КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Причинность в праве
Время права. Время – всеобщая форма бытия, выражающая длительность и последовательность событий мира. В содержание общего понятия В. входят аспекты, отображаемые более специальными понятиями: одновременности, временной последовательности, длительности, а также идея направленности, включающая в себя представление о прошлом, настоящем и будущем. Свойства В. определяются характером и уровнем материального движения, в соответствии с чем правомерно различать физическое, биологическое, социальное, художественное В. и т.д. Отражением объективного В. является субъективное В. На ранних этапах развития человечества представление о В. носило циклический характер, что было вызвано исключительной важностью для человеческого существования циклических процессов. Позднее постепенно выработалось линейное представление о В. См.: «Осевое время». Правовое бытие имеет и временное измерение: любая правовая система, норма и закон права существуют определенный отрезок времени и затем или исчезают вовсе, или трансформируются. Иногда в законе прямо указывается срок, в течение которого он действует, но чаще всего «жизнь» правовой нормы тесно связана с той реальностью, которую она упорядочивает. Социально-политические и экономические изменения приводят к появлению новых общественных институтов и отношений и, как следствие этого, становятся ненужными законы, лишившиеся своего объекта. Время выступает также в качестве индикатора качественных изменений права: сравнивая между собой правовые системы, разделенные временным интервалом, можно проследить, как шло развитие права. При этом, разумеется, речь идет об одной и той же системе права, но в разное время. Если сравнивать естественно-правовую и эмпирико-позитивистскую парадигмы, то в первой влияние времени на право практически игнорируется. Правовой позитивизм, напротив, считает, что любое право является продуктом определенного места и времени.
Причинность (каузальность; от лат. causa - причина) – определенное внутреннее отношение между явлениями, такая их связь, при которой всякий раз за одним следует другое. Причина – это явление, вызывающее к жизни др. явление; результат действия причины – следствие. Причину можно установить только на основе рассуждения. В логике разработаны определенные методы проведения таких рассуждений, получившие название принципов, или канонов, индукции. Первая формулировка этих принципов была дана еще в нач. 17 в. Ф. Бэконом. Систематически они были исследованы в 19 в. Дж.Ст. Миллем. Детерминация (от лат. determinatio - определение) – причинная обусловленность явлений и событий. Под причиной в положительном праве выступает сила, вызывающая развитие событий в одном из возможных направлений. Эта сила может быть достаточно сложной по своей структуре. Право подвержено изменениям и важно знать источники и механизмы, лежащие в основе таких изменений, а также цели, в направлении которых право изменяется. Под «изменением» понимается приобретение правом новых признаков и свойств или же утрата имеющихся признаков и свойств. Изменения происходят под воздействиям одного или нескольких факторов, образующих причину изменения. Причины, вызывающие необходимость изменения объекта, могут быть внешними и внутренними. Взаимосвязь между причиной и вызванным ею результатом, называется причинной связью. Основную причину изменений правовой реальности следует искать в обществе. Кардинальные социальные трансформации, сопровождаемые сменой эпох, происходят не так часто, но именно они влекут за собой изменение правовых систем. Основной причиной изменения права выступает неспособность прежнего права функционировать в новых условиях. Изменяясь под воздействием социально-экономических преобразований, право, впоследствии, само становится важным фактором, условием общественных изменений. Изменения в праве, происходящие в ходе социальных революций, носят радикальный, качественный характер. Менее существенные, количественные изменения в праве происходят постоянно и инициируются как извне, так и изнутри. С инициативой внесения поправок в действующее законодательство выступают парламентарии, лоббирующие интересы определенных социальных и региональных групп, правительство, нуждающееся для реализации экономических и социально-экономических задач в соответствующих законах, глава государства, когда для повышения эффективности государственного управления ему необходим определенный правовой режим. «Изнутри» импульсы к совершенствованию права исходят, прежде всего, со стороны судов различных уровней. Суды как основная право-применительная инстанция чаще сталкиваются с несовершенством правовых норм как с точки зрения их содержания, так и механизмов применения, видят противоречия между различными законами и нормами права. Предлагаемые ими изменения направлены на устранение противоречий в праве, совершенствование механизмов его функционирования. Таким образом, право является продуктом специфических условий развития западной культуры и с XVII столетия становится необходимым фактором существования и развития этой культуры, роль которого постоянно повышается и расширяется в направлении статуса универсального нормативного принципа.
3. ПРАВО И СПРАВЕДЛИВОСТЬ
" Юстиция ", в самом широком смысле этого слова понимаемая как правосудие, на латыни означает "справедливость" и изображается в виде женщины с завязанными глазами, держащей в руке весы. Справедливость – это, в первую очередь, беспристрастность, объективность. С максимой справедливости тесно связано понятие равенства. Справедливым считается то, что одинаково прилагается ко всем. Но требования равенства относятся, разумеется, только к сущности человека и не могут затрагивать внешних характеристик: люди не равны по физическим и интеллектуальным способностям, происхождению, социальным и географическим условиям, в которых они живут. Поэтому применять требование равенства, в буквальном смысле слова, к неравным людям будет несправедливо. В древнегреческой философии справедливость считается одной из главных добродетелей, наряду с мудростью, храбростью и дружественностью. По Платону чувство справедливости в отдельном человеке является следствием гармонии его души. Он различал в душе три составляющих: разум, сердце и чувства. Нормальным проявлением разума является мудрость; нормальное проявление сердца – мужество; чувств – умеренность и сдержанность. Правильное взаимоотношение этих трех сторон, при котором разум является руководителем, чувственные вожделения подчиняются разуму, а сердечная энергия помогает высшему подчинять себе низшее, – такая гармония души и есть справедливость. Нормальное государство как целостный организм и любое сообщество людей строятся с учетом принципа справедливости. Как и в отдельном человеке, государственная справедливость образуется гармонией или равновесием основных добродетелей. Разумной части души соответствует класс правителей или кормчих. Их собственная добродетель есть мудрость. Отсюда берет начало идея Платона о том, что государством должны управлять философы. Сердечной энергии соответствует добродетель мужества, главными носителями которой считаются воины. И, наконец, чувственным страстям в отдельном человеке в обществе соответствует в обществе класс людей, занятых физическим трудом. Добродетелью этого класса является сдержанность или умеренность. Общественная справедливость, таким образом, у греков понималась по аналогии со справедливостью в отдельном человеке. Римское право выявило разные трактовки справедливости с позиции права и нравственности. Положительное право всегда отстает от жизни. Уже в Древнем Риме указывали на различие между легальным правом и судебной практикой, проводящей начала справедливости. Строгому римскому праву (strictum jus) противополагалось преторское право, исходящее из начала справедливости (acquitas), которое понималась в самом широком смысле и синонимом которой у юристов классической эпохи служила „добрая воля" (bona fides). Так, в России Екатерина II ввела так называемые "совестные суды", судившие на основе не одних только законов, но и по "естественной" справедливости. Им было предписано руководствоваться человеколюбием, почтением к особе ближнего и отвращением к угнетению. Совестные суды существовали в России до середины XIX века и занимались в основном спорными делами между родителями и детьми. У Гегеля справедливость требует, чтобы каждый индивид имел собственность. Это является следствием более фундаментальных основ европейской культуры, которые считали права индивида основополагающим принципом социального бытия. Право же рассматривалось как наиболее надежное средство защиты собственности индивида, а также как главное мерило социальных отношений. Именно право является главным гарантом справедливости. Справедливость имманентна праву, а право, следовательно, справедливо по своей природе. Сравнительный анализ показывает, что за одинаковыми казалось бы словами, на самом деле скрывается различное содержание, а смысл и ценность справедливости в каждой культуре специфичны. Универсальность самой идеи справедливости объясняется тем, что все народы живут в сообществах и поэтому сталкиваются с необходимостью организовывать свою общественную жизнь с помощью определенных правил, стараясь при этом установить наилучшие правила и всячески препятствовать их нарушению. Содержание же и смысл принципа справедливости не являются универсальными. В большинстве традиционных культур справедливость понимается не как способ уравнять шансы отдельных атомов общества, стремящихся к максимизации своих "доходов". Справедливость – это модус умеренного и слаженного бытия. Справедливость во многом сводится к поддержанию гармонии. Что принципиально важно, так это акцент не на индивиде, не на "Я", а на общем универсуме, на "Мы". Поэтому и принципиальной для Запада дихотомии "права-обязанности" здесь не существует. В западной культурной традиции справедливость связана с правами индивида и чаще всего её рассматривают как количественную меру общественного требования и воздаяния. В зависимости от того, как понимается "равенство" и что именно и за что воздается, различаются учения о справедливости. Принципиально важным для западной традиции в понимании справедливости является то обстоятельство, что такая справедливость не существует, пока она не установлена. Справедливое устройство общества – дело законодателя. Оно почти всегда понимается как идеал, к которому нужно стремиться. Долгое время в интерпретации справедливости монопольное положение принадлежало политико-правовому либерализму. Он оформился в Европе в XVII-XVIII столетиях как политическая система, наиболее полно отвечающая интересам свободы индивида, его правам на собственность, личную инициативу и ответственность. В классическом либерализме справедливость сопряжена с правом и не имеет отчетливо выраженного нравственного оттенка. Однако во все времена, с момента появления права как социального института, проблемой было то, что правовое пространство не совпадает с индивидуальным и социальным пространством. Существуют зоны, в которых право не действует и для характеристики которых Э. Дюркгейм ввел понятие "аномии". В конце XX столетия, даже в самых развитых во всех отношениях странах – США, Франции, Канаде, Швеции – в крупных городах существуют зоны аномии, в которых федеральные и местные законы оказываются бессильными. Как правило, зоны аномии – это районы компактного проживания люмпенизированной части общества или этнически однородных групп – эмигрантов из стран Африки, Азии, Латинской Америки, а в последнее время – из Восточной Европы и России. В этих районах действуют "свои" законы, в которых воплощаются "свои" идеалы справедливости и блага. Можно привести примеры, когда государства намеренно и законодательно вводят "двойные правовые стандарты" внутри страны, преследуя цель обеспечения справедливости. К примеру, в США, созданы специальные национально-культурные резервации для коренных жителей страны –индейцев – с целью обеспечения им привычных условий жизни. Это как бы "государство в государстве". То же самое мы видим в Австралии по отношению к аборигенам, в Швеции и Норвегии по отношению к народностям Крайнего Севера. Эта, очень гибкая правовая практика вполне оправдана и приносит свои плоды. Интересами справедливости объясняют свои действия такие общественные инстанции, как профсоюзы, церковь, политические партии. Однако с 80-х годов нашего столетия происходят кардинальные изменения в концепции справедливости, а это, в свою очередь, повлекло за собой и изменения в статусе права. В настоящее время в западной философско-правовой мысли доминируют два подхода к проблеме справедливости: 1) неолиберальный, представленный Дж. Ролзом, Р. Дворкиным, Ю. Хабермасом; 2) коммунитаристский, разрабатываемый А. Макинтайром, М. Вальцером, Ч. Тэйлором. Эти подходы различаются как в содержательной интерпретации справедливости, так и в понимании роли права в реализации идеала справедливости. Для неолиберальной концепции главной целью и критерием справедливости выступает свобода, а для коммунитаристской – благо. Первая понимает справедливость как честность, а вторая – как равенство в условиях ценностного плюрализма. 1) Дж. Ролз считается классиком современной западной философии права, а его концепция справедливости как честности направлена на обоснование политического либерализма в новых условиях. Ролз пытается свести глубоко продуманные суждения о справедливости, исходящие от компетентного в моральных вопросах человека, в связную и непротиворечивую систему, добиться так называемого "рефлективного равновесия". Таким способом формулируются принципы справедливости, которые и служат нормативно-критическим масштабом для оценки конкретных проявлений справедливости. Если внимательно проанализировать предпринимаемое Ролзом обоснование принципа справедливости, то окажется, что он предполагает существование некого "смысла справедливости". В этом априорно полагаемом смысле уже содержится руководящий нормативный принцип – беспристрастность. Утверждать о наличии такого смысла позволяют те качества, которыми Ролз наделяет как процедуру справедливой оценки, так и субъекта, эту оценку осуществляющего, а именно: • решение однотипных случаев должно производиться одинаковым способом; • у всех участников спора должна быть возможность высказать свою точку зрения; • суждение не должно иметь ни положительного, ни отрицательного воздействия на лицо, выносящее это суждение; • на выносимое суждение не должен влиять собственный интерес субъекта в этом деле. Эти требования составляют содержание принципа процедурной справедливости, которое, в свою очередь, вытекает из принципа беспристрастности. В теорию справедливости Ролза входит и такая важная составляющая, как идея рационального благоразумного выбора. Вариацией принципа беспристрастности при выведении принципов справедливости у Ролза является "пелена неведения", суть которой в том, что, вступая в социальные отношения, индивид не обладает никакой предварительной информацией, которая могла бы способствовать его пристрастности. Поэтому он и ведет себя максимально объективно, ибо не уверен, в каком социальном статутсе он окажется в будущем, и не окажут ли на него влияния те принципы, в создании которых он участвует сейчас. Главным средством обеспечения так понимаемой справедливости Ролз (и неолиберализм в целом) считает право. 2) Коммунитаристы выступают против понимания общества как республики свободного выбора и настаивают на том, что главной ценностью является не свобода, а благо. Они исходят из того, что современное общество представляет собой совокупность мультисфер, блага в каждой из которых распределяются по собственным стандартам. Поэтому и представления о справедливости подпитываются из специфических для этих сфер традиций. Единое для всего общества понимание справедливости невозможно, ибо население не является однородным, а дифференцировано по самым разным основаниям. Главные события, связанные с распределением прав и обязанностей, происходят в локальных группах, и поэтому принципиальное значение имеет социокультурный контекст. На первый план выходит микросправедливость. Людей интересуют не какие-то абстрактные проблемы, а простой вопрос: "Получаю ли я столько же, сколько тот, кто работает рядом со мной". В человеческой повседневности достаточно легко показать, что является справедливым, а что – нет. Мир Ролза существует только в головах философов и интеллектуалов, а обычные люди не имеют в своем распоряжении единого представления о справедливом порядке. Справедливость здесь является локальной, контекстуальной и относительной. Такая констатация звучит достаточно пессимистично для права, ибо право выступает как универсальная инстанция справедливости и отстаивает принципы справедливости, общие для всех. Если же принять точку зрения коммунитаристов (которая очень популярна в последнее время на Западе), то следует признать факт децентрализации общественной жизни, перенесение основных событий в локальные сообщества с собственными интересами, часто несовместимыми между собой. Внутри этих местных сообществ основным принципом организации является мораль, а не право. Поэтому возникают предложения отказаться от идеи справедливости как легитимирующей идеи права и заменить её другими, более применимыми в условиях современного плюрального общества. Предлагаются, в частности, идеи свободы, равенства, блага, солидарности. Однако все указанные выше идеи, претендующие на то, чтобы занять место идеи справедливости, при ближайшем рассмотрении, оказываются конкретизациями последней, которая концентрирует в себе все социальные ценности и индивидуальные добродетели. Таким образом, можно сделать вывод, что правовые нормы, отличающиеся от других социальных норм своей безусловной обязательностью, универсальностью и возможностью использовать легальное принуждение, нуждаются в оправдании такого принуждения со сторону внепра-вовых инстанций. Оправдать правовое принуждение вне перспективы справедливости нельзя, ибо любая попытка оправдания через позитивные институты будет неполной, так как сами эти институты нуждаются в легитимации. Необходима нормативно-оценочная или критическая легитимация, которая опирается на допозитивные и сверхпозитивные основания. Таким основанием является идея справедливости, о возможности совмещения которой с правом и солидарностью говорилось ниже. Поскольку правовое бытие включает в себя правовое пространство, правовое время, правовые нормы и идею права, то есть является комплексным объектом, то резонен вопрос о том, какой из структурных компонентов бытия права выполняет главную, системообразующую функцию. В зависимости от ответа на этот вопрос различаются школы в праве: • естественно-правовые теории и психологическая школа считают, что главным в праве является идея, одухотворяющая его; • позитивистские и нормативистские школы главным компонентом права считают правовые нормы; • социологические теории утверждают, что сущность права определяется правовыми отношениями. Мы придерживаемся мнения, что сущностной основой права является идея, лежащая в его основе и придающая праву надпозитивную значимость. Эта идея служит свидетельством того, что социальный порядок, защищаемый правом, легитимирован "свыше". Идея воплощается в правовых нормах и правовых отношениях. Часто бывает так, что закон, реальное воплощение права не соответствуют идее права. Тогда закон перестает быть правовым. Рассмотрение специфики правового бытия будет неполным без анализа проблемы универсальности права. То обстоятельство, что на Западе право является неотъемлемой частью культуры, вовсе не свидетельствует, что и в других цивилизациях оно занимает такое же место. Философ и теоретик права Сурия Пракаш Синха утверждает, что право не является универсальным феноменом: "Право не есть универсальное явление; оно есть жизненный принцип, возникший в западной цивилизации и существующий в качестве результата особой историчности этой цивилизации; другие цивилизации, со своей стороны, развили свои собственные принципы моральной жизни, не оформленные как право, и если имеет место определенная рецепция некоторых аспектов правовой культуры в культурах, организованных не по правовому принципу (это происходит прежде всего в экономической области), все же это не означает замены правом фундаментальных жизненных принципов этих цивилизаций". Отрицание универсального характера права является частным случаем антиуниверсалистских тенденций в современном обществоведении и связано с длительной практикой навязывания западных политических, экономических и правовых стандартов за пределы западной культуры. Признавая обоснованность такой резкой реакции, мы, тем не менее, склонны считать, что альтернативы праву в современном мире просто нет. Как бы ни противился, к примеру, Китай, внедрению права в практику жизни, он вынужден допускать право в связи с тем, что экономическая жизнь в современном мире становится единой, и поэтому нуждается в правовом регулировании. Хозяйственная и финансовая сфера должны подчиняться единым правилам. То же самое касается области международных политических отношений, которые требуют выработки единого права, опирающегося на международные институты, обладающие возможностью применения принуждения. Какими бы глубокими ни были межкультурные и внутрикультурные разногласия, всегда существует возможность консенсуса по общим для всех вопросам. Принцип формального равенства, присущий праву, дает надежду на то, что именно право, а не религия, мораль и политика оказывается в состоянии обеспечить порядок в плюральном общественном пространстве.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Все сказанное выше по поводу правового бытия, позволяет сделать несколько выводов. 1. Правовое бытие представляет собой ту часть социальной реальности, которая находится под воздействием права. 2. Основными онтологическими параметрами правового бытия являются пространство, время и причинность. 3. Правовое бытие неоднородно, дискретно, асимметрично. В ситуации культурного плюрализма происходит децентрализация правового бытия, распад его на локальные правовые сферы, не всегда увязанные в единую систему. 4. В современных философско-правовых концепциях правовое бытие рассматривается не как статичная и завершенная реальность, а как процесс постоянного воспроизводства права.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1727; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |