Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стандарты ISO 9000

 

Стандарты серии ISO 9000 — это пакет документов по менеджменту качества, подготовленный Техничес­ким комитетом 176 Международной организации по стандартизации (ISO/TC 176). Семейство стандартов ISO 9000 изображено на рис. 24.

Процедурой ISO предусмотрено периодическое ре­дактирование стандартов ISO-9000, применяемых в об­ласти менеджмента качества.

Первая редакция стандартов серии ISO датирует­ся 1987 годом; вторая вышла в 1994 году; третья – в 2000 – м.

 

 

Рис. 24 Семейство стандартов ISO-9000

Стандарты ISO 9000 содержат минимальные требова­ния, которым должна соответствовать организация работ по обеспечению гарантии качества независимо от того, какую именно продукцию выпускает предприятие или какие услуги оно оказывает. Если система управления ка­чеством, в рамках которой реализуются процессы управ­ления в данной организации, соответствует требованиям стандартов ISO, то это воспринимается потребителями как убедительное доказательство способности фирмы обеспечить выпуск продукции, выполнение работ или оказание услуг требуемого уровня качества. Одной из важнейших черт этих стандартов являет­ся их универсальность, т. е. принципиальная примени­мость ко всем без исключения видам деятельности.

Отличительной особенностью международных стан­дартов ISO 9000 является то, что они устанавливают степень ответственности руководства организации за качество

Стандарты ИСО 9000, ИСО 9001 и ИСО 9004 в ка­честве государственных стандартов Российской Феде­рации используются под следующими названиями:

ГОСТ Р ИСО 9000-2001 - «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»;

ГОСТ Р ИСО 9001-2001 - «Системы менеджмента качества. Требования»;

ГОСТ Р ИСО 9004-2001 - «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности».

Стандарт ISO 9000-2000. В редакции 2000 года стандарт ISO 9000 заменяет ISO 9000-1994 и ISO 8402. Стандарт ISO 9000-2000 имеет следующую структуру. Введение.

• Область применения.

• Основные положения систем менеджмента каче­ства.

• Термины и определения.

Приложения.

Терминологический словарь в редакции 2000 года содержит новые термины и уточненные устаревшие по­нятия, примеры которых приведены в табл. 6.

Стандарт ISO 9001. Стандарт ISO 9001, предназна­ченный для сертификации системы качества, излагает минимальные требования к организации, обеспечиваю­щие достижение удовлетворенности заказчика. Стан­дарт ISO 9001-2000 имеет следующую структуру.

Введение.

• Область применения.

• Нормативные ссылки.

• Определения.

• Система менеджмента качества.

• Ответственность руководства.

• Менеджмент ресурсов.

• Процессы жизненного цикла продукции.

• Измерение, анализ и улучшение.

Приложения.

Стандарт ISO 9004, имеющий аналогичную струк­туру, служит для совершенствования деятельности в организации, ориентируя организацию на учет и мак­симально возможное удовлетворение требований всех заинтересованных сторон: потребителей, владельцев бизнеса, персонала, поставщиков, общества в целом.

 

Таблица 6. Изменения в терминологиистандартов ISO 9000

Термин Терминология ISO 8402-1994 Терминология ISO 9000-2000
1.Качество   Совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. Способность совокупности внутренне присущих характеристик продукции, системы, процесса выполнять требования заказчика и других заинтересованных сторон.
2.Удовлетворенность неудовлетворенность заказчика Нет. Мнение заказчика относительно того, в какой степени сделка удовлетворяет не удовлетворяет потребности и ожидания заказчика. Примечание1. Сделка – это специфическое время и событие, основанные на совместных потребностях и ожиданиях и их взаимосвязь между всеми заинтересованными сторонами. Примечание 2. Претензии заказчика являются общим показателем неудовлетворенности сделкой, но их отсутствие не обязательно подразумевает удовлетворенность заказчика.
3. Система Нет. Объект, состоящий из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.
4.Система качества Совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством. Примечание. Система качества организации предназначена прежде всего для удовлетворения внутренних потребностей управления организацией. Система для установления политики в области качества и целей в области качества и для достижения э тих целей.
5.Улучшение качества Нет. Примечание. Термин «непрерывное улучшение качества» используется, когда улучшение качества является поступательным и организация активно ищет и стремится к возможностям улучшения.
6.Планирование качества Деятельность, которая устанавливает цели и требования к качеству и применению элементов системы качества. Примечание. Планирование качества охватывает: планирование качества продукции, планирование управленческой и функциональной деятельности, подготовки программы качества и выработку положений по улучшению качества. Часть менеджмента качества, сфокусированная на установлении целей в области качества и определении необходимых операционных процессов и соответствующих ресурсов для выполнения целей качества. Примечание. Разработка программ качества может быть частью планирования качества.

 

Стандарт ISO 9004 определяет такое фундаменталь­ное понятие, как петля качества (жизненный цикл про­дукта). Петля качества лежит в основе всех систем качества.

Рис.25. Стадии ЖЦП

 

Она включает 11 этапов или стадий жизненно­го цикла продукта (рис. 25), на каждом из которых должна производиться оценка качества:

• маркетинг, изучение рынка (МИР);

• проектирование, конструирование (ПК);

• материально-техническое обеспечение (МТО);

• технологическая подготовка производства (ТПП);

• производство продукта (ГШ);

• контроль и испытания (КИ);

• упаковка и хранение (УХ);

• реализация и поставка продукта (РПП);

▪ монтаж и эксплуатация (МЭ);

техническая помощь и обслуживание (ТПО);

• утилизация продукта (УП).

Кроме стандартов ISO 9000 в пакет входят вспомо­гательные (поддерживающие) стандарты и руководства (стандарты процессов и документов), связанные либо с общими элементами ISO 9000, либо с узкой коммерчес­кой или производственной спецификой.

Руководства из семейства стандартов можно сгруп­пировать по трем основным направлениям (рис. 26).

Стандарт ISO 10013 «Руководящие указания по раз­работке руководств по качеству» содержит рекоменда­ции по составлению основополагающего документа си­стемы качества — Руководства по качеству. Стандарты серии ISO 9000 создавались как не за­висимые от отраслей промышленности. Однако сего­дня ISO/TC 176 работает над расширением семейства ISO 9000 за счет документов (руководств или проек­тов стандартов), отражающих отраслевую специфику. В первую очередь это относится к таким областям де­ятельности, как переработка материалов, услуги, раз­работка интеллектуальной продукции, управленческая деятельность (аудит, обучение персонала и т. д.).

 


Рис. 26. Виды руководств семейства стандартов ISO 9000

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Простые инструменты крнтроля качества. Гистограммы | Порядок разработки национальных стандартов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1259; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.