КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Место менеджмента качества в системе общего менеджмента
Школа научного управления Фредерика Уинслоу Тейлора (1905), взятая за точку отсчета общего менеджмента, является основой и для менеджмента качества. Система Тейлора включала в себя законы и правила, заменявшие личные суждения работников и применяемые только после произведения систематического учета и измерения их действий. Долгое время (до 1950-х годов) менеджмент качества сводился к контролю качества продукции и относился к инженерно-техническим вопросам, в то время как проблематика общего менеджмента носила ярко выраженный организационный, с социально-психологическим оттенком характер. В то время как в сфере менеджмента качества совершенствовались, прежде всего, методы контроля (контрольные карты В. Шухарта, таблицы выборочного контроля Г. Доджа и Г. Роминга и др.), в общем менеджменте складывалась «классическая (административная) школа», основными направлениями деятельности которой являлись описание функций управления, развитие принципов управления, систематизация управления организацией. Примером взаимосвязи менеджмента качества и общего менеджмента в то время служат принципы производительности труда, сформулированные Гар- рингтоном Эмерсоном, одной из основ которых был полный, точный, постоянный учет (в том числе качества продукции) или организационные принципы Генри Форда, опирающиеся на развитую стандартизацию. С другой стороны, активно развивающиеся концепции менеджмента качества начали заимствовать элементы общего менеджмента, касающиеся организационных вопросов обеспечения качества. В это время в менеджменте сложилась «школа человеческих отношений», связанная с именами Фредерика Херцберга, Абрахама Маслоу и др., применяющая в управлении науки о человеческом поведении. Доктрина «человеческих отношений» практически немедленно была воплощена и в менеджменте качества. Например, Деминг выдвинул идею об отмене оценки заданий и результатов выполнения работы сотрудниками, полагая, что такая оценка создает атмосферу страха, способствует ориентации на краткосрочные задачи, игнорируя долгосрочные цели, и мешает коллективной работе. Принципы Деминга. Демингом были предложены для менеджеров 14 принципов совершенствования качества. 1. Соблюдайте постоянство целей. 2. Примите новую философию: откажитесь от низкого качества во всем. 3. Откажитесь от повсеместного контроля. 4. Откажитесь от партнерства, основанного только на цене продукции; установите долгосрочные партнерские отношения; уменьшите количество поставщиков. 5. Постоянно совершенствуйте систему производства и обслуживания. 6. Практикуйте в организации наставничество и обучение. 7. Внедрите современные методы руководства: функции управления должны смещаться от контроля количественных показателей к качественным. 8. Устраните страх: способствуйте тому, чтобы сотрудники высказывались открыто. 9. Устраните барьеры между подразделениями и сотрудниками организации. 10. Откажитесь от лозунгов, транспарантов и наставлений для рабочих. 11. Откажитесь от количественных оценок работы. 12. Поддерживайте чувство профессиональной гордости в сотрудниках. 13. Внедрите в организации систему образования и самосовершенствования сотрудников. 14. Добейтесь приверженности руководства организации идее качества. В то время как Деминг основное внимание сосредоточил на улучшении качества применительно, в первую очередь, к процессам и системам, Джуран сосредоточился на вовлеченности персонала в процедуры, обеспечивающие высокое качество продукции. Принципы Джурана. Подход Джурана содержит 10 составляющих повышения качества. 1. Формирование осознания потребности в качественной работе и создание возможностей для улучшения качества. 2. Установление целей для постоянного совершенствования деятельности. 3. Создание организации, способной эффективно работать над достижением целей, сформировав команды и выбрав координаторов. 4. Предоставление возможности обучения всем сотрудникам организации. 5. Выполнение проектов для решения проблем. 6. Информирование сотрудников организации о достигнутых успехах. 7. Выражение признания сотрудникам, внесшим наибольший вклад в улучшение качества. 8. Информирование о результатах. 9. Регистрация достижений. 10. Внедрение и закрепление достижений, которых удалось добиться за год, в системы и процессы, постоянно функционирующие в организации. Принципы Кросби. 14 принципов совершенствования качества были предложены и Филиппом Б. Кросби. 1. Четкое определение приверженности руководства организации идее качества. 2. Использование командной работы для улучшение качества, для привлечения и информирования о качестве всех членов организации. 3. Оценка качества и определение текущих и возможных проблем с качеством. 4. Определение стоимости качества. 5. Определение стоимости некачественной работы и доведение этой информации до подчиненных. 6. Корректировка действий. 7. Создание специального комитета по работе с программой «нулевого брака». 8. Обучение специалистов, которые будут внедрять программу «нулевого брака». 9. Проведение «Дня нулевого брака» для объяснения программы и отношения организации к проблеме качества. 10. Мотивация персонала к установлению целей, подразумевающих улучшение качества. 11. Стимулирование подчиненных к сообщению о проблемах, не позволяющих им работать без брака. 12. Общественное признание тех, кто достигает поставленных целей и отлично выполняет работу. 13. Организация Советов качества, состоящих из профессионалов и руководителей коллективов, которые будут регулярно общаться друг с другом. 14. Неоднократное повторение пунктов 1-13, так как процесс совершенствования качества бесконечен. Анализ общих черт в приведенных выше подходах позволил Джону Рэббиту и Питеру Бергху выделить семь факторов всеобщего качества: 1) ориентация на потребителя; 2) ориентация на процесс и его результаты; 3) управление участием в работе и ответственностью; 4) непрерывное совершенствование; 5) проблемы, зависящие от рабочих, должны составлять не более 20%; 6) проведение измерений; 7) командная организация работ по улучшению качества. Многие из перечисленных выше принципов (в первую очередь, 14 принципов Деминга) легли в основу современной концепции менеджмента качества — TQM. С 1980-х годов в деятельности организаций начинают выделять отдельные функциональные направления. В структуре общего менеджмента появляются самостоятельные дисциплины — финансовый менеджмент, маркетинг менеджмент и т. д., в один ряд с которыми можно поставить и менеджмент качества. Менеджмент направлен на достижение поставленных целей (такой подход получил название «управления посредством целей», или МВО, — Management by Objectives) и базируется на построении и последующей реализации структуризированной системы целей (дерева целей). С другой стороны, современный общий менеджмент определил в качестве основной цели постоянное совершенствование качества. Этот подход получил название управления посредством качества (MBQ — Management by Quality). Связь менеджмента качества с общим менеджментом изображена на рис. 5.
Рис. 5. Связь менеджмента качества с общим менеджментом
5. «ГУРУ» КАЧЕСТВА Вклад в развитие менеджмента качества внесли ученые разных стран, заложившие фундамент современной концепции всеобщего менеджмента качества. TQM можно рассматривать как обобщение нескольких концепций, предложенных выдающимися учеными и специалистами, которых впоследствии назвали «учителями», «наставниками качества» и даже «гуру». Основными фигурами в менеджменте качества считаются двое японцев и четверо американцев: • К. Исикава; • Г. Тагути; • Э. Деминг; • Д. Джуран; • Ф. Кросби; • А. Фейгенбаум. Эдвард Деминг. Э. Деминг — наиболее известный «наставник по качеству», оказавший огромное влияние на развитие менеджмента качества в Японии после Второй мировой войны и в США в 1980-е годы. В конце 1940-х годов он обучал японцев статистическим методам, одновременно уделяя внимание системному подходу — применению цикла PDCA (план — осуществление — проверка — корректирующее действие), который часто называют «циклом Деминга». В 1951 году в Японии была учреждена премия Деминга для японских фирм за качество продукции. В 1960 году император наградил Деминга орденом Священного сокровища второй степени. Э. Деминг — автор теории глубинных знаний, основу которой составляют: • теория систем; • психология; • когнитивная теория; • теория вариабельности. Деминг уделял много внимания менеджменту компании, сформулировав знаменитые 14 принципов совершенствования качества. Каору Исикава. Методами менеджмента качества занимался с 1949 года до конца своей жизни (1990). К. Исикава — автор японской версии комплексного управления качеством, базирующейся на четырех принципах: • вовлеченности персонала; • непрерывности обучения персонала; • регулярности внутренних аудитов системы качества; • широкого применения статистических методов контроля. К. Исикава в начале 1950-х годов начал в Японии кампанию по обучению руководителей фирм методам статистического контроля, в дальнейшем получившим название «семь простых инструментов качества». Им была также предложена в 1962 году идея «кружков качества». К. Исикава ввел в практику контроля качества графический способ представления причинно-следственных связей, известный сегодня как диаграмма Исика- вы («Рыбий скелет»), Генити Тагути. С конца 1940-х годов занимался проблемами совершенствования производственных процессов и продукции. Г. Тагути — автор концепции «инжиниринга качества», основу которой составляют следующие положения: • анализ качества должен производиться совместно с анализом издержек; • качество и издержки связаны функцией потерь; • потери несут как производители, так и потребители продукции; • график функции потерь качества является параболой с вершиной в точке наилучшего значения (при отсутствии потерь); на границах ноля допуска потери достигают максимума (при замене изделия). Г. Тагути сумел сформулировать способы планирования эксперимента в области обеспечения качества. Его идеи более 30 лет являлись основой инженерного образования в Японии. За заслуги в области менеджмента качества Г. Тагути четырежды присуждалась премия Деминга. Джозеф Джуран. Д. Джуран — автор пространственной вневременной модели «Спираль качества», а также концепции ежегодного совершенствования качества AQI (Annual Quality Improvement), базирующейся на следующих принципах: • планирование совершенствования качества во всех сферах деятельности организации и на всех ее уровнях; • разработка превентивных мероприятий; • отказ от жесткого администрирования в пользу планомерного управления всей деятельности организации в области качества. Джуран предложил ввести экономический подход к обеспечению качества. В 1979 году Д. Джуран организовал в США Институт качества. Филипп Кросби. Ф. Кросби — американский специалист, автор 14 принципов совершенствования качества («абсолютов»), системы «нулевых дефектов»; ему принадлежит афоризм «Качество — бесплатно». Кросби был предложен метод оценки уровня компетентности организации в области решения проблем качества. Этот метод базируется на балльной оценке шести параметров: • отношения к проблеме руководства организации; • статуса подразделения по управлению качеством; • способов рассмотрения проблем качества; • уровня расходов на качество (в процентах от оборотного капитала); • мероприятий по повышению качества; • реального текущего положения с качеством в организации. Кросби была разработана «модель эффективного лидера» организации, учитывающая «психологическую зрелость» и «оперативную зрелость» топ-менеджмента. Арманд Фейгенбаум. А. Фейгенбаум — американский специалист, автор теории комплексного управления качеством TQC (Total Quality Control), один из основателей Международной академии качества. TQC породило новую культуру управления организациями, базирующуюся на следующих постулатах: • управление качеством должно охватывать все стадии жизненного цикла изделия и все уровни управления организации при решении технических, экономических, организационных и социально-психологических задач; • качество необходимо проектировать на ранних стадиях жизненного цикла изделия; • требования к выполнению работ целесообразно устанавливать в фирменных стандартах; необходим строгий учет затрат на качество в организации.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2171; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |