Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Порядок разработки национальных стандартов

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СТАНДАРТИЗАЦИИ.

СТАНДАРТЫ ISO 9000 И КОНЦЕПЦИЯ TQM.

Стандарты ISO 9000 и TQM. Основные принципы концепции TQM изложены в стандарте ISO 9004-2000, являющемся методическим пособием по разработке и применению систем качества. Однако все же между формулировками стандартов семейства ISO 9000 и по­ложениями концепции TQM существует ряд различий; некоторые из них приведены в табл. 7:

 

Таблица 7. Различия стандартовISO 9000 от кон­цепции TQM

Положение стандартов ISO 9000 Положения кон­цепции TQM
  Нет необходимости в ориентации на определенного потребителя Ориентация на определенного потребителя
  Ориентация на технические системы и процедуры Ориентация на философию,концепцию, инструменты и методологию
  Вовлеченность всех сотрудников не обязательна Вовлечение всех сотрудников - обязательное условие
  Ответственность за качество оформлена документально, но может возлагаться на подразделение в целом, например, отдел качества Каждый сотрудник организации ответственен за качество
  Нет направленности на непрерывное совершенствование TQM немыслим без постоянного совершенствования
  В основном, статичность процессов и корпоративной культуры Подразумевается изменение процессов и культуры организации

 

 

Основное же отличие стандартов ISO 9000 от кон­цепции TQM состоит в том, что стандарты, в первую очередь, направлены на снижение вероятности непра­вильного выполнения каких-либо действий, в то вре­мя как TQM является вершиной современных мето­дов управления качеством и ориентирована на даль­нейшее повышение качества продукции, когда уже достигнут некий уровень качества.

В соответствии с законом РФ «О техническом ре­гулировании» стандартизация — деятельность по ус­тановлению правил и характеристик в целях их добро­вольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспо­собности продукции, работ или услуг.

Стандартизация выполняет три социально значимые функции.

1. Упорядочивание объектов (продукции, работ, услуг, процессов), создаваемых людьми в разных странах.

2. Закрепление в нормативных документах оптималь­ных требований к упорядоченным объектам.

3. Установление правил применения этих норматив­ных документов.

Основными результами деятельности по стандарти­зации являются повышение степени соответствия про­дукции ее функциональному назначению и устранение барьеров в международном товарообмене.

Стандартизация преследует следующие цели:

1. безопасность (отсутствие недопустимого риска для граждан или их имущества, связанного с возможно­стью нанесения ущерба); взаимозаменяемость (использование одного изде­лия, услуги или процесса как субститута другого изделия, услуги, процесса для выполнения одних и тех же требований);

2. совместимость (пригодность к совместному, но не вызывающему нежелательных последствий исполь­зованию при заданных условиях для выполнения ус­тановленных требований);

3. унификация (приведение к единообразию) техниче­ских характеристик изделий, документации, средств коммуникации (терминов, обозначений и пр.);

4. экологическая безопасность (защита окружающей среды от неблагоприятного воздействия изделия, услуги, процесса);

5. повышение конкурентоспособности;

6. рационализация использования ресурсов;

7. обеспечение научно-технического прогресса.

Основополагающими научными принципами стан­дартизации являются:

1. комплексность стандартизации;

2. опережающее развитие стандартизации;

3. классификация.

Принцип комплексности стандартизации заключает­ся в систематизации и оптимальной увязке комплекса факторов, обеспечивающих требуемый уровень качества продукции, в процессе установления и применения нор­мативной документации (НД).

Так, например, комплексная стандартизация в горно­добывающей промышленности — это процесс установле­ния и применения НД, определяющей качество мине­рального сырья и продуктов его переработки, технологи­ческих процессов добычи и обогащения, методов контро­ля, правил приемки, хранения и транспортировки.

Нормативная документация представляет собой до­кументы, содержащие правила, общие принципы и характеристики, имеющие отношение к определенным видам деятельности или их результатам, и доступные широкому кругу пользователей.

Принцип опережающего развития стандартизации — это развитие стандартизации с учетом изменения во времени показателей качества объектов стандартизации.

Опережающая стандартизация — стандартизация, заключающаяся в установлении повышенных по отноше­нию к уже достигнутому на практике уровню норм, тре­бований к объектам стандартизации, которые, согласно прогнозам, будут оптимальными в последующее время.

Принцип классификации заключается в выделении клас­сификационных признаков у объекта стандартизации и их ранжировании по значимости для определения объекта. При этом различают общую и частную классификации.

Общая классификация подразумевает выделение ос­новных классификационных признаков объекта и их ранжирование по значимости. Классификация выпол­няется только в десятичной системе.

Частная классификация производится на базе общей классификации и, как правило, учитывает функцио­нальные условия при обращении объекта.

Примеры: Универсальный десятичный классифика­тор (УДК), классификация промышленной продукции на государственном и отраслевом уровнях (ОКП).

Характеристики методов стандартизации сведены в табл. 8.

 

 

Таблица 8. Характеристики методов стандартизации.

 

Существуют две разновидности стандартизации: фактическая и официальная.

Фактическая стандартизация отражает некоторые исторически сложившиеся особенности и правила жиз­ни общества (календарь, письменность, счет и т. д.).

Официальная стандартизация является результатом целенаправленной деятельности и всегда завершается выпуском нормативной документации, составляемой по определенной форме, имеющей определенную сферу и конкретные сроки действия.

Стандартизация может осуществляться на различ­ных уровнях:

• международном (участие в стандартизации откры­то для органов по стандартизации любой страны);

• региональном (участие в стандартизации откры­то для органов по стандартизации любой страны одного географического или экономического ре­гиона);

• национальном (стандартизация осуществляется в одной конкретной стране).

В процессе стандартизации вырабатываются харак­теристики, правила, требования и т. п., касающиеся объекта стандартизации, которые оформляют в виде нормативных документов.

К документам в области стандартизации, применяе­мым на территории Российской Федерации, относятся:

• национальные стандарты;

• правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;

• применяемые в установленном порядке классифика­ции, общероссийские классификаторы технико-эко­номической и социальной информации;

• стандарты организаций.

Стандарт — документ, в котором в целях доброволь­ного многократного использования устанавливаются ха­рактеристики продукции, правила выполнения и ха­рактеристики процессов ее производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а так­же параметры выполнения работ или оказания услуг.

 

Техническое регулирование — правовое регулиро­вание отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, пере­возки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отноше­ний в области оценки соответствия.

Федеральный закон «О техническом регулирова­нии» от 27 декабря 2002 года определил новую систе­му установления и применения требований к различ­ным объектам. Основные задачи реформирования ста­рой системы:

• повышение возможностей производителей;

• уменьшение административного давления на произ­водителей;

• повышение эффективности защиты внутреннего рынка от некачественной продукции;

• устранение технических барьеров в торговле.

• Инструментарий технического регулирования:

1. технические регламенты и стандарты;

2. процедуры подтверждения соответствия;

3. аккредитация;

4. государственный контроль и надзор.

применение единых правил установления требова­ний к объектам;

▪ соответствие уровню развития отечественной матери­ально-технической базы, экономики, науки и техники;

▪ независимость органов по сертификации и органов по аккредитации от производителей и покупателей;

▪ недопустимость ограничения конкуренции при осу­ществлении аккредитации и сертификации;

▪ единство правил и методов исследований или испы­таний и измерений при проведении процедур обя­зательной оценки соответствия;

▪ недопустимость совмещения полномочий органа го­сударственного контроля (надзора) и органа по сер­тификации;

▪ недопустимость совмещения одним органом полно­мочий на аккредитацию и сертификацию;

▪ запрет на внебюджетное финансирование государ­ственного контроля (надзора) за соблюдением тре­бований технических регламентов.

В сфере технического регулирования федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты ис­ключительно рекомендательного характера (за исклю­чением технического регулирования в отношении обо­ронной продукции и продукции, сведения о которой составляют государственную тайну).

Технический регламент — документ, устанавлива­ющий обязательные для применения и исполнения тре­бования к объектам технического регулирования (про­дукции в том числе зданиям и сооружениям, процес­сам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Стандарт — документ, в котором в целях доброволь­ного многократного использования устанавливаются ха­рактеристики продукции, правила осуществления и ха­рактеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, оказания услуг или выполнения работ. Стандарт также может со­держать требования к терминологии, символике, упаков­ке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Технические регламенты должны приниматься ис­ключительно в следующих целях:

▪ защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственно­го или муниципального имущества;

▪ охраны окружающей среды, жизни или здоровья жи­вотных и растений;

▪ предупреждения действий, вводящих в заблуждение покупателей. Содержание технического регламента

Обязательное:

▪ полный перечень объектов технического регулиро­вания, в отношении которых устанавливаются тре­бования данного регламента;

▪ правила идентификации объекта технического регу­лирования для целей применения данного техничес­кого регламента.

Возможное:

▪ правила и формы оценки соответствия (включая схемы);

▪ предельные сроки оценки соответствия каждого объекта технического регулирования;

▪ требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Технические регламенты устанавливают минималь­но необходимые требования, обеспечивающие:

▪ пожарную безопасность;

▪ промышленную безопасность;

▪ биологическую безопасность; о химическую безопасность;

▪ взрывобезопасность;

▪ термическую безопасность;

▪ электрическую безопасность;

▪ ядерную и радиационную безопасность;

▪ механическую безопасность;

▪ безопасность излучений;

▪ электромагнитную совместимость в части обеспече­ния безопасности работы оборудования и приборов;

▪ единство измерений.

До 2010 года в России предполагается разрабо­тать около 2000 технических регламентов. В середине 2004 года на стадии обсуждения находились более 40 проектов технических регламентов. Бывшие ГОСТы (современный фонд составляет 25 000 документов) по­лучают статус добровольных документов. Включенные в них обязательные требования будут выведены по мере разработки технических регламентов.

В соответствии с Законом «О техническом регули­ровании» в Российской Федерации предусмотрено два вида технических регламентов:

1. общие, требования которых обязательны для приме­нения и соблюдения в отношении любых объектов технического регулирования;

2. специальные, в которых учитываются технологичес­кие и иные особенности отдельных объектов техни­ческого регулирования.

Порядок разработки и принятия

технического регламента

1. Разработка проекта технического регламента. Раз­работчиком проекта может быть любое лицо.

2. Публикация уведомления о разработке проекта тех­нического регламента.

3. Публичное обсуждение проекта технического регла­мента. Срок обсуждения не может быть менее двух месяцев.

4. Публикация о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента.

5. Внесение субъектом права законодательной иници­ативы проекта федерального закона о техническом регламенте в Государственную Думу.

6. Получение Государственной Думой отзыва Прави­тельства Российской Федерации на проект феде­рального закона о техническом регламенте; отзыв готовится с учетом результатов экспертизы проекта технического регламента экспертной комиссией, включающей представителей федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, об­щественных объединений предпринимателей и т. д.

7. Принятие Государственной Думой федерального за­кона о техническом регламенте в первом чтении.

8. Обсуждение поправок к принятому в первом чтении Государственной Думой федеральному закону о тех­ническом регламенте.

9. Получение Государственной Думой отзыва Прави­тельства Российской Федерации на проект феде­рального закона о техническом регламенте, подго­товленный ко второму чтению.

10. Принятие закона о техническом регламенте.

 

 

 

Правовые основы стандартизации в России установ­лены Законом Российской Федерации «О техническом регулировании». На основании норм данного Закона в России стандартизация осуществляется в соответствии со следующими принципами:

• добровольного применения стандартов;

• максимального учета при разработке стандартов за­конных интересов заинтересованных лиц; примене­ния международного стандарта как основы разработ­ки национального стандарта, за исключением случа­ев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международ­ных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами вы­ступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения;

• недопустимости создания препятствий производ­ству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это мини­мально необходимо для выполнения целей стандар­тизации, указанных в Законе;

• недопустимости установления таких стандартов, ко­торые противоречат техническим регламентам;

• обеспечения условий для единообразного примене­ния стандартов.

Национальным органом по стандартизации в Рос­сии является Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (бывший Государствен­ный комитет Российской Федерации по стандарти­зации и метрологии) — Госстандарт России. Феде­ральное агентство по техническому регулированию и метрологии находится в ведении Министерства про­мышленности и энергетики и действует на основании Положения, утвержденного Постановлением Прави­тельства Российской Федерации от 17 июня 2004 года № 294. При этом название «Госстандарт» рассматри­вается как бренд.

Основные задачи агентства

1. Организация и государственное управление стан­дартизацией.

2. Организация и государственное управление дея­тельностью по обеспечению единства измерений.

3. Формирование и реализация государственной поли­тики в области сертификации продукции и услуг.

4. Создание условий для обеспечения качества и безо­пасности российских товаров и услуг, повышения их конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынках.

5. Государственный контроль и надзор за соблюдени­ем обязательных требований стандартов и техничес­ких регламентов.

6. Участие и защита интересов России в деятельности международных (региональных) организаций по стандартизации, метрологии и сертификации.

7. Ведение федерального информационного фонда тех­нических регламентов и стандартов и единой инфор­мационной системы по техническому регулирова-" нию.

8. Разработка федеральной системы каталогизации продукции для федеральных государственных нужд.

9. Профессиональная подготовка и повышение квали­фикации кадров в области стандартизации, метро­логии, сертификации и обеспечения качества.

10. Федеральное агентство по техническому регулиро­ванию и метрологии осуществляет государственное уп­равление стандартизацией, метрологией и сертификаци­ей в стране непосредственно и через находящиеся в его ведении центры стандартизации, метрологии и серти­фикации и государственных инспекторов по надзору за государственными стандартами и обеспечению единства измерений (рис. 27). В деятельность по стандартизации в Российской Федерации также вовлечены:

• научные организации Госстандарта:

1. ВНИИКИ — Всероссийский НИИ классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству;

2. ВНИИСтандарт — Всероссийский НИИ стандарти­зации;

3. ВНИИС — Всероссийский НИИ сертификации;

4. ВНИИНМАШ — Всероссийский НИИ стандарти­зации и сертификации в машиностроении;

5. ВНИИМС — Всероссийский НИИ метрологической службы;

6. ВНИЦСМВ — Всероссийский научно-исследова­тельский центр стандартизации, информации и сер­тификации сырья, материалов и веществ;

7. ГП ВНИИОФИ — госпредприятие «Всероссийский НИИ оптико-физических измерений»;

8. ГП «ВНИИМ им. Д. И. Менделеева» — госпредприя­тие «Всероссийский НИИ метрологии им. Д. И. Мен­делеева»;

9. ВНИИСС агропродукт — Всероссийский НИИ стандартизации и сертификации агропромышленной продукции;

10. ВС НИИФТРИ - Восточно-сибирский НИИ фи- зико-технических и радиотехнических измерений;

11. УНИИМ — Уральский НИИ метрологии;

12. ВНИИР — Всероссийский НИИ расходометрии;

13. НИЦПВ — научно-исследовательский центр по изу­чению свойств поверхности и вакуума;

14. ГП ВНИИФТРИ — госпредприятие «Всероссий­ский НИИ физико-технических и радиотехнических измерений»;

15. ГП ВНИИФТИ «Дальстандарт» — госпредприятие «Всероссийский НИИ физико-технических измере­ний «Дальстандарт»;

16. ГП НЦОФИ — госпредприятие «Научный центр ori- тико-физических исследований»;

17. АО НИЦ КД — АО научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем;

18. ГП СНИИМ — госпредприятие «Сибирский госу­дарственный НИИ метрологии»;

▪ министерства и ведомства;

▪ технические комитеты по стандартизации (более 350);

▪ заинтересованные предприятия и организации.

 

 

 


Рис.27. Система Госстандарта России.

Существующее с 1999 года Федеральное государствен­ное унитарное предприятие РИА «Стандарты и качество» сочетает в себе функции традиционного издательства и органа научно-технической информации и издает ката­лог «Стандартизация. Метрология. Сертификация. Уп­равление качеством. Экология» и следующие журналы:

• «Стандарты и качество»;

• «Методы менеджмента качества»;

• «Вестник Госстандарта России»;

• «Партнеры и конкуренты»;

• «Мир измерений»;

• «Европейское качество».

 

К документам по стандартизации, применяемым на территории России, относятся:

• национальные стандарты (стандарты, утвержденные национальным органом Российской Федерации по стандартизаци и);

• правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;

• применяемые в установленном порядке классифика­ции, общероссийские классификаторы технико-эко­номической и социальной информации;

• стандарты организаций (стандарты, разрабатывае­мые и утверждаемые организациями самостоятель­но, исходя из их внутренней необходимости в целях совершенствования производства и обеспечения ка­чества продукции, оказания услуг или выполнения работ, а также для распространения и использова­ния полученных в разных областях знаний резуль­татов исследований или испытаний, измерений и разработок).

Национальные стандарты разрабатываются в соответ­ствии с программой разработки национальных стандар­тов, утвержденной национальным органом по стандар­тизации.

Разработчиком национального стандарта может быть любое лицо.

Разработчик национального стандарта должен уве­домить национальный орган по стандартизации об име­ющихся в проекте стандарта отличиях от положений соответствующих международных стандартов. Это уве­домление публикуется в печатном издании Федераль­ного агентства по техническому регулированию и мет­рологии и в сети Интернет.

Проект национального стандарта подлежит публич­ному обсуждению, срок которого со дня опубликования уведомления о разработке проекта стандарта не может быть менее двух месяцев.

Проект национального стандарта вместе с перечнем полученных в письменной форме замечаний и предло­жений заинтересованных лиц представляется разработ­чиком в технический комитет по стандартизации для экспертизы проекта стандарта.

По результатам экспертизы технический комитет по стандартизации вносит в национальный орган по стан­дартизации мотивированное предложение об утвержде­нии или отклонении проекта национального стандарта.

Национальный орган по стандартизации принима­ет решение об утверждении или отклонении нацио­нального стандарта. В случае положительного решения уведомление об утверждении национального стандар­та должно быть опубликовано в печатном издании Федерального агентства по техническому регулирова­нию и метрологии и в сети Интернет в течение 30 дней со дня утверждения стандарта.

Перечень национальных стандартов, которые могут­на добровольной основе применяться для соблюдения требований технических регламентов, публикуется на­циональным органом по стандартизации в печатном издании Федерального агентства по техническому ре­гулированию и в сети Интернет.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Стандарты ISO 9000 | Международная стандартизация
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1614; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.