Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Преступные формы государственности

Утопия и антиутопия

Утопия (от греч. ou - не и topos - место) – обозначение «места, которой нет», т.е. несуществующего, идеального государства или общества, где совместная жизнь людей носит черты «золотого века», свободна от зла и противоречий. У. – нормативно-ценно­стная модель должного, жела­емого, идеального обществен­ного устройства как антитезы сущего, несовершенного соци­ального порядка. У. представ­ляет собой сквозную тему ми­ровой духовной жизни, обле­кавшуюся в ряд культурных форм мифологического, религиозного, философского, социологического и литера­турно-художественного ха­рактера. Самая древняя из У. – ми­фологема Золотого века как доправового, докультурного состояния, при котором ес­тественная добродетельность людей исключала необходи­мость в каких-либо внешних регуляторах их повседневно­го поведения. В 20 в. У. превратилась в основном в форму социальной критики и предостережения будущих поколений от угроз тоталитаризма (антиутопии).

Антиутопия – художественная модель неправового государства с репрессивно-запретительским законодательством (романы Е. Замятина «Мы», О. Хаксли «О, дивный новый мир», Дж. Оруэлла «1984» и др.). По сути, уже утопии Платона, Т. Мора, Т. Кампанеллы могли бы по своему содержанию быть причислены к А., поскольку репрессивно-ограничительные начала играли в них определяющую роль.

 

Деспотизм (от греч. despoteia - неограниченная власть)– форма сомодержавной неограниченной власти одного человека; неправовая форма государственного управления, проявляющаяся в неоправданно жестком и систематическом нарушении властями естественных прав граждан, в подавлении свободной воли и уничтожении достоинства личности. В условиях Д. отношения между властью и народом строятся в русле антагонистической парадигмы, предполагающей, с одной стороны, неограниченное господство, а с другой – беспрекословное повиновение. Греки называли «Д.» «владыку» или «правителя» несвободного государства. Особенно четкое определение восточному Д. дал Монтескьё в книге «О духе законов».

Восточный деспотизм – концепция Монтескьё, согласно которой климат и физическая география влияют на политические структуры. К В.д. апеллировал Маркс при рассмотрении азиатского способа производства, а также К. Виттфогель в своей книге «В.д.» (1957). Согласно Виттфогелю, восточные страны зависели от обширных ирригационных систем, эксплуатация которых требовала централизации усилий.

Тирания – извращенная форма монархии, при которой монарх правит в собственных интересах. В более широком смысле – злоупотребление правом принуждения в условиях отсутствия верховенства закона, что обычно связано с правлением диктатора и бесправным положением граждан, а то и вообще с терроризмом

Охлократия (от греч. оcnlos - толпа, чернь и kratos - власть; букв. «власть толпы») – понятие, использо­вавшееся Аристотелем в его «Политике» для обозначения одного из превратных проявле­ний демократии, когда власть оказывается в руках демаго­гов, выдвинувшихся из тол­пы и потакающих ее капри­зам, эмоциям и быстро меня­ющимся пристрастиям.

Авторитаризм (от лат. auctoritas –влияние, власть) – 1) политический режим неправового характера; 2) власть, осуществляющая свои функции путем систематического нарушения естественных прав человека; 3) тип сознания, признающего необходимость принудительно-насиль-ственных методов управления.

Бонапартизм – обозначение диктаторского режима, сложившегося во Франции при Наполеоне Бонапарте (Наполеоне I, 1799-1815), и его племяннике Луи Бонапарте (Наполеоне III, 1851-1870), т.н. разновидность автократии, неограниченная власть вождя, проводящего политику лавирования между противоборствующими сторонами.

Идеократия (от греч. idea - понятие, идея; kratos - власть) – государ­ство с авторитарным режимом, где идеология нацелена на всеобъемлемость своего влияния, на тотальную всеохватность умов и насильственное пога­шение всего особенного и не­стандартного.

Олигархия – власть узкой группы лиц. Аристотель проводил различие между правителями, которые правят в общих интересах (аристократия), и правителями, которые правят в собственных интересах (олигархия).

Тоталитаризм – диктаторская форма централизованного управления, регулирующая все аспекты деятельности как индивида, так и государства. Тоталитарными изначально назывались фашистские и коммунистические режимы.

Диктатура – в современном понимании – безраздельное, не ограниченное ни законами, ни конституцией, ни любыми другими политическими или социальными факторами государственное правление. В Древнем Риме «диктаторами» называли магистратов городов, которым в чрезвычайных обстоятельствах давались неограниченные полномочия. В 20 в. диктаторское правление было необходимым и определяющим компонентом тоталитарных режимов.

Диктатура пролетариата. В СССР концепция диктатуры была узаконена идеей Маркса об исторической необходимости диктатуры пролетариата, которая должна установиться после революции и покончить с буржуазией. В понимании Маркса, Д.п. – переходный период от капиталистического общества к коммунистическому, при котором государство не может быть не чем иным, как революционной диктатурой пролетариата («Критика Готской программы», 1875). Несовместимость коммуны и диктатуры – одно из противоречий в трудах Маркса.

Тоталитарное государство – властная мегаструктура, прак­тикующая сверхжесткую и всеобъемлющую регламента­цию всех сторон обществен­ной жизнедеятельности. Полагая, что все граждане должны быть равны в своем бесправии, оно строит свои отношения с ними на основа­нии нетерпимости к инако­мыслию и инакодействию. Для Т.г. неприемлема идея гражданского общества как равновеликой силы, рассмат­ривающей индивида не в ка­честве подданного государ­ства, а как эмансипированное, частное лицо, имеющее свои особенные жизненные цели. Поскольку гражданское об­щество способно приумень­шить властные функции Т.г., последнее беспощадно иско­реняет его ростки.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Модели государственности | Государственные (политические) преступления и их виды
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 259; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.