КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Пространство права
Пространство – фундаментальное (наряду с временем) понятие человеческого мышления; всеобщая форма бытия материального мира, характеризующая протяженность, соразмерность его структурных форм и образований. Свойства пространства определяются характером, уровнем и скоростью материального движения. В истории развития представлений о П. это понятие, как и понятие времени, прошло этапы мифопоэтического (религиозно-мифологического), натурфилософского и научного осмысления. Любое пространство следует понимать не как абстрактную евклидову схему, а как некий сгусток, центр бытия, подчиненный определенным законам, и поэтому имеющий свою специфическую форму. Пространство является своеобразной реальностью, имеющей свою внутреннюю структуру, организованную по определенным законам, и должно постигаться в соответствии с этими законами. Правовое пространство – это граница объектов, качественное своеобразие которых формируется правом. Правовое пространство образуется на пересечении 1) индивидуального, 2) группового и 3) социального бытия. Индивидуальные и общие интересы составляют пространство правового бытия в той части, в какой для их сохранения требуется наличие безусловно обязательного нормативного порядка, опирающегося на легитимное принуждение. Для того чтобы индивидуальное бытие вошло в пространство права, культура должна выработать концепцию человека как личности, обладающей правами. В западной традиции такая концепция была предложена итальянскими гуманистами эпохи Возрождения, в частности, Дж. Пико Делла Мирандолой, написавшим трактат "О достоинстве человека". Впоследствии, в Новое время, эта концепция была положена в основу политико-правовой доктрины либерализма. Правовое пространство индивидуального бытия очень неопределенно и его сложно локализовать, не вторгаясь при этом в святая святых каждой личности – систему ценностей, обеспечивающих идентичность человека. Объектом права в положительном смысле являются те индивидуальные потребности и интересы, которые могут быть удовлетворены сообща и ради которых человек готов пожертвовать частью своей свободы. Отдельный индивид становится полноценным объектом правовой защиты только в политико-правовой модели либерализма, в которой появляется понятие прав человека. Быть человеком – значит обладать правами. Эти права перечислены и закреплены в основных законах многих стран и во многих международных правовых актах. Но дискуссия о правах человека, которая ведется все 50 лет, прошедшие после принятия "Всеобщей декларации прав человека", показывает, что многими странами и культурными регионами навязывание западного понимания прав человека воспринимается как попрание суверенитета и вмешательство во внутренние дела. Это свидетельствует о том, что право тесно связано с культурой и его требования не могут входить в противоречие с культурным своеобразием. Для Китая, Индии и других стран традиционного мусульманского и буддистского Востока главной ценностью являются не права человека, а права общества, на защиту которых и ориентированы правовые системы. Правовое пространство образуют также групповые интересы. Под "социальной группой" понимается локальная социальная общность, обособившаяся на основе прагматического интереса или системы метафизических ценностей, общих для членов данной группы. В последнем случае социальная группа является особой культурной общностью. Подобно тому, как индивид заинтересован в сохранении пространства своей свободы, группа стремится к защите своего группового интереса, к сохранению своей уникальности. Группа является промежуточным звеном между индивидом и политическим сообществом, зачастую представляет в нем индивидуальные интересы. Долгое время социальные группы не рассматривались как объекты правового регулирования. Ведь любая группа выступает как носитель специфического интереса, который отличается от общего интереса. Главным же показателем справедливости права считалось равное внимание ко всем участникам социальных отношений, отсутствие пристрастности. Хотя в действительности право выступало на стороне экономически и политически господствующего класса, западные демократии последовательно и упорно пытались реализовать этот принцип справедливости в реальной политико-правовой практике. Тем не менее, за свои особые (а не равные) права борются женщины, пожилые люди, глухонемые, представители малых народов Севера и многие другие группы. Сохранение уникальности рассматривается как главное условие идентичности, а всякое покушение на неё расценивается как проявление несправедливости. Таким образом, границы права образуют: индивидуальная свобода, частный интерес и общее благо. Эти три перспективы право должно соединить в одной плоскости таким образом, чтобы общественный порядок был солидарным и справедливым. Кроме того, в пространство права попадает не только индивидуальное и социальное бытие человека, но и бытие природы. Право регулирует не саму природу, а отношения между ней и человеком, возникающие в процессе создания культуры. Природа нуждается в такой же правовой защите, как индивидуальные и коллективные права. Таким образом, можно сделать вывод, что правовое пространство не имеет четкой локализации и представляет собой ту часть индивидуальной, социокультурной и природной реальности, которая подлежит правовому регулированию. Оно неоднородно, дискретно, подвержено изменениям.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1731; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |