Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Генезис сознания: отражение ( информационное взаимодействие) и социокультурогенез

Сознание можно интерпретировать как сложную многоуровне­вую систему, включающую в себя природно-психические, инди­видуально-личностные и социокультурные проекции. Соответс­твенно проблема генезиса (происхождения) сознания может быть рассмотрена на нескольких уровнях: в контексте общеприродной эволюции, в связи со становлением культуры и общества и в аспек­те онтогенеза (индивидуального развития человека).

Если Р. Декарт и И. Кант объявили сознание первичной реальностью, не детерминированной никакими факторами, то К. Маркс и Ф. Энгельс сформировали идею вторичности сознания, его обусловленности внешними факторами. Сознание есть осознанное бытие. К. Маркс считает, что вне и до реальной человеческой жизнедеятельности сознание не формируется и оно не является исходным ­ теоретико-познавательным отношением человека к миру. Маркс вслед за материалистами-просветителями утверждает, что сознание есть идеальное отражение действительности в голове человека. Развитие форм отражения является генетической предпосылкой сознания. Кроме этого, важное значение имеет развитие и совершенствование мозга и формирование языка.

Что собой представляет сознание как отражение действительности? Какие формы от­ражения предшествовали сознанию? Возникновение сознания было бы чудом без той эволю­ции различных форм отражения в живой природе, которая является его предысторией. В про­цессе развития философии и науки было доказано, что вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением, свойством отражения. Это положение поставило перед наукой фундаментальные вопросы о характере отражения как атрибута материи, о специфике различных форм его проявления на всех уровнях эволюции материи, о сознании как высшей форме отражения, связанного с деятельностью головного мозга человека.

Отражение характеризует способность материальных объектов в процессе взаимодействия с другими объектами воспроизводить в своих изменениях некоторые особен­ности и черты воздействующих на них явлений. Тип, содержание и форма отражения опреде­ляются уровнем и особенностями системно-структурной организации отражающих объектов, а также способом их взаимодействия с отражаемыми явлениями. Вне и независимо от взаимо­действия отражение не существует. Результат процесса отражения проявляется во внутрен­нем состоянии отражающего объекта и его внешних реакциях. В разработке теории отражения выделяются две концепции: функциональная и атри­бутивная. Сторонники функциональной концепции отражения утверждают, что в неорганиче­ских объектах есть лишь предпосылки свойства отражения, но не его активное проявление. Сторонники атрибутивной концепции настаивают на всеобщности свойства отражения. По-видимому, в основе этих концепций лежит соответствующее понимание природы информации и информационного взаимодействия.

Основные вехи в развитии материи и эволюции свойств отражения следующие.

1) Отражение в неживой природе;

2) Отражение в живой природе;

3) Социальное отражение.

Обычно утверждают о наличии трёх уровней отражения: в неживой природе, в живой природе и о социальном отражении или собственно сознании человека и общества. Отражение в неживой природе как информационное отражение дискусссионно. Неживая природа обладает элементарными формами отражения. Отражение в нежи­вой природе на уровне механических и физических систем проявляет слабую активность. Во­прос о переходе от неживой к живой материи недостаточно изучен. На современном этапе в этом плане особого внимания заслуживают данные молеку­лярной биологии. В молекулах ДНК и РНК зафиксирована и воспроизводится вся необходи­мая информация, программирующая индивидуальное развитие и преемственность в цепи по­колений живых систем. Генетическая информация - это уникальная, специфическая форма отражения предшествующей истории, развития живых объектов в молекулах ДНК.

На уровне живой природы можно выделить следующие этапы отражения:

Раздражимость - ответная реакция организма на воздействие окружающей среды. Эта форма отражения присуща некоторым видам растений и одноклеточным живым организ­мам. Специфика этой формы отражения состоит в том, что: организм реагирует на биологиче­ски важные факторы; организм реагирует как целое, поскольку нет дифференцированных ор­ганов, частей организма; изменения происходят без временного разрыва, так как сохраняю­щие реакции запускаются сразу.

Следующий тип отражения - чувствительность - способность организма иметь ощу­щения, отражающие отдельные свойства предметов, воздействующих на организм. У низших животных недифференцированны органы чувств. В дальнейшем появляются особые органы чувств, которые образуют центральные нервные узлы у беспозвоночных и центральную нерв­ную систему у позвоночных. В результате формируются органы отражения- ЦНС и головной мозг. Высшей формой биологического отражения является психика. Формирование ее было связано с появлением особого, более мощного, чем на предыдущих уровнях, взаимодействия организма и среды, связанного с ориентировочно-поисковым поведением животных, форми­рованием программ безусловных и условных рефлексов и т.д. Условные рефлексы присущи как высшим животным, так и человеку, но сознание человека качественно отличается от пси­хики животных.

Мозг воспринимает воздействия внешней среды и формирует ее идеальный образ. С точки зрения современной нейрофизиологии идеальное есть пред­метная (относящаяся к предмету), функционально выделенная сторона нейродинамического кода или нейродинамической модели. Информа­ция о внешних предметах, закодированная в электромагнитной волне, проходя через оптическую систему (хрусталик глаза) и попадая на сет­чатку, перекодируется в форме нервного импульса, передающегося по зрительному нерву в затылочную часть мозга, где она опять перекоди­руется на нейронном носителе. Нейродинамический код - это сплав ин­формации об объекте с нейрофизиологическим субстратом. В результа­те сложнейших процессов, механизм которых не ясен до сих пор, пред­метная, информационная, предметная часть нейродинамического кода выделяется в идеальный образ, в котором нейрофизиологический суб­страт не представлен (элиминирован).

Философский анализ идеального образа предполагает ответ на вопрос, что собою представляет сознание с точки зрения его материального носителя – мозга? Сознание не может существовать в отрыве от материи. Это противоречит современной науке. Мозг представляет собой сложную функциональную систему, тончайший нервный ап­парат, высшую форму организованной материи в известной нам части Вселенной. От уровня структурной организации мозга зависит и уровень его отражательной способ­ности. Сознание человека формируется в связи с развитием его мозга. Врожденное недораз­витие мозга, как доказывает современная медицина, сопровождается слабоумием, слабо­стью волевой сферы и т.д.

Кора головного мозга состоит из огромного количества нервных клеток - нейронов (до 15 млрд.), что в принципе может позволить одному человеку хранить в уме запас сведений, накопленный человечеством. Если эти клетки расположить в ряд, то они образуют цепь дли­ной 15 тыс.км. Каждая из них посредством отросточков (длинных - аксонов и коротких - дендритов) находится в контакте с тысячами других, образуя в целом ажурную сеть с неисчисли­мым множеством связей, уходящим по нервным волокнам к нервным окончаниям органов чувств.

Учение о мозге прошло длительную историю, в которой выделяются две основные тенденции: концепция строгой локализации психических явлений и точка зрения, согласно ко­торой мозг функционирует как единое целое.

В начале XIX века австрийский ученый Ф. Галль попытался построить органологию мозга. Он рассматривал мозг как совокупность органов, в которых будто бы помещаются па­мять, родительская любовь, поэтический талант, хитрость, преданность и т.д. В пользу данной концепции накапливался материал. Так, было обнаружено, что разрушение лобной извилины левого полушария ведет к поражению речи. При поражении левой височной области человек перестает слышать и воспринимать чужую речь. Была установлена связь зрения с затылоч­ными долями полушарий, а слуха - с височными. Эта линия исследований продолжается до сих пор. Материалы показывали, что ряд эмоций и психических со­стояний весьма однозначно вызываются путем электрического раздражения определенных пунктов головного мозга. При помощи этого метода возможна активизация или подавление таких психических состояний, как боль, тревога, страх, агрессивность, удовольствие и другие. Все это указывает на чрезвычайно большую ответственность за использование достижений науки о мозге. Были обнаружены центр удовольствия, неприятности, пункт ярости и т.п.

Однако в пользу альтернативной точки зрения, согласно которой мозг представляет собой единое целое, также говорили факты. Оказалось, что при частичном разрушении одно­го из участков мозга создается возможность компенсировать дефект за счет других сохранив­шихся участков. Мозг действует как единое целое, как сложная функциональная система. При этом, разумеется, кора и весь мозг не могут отрываться от периферической нервной системы. Если афферентация, то есть приток к мозгу бесчисленных нервных импульсов от органов чувств отсутствует (скажем, при искусственной изоляции мозга), то мозг не продуцирует пси­хических феноменов. С другой стороны, как только нарушается функционирование мозга, из­меняется психика (на этом, в частности, основано действие наркотиков). Таким образом, соз­нание связано с деятельностью мозговых структур. Мозг человека представляет собой функ­ционально и структурно дифференцированное целое. С разрушением мозговых структур вза­мен их работают некоторые другие.

Огромный материал для познания человеческого сознания дает антропология - наука о происхождении и эволюции человека. Как известно, человек появился в кайнозойскую или новую эру - в четвертичном периоде или антропогене, длительность которого составляет 1 млн. лет. За этот длительный период изменялся как объем человеческого мозга, так и его морфология, т.е. форма и строение. В соответствии с этим изменялась и совершенствовалась отражательная способность человеческого мозга, совершенствовалась психика, формирова­лось мышление человека как высшая форма отражения.

Характерно, что изменялся не только объем, но и форма мозга. Головной мозг неан­дертальца достиг уже в среднем объема 1400 см3, как и у современных людей. До неандер­тальца наиболее интенсивно увеличивался размер мозга за счет задних его областей (вырас­тал в длину). И только мозг неандертальца дал (за 300-350 тыс. лет) интенсивный сдвиг вы­сотного размера, когда происходит усиленный рост префронтальной (лобной) области, а так­же поднятие и выравнивание поверхности мозга в его своде.

Эволюционная морфология мозга свидетельствует о том, что у Ногтю Зар1епз опреде­ленный размер и вес головного мозга не возрастал и не возрастает сравнительно с поздними палеоантропами. Те индивидуальные вариации данного признака.которые хотя и увеличились по сравнению с палеоантропами не закреплялись генетически, оставаясь биологически ней­тральными, средняя величина мозга остается прежней - начиная с верхнего палеолита и до наших дней. Как видно, социальность и разумность прямо не коррелировались с величиной головного мозга. Зато такая зависимость начинает проступать, когда измерению подвергаются по отдельности длина, ширина и высота головного мозга.

Как в философии, так и в ряде отдельных наук, в художественной литературе, ставит­ся и по-своему осмысливается вопрос, возможно ли создание искусственного интеллекта? Начальную теоретическую основу для формализации мыслительных процессов создала формальная логика Аристотеля. С тех пор задача создания искусственного интеллекта неиз­менно занимала ученых. Достаточно вспомнить, что первую логическую машину создал Р. Луллий (XIII век). Лейбниц мечтал о том, когда люди со временем вместо того, чтобы спорить, будут вычислять. С возникновением кибернетики актуализировалась задача создания искус­ственного интеллекта.

На современном этапе в создании искусственного интеллекта большую роль играют ЭВМ. В ряде случаев благодаря огромному быстродействию ЭВМ на них удается реализовывать сложные математические процедуры, недоступные невооруженному головному мозгу. ЭВМ - усилитель человеческого интеллекта, но создать искусственный интеллект, а не от­дельные его элементы, на современном этапе вряд ли возможно. Для формирования мышле­ния недостаточно только мозгового субстрата или аналогичного ему сложного кибернетиче­ского устройства. Необходимо, чтобы; а) мозговой субстрат был частью активно приспосабли­вающегося к среде организма; б) чтобы этот организм выступал не только как биологический индивид, а был включен в более сложное социальное целое, накапливал бы не индивидуаль­ный, а социальный опыт, был включен в общественно-историческую практику. С этих позиций моделирование человеческого мышления в кибернетике означает не только моделирование мозгового субстрата, но и моделирование жизни и истории развития цивилизации.

Итак, мозг связан с сознанием, но наличие мозга еще не дает сознания. Сознание может развиваться только в условиях культуры, в социальной форме отражения.

К отличительным признакам сознания человека, отличающим его от психики живот­ных, можно отнести:

1) изготовление орудия труда и использование их как средства производства матери­альных благ;

2) целеполагание - функциональное свойство сознания человека, заключающееся в способности сознания конструировать в идеальной форме и полагать в качестве цели образы продуктов деятельности; деятельность как специфически человеческая форма активного от­ношения к природному, сознательному и духовному миру.

3) Абстрактное (понятийное) мышление. Животные лишены понятийного мышле­ния. Формы опосредованного и обобщенного отражения, зачатки которого имеются у живот­ных, в результате длительной исторической эволюции перерастают в специфические челове­ческие формы отражения - язык и мышление.

4) Самосознание - способность рефлексивно относиться к продуктам духовной дея­тельности; выделить себя из окружающего его мира, осознавать свое отношение к миру, себя как личность, свои поступки, интересы, мысли, желания. Становление самосознания обуслов­лено широким социально-культурным контекстом и возникает в процессе деятельности между людьми. Образ своего самосознания включает такие компоненты, как когнитивный - образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости (самопознание); эмоцио­нальной (самоуважение, себялюбие и т.п.); оценочно-волевой (стремление повысить свою самооценку, завоевать уважение и т.д.).

Оно пробуждается в общении, взаимодействии с людьми - носителями культуры и разума. Здесь важнейшая роль в социокультурегенезе сознания принадлежит языку. Язык является материальным носителем сознания, способом его выражения, сохранения и передачи другим людям. Процесс объективации содержания сознания совершается не только в вербальном языке, но и в языке символов, предметов культуры и т.д. Кроме того, язык является средством понимания мира. Он выражает наше видение мира. Язык – это универсальный культурный механизм сохранения и трансляции информации.

Важное значение для формирования сознания индивида имеет социальная среда. Индивидуальность сознания обязательно коррелируется в соответствии с установками, ценностными ориентациями того социального слоя, к которому принадлежит конкретный человек. Жить в обществе и быть свободным от него невозможно. В этом смысле можно утверждать, что сознание есть продукт истории, результат самых различных форм человеческих коммуникаций; оно формируется и развивается в процессе всевозможных форм деятельности.

Взгляд сознания на мир - это взгляд с позиций этого мира культуры и соответствующего ему опыта деятельности.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Проблема сознания в философии. Онтология сознания | Проблематизация человека в философии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 758; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.