КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Порядок разработки национальных стандартов
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СТАНДАРТИЗАЦИИ. СТАНДАРТЫ ISO 9000 И КОНЦЕПЦИЯ TQM. Стандарты ISO 9000 и TQM. Основные принципы концепции TQM изложены в стандарте ISO 9004-2000, являющемся методическим пособием по разработке и применению систем качества. Однако все же между формулировками стандартов семейства ISO 9000 и положениями концепции TQM существует ряд различий; некоторые из них приведены в табл. 7:
Таблица 7. Различия стандартовISO 9000 от концепции TQM
Основное же отличие стандартов ISO 9000 от концепции TQM состоит в том, что стандарты, в первую очередь, направлены на снижение вероятности неправильного выполнения каких-либо действий, в то время как TQM является вершиной современных методов управления качеством и ориентирована на дальнейшее повышение качества продукции, когда уже достигнут некий уровень качества. В соответствии с законом РФ «О техническом регулировании» стандартизация — деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг. Стандартизация выполняет три социально значимые функции. 1. Упорядочивание объектов (продукции, работ, услуг, процессов), создаваемых людьми в разных странах. 2. Закрепление в нормативных документах оптимальных требований к упорядоченным объектам. 3. Установление правил применения этих нормативных документов. Основными результами деятельности по стандартизации являются повышение степени соответствия продукции ее функциональному назначению и устранение барьеров в международном товарообмене. Стандартизация преследует следующие цели: 1. безопасность (отсутствие недопустимого риска для граждан или их имущества, связанного с возможностью нанесения ущерба); взаимозаменяемость (использование одного изделия, услуги или процесса как субститута другого изделия, услуги, процесса для выполнения одних и тех же требований); 2. совместимость (пригодность к совместному, но не вызывающему нежелательных последствий использованию при заданных условиях для выполнения установленных требований); 3. унификация (приведение к единообразию) технических характеристик изделий, документации, средств коммуникации (терминов, обозначений и пр.); 4. экологическая безопасность (защита окружающей среды от неблагоприятного воздействия изделия, услуги, процесса); 5. повышение конкурентоспособности; 6. рационализация использования ресурсов; 7. обеспечение научно-технического прогресса. Основополагающими научными принципами стандартизации являются: 1. комплексность стандартизации; 2. опережающее развитие стандартизации; 3. классификация. Принцип комплексности стандартизации заключается в систематизации и оптимальной увязке комплекса факторов, обеспечивающих требуемый уровень качества продукции, в процессе установления и применения нормативной документации (НД). Так, например, комплексная стандартизация в горнодобывающей промышленности — это процесс установления и применения НД, определяющей качество минерального сырья и продуктов его переработки, технологических процессов добычи и обогащения, методов контроля, правил приемки, хранения и транспортировки. Нормативная документация представляет собой документы, содержащие правила, общие принципы и характеристики, имеющие отношение к определенным видам деятельности или их результатам, и доступные широкому кругу пользователей. Принцип опережающего развития стандартизации — это развитие стандартизации с учетом изменения во времени показателей качества объектов стандартизации. Опережающая стандартизация — стандартизация, заключающаяся в установлении повышенных по отношению к уже достигнутому на практике уровню норм, требований к объектам стандартизации, которые, согласно прогнозам, будут оптимальными в последующее время. Принцип классификации заключается в выделении классификационных признаков у объекта стандартизации и их ранжировании по значимости для определения объекта. При этом различают общую и частную классификации. Общая классификация подразумевает выделение основных классификационных признаков объекта и их ранжирование по значимости. Классификация выполняется только в десятичной системе. Частная классификация производится на базе общей классификации и, как правило, учитывает функциональные условия при обращении объекта. Примеры: Универсальный десятичный классификатор (УДК), классификация промышленной продукции на государственном и отраслевом уровнях (ОКП). Характеристики методов стандартизации сведены в табл. 8.
Таблица 8. Характеристики методов стандартизации.
Существуют две разновидности стандартизации: фактическая и официальная. Фактическая стандартизация отражает некоторые исторически сложившиеся особенности и правила жизни общества (календарь, письменность, счет и т. д.). Официальная стандартизация является результатом целенаправленной деятельности и всегда завершается выпуском нормативной документации, составляемой по определенной форме, имеющей определенную сферу и конкретные сроки действия. Стандартизация может осуществляться на различных уровнях: • международном (участие в стандартизации открыто для органов по стандартизации любой страны); • региональном (участие в стандартизации открыто для органов по стандартизации любой страны одного географического или экономического региона); • национальном (стандартизация осуществляется в одной конкретной стране). В процессе стандартизации вырабатываются характеристики, правила, требования и т. п., касающиеся объекта стандартизации, которые оформляют в виде нормативных документов. К документам в области стандартизации, применяемым на территории Российской Федерации, относятся: • национальные стандарты; • правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации; • применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации; • стандарты организаций. Стандарт — документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила выполнения и характеристики процессов ее производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также параметры выполнения работ или оказания услуг.
Техническое регулирование — правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия. Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года определил новую систему установления и применения требований к различным объектам. Основные задачи реформирования старой системы: • повышение возможностей производителей; • уменьшение административного давления на производителей; • повышение эффективности защиты внутреннего рынка от некачественной продукции; • устранение технических барьеров в торговле. • Инструментарий технического регулирования: 1. технические регламенты и стандарты; 2. процедуры подтверждения соответствия; 3. аккредитация; 4. государственный контроль и надзор. применение единых правил установления требований к объектам; ▪ соответствие уровню развития отечественной материально-технической базы, экономики, науки и техники; ▪ независимость органов по сертификации и органов по аккредитации от производителей и покупателей; ▪ недопустимость ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации; ▪ единство правил и методов исследований или испытаний и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия; ▪ недопустимость совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации; ▪ недопустимость совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию; ▪ запрет на внебюджетное финансирование государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов. В сфере технического регулирования федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты исключительно рекомендательного характера (за исключением технического регулирования в отношении оборонной продукции и продукции, сведения о которой составляют государственную тайну). Технический регламент — документ, устанавливающий обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции в том числе зданиям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации). Стандарт — документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, оказания услуг или выполнения работ. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Технические регламенты должны приниматься исключительно в следующих целях: ▪ защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; ▪ охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; ▪ предупреждения действий, вводящих в заблуждение покупателей. Содержание технического регламента Обязательное: ▪ полный перечень объектов технического регулирования, в отношении которых устанавливаются требования данного регламента; ▪ правила идентификации объекта технического регулирования для целей применения данного технического регламента. Возможное: ▪ правила и формы оценки соответствия (включая схемы); ▪ предельные сроки оценки соответствия каждого объекта технического регулирования; ▪ требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Технические регламенты устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие: ▪ пожарную безопасность; ▪ промышленную безопасность; ▪ биологическую безопасность; о химическую безопасность; ▪ взрывобезопасность; ▪ термическую безопасность; ▪ электрическую безопасность; ▪ ядерную и радиационную безопасность; ▪ механическую безопасность; ▪ безопасность излучений; ▪ электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы оборудования и приборов; ▪ единство измерений. До 2010 года в России предполагается разработать около 2000 технических регламентов. В середине 2004 года на стадии обсуждения находились более 40 проектов технических регламентов. Бывшие ГОСТы (современный фонд составляет 25 000 документов) получают статус добровольных документов. Включенные в них обязательные требования будут выведены по мере разработки технических регламентов. В соответствии с Законом «О техническом регулировании» в Российской Федерации предусмотрено два вида технических регламентов: 1. общие, требования которых обязательны для применения и соблюдения в отношении любых объектов технического регулирования; 2. специальные, в которых учитываются технологические и иные особенности отдельных объектов технического регулирования. Порядок разработки и принятия технического регламента 1. Разработка проекта технического регламента. Разработчиком проекта может быть любое лицо. 2. Публикация уведомления о разработке проекта технического регламента. 3. Публичное обсуждение проекта технического регламента. Срок обсуждения не может быть менее двух месяцев. 4. Публикация о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента. 5. Внесение субъектом права законодательной инициативы проекта федерального закона о техническом регламенте в Государственную Думу. 6. Получение Государственной Думой отзыва Правительства Российской Федерации на проект федерального закона о техническом регламенте; отзыв готовится с учетом результатов экспертизы проекта технического регламента экспертной комиссией, включающей представителей федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, общественных объединений предпринимателей и т. д. 7. Принятие Государственной Думой федерального закона о техническом регламенте в первом чтении. 8. Обсуждение поправок к принятому в первом чтении Государственной Думой федеральному закону о техническом регламенте. 9. Получение Государственной Думой отзыва Правительства Российской Федерации на проект федерального закона о техническом регламенте, подготовленный ко второму чтению. 10. Принятие закона о техническом регламенте.
Правовые основы стандартизации в России установлены Законом Российской Федерации «О техническом регулировании». На основании норм данного Закона в России стандартизация осуществляется в соответствии со следующими принципами: • добровольного применения стандартов; • максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц; применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения; • недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации, указанных в Законе; • недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам; • обеспечения условий для единообразного применения стандартов. Национальным органом по стандартизации в России является Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (бывший Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии) — Госстандарт России. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии находится в ведении Министерства промышленности и энергетики и действует на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 года № 294. При этом название «Госстандарт» рассматривается как бренд. Основные задачи агентства 1. Организация и государственное управление стандартизацией. 2. Организация и государственное управление деятельностью по обеспечению единства измерений. 3. Формирование и реализация государственной политики в области сертификации продукции и услуг. 4. Создание условий для обеспечения качества и безопасности российских товаров и услуг, повышения их конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынках. 5. Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований стандартов и технических регламентов. 6. Участие и защита интересов России в деятельности международных (региональных) организаций по стандартизации, метрологии и сертификации. 7. Ведение федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов и единой информационной системы по техническому регулирова-" нию. 8. Разработка федеральной системы каталогизации продукции для федеральных государственных нужд. 9. Профессиональная подготовка и повышение квалификации кадров в области стандартизации, метрологии, сертификации и обеспечения качества. 10. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет государственное управление стандартизацией, метрологией и сертификацией в стране непосредственно и через находящиеся в его ведении центры стандартизации, метрологии и сертификации и государственных инспекторов по надзору за государственными стандартами и обеспечению единства измерений (рис. 27). В деятельность по стандартизации в Российской Федерации также вовлечены: • научные организации Госстандарта: 1. ВНИИКИ — Всероссийский НИИ классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству; 2. ВНИИСтандарт — Всероссийский НИИ стандартизации; 3. ВНИИС — Всероссийский НИИ сертификации; 4. ВНИИНМАШ — Всероссийский НИИ стандартизации и сертификации в машиностроении; 5. ВНИИМС — Всероссийский НИИ метрологической службы; 6. ВНИЦСМВ — Всероссийский научно-исследовательский центр стандартизации, информации и сертификации сырья, материалов и веществ; 7. ГП ВНИИОФИ — госпредприятие «Всероссийский НИИ оптико-физических измерений»; 8. ГП «ВНИИМ им. Д. И. Менделеева» — госпредприятие «Всероссийский НИИ метрологии им. Д. И. Менделеева»; 9. ВНИИСС агропродукт — Всероссийский НИИ стандартизации и сертификации агропромышленной продукции; 10. ВС НИИФТРИ - Восточно-сибирский НИИ фи- зико-технических и радиотехнических измерений; 11. УНИИМ — Уральский НИИ метрологии; 12. ВНИИР — Всероссийский НИИ расходометрии; 13. НИЦПВ — научно-исследовательский центр по изучению свойств поверхности и вакуума; 14. ГП ВНИИФТРИ — госпредприятие «Всероссийский НИИ физико-технических и радиотехнических измерений»; 15. ГП ВНИИФТИ «Дальстандарт» — госпредприятие «Всероссийский НИИ физико-технических измерений «Дальстандарт»; 16. ГП НЦОФИ — госпредприятие «Научный центр ori- тико-физических исследований»; 17. АО НИЦ КД — АО научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем; 18. ГП СНИИМ — госпредприятие «Сибирский государственный НИИ метрологии»; ▪ министерства и ведомства; ▪ технические комитеты по стандартизации (более 350); ▪ заинтересованные предприятия и организации.
Рис.27. Система Госстандарта России. Существующее с 1999 года Федеральное государственное унитарное предприятие РИА «Стандарты и качество» сочетает в себе функции традиционного издательства и органа научно-технической информации и издает каталог «Стандартизация. Метрология. Сертификация. Управление качеством. Экология» и следующие журналы: • «Стандарты и качество»; • «Методы менеджмента качества»; • «Вестник Госстандарта России»; • «Партнеры и конкуренты»; • «Мир измерений»; • «Европейское качество».
К документам по стандартизации, применяемым на территории России, относятся: • национальные стандарты (стандарты, утвержденные национальным органом Российской Федерации по стандартизаци и); • правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации; • применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации; • стандарты организаций (стандарты, разрабатываемые и утверждаемые организациями самостоятельно, исходя из их внутренней необходимости в целях совершенствования производства и обеспечения качества продукции, оказания услуг или выполнения работ, а также для распространения и использования полученных в разных областях знаний результатов исследований или испытаний, измерений и разработок). Национальные стандарты разрабатываются в соответствии с программой разработки национальных стандартов, утвержденной национальным органом по стандартизации. Разработчиком национального стандарта может быть любое лицо. Разработчик национального стандарта должен уведомить национальный орган по стандартизации об имеющихся в проекте стандарта отличиях от положений соответствующих международных стандартов. Это уведомление публикуется в печатном издании Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и в сети Интернет. Проект национального стандарта подлежит публичному обсуждению, срок которого со дня опубликования уведомления о разработке проекта стандарта не может быть менее двух месяцев. Проект национального стандарта вместе с перечнем полученных в письменной форме замечаний и предложений заинтересованных лиц представляется разработчиком в технический комитет по стандартизации для экспертизы проекта стандарта. По результатам экспертизы технический комитет по стандартизации вносит в национальный орган по стандартизации мотивированное предложение об утверждении или отклонении проекта национального стандарта. Национальный орган по стандартизации принимает решение об утверждении или отклонении национального стандарта. В случае положительного решения уведомление об утверждении национального стандарта должно быть опубликовано в печатном издании Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и в сети Интернет в течение 30 дней со дня утверждения стандарта. Перечень национальных стандартов, которые могутна добровольной основе применяться для соблюдения требований технических регламентов, публикуется национальным органом по стандартизации в печатном издании Федерального агентства по техническому регулированию и в сети Интернет.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1614; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |