КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Генезис сознания: отражение ( информационное взаимодействие) и социокультурогенез
Сознание можно интерпретировать как сложную многоуровневую систему, включающую в себя природно-психические, индивидуально-личностные и социокультурные проекции. Соответственно проблема генезиса (происхождения) сознания может быть рассмотрена на нескольких уровнях: в контексте общеприродной эволюции, в связи со становлением культуры и общества и в аспекте онтогенеза (индивидуального развития человека). Если Р. Декарт и И. Кант объявили сознание первичной реальностью, не детерминированной никакими факторами, то К. Маркс и Ф. Энгельс сформировали идею вторичности сознания, его обусловленности внешними факторами. Сознание есть осознанное бытие. К. Маркс считает, что вне и до реальной человеческой жизнедеятельности сознание не формируется и оно не является исходным теоретико-познавательным отношением человека к миру. Маркс вслед за материалистами-просветителями утверждает, что сознание есть идеальное отражение действительности в голове человека. Развитие форм отражения является генетической предпосылкой сознания. Кроме этого, важное значение имеет развитие и совершенствование мозга и формирование языка. Что собой представляет сознание как отражение действительности? Какие формы отражения предшествовали сознанию? Возникновение сознания было бы чудом без той эволюции различных форм отражения в живой природе, которая является его предысторией. В процессе развития философии и науки было доказано, что вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением, свойством отражения. Это положение поставило перед наукой фундаментальные вопросы о характере отражения как атрибута материи, о специфике различных форм его проявления на всех уровнях эволюции материи, о сознании как высшей форме отражения, связанного с деятельностью головного мозга человека. Отражение характеризует способность материальных объектов в процессе взаимодействия с другими объектами воспроизводить в своих изменениях некоторые особенности и черты воздействующих на них явлений. Тип, содержание и форма отражения определяются уровнем и особенностями системно-структурной организации отражающих объектов, а также способом их взаимодействия с отражаемыми явлениями. Вне и независимо от взаимодействия отражение не существует. Результат процесса отражения проявляется во внутреннем состоянии отражающего объекта и его внешних реакциях. В разработке теории отражения выделяются две концепции: функциональная и атрибутивная. Сторонники функциональной концепции отражения утверждают, что в неорганических объектах есть лишь предпосылки свойства отражения, но не его активное проявление. Сторонники атрибутивной концепции настаивают на всеобщности свойства отражения. По-видимому, в основе этих концепций лежит соответствующее понимание природы информации и информационного взаимодействия. Основные вехи в развитии материи и эволюции свойств отражения следующие. 1) Отражение в неживой природе; 2) Отражение в живой природе; 3) Социальное отражение. Обычно утверждают о наличии трёх уровней отражения: в неживой природе, в живой природе и о социальном отражении или собственно сознании человека и общества. Отражение в неживой природе как информационное отражение дискусссионно. Неживая природа обладает элементарными формами отражения. Отражение в неживой природе на уровне механических и физических систем проявляет слабую активность. Вопрос о переходе от неживой к живой материи недостаточно изучен. На современном этапе в этом плане особого внимания заслуживают данные молекулярной биологии. В молекулах ДНК и РНК зафиксирована и воспроизводится вся необходимая информация, программирующая индивидуальное развитие и преемственность в цепи поколений живых систем. Генетическая информация - это уникальная, специфическая форма отражения предшествующей истории, развития живых объектов в молекулах ДНК. На уровне живой природы можно выделить следующие этапы отражения: Раздражимость - ответная реакция организма на воздействие окружающей среды. Эта форма отражения присуща некоторым видам растений и одноклеточным живым организмам. Специфика этой формы отражения состоит в том, что: организм реагирует на биологически важные факторы; организм реагирует как целое, поскольку нет дифференцированных органов, частей организма; изменения происходят без временного разрыва, так как сохраняющие реакции запускаются сразу. Следующий тип отражения - чувствительность - способность организма иметь ощущения, отражающие отдельные свойства предметов, воздействующих на организм. У низших животных недифференцированны органы чувств. В дальнейшем появляются особые органы чувств, которые образуют центральные нервные узлы у беспозвоночных и центральную нервную систему у позвоночных. В результате формируются органы отражения- ЦНС и головной мозг. Высшей формой биологического отражения является психика. Формирование ее было связано с появлением особого, более мощного, чем на предыдущих уровнях, взаимодействия организма и среды, связанного с ориентировочно-поисковым поведением животных, формированием программ безусловных и условных рефлексов и т.д. Условные рефлексы присущи как высшим животным, так и человеку, но сознание человека качественно отличается от психики животных. Мозг воспринимает воздействия внешней среды и формирует ее идеальный образ. С точки зрения современной нейрофизиологии идеальное есть предметная (относящаяся к предмету), функционально выделенная сторона нейродинамического кода или нейродинамической модели. Информация о внешних предметах, закодированная в электромагнитной волне, проходя через оптическую систему (хрусталик глаза) и попадая на сетчатку, перекодируется в форме нервного импульса, передающегося по зрительному нерву в затылочную часть мозга, где она опять перекодируется на нейронном носителе. Нейродинамический код - это сплав информации об объекте с нейрофизиологическим субстратом. В результате сложнейших процессов, механизм которых не ясен до сих пор, предметная, информационная, предметная часть нейродинамического кода выделяется в идеальный образ, в котором нейрофизиологический субстрат не представлен (элиминирован). Философский анализ идеального образа предполагает ответ на вопрос, что собою представляет сознание с точки зрения его материального носителя – мозга? Сознание не может существовать в отрыве от материи. Это противоречит современной науке. Мозг представляет собой сложную функциональную систему, тончайший нервный аппарат, высшую форму организованной материи в известной нам части Вселенной. От уровня структурной организации мозга зависит и уровень его отражательной способности. Сознание человека формируется в связи с развитием его мозга. Врожденное недоразвитие мозга, как доказывает современная медицина, сопровождается слабоумием, слабостью волевой сферы и т.д. Кора головного мозга состоит из огромного количества нервных клеток - нейронов (до 15 млрд.), что в принципе может позволить одному человеку хранить в уме запас сведений, накопленный человечеством. Если эти клетки расположить в ряд, то они образуют цепь длиной 15 тыс.км. Каждая из них посредством отросточков (длинных - аксонов и коротких - дендритов) находится в контакте с тысячами других, образуя в целом ажурную сеть с неисчислимым множеством связей, уходящим по нервным волокнам к нервным окончаниям органов чувств. Учение о мозге прошло длительную историю, в которой выделяются две основные тенденции: концепция строгой локализации психических явлений и точка зрения, согласно которой мозг функционирует как единое целое. В начале XIX века австрийский ученый Ф. Галль попытался построить органологию мозга. Он рассматривал мозг как совокупность органов, в которых будто бы помещаются память, родительская любовь, поэтический талант, хитрость, преданность и т.д. В пользу данной концепции накапливался материал. Так, было обнаружено, что разрушение лобной извилины левого полушария ведет к поражению речи. При поражении левой височной области человек перестает слышать и воспринимать чужую речь. Была установлена связь зрения с затылочными долями полушарий, а слуха - с височными. Эта линия исследований продолжается до сих пор. Материалы показывали, что ряд эмоций и психических состояний весьма однозначно вызываются путем электрического раздражения определенных пунктов головного мозга. При помощи этого метода возможна активизация или подавление таких психических состояний, как боль, тревога, страх, агрессивность, удовольствие и другие. Все это указывает на чрезвычайно большую ответственность за использование достижений науки о мозге. Были обнаружены центр удовольствия, неприятности, пункт ярости и т.п. Однако в пользу альтернативной точки зрения, согласно которой мозг представляет собой единое целое, также говорили факты. Оказалось, что при частичном разрушении одного из участков мозга создается возможность компенсировать дефект за счет других сохранившихся участков. Мозг действует как единое целое, как сложная функциональная система. При этом, разумеется, кора и весь мозг не могут отрываться от периферической нервной системы. Если афферентация, то есть приток к мозгу бесчисленных нервных импульсов от органов чувств отсутствует (скажем, при искусственной изоляции мозга), то мозг не продуцирует психических феноменов. С другой стороны, как только нарушается функционирование мозга, изменяется психика (на этом, в частности, основано действие наркотиков). Таким образом, сознание связано с деятельностью мозговых структур. Мозг человека представляет собой функционально и структурно дифференцированное целое. С разрушением мозговых структур взамен их работают некоторые другие. Огромный материал для познания человеческого сознания дает антропология - наука о происхождении и эволюции человека. Как известно, человек появился в кайнозойскую или новую эру - в четвертичном периоде или антропогене, длительность которого составляет 1 млн. лет. За этот длительный период изменялся как объем человеческого мозга, так и его морфология, т.е. форма и строение. В соответствии с этим изменялась и совершенствовалась отражательная способность человеческого мозга, совершенствовалась психика, формировалось мышление человека как высшая форма отражения. Характерно, что изменялся не только объем, но и форма мозга. Головной мозг неандертальца достиг уже в среднем объема 1400 см3, как и у современных людей. До неандертальца наиболее интенсивно увеличивался размер мозга за счет задних его областей (вырастал в длину). И только мозг неандертальца дал (за 300-350 тыс. лет) интенсивный сдвиг высотного размера, когда происходит усиленный рост префронтальной (лобной) области, а также поднятие и выравнивание поверхности мозга в его своде. Эволюционная морфология мозга свидетельствует о том, что у Ногтю Зар1епз определенный размер и вес головного мозга не возрастал и не возрастает сравнительно с поздними палеоантропами. Те индивидуальные вариации данного признака.которые хотя и увеличились по сравнению с палеоантропами не закреплялись генетически, оставаясь биологически нейтральными, средняя величина мозга остается прежней - начиная с верхнего палеолита и до наших дней. Как видно, социальность и разумность прямо не коррелировались с величиной головного мозга. Зато такая зависимость начинает проступать, когда измерению подвергаются по отдельности длина, ширина и высота головного мозга. Как в философии, так и в ряде отдельных наук, в художественной литературе, ставится и по-своему осмысливается вопрос, возможно ли создание искусственного интеллекта? Начальную теоретическую основу для формализации мыслительных процессов создала формальная логика Аристотеля. С тех пор задача создания искусственного интеллекта неизменно занимала ученых. Достаточно вспомнить, что первую логическую машину создал Р. Луллий (XIII век). Лейбниц мечтал о том, когда люди со временем вместо того, чтобы спорить, будут вычислять. С возникновением кибернетики актуализировалась задача создания искусственного интеллекта. На современном этапе в создании искусственного интеллекта большую роль играют ЭВМ. В ряде случаев благодаря огромному быстродействию ЭВМ на них удается реализовывать сложные математические процедуры, недоступные невооруженному головному мозгу. ЭВМ - усилитель человеческого интеллекта, но создать искусственный интеллект, а не отдельные его элементы, на современном этапе вряд ли возможно. Для формирования мышления недостаточно только мозгового субстрата или аналогичного ему сложного кибернетического устройства. Необходимо, чтобы; а) мозговой субстрат был частью активно приспосабливающегося к среде организма; б) чтобы этот организм выступал не только как биологический индивид, а был включен в более сложное социальное целое, накапливал бы не индивидуальный, а социальный опыт, был включен в общественно-историческую практику. С этих позиций моделирование человеческого мышления в кибернетике означает не только моделирование мозгового субстрата, но и моделирование жизни и истории развития цивилизации. Итак, мозг связан с сознанием, но наличие мозга еще не дает сознания. Сознание может развиваться только в условиях культуры, в социальной форме отражения. К отличительным признакам сознания человека, отличающим его от психики животных, можно отнести: 1) изготовление орудия труда и использование их как средства производства материальных благ; 2) целеполагание - функциональное свойство сознания человека, заключающееся в способности сознания конструировать в идеальной форме и полагать в качестве цели образы продуктов деятельности; деятельность как специфически человеческая форма активного отношения к природному, сознательному и духовному миру. 3) Абстрактное (понятийное) мышление. Животные лишены понятийного мышления. Формы опосредованного и обобщенного отражения, зачатки которого имеются у животных, в результате длительной исторической эволюции перерастают в специфические человеческие формы отражения - язык и мышление. 4) Самосознание - способность рефлексивно относиться к продуктам духовной деятельности; выделить себя из окружающего его мира, осознавать свое отношение к миру, себя как личность, свои поступки, интересы, мысли, желания. Становление самосознания обусловлено широким социально-культурным контекстом и возникает в процессе деятельности между людьми. Образ своего самосознания включает такие компоненты, как когнитивный - образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости (самопознание); эмоциональной (самоуважение, себялюбие и т.п.); оценочно-волевой (стремление повысить свою самооценку, завоевать уважение и т.д.). Оно пробуждается в общении, взаимодействии с людьми - носителями культуры и разума. Здесь важнейшая роль в социокультурегенезе сознания принадлежит языку. Язык является материальным носителем сознания, способом его выражения, сохранения и передачи другим людям. Процесс объективации содержания сознания совершается не только в вербальном языке, но и в языке символов, предметов культуры и т.д. Кроме того, язык является средством понимания мира. Он выражает наше видение мира. Язык – это универсальный культурный механизм сохранения и трансляции информации. Важное значение для формирования сознания индивида имеет социальная среда. Индивидуальность сознания обязательно коррелируется в соответствии с установками, ценностными ориентациями того социального слоя, к которому принадлежит конкретный человек. Жить в обществе и быть свободным от него невозможно. В этом смысле можно утверждать, что сознание есть продукт истории, результат самых различных форм человеческих коммуникаций; оно формируется и развивается в процессе всевозможных форм деятельности. Взгляд сознания на мир - это взгляд с позиций этого мира культуры и соответствующего ему опыта деятельности.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 818; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |