей влияние качества на общество в целом.
Рис. 2. Пирамида качества Общество заинтересовано в высоком качестве на каждом иерархическом уровне пирамиды. Характеристики уровней пирамиды качества приведены в табл. 1.
Таблица 1. Характеристики уровней пирамиды качества
2.ПОНЯТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В соответствии с п. 3.2.8 ГОСТ Р ИСО 9000-2001 менеджмент качества представляет собой скоординированную деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству. Менеджмент качества включает в свой состав следующие элементы: • разработку политики и целей в области качества; • планирование качества; • управление качеством; • обеспечение качества; • улучшение качества. Руководители организации должны официально объявить ее основные цели и задачи в области качества, т. е. сформулировать политику фирмы в области качества, являющуюся неотъемлемым элементом общей политики фирмы. Организация может преследовать, например, такие цели, как расширение целевого рынка, вывод на рынок новой продукции, снижение уровня дефектности производимой продукции и т. д. Политика в области качества реализуется посредством обеспечения качества, управления качеством и совершенствования качества. Обеспечение качества — это планируемая и систематически осуществляемая деятельность в рамках системы качества, необходимая для создании уверенности в должном качестве объекта (продукции, процесса, системы). Управление качеством составная часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству. Управление качеством представляет собой методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для удовлетворения требований к качеству и ориентированные на устранение недостатков на всех стадиях «петли качества». В рамках деятельности по управлению качеством можно говорить о реализации функций стратегического и тактического характера. К первой группе относятся следующие функции: ▪ прогнозирование основных показателей качества на основе анализа тенденций потребительского спроса; ▪ определение основных направлений проектно-конструкторских работ; ▪ анализ общих результатов деятельности организации по совершенствованию качества продукции. Тактический уровень представлен, например, такими функциями: ▪ взаимодействие организации с внешней средой (поставщиками, посредниками и т. д.); ▪ поддержание заданного уровня качества продукции (учет, контроль, анализ, регулирование внутрифирменных факторов, влияющих на качество продукции). Особое внимание при решении задач по управлению качеством уделяется таким видам деятельности, как планирование качества, контроль качества, обучение и мотивация персонала. Планирование качества — составная часть менеджмента качества, направленная на установление целей в области качества и определяющая необходимые операционные процессы жизненного цикла продукции и соответствующие ресурсы для достижения целей в области качества. Частью планирования качества может быть разработка планов качества. Планирование качества предполагает определение конкретных показателей качества по всем направлениям деятельности фирмы (примеры таких показателей приведены на рис. 3).
Рис. 3. Примеры показателей качества различных направлений деятельности организации.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1585; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |