Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности русской философии




Основными идеями русской философии были:

1. Идея соборности. Представитель славянофильства - А. Хомяков (1804-1860) - понимал соборность не только как атрибут церкви, а общий принцип устройства мира. Это есть множество, собранное силой любви в «свободное и органическое единство», оно присуще церкви, обществу, человеку, творчеству. Воплощением соборности является община. Каждый народ - коллективная личность.

2. Западническое направление в русской общественно-политической жизни самой главной считало идею свободы. В. Белинский отмечал: «Во мне родилась какая-то дикая, бешеная, фантастическая любовь к свободе и независимости человеческой личности».

3. Нравственные и религиозные мотивы в русской философии представляют Ф. Достоевский и Л. Толстой. Достоевский предал анафеме (в своих произведениях) культ сильной личности. Общественное зло, по его мнению, порождается не столько социальными условиями, сколько сложной природой человека. Ему нужно противопоставить самоусовершенствование личности. В этом он видел положительное влияние церкви.

4. Представитель идеи гуманизма Л. Толстой выступал за принципы «любви» и «непротивления злу насилием» как главные принципы жизни.

5. Вершиной достижения философской мысли в России было творчество В. Соловьёва (1853 – 1900). Он вошёл в философию как миссионер идеи Всеединства. Концепцию славянофилов о соборности, связанную только с русским этносом, он развил до великого Всеединства, охватывающего все культуры и народы. Он предостерегал от проповеди исключительности любого народа. В этике В. Соловьёв проповедовал христианскую любовь как объединяющее начало человечества.

В учении В. Вернадского, как и всех русских космистов, главное внимание тоже было уделено идее единения. Природу они рассматривают как общий источник происхождения человека, объединяющее начало. Отсюда благоговейное отношение к природе и космосу в целом, ответственность человека в условиях могущественного воздействия человека как планетарной силы, её влияние на Космос (понятие ноосферы).

Русский космизм представлен именами Н. Фёдорова, В. Соловьёва, Н. Умова, К. Циолковского, В. Вернадского, П. Флоренского, Н. Холодного, А. Чижевского. Главными идеями их учений были единство человека с космосом, космическая природа человека и космический масштаб человеческой деятельности. В русском космизме представлены две тенденции.

Одна - это космизм либо с примесью фантастики, либо опирающийся на теологию. В философии «общего дела» Фёдорова центральной стала тема постоянного расширения поля деятельности человека, включающего в сферу своей активности космическое пространство. Человек овладевает не только пространством, но и временем. Благодаря познанию, опыту и труду, полагает Н. Фёдоров, человек даже способен обрести бессмертие и возвратить к жизни ушедшие поколения. В. Соловьёв в своей философии всеединства обосновывал идею о том, чтобы подготовить человечество к переходу на более высокую стадию эволюции, на которой возникает «богочеловечество», возвышенное и высокодуховное. В сотворчестве с Богом человечество должно изменить мир, освободив его от распада, уничтожения и гибели.

Другая тенденция в русском космизме тесно связана с развитием естествознания. В 90-ые годы XIX ст. физик Н. Умов рассматривал человека и общество с точки зрения их места в универсальном процессе роста энтропии. Именно человеческую культуру он считал мощным фактором в космическом противодействии хаосу, увеличению энтропии. Эти идеи были развиты в учении К. Циолковского. Его известные всему миру технические разработки были продолжением его «космической философии». Космос он представлял наполненным различными формами жизни, даже бессмертными существами, способными непосредственно ассимилировать солнечную энергию. По его мнению, изменится также и физическая природа человека, достигнув совершенства. Наиболее полно идея космизма воплотилась в учении В. Вернадского о роли биосферы и ноосферы в истории Земли и Вселенной.

Русский космизм привлекателен не только верой в безграничные способности человека, но и тем, что этот прогресс не мыслится вне единства всего человечества и его нравственного совершенствования.

 

22. Философская мысль в Беларуси

Истоки философской мысли на белорусской земле идут от учений и просветительской деятельности Ефрасиньи Полоцкой и Кириллы Туровского. Е. Полоцкая явила собой образ жизни, подчинённый единой задаче, цели, стремлению - служить Богу, добру. Человек должен сам решать, что есть добро и зло, какая жизнь является истинной, а какая неистинной. Подлинная жизнь человека заключается в верности идее, избранной цели, это ориентация на высшие духовные ценности. В сугубо земных делах княжна-просветительница учила старых терпению, юных - душевной чистоте, слову благородному; при старших молчать, мудрых слушать, к старшим - покорности, к равным и младшим - любви некриводушной. И не хотела она видеть, что кто-нибудь враждовал: ни князь с князем, ни боярин с боярином, ни простой человек со своим другом, а всех желала видеть единодушными.

К. Туровский по праву считается вторым Златоустом. Будучи епископом Туровским, Кирилл прославился своим красноречием, заботился о душевном совершенстве своих соотечественников. Сохранились его 8 «слов»-заповедей, притчи, 2 канона, 30 молитв-исповедей. Сквозь библейское содержание этих работ прорывается утверждение человеческого интереса к радостям земной жизни, красоте природы, стремление к духовному совершенству.

Философская и общественно-политическая мысль периода Возрождения представлена творчеством Ф. Скорины, М. Гусовского, С. Будного, А. Волана, Л. Сапеги.

Ф. Скорина - первопечатник, мыслитель, гуманист, просветитель и учёный. Напечатал 23 книги Библии. Считал, что в Библии сокрыта не только божественная, но и светская естественная мудрость. Идеал Скорины - это человек, который объединяет в себе мудрость библейскую и философскую. Знание - необходимое условие нравственной жизни. Образование, культура показывают человеку путь к добру. Подлинное достоинство человека заключается не в его происхождении, не в знатности и не в социальном положении, а в таких качествах, как интеллект, моральный облик, способности, благодаря которым он приносит пользу обществу.

С. Будный - преимущественно теолог, но даёт философскую критику некоторым положениям религиозной догматики. Он глубоко убеждён в преимуществе знаний над верой, истолковывает многие библейские чудеса как природно обусловленные явления. Он отклоняет традиционное положение о троице и признает Богом только отца. «Дух» Будный считает только «атрибутом отца», а Христа вообще считает человеком. Слово - это моральная проповедь Христа, оно не может быть ранее Бога. Слово - не начало мира, а начало Нового Завета. Истины Священного писания должны проверяться разумом. В его этике главной является идея духовно-моральной свободы человека.

В целом для периода Возрождения и Реформации характерна философия на основе лучших достижений европейской духовной культуры. На протяжении XVII-XVIII веков в развитии философии в Беларуси обнаруживаются новые тенденции, свидетельствующие о влиянии католицизма. Возникают идейные комплексы схоластики и эклектики. Схоластическая, «школьная», философия получила распространение через систему иезуитского образования и представлена серьёзными трёхлетними учебными курсами, воспитавшими десятки профессиональных философов. Эклектика - это идейный комплекс, синтез схоластики и наукоцентристской новой философии. Представляли это направление профессора Виленского университета А. Скарульский, С. Шадурский, Б. Добшевич, К. Нарбут и др. Они активно вовлекали в философский процесс идеи Коперника, Декарта, Ньютона, Локка, Лейбница. Эклектики осуществляют поворот от теологически-метафизической картины природы к естественнонаучной. Природа трактуется как результат саморазвития, а человек - как часть природного мира.

Эклектика во многом подготовила просветительский этап в развитии философии. Деятельность М. Пачобута, Я. Снядзецкого и др. основана на идеях научного разума, распространении науки как «лекарства» от болезней человека и общества. Я. Снядзецкий критикует Канта за ограничения научного познания и априоризм. Важной темой философии просвещения была проблема отношений человека и общества, человека и государства. Просветительские тенденции характерны и для первой половины XIX века, когда белорусские земли находились в составе Российской империи. Под сильным имперским влиянием культурно-просветительские идеи дополняются национально-освободительными. В свою очередь идеи национального освобождения вызвали к жизни потребность их философского обоснования. В студенческих обществах филоматов и филаретов, в «Демократическом обществе» Ф. Савича, исследованиях этнографии белорусского края, публицистике (Виленский университет закрыт царским указом) осуществляется философская работа по освоению достижений немецкой классики, философии революционного демократизма - поиск философских основ национальной идеи, возможности национальной философии.

Период со 2-ой половины XIX века и XX век можно условно определить как период формирования философии национальной идеи. Большое влияние на развитие философии оказали белорусские революционные демократы: К. Калиновский, Ф. Богушевич, Я. Купала, Я. Колас и др. Национальное освобождение они связывали с освобождением социальным и, самое главное, с нравственной свободой человека. Социальное, классовое освобождение человека труда, крестьянина оказалось созвучным идеям марксистской философии. В 20-30-х годах XX века оформляются две тенденции в развитии философии на Беларуси:

· советская, официальная, диалектико-материалистическая философия;

· философия белорусской национальной идеи.

Для первой тенденции характерен идеологизированный классовый подход и постепенное его преодоление с учетом мировой философской и научной мысли (С. Вольфсон, Б. Быховский, К. Буслов, Д. Широканов, Ю. Харин, В. Степин и др.).

Другому направлению свойственен философский поиск Беларуси и беларуса в контексте мировой культуры и философии культуры (М. Горецкий, И. Абдиралович, К. Чорный, А. Розанов, В. Акудович и др.)

В последнее десятилетие XX века наиболее характерны для философии Беларуси тенденции современной философии: философии и методологии науки, культурологии, философской антропологии, герменевтики, цивилизационной динамики и др.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 413; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.