КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проблема сознания в философии. Онтология сознания
Проблема сознания - одна из самых трудных. Сознание не существует как отдельный предмет или процесс, и его невозможно познать как природное явление методами естествознания. Сознание - это идеальная реальность, его нельзя изолировать от его содержательной связи с миром и человеком одновременно, потому что вне этой связи оно не существует. Философы говорят, что сознание существует несубстанциально. В истории философии проблема сознания имеет два уровня своего решения. Первый заключается в описании способов, какими даны вещи в сознании. Второй - ставит цель объяснить, как сознание возможно. В наше время философы и ученые пытаются ответить на вопросы как формируется образ предмета на основе отдельных актов сознания, как воздействуют образы на мир и самого человека и т.п. Каждая эпоха вырабатывала свои представления о сознании, а эти представления формировали образ мира, понимание политики, морали. Философы античности понимали, что сознание есть всеобщая связь между человеком и миром. Сознание направлено на внешний мир. Сознание - это не только знание о внешнем мире, но прежде всего знание о собственном духовном опыте. Христианство вводит впервые в структуру сознания время. Сознание есть знание необратимости времени. В христианстве сознание приобретает этический смысл. В Новое время на решение проблемы сознания решающее значение оказало мировоззрение антропоцентризма. Отказ от идеи Бога привел к тому, что человек абсолютизировал свою индивидуальность в свой разум. Предполагалось, что человеческая мысль сама себя порождает и детерминирует. Сознание есть некий сосуд, в котором содержатся идеи и образ до того, как оно включится в общение с миром. Если в античности сознание понималось как результат воздействия внешнего мира на внутренний, то в Новое время акцент переносится с восприятия на воображение. Когда сознание работает в режиме воображения, то не предметы запечатлеваются в нем, а оно само творит мир, т.е. предметный мир зависит от структур сознания. Сознание стало средством доказательства существования реального природно-предметного мира. Оно было отождествлено с интеллектуальной деятельностью, с мышлением. В целом, выясняя сущность сознания, воспроизводя различные трактовки, философия сознания исходит из фундаментальных метафизических, онтологических, гносеологических и др. оснований. Можно говорить о выделении следующих основных подходов, парадигм философии сознания: субстанциальной, функциональной, экзистенциально-феноменологической и социокультурной. Исторически первой моделью философии сознания была субстанциальная концепция (Платон, Аристотель, Р. Декарт, Б. Спиноза, Гегель и др.), рассматривавшая идеальные начала в качестве первосущности (субстанции) мира. Апеллируя к разуму как наиболее значимому и универсальному свойству сознания, субстанциализм проецирует разум на структуру Универсума в целом. Разум здесь выступает гарантом единства и упорядоченности бытия, той субстанциальной основой, которая обеспечивает мировой порядок и гармонию. Индивидуальное человеческое сознание рассматривается как отдельное проявление Мирового Разума, законы организации которого совпадают с логикой мышления, а идеи, посредством которых конституируются сущностные свойства объектов, определяют его содержание. Функциональная моделъ (Т. Гоббс, Дж. Локк, К. А. Гельвеций, Д. Дидро, Л. Бюхнер, К. Фохт, Я. Молешотт, В. И. Ленин, X. Патнем, Р. Рорти и др.) интерпретирует сознание как функцию материальных систем, в своих исходных характеристиках не содержащих ничего идеального и мыслящего. Согласно этой модели, сознание обеспечивается функционированием нервной системы и мозга. Их единая природа обусловливает согласованность чувственного опыта, являющегося подлинным основанием мышления. При этом сознание выступает не конкретизацией универсальных понятийных конструкций, а субъективным отражением реально существующих объектов и связей действительности, данных нам в ощущениях. Возникновение общих идеальных понятий образуется за счет индуктивного обобщения чувственных данных. Экзистенциально-феноменологическая концепция (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, М. Мерло-Понти и др.) делает акцент на описании опыта индивидуального сознания, центральной характеристикой которого становится интенциональность. Последнее предполагает способность сознания быть всегда «сознанием о...», его нацеленность вовне при одновременном внесении личностных смыслов в действительность. Преодолевая созерцательность классических моделей, феноменология наделяет индивидуальное человеческое «Я» активным конституирующим статусом. Сознание по сути своей есть не столько отражение, сколько осмысление (конституирование смысла) действительности, где смысл как «со-мысль» связан не столько со знанием, имеющим внешний по отношению к человеку источник, но с индивидуально-личностным пониманием, исходящем из самого человека и его экзистенциальной ситуации. При этом сознание не редуцируемо к разуму, но осуществляется как динамическая целостность рефлексивных и дорефлексивных слоев, как «поток» мыслей, чувств, ассоциаций, как единство внутреннего и внешнего. Определенной альтернативой экзистенциально-феноменологической стратегии в современной философии стала социокультурная парадигма интерпретации сознания, рассматривающая последнее как производное от общественного бытия и общественного сознания (марксизм), социальных коммуникаций и взаимодействий (символический интеракционизм), языка и дискурса (структурализм). Генетически и функционально сознание здесь оказывается обусловленным коллективным опытом, который в своей совокупности образует особую интегративную целостность, превосходящую индивидуальность и подчиняющую ее новым формам объективности, коренящимся уже не в субстанциальности разума или природы, но в истории и культуре. Философия выделяет и изучает онтологию сознания через основные типы отношения сознания к миру: познание, деятельность, ценностное отношение. Философия изучает сложные, неоднозначные, нередко противоречивые и драматические отношения разных типов сознания друг к другу (познание и нравственность, добро и красота, истина и ценность). Философию интересуют вопросы об отношении субъективного сознания и сознания объективированного в виде особых предметов - предметов культуры, отношение индивидуального и общественного сознания. Таким образом, специфика онтологического подхода к сознанию задается интересом к определенным «граничным проблемам»: сознание и бытие, познание и нравственность, индивидуальное и общественное (коллективное) сознание. Важнейшей характеристикой сознания в его философском осмыслении является способность сознания к мысленному построению действий и прогнозированию их последствий, контроль и управление поведением личности, ее способность отдавать себе отчет в том, что происходит как в окружающем, так и в своем собственном духовном мире. Функция сознания есть самооценка, саморефлексия в ее уникальности, неповторимости, непосредственном переживании человеком системы своих отношений к миру и самому себе. Философское понятие сознания является интегрирующим ключевым понятием для анализа взаимоотношений человека с действительностью, характеристики одного из фундаментальных свойств высокоорганизованной материи, которое заключается в активной, творческой способности человека как социального существа отображать и познавать объективный и субъективный мир в форме идеальных образов. Таким образом, сущность философского исследования феномена сознания, заключается, во-первых, в выявлении онтологического статуса сознания. С этой точки зрения, сознание осуществляется при помощи мозга, но сознание - не функция мозга самого по себе, а функция специфического типа взаимоотношения социально развитого человека с миром. Такая характеристика сознания предполагает выяснение онтологических истоков сознания в тех формах организации материи, которые предшествуют человеку в процессе ее эволюции. Во-вторых, сознание суть идеальное, его бытие проявляется в форме идеальных образов. В-третьих, сознание обозначает высший уровень психической активности человека, позволяющей благодаря идеальному предвосхищению практической деятельности человека придавать ей целенаправленный характер. В-четвертых, сознание есть не только отображение деятельности, но и отношение к ней. Этим определяется ценностный и вместе с тем личностный аспект сознания, наиболее ярко выражающий социальную природу сознания. В-пятых, сознание предполагает анализ предпосылок развития сложнейших форм самосознания, саморефлексии человека, уникальности и неповторимости переживания системы своих отношений к реальности, социуму, другим людям и самому себе. В сознании всегда есть некие состояния, которые делают возможным как познание и знание, так и морально-нравственные переживания; эти состояния сознания неустранимы из его содержания, они для нас тайна. Сливаясь с содержанем сознания,они формируют предмет современной философии—субъективность.В западной философии сознания такие состояния определяются либо как трансцендентальные феномены Гуссерль,либо как докогитальные,дорефлексивные основы Сартр,Мерло-Понти В научноориентированной философии говорят о механизмах отражения,основополагающих для работы сознания. Итак, сознание - это особое духовное состояние человека, в котором ему одновременно доступен внешний мир и он сам, такое состояние, в котором мгновенно приводится в связь, в соотнесение то, что человек увидел, с тем, что он помыслил. Это сложное системное образование разнообразных идеальных процессов, необходимый способ организации и выражения отношений человека к миру и к самому себе.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 5027; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |